Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Заводенко Любовь Николаевна

Задача формирования комуникативных навыков чрезвычайно актуальна для дошкольников с задержкой психического развития, в силу отставания в ее развитии от возрастной нормы.

Коммуникативные навыки детей с ЗПР имеют ряд особенностей.

Работа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР требует от педагога терпения, компетентности, добросовестности и неравнодушия к детям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задача развития и формирования коммуникативных навыков актуальна для воспитания не только для воспитания детей, имеющих нормальное психическое развитие, но в большей мере – для детей с особыми образовательными потребностями (Л.М. Шипицина, Д.И. Бойков, Е.Е. Дмитриева, Т.О. Журавлева, Е.С. Слекович, Р.Д. Триггер, Е.А. Чернышева).

В исследованиях отмечается отставание в развитии коммуникативной деятельности детей с ЗПР от возрастной нормы (Д.И. Бойков, Е.Е. Дмитриева, Л.В. Кузнецова, Е.С. Слекович). Авторы отмечают, что у детей снижена потребность в общении, наблюдаются трудности в развитии речевых средств общения. Общение со взрослыми носит в основном практический, деловой характер, а личностное общение встречается значительно реже. Общей характеристикой коммуникативного развития детей является незрелость мотивационно - потребностной сферы. У детей с ЗПР имеются трудности в формирования коммуникативных навыков. Несовершенство коммуникативной сферы не обеспечивает полноценный процесс общения, а значит, и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями. Большинство детей с ЗПР с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной. Л.В. Кузнецова отмечает, что эти дети обращаются к взрослым только для получения одобрения своих действий и поведения.

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР — сложная задача, которая требует от педагога правильного выбора методического обеспечения и дидактического материала. Все это должно быть подобрано в соответствии с возрастом и особенностями данной категории детей. Как правило, формирование коммуникативных навыков происходит в ходе создания педагогом игровой ситуации, которая специально моделируется и используется для установления контакта с ребенком и сотрудничества с ним. Коррекционная работа по преодолению негативных особенностей коммуникативной деятельности детей с ЗПР должна способствовать повышению уровня их социального развития.

Формирование коммуникативных навыков у детей с ЗПР предполагает развитие эмоционального и ситуативно-делового общения со взрослыми, формирование эмоциональных контактов со сверстниками и рассматривается, как поэтапная (ступенчатая) работа педагогов.

1 ступень.

Важно установить эмоциональный контакт с ребенком, побуждать к визуальному контакту, формировать умение слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: «Подойди ко мне», «Посмотри на меня», «Покажи игрушку», «Дай игрушку».

Необходимо создавать теплую эмоциональную атмосферу, вызывать положительное эмоциональное отношение к ситуации пребывания в детском саду, учитывать индивидуальные особенности детей.

Развивать умение ребенка обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации. При этом речь воспитателя должна быть эмоционально выразительной.

Учить выполнять упражнения, подражая движениям взрослого….

Формировать у детей образ собственного Я, учить узнавать себя в зеркале, выбирать свое отражение из двух (в паре с другим ребенком);

Вызывать у детей совместные эмоциональные переживания (радость, удивление) в подвижных играх, забавах, хороводах и музыкальных играх;

Учить детей приветствовать и прощаться со взрослыми и детьми группы.

 2 ступень.

Закреплять желание и готовность к совместной деятельности со взрослым. Рекомендуются совместные игры с одним предметом (мячом, ведерком, шариком);

Учить продолжать выразительным движениям и мимике взрослого, изображая мишку, зайку, птичку и т.д. Упражнять детей в подражании мимическим движениям в игровых ситуациях: поднять брови, нахмурить их, улыбнуться, наморщить нос, изобразить серьезное и грустное лицо.

Продолжать обучать детей понимать и использовать в общении и взаимодействии жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест и пр.) сочетающиеся со словесной инструкцией и без неё.

Учить узнавать себя и своих близких на фотографиях, рассказывать о себе и членах своей семьи. Целесообразно, чтобы каждый ребенок принес семейную фотографию для создания группового «семейного альбома».

Необходимо объединять детей в пары и учить взаимодействовать в играх с одним предметом (мяч, машинка грузовая или ведерко с лопатками в песочнице). При возникновении конфликтов, учить их спокойно разрешать.

3 ступень.

Учить совместной деятельности со взрослыми во время индивидуальных занятий, в играх и в быту.

Важно постоянно стимулировать речевую активность детей, побуждать к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой: «дай», указанию «вот!»…

Продолжать учить детей подражать выразительным движениям и мимике взрослого, побуждать к имитации выразительных движений в подвижных играх: лиса крадется, зайка прыгает, петушок гордо шагает.

Учить узнавать себя на общей групповой фотографии, узнавать педагогов группы и других сотрудников детского сада, называть их имена, рассказывать о них и о себе.

Организовывать «игры рядом», побуждая детей к взаимодействию со сверстниками: передать игрушку, выполнить совместные действия – построить башню, поочередно ставя кубики один на другой.

4 ступень.

Расширять диапазон совместной со взрослым деятельности в играх с элементами сюжета «Оденем куклу», «Накормим зверят», «Построим дом».

Использовать элементарные драматизации в играх с использованием фольклора, совершенствовать навыки выразительных движений.

Учить узнавать сверстников из группы на фотографиях рассматривая совместные фотографии: «Наши праздники», «Мы гуляем», «Наша группа».

Учить детей обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять сочувствие, симпатию.

Объединять детей в процессуальных играх и вводить элементы сюжета: «Уложим кукол спать»,  «Построим куклам дом» и т.п.

Таким образом, формирование коммуникативных навыков происходит на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, пронизывает все виды деятельности дошкольников. Эта задача решается как на индивидуальных и групповых занятиях, так и в свободной деятельности детей и под руководством воспитателя вне занятий, и во многом зависит от личности педагога, его качеств, неравнодушия, добросовестности, компетентности.



Предварительный просмотр:

Тема: Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задача развития и формирования коммуникативных навыков актуальна для воспитания не только для воспитания детей, имеющих нормальное психическое развитие, но в большей мере – для детей с особыми образовательными потребностями (Л.М. Шипицина, Д.И. Бойков, Е.Е. Дмитриева, Т.О. Журавлева, Е.С. Слекович, Р.Д. Триггер, Е.А. Чернышева).

В исследованиях отмечается отставание в развитии коммуникативной деятельности детей с ЗПР от возрастной нормы (Д.И. Бойков, Е.Е. Дмитриева, Л.В. Кузнецова, Е.С. Слекович). Авторы отмечают, что у детей снижена потребность в общении, наблюдаются трудности в развитии речевых средств общения. Общение со взрослыми носит в основном практический, деловой характер, а личностное общение встречается значительно реже. Общей характеристикой коммуникативного развития детей является незрелость мотивационно - потребностной сферы. У детей с ЗПР имеются трудности в формирования коммуникативных навыков. Несовершенство коммуникативной сферы не обеспечивает полноценный процесс общения, а значит, и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями. Большинство детей с ЗПР с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной. Л.В. Кузнецова отмечает, что эти дети обращаются к взрослым только для получения одобрения своих действий и поведения.

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР — сложная задача, которая требует от педагога правильного выбора методического обеспечения и дидактического материала. Все это должно быть подобрано в соответствии с возрастом и особенностями данной категории детей. Как правило, формирование коммуникативных навыков происходит в ходе создания педагогом игровой ситуации, которая специально моделируется и используется для установления контакта с ребенком и сотрудничества с ним. Коррекционная работа по преодолению негативных особенностей коммуникативной деятельности детей с ЗПР должна способствовать повышению уровня их социального развития.

Формирование коммуникативных навыков у детей с ЗПР предполагает развитие эмоционального и ситуативно-делового общения со взрослыми, формирование эмоциональных контактов со сверстниками и рассматривается, как поэтапная (ступенчатая) работа педагогов.

1 ступень.

Важно установить эмоциональный контакт с ребенком, побуждать к визуальному контакту, формировать умение слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: «Подойди ко мне», «Посмотри на меня», «Покажи игрушку», «Дай игрушку».

Необходимо создавать теплую эмоциональную атмосферу, вызывать положительное эмоциональное отношение к ситуации пребывания в детском саду, учитывать индивидуальные особенности детей.

Развивать умение ребенка обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации. При этом речь воспитателя должна быть эмоционально выразительной.

Учить выполнять упражнения, подражая движениям взрослого….

Формировать у детей образ собственного Я, учить узнавать себя в зеркале, выбирать свое отражение из двух (в паре с другим ребенком);

Вызывать у детей совместные эмоциональные переживания (радость, удивление) в подвижных играх, забавах, хороводах и музыкальных играх;

Учить детей приветствовать и прощаться со взрослыми и детьми группы.

 2 ступень.

Закреплять желание и готовность к совместной деятельности со взрослым. Рекомендуются совместные игры с одним предметом (мячом, ведерком, шариком);

Учить продолжать выразительным движениям и мимике взрослого, изображая мишку, зайку, птичку и т.д. Упражнять детей в подражании мимическим движениям в игровых ситуациях: поднять брови, нахмурить их, улыбнуться, наморщить нос, изобразить серьезное и грустное лицо.

Продолжать обучать детей понимать и использовать в общении и взаимодействии жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест и пр.) сочетающиеся со словесной инструкцией и без неё.

Учить узнавать себя и своих близких на фотографиях, рассказывать о себе и членах своей семьи. Целесообразно, чтобы каждый ребенок принес семейную фотографию для создания группового «семейного альбома».

Необходимо объединять детей в пары и учить взаимодействовать в играх с одним предметом (мяч, машинка грузовая или ведерко с лопатками в песочнице). При возникновении конфликтов, учить их спокойно разрешать.

3 ступень.

Учить совместной деятельности со взрослыми во время индивидуальных занятий, в играх и в быту.

Важно постоянно стимулировать речевую активность детей, побуждать к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой: «дай», указанию «вот!»…

Продолжать учить детей подражать выразительным движениям и мимике взрослого, побуждать к имитации выразительных движений в подвижных играх: лиса крадется, зайка прыгает, петушок гордо шагает.

Учить узнавать себя на общей групповой фотографии, узнавать педагогов группы и других сотрудников детского сада, называть их имена, рассказывать о них и о себе.

Организовывать «игры рядом», побуждая детей к взаимодействию со сверстниками: передать игрушку, выполнить совместные действия – построить башню, поочередно ставя кубики один на другой.

4 ступень.

Расширять диапазон совместной со взрослым деятельности в играх с элементами сюжета «Оденем куклу», «Накормим зверят», «Построим дом».

Использовать элементарные драматизации в играх с использованием фольклора, совершенствовать навыки выразительных движений.

Учить узнавать сверстников из группы на фотографиях рассматривая совместные фотографии: «Наши праздники», «Мы гуляем», «Наша группа».

Учить детей обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять сочувствие, симпатию.

Объединять детей в процессуальных играх и вводить элементы сюжета: «Уложим кукол спать»,  «Построим куклам дом» и т.п.

Таким образом, формирование коммуникативных навыков происходит на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, пронизывает все виды деятельности дошкольников. Эта задача решается как на индивидуальных и групповых занятиях, так и в свободной деятельности детей и под руководством воспитателя вне занятий, и во многом зависит от личности педагога, его качеств, неравнодушия, добросовестности, компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста "Зимняя сказка"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4548028","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"374"}}]]...

консультация "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

консультация о том, как нужно проводить совместную работу педагога с детьми  по формированию коммуникативных навыков...

коррекция агрессивного поведения путем формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Структурированный методический материал по работе с детской агрессией из личного опыта....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и  культуры общения, а также формированию навыков позитивного речевого общения....

Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Цветик-семицветик»

Развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников. Развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. ...