Индивидуально-ориентированная программа работы с семьей
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Антонова Надежда Александровна

Индивидуально-ориентированный маршрут учителя -логопеда, учителя-дефектолога, педагога- психолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iopr-2.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуально-ориентированная программа работы с семьей на 2012 - 2013 учебный год

Фамилия, имя ребенка, пол, дата рождения:  К, дев., 24.05.2007.

Программа составлена (кем): ведущими специалистами Л. А.А. (педагог-психолог), Антоновой Н.А. (учитель дефектолог, учитель логопед) и мамой

Краткое описание состояния ребенка:

К. стала откликаться на имя, смотрит на взрослого, который к ней обращается. У девочки сохраняется полевое поведение, облизывает предметы, тащит в рот. В некоторых ситуациях проявляет слабую заинтересованность объектом (коляска) или действием (постоянные убегания от взрослого). Часто проявляет протестное поведение. В качестве протестных реакций, убегает от взрослых, начинает ходить по кругу, либо разбрасывает предметы, рвет коробки, перестает откликаться на имя, падает на пол, отказывается от действий с предметами. Появляются стереотипные движения в состоянии дискомфорта, такие как почесывание рук, кручение пальцами перед глазами. Появилось плаксивое настроение, часто выражает беспокойство.

Девочка сильно привязана к маме, требует постоянного ее присутствия.

К. проявляет интерес к педагогу (взрослому), при этом взаимодействие строится, как игра в догонялки, для привлечения внимания она раскидывает предметы, при этом наблюдает за действиями и эмоциями взрослого, убегает. Появилась возможность привлечения к деятельности.

В движениях К. наблюдается неловкость, недостаточная координированность движений. Действия с предметами грубые, хаотичные (бьет по предмету, мнет, рвет), нецеленаправленные, предметы использует не по назначению. Если, кто-то находится близко (мама, знакомый взрослый, ребенок), пытается ударить его, что-то кинуть в него (если педагог устанавливает правила действия с предметом), при этом улыбается, смотрит за реакцией.

В речи присутствуют отдельные слова, эхолалии, фразы (Мой зайка, это мое, не хочу) в ситуации, когда сама этого хочет. Просьбы «назови», «скажи» не выполняет. Понимает название знакомых предметов и инструкций. У К. хороший аппетит, всегда называет предметы питания, которые любит.

Навыки самообслуживания не сформированы.

Запрос родителей:

Хотелось бы, что бы ребенок понимал происходящее вокруг нее, что бы она научилась правильно действовать с предметами, выполнять простые бытовые действия, использовать имеющиеся в речи слова для общения. Мама переживает , что у К. могут угасать двигательные функции, хочет поддерживать ее физическое развитие.

В общественных местах К. может кричать, привлекая к себе внимание, дотрагиваться и хватать посторонних людей и др. проявления нежелательного поведения.  Я бы хотела, что бы моя дочка более прилично вела себя в общественных местах.

Содержание программы

Целевой раздел

Целевой подраздел

Контролируемые параметры (ожидаемое поведение ребенка)

Направление «Физическое развитие»

Образовательная область «Физическая культура»

Развитие двигательных навыков

Развитие тонкой ручной моторики

Образовательная область: «Здоровье»

Развитие культурно-гигиенических навыков

- прием пищи

- гигиенические навыки

- одежда и внешний вид

К. самостоятельно садится на велосипед, крутит педали и сопровождает действия словом, пролезает через туннель по инструкции. К. сгибает колени, приседает, прыгает на двух ногах, держась за руки педагога. Перешагивает через веревку или палку, положенную на пол. Ребенок ходит, высоко поднимая колени. Играет в мяч с педагогом, ловит катящий мяч и катит без помощи педагога.

К. берет мелкие предметы и складывает их в коробку. Открывает различные емкости и отвинчивает крышки с банок. Умеет хлопать в ладоши, сжимать и разжимать пальцы в кулак.

Девочка умеет отрывать кусочки от листа бумаги.

Правильно пользуется ложкой, чашкой, салфеткой, более опрятная при приеме пищи, выражает благодарность после приема пищи (говорит «Спасибо»)

Сообщает о том, когда хочет в туалет, моет руки. Знает, как пользоваться туалетными принадлежностями (бумагой, мылом, пастой, салфеткой, полотенцем, расческой, зеркалом), носовым платком.

К. дома ходит без подгузника, мама поощряет попытки девочки сигнализировать о необходимости физиологического отправления, хвалит при положительном результате.

Высаживает ребенка сразу после сна, если она проснулась сухой и спустя 10-15 минут после еды.

Различает разные виды одежды, (старается назвать) , участвует в процессе одевания и раздевания (продевает руку в рукав, надевает ботинки), соблюдает последовательность одевания и раздевания.

Направление

«Познавательно-речевое развитие»

Образовательная область: «Познание»

Сенсорное развитие

Зрительное восприятие

Познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность

Формирование элементарных математических представлений

Образовательная область :«Коммуникации»

Образовательная область:

«Чтение художественной литературы»

К.  различать свойства и качества предметов: мягкий — твердый, мокрый - сухой, большой - маленький, громкий - тихий, сладкий — горький.

Умеет различать 2 цвета(красный, желтый), показывает круг. Соотносит предметы по форме и величине, используя простые вкладыши.

Фиксирует предмет, прослеживает за его движением.

Рассматривает окружающие объекты.

Следит за собственными действиями с предметами.

Следит за предметом (прятки на глазах у ребенка)

Совершает рутинные действия с предметами

Следит за действиями с предметами взрослых.

К. складывает картинку из двух частей.

 Находит предмет по изображению предмета на картинке в ситуации выбора из трех.

Умеет строить башню по образцу из кубиков разной величины, складывать пирамидку из 3 колец.

Умеет показывать один предмет и много предметов.

Показывает большой и маленький предметы.

Научить подбирать предметы одного цвета

Ребенок называет некоторые предметы, действия, может одним словом и жестами сказать показать, что хочет.

Понимает названия элементарных действий (есть, спать, пить, сидеть, бежать) действия, использует жесты («есть», «пить», «пока», «спать», «туалет», «садись»)

Правильно показывает на человека, показывает или смотрит на предмет, когда говорят: «Где … (имя), дай мишку Ане»

Приветствие и прощание, может подражать голосам животных и шумам из окружающей среды, самостоятельно требовать «Еще», «Дай», «Хочу», «Пить».

Умеет находить по словесному указанию предметы (Принеси мяч, возьми лейку…)

Целенаправленно повторяет звуки во время подвижной игры, подражает движениям, с помощью которых вызываются звуки.

 Показывает части лица.

Слушает короткие потешки, эмоционально реагирует на них.  Повторяет движения за педагогом по тексту стихотворения.

Направление «Социально-личностное развитие»

Образовательная область: «Безопасность»

Образовательная область:

«Социализация»:

Социальное развитие и развитие игры

Коррекция негативизма и протестных реакций (крика) в состоянии дискомфорта.

Развитие  инициативы ребенка (преодоление беспомощности ребенка)

Развитие эмоциональной сферы

Образовательная область

«Труд»

Развитие элементарных изобразительных навыков (лепка, рисование)

Развитие элементарных трудовых навыков

Знает, что опасно подходить к плите, трогать розетки, чашку с горячим чаем.

Может правильно употреблять предметы в игре. Ложкой – едят (может покормить куколку, различает, что зайку кормят морковкой, цыпленка – зернышками, правильно выполняет действия), карандашом –  пишут, лопаткой – копают.

Подражает действиям с предметами, показанным взрослым (качает куклу, купает куклу, возит на машинке и др.)

Сопереживает игрушке (Например: вдвоем со взрослым гладят куклу, обнимают ее, укладывают спать).

Следить взглядом за движениями предмета

Ребенок наблюдает как прячется игрушка, сохраняет интерес к ней, находит ее.

Игра «Чего не стало?», находит, называет предмет (из знакомых), который убрал взрослый.

Наблюдает за рукой человека, обращает внимание на то, куда она что кладет.

Взрослый подкрепляет интерес ребенка положительными эмоциями.

К. проявляет интерес к действиям педагога, не убегает, когда ей предлагают совместную деятельность.

Не убегает от взрослого, а отказывается от игры с помощью жеста, слова «не хочу»

Не бросает предметы в других, не бьет. Мама пытается предотвратить действия ребенка, которые могут причинить вред окружающим (держит руку ребенка, если он пытается кинуть предмет или ударить другого) сопровождая словами. Ребенок понимает слово «Нельзя».

В играх на подражание, под музыку, сопровождающихся стишками, К. самостоятельно пытается повторять действия за педагогом и мамой

Помогает маме в процессе одевания и раздевания.

Мама привлекает внимание ребенка к действиям (снимаем ботинки, снимаем куртку, одеваем штаны, снимаем шапку) озвучивая и призывая ребенка помочь, использует жесты, поощряет любую самостоятельную инициативу.

Находит дома спальню, кухню, туалет.

Выражает эмоции радости, недовольства.

 Взрослый называет, объясняет чувства на примере отражения, игрушек, окружающих (Кукла упала, плачет, ей больно, мама радуется…, собачка злится, Каролина радуется)

Может делать простые фигурки из пластилина (шарик, колбаску) и подражает действиям с красками, карандашами (точки, каракули, круг) рисует пальцами.

Вытирает тряпкой стол, помогает доставать белье из стиральной машинки, ставить свою тарелку на стол.

Направление

Художественно-эстетическое развитие

Образовательная область:

«Музыка»

К. с помощью мамы под музыку выполняет элементарные движения (кружится, приседает, покачивается). Подражает игре на музыкальных инструментах (барабан, бубен)

Методы и формы работы с ребенком

Формы работы

К. занимается индивидуально 1 раз с педагогом-психологом (игровой сеанс длится 60 мин и проводится в присутствии и с участием мамы), дефектологом (по 30 мин) два раза в неделю, с логопедом (по 30 мин) два раза в неделю, групповое коррекционно-развивающее занятие с музыкальным сопровождением (1 раз в неделю 30 минут). Маршрут также осуществляет мама дома в бытовых рутинах.

Методики

В работе с К. используются техники развития общения, описанные в программе «Лекотека»,  модель прелингвистического обучения Милье, система дополнительной коммуникации, игры и упражнения программы, Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего для с нарушением интеллекта», Ньюмен С. « Игры и занятия с особым ребенком».

Работа с социальным окружением ребенка:

Ф.И.О.

Кем приходится ребенку

мама

Участие в реализации программы (участвует/не участвует)

Пояснения (если не участвует, по какой

причине)

Мама

Участвует

Папа

Не участвует

Ограничен во времени из-за работы

бабушка

Участвует частично

Брат К.

Участвует редко

Большую часть времени проводит в детском саду

Работа с социальным окружением ребенка: 

  1. Консультация с родителем направленная на прояснение представлений родителей о состоянии ребенка.
  2. Вовлечение родителей в занятия, предоставление им активной позиции.
  3. Обучение родителей приемам развития и поддержания коммуникации с ребенком
  4. Ознакомление родителей с результатами (рассказывать, что делает специалист)
  5. Родитель и педагог совместно анализируют поведение ребенка (наблюдение, ведение записей, отслеживание и выявление причин, вызывающих сложности)

План работы с социальным окружением

Направления работы

Цели (ниже приведены примерные возможные цели)

Формы работы

Частота

Участие в составлении и реализации ИОПР

- диагностика возможностей ребенка и социального окружения

- формирование запроса родителей

- формирование ИОПР совместно с мамой

- утверждение программы мамой

- Обучение родителей приемам развития и поддержания коммуникации с ребенком

- динамика развития ребенка и эффективность программы

Домашние визиты

Индивидуальные консультация

Индивидуальные занятия, игровые сеансы

1-2 р в год

Сентябрь, октябрь

3 р. в неделю

Информирование

- о нарушении

- о возможных формах коррекции

- о литературе

Индивидуальные консультации и консультации по Интернету, беседы

В течение года

Повышение родительской компетентности

- обучение техникам взаимодействия

Индивидуальные консультации

В течение года

Обсуждение образовательного маршрута

- адекватное представление родителей о поставленном диагнозе и соответствующем учреждении для дальнейшего маршрута

- адекватное представление о возможностях ребенка

Индивидуальные консультации

В течение года

Ссылки

  • От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
  • Программа «Лекотека» Казьмин А.М. и др.
  • Программа развития аутичных детей и детей , имеющих отставание в развитии TEACCH
  • Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей/ Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой
  • «Дети с синдромом Ретта» ,  в переводе Архангельской
  • Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего для с нарушением интеллекта.- М: Просвещение, 2003

Утверждение индивидуально-ориентированной программы работы с семьей

ФИО, должность (или специальность)

Председатель структурного подразделения

Участник метод. Объединения педагог  педагог-психолог Линник Анна Александровна

Участник метод. Объединения учитель-логопед, учитель-дефектолог Антонова Надежда Александровна

Родитель (Ф.И.О., подпись)  мама Юнаева Нона Юнаевна

Ведущий специалист (Ф.И.О., подпись)  педагог-психолог-, учитель-логопед, учитель-дефектолог Антонова Надежда Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работы по формированию правильного звукопроизношения сонорного звука ( Р )

Индивидуально-ориентированная  программа по формированию правильного звукопроизношения сонорного звука (Р)  составлена на основе программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа логопедиче...

Индивидуально-ориентированная программа работы с семьей

Индивидуально-ориентированный маршрут учителя- логопеда , учителя-дефектолога, педагога -психолога...

Программа работы с семьями воспитанников в средней группе

Программа работы с семьями воспитанников в средней группе...

Программа работы с семьями воспитанников "Мы - партнеры"

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто ...

Программа "КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ОТ 3 ДО 9 ЛЕТ"

Программа групповых коррекционных занятий для детей с интеллектуальными нарушениями от 3 до 9 лет....