"Комплексное изучение детей со сложной структурой дефекта"
консультация по коррекционной педагогике на тему

Абдуллаева Елена Николаевна

Описание специальных методов и приемов, стимулирующих у детей компенсаторные процессы развития познавательных процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционная направленность процесса обучения предполагает педагогическое воздействие с помощью специальных методов и приемов, стимулирующих у детей компенсаторные процессы развития познавательных возможностей.

Дети с проблемами в развитии с трудом овладевают учебной деятельностью вследствие ряда причин:

– качественного своеобразия структуры дефекта, его количественных проявлений;

– сложной иерархии нарушений, наличия дополнительных недостатков познавательной деятельности, что ограничивает возможность приема, переработки, хранения, и использолвания информации;

– недоразвития речи;

– трудностей социальной адаптации;

– особенностей воздействия микросоциальной среды. Педагогических процесс должен строиться как с учетом названных недостатков, так и с учетом потенциальных возможностей детей.

        В условиях коррекционного обучения обязательно учитывается характер динамики развития каждого ребенка, так как она может отражать сущность отставания.

Важно выявить условия, при которых затруднено выполнение задания и, главное, при каких условиях происходит значительное улучшение результатов деятельности, то есть выявить, какова истинная обучаемость ребенка, каковы его потенциальные возможности. Согласно концепции Л.С. Выготского о двух уровнях психического развития в процессе обследования ребенка изучается как уровень его актуального развития, так и «зона ближайшего развития». Анализ характера помощи взрослого, спсобности к переносу новых способов действий в измененные условия позволяет выявить особенности обучаемости воспитанника. С одной стороны, обучаемость выступает в качестве основного дифференциально-диагностического критерия при разграничении сходных состояний. С другой стороны, имеет значение для построения индивидуальных и групповых программ коррекционно-образовательной работы, выбора стиля и характера взаимодействия педагога и ребенка.

Принцип деятелъностного подхода. На различных возрастных этапах диагностическая работа должна строиться с учетом ведущей деятельности, ее основных структурных компонентов, уровня сформированности и перспектив развития основных возрастных новообразований. При обследовании ребенка дошкольного возраста должен быть определен уровень сформированности предметной и особенно игровой деятельности – ее основных структурных компонентов (перенос значений с одного предмета на другой, соотношение роли и правила, уровень подчинения открытому правилу игры), исследованы некоторые стороны психического развития (наглядно-образное мышление, общие познавательные мотивы, соотношение зрительного и смыслового поля, использование символических средств, развитие общих представлений). Не менее важным является анализ субъективной активности в самостоятельной исследовательской и продуктивной деятельности. При обследовании ребенка школьного возраста особое внимание уделяется изучению его учебной деятельности, школьных навыков.

• Такую экспертизу осуществляют специалисты соответствующих структур органов управления образования.

• Принцип ранней диагностики отклонений в развитии. Раннее выявление отклонений и начало коррекционно-развивающей работы в раннем и дошкольном возрасте позволяют учитывать сензитивность различных функций и максимально использовать потенциальные возможности развивающегося мозга.

• Принцип единства диагностики и коррекции. Реализация этого принципа позволяет продуктивно использовать результаты обследования для построения индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ.

Определяя цели и задачи изучения ребенка, отбирая диагностические методики, специалисту необходимо представлять общие закономерности психического развития, логику формирования высших психических функций, основные этапы формирования личности, а также знать психологические особенности детей с отклонениями в развитии.

Индивидуальные образовательные потребности ребенка определяются с учетом показателей познавательного и личностного развития, выявленных при обследовании. Учитывая сложность построения диагностического процесса и ответственность специалистов за полученные результаты, приведем некоторые требования, на которые следует ориентироваться при реализации диагностической деятельности.

В связи с отклонениями в развитии перцептивной сферы (слух, зрение, опорно-двигательная система и др.) у обучающихся значительно сужены возможности полноценного восприятия слуховой, зрительной, тактильно-вибрационной и иной информации, выступающей в качестве учебной. Отклонения в умственном развитии также не дают возможности полноценного осмысления и усвоения учебной информации. Предпочтение поэтому отдается методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для обучающихся виде, опираясь на сохранные анализаторы, функции, системы организма.

Как уже отмечалось, на начальных этапах обучения детей с отклонениями в развитии предпочтительнее практические и наглядные методы, формирующие сенсомоторную основу представлений и понятий об окружающем мире. Методы словесной передачи учебной информации выступают как дополнительные. На последующих этапах обучения словесные методы выдвигаются на первый план.

Одной их общих особенностей интеллектуального развития детей с последствиями раннего органического поражения ЦНС является преобладание наглядных видов мышления. Формирование словесно-логического мышления затруднено, что, в свою очередь, значительно ограничивает возможности использования в образовательном процессе логических и гностических методов, в связи с чем отдается предпочтение индуктивному методу (от частного к общему), а также методам объяснительно-иллюстративным, репродуктивным и частично поисковым.

Принцип комплексного изучения детей
Чтобы точно определить состояние ребенка, выявить и квалифицировать нарушения, установить возможные причины, важно совместно обсуждать данные, полученные при обследовании различными специалистами: врачами, педагогами-дефектологами, психологами. Данные о ребенке должны быть изучены с позиций педагогики, психологии и медицины.
Принцип всесторонности изучения детей
Этот принцип предусматривает изучение всех сторон психики, речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностных особенностей, физическое, соматическое состояние детей.
Принцип целостного системного изучения ребенка
Очевидным является то, что не следует делать заключение о состоянии ребенка, изучая его различные функции изолированно. Этот принцип предполагает обнаружение не просто отдельных проявлений нарушения психического развития, а связей между ними, установления иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в развитии ребенка, т.е. структурные ее компоненты - первичные, вторичные. Этот принцип также предполагает не только медико-психолого-педагогическое изучение ребенка, но и социальное обследование. Системным объектом рассмотрения является семья. Принцип системности означает учет всех релевантных явлений, существовавших ранее и в настоящее время, которые обусловили особенности развития. Принцип целостности и системности реализуется в сборе и изучении данных о семье, ее составе, характере трудовой деятельности, а также анамнестических показаний.
Принцип учета онтогенетического развития
Он означает то, что разработка диагностической карты, основных видов заданий для изучения, детей с комплексными нарушениями, организация и проведение самого процесса обследования должны осуществляться с учетом появления видов деятельности ребенка в онтогенезе.
Система методик, которую можно применять для детей со сложными нарушениями, ориентирована на достаточно широкий диапазон психолого-педагогических исследований. Это значит, что комплекс методик, предназначенный для обследования детей со сложным дефектом, в своей основе принципиально не отличается от существующих уже и апробированньхх методических комплексов. Используются такие методики, как «Кубики Кооса», методика Россолимо Г., Матрицы Равена, Исключение четвертого лишнего, Разрезные картинки и др.
Несомненно, что имеющиеся наработки в области методов изучения детей различных категорий могут быть использованы, а при необходимости модифицированы для целей обследования детей с комплексными нарушениями. Это методики Стребелевой Е.А., Забрамной С.Д., Рубинштейн С.Я., Венгер А.А. и др.
Признавая принципиальное единство, содержательное сходство традиционно используемых методик, которые должны лечь в основу обследования детей с комплексными нарушениями, следует указать на сугубо специфическое в применении этих методик, что, в достаточной мере, должно обеспечить их надежность.
Своеобразие в применении методик обусловлено спецификой нарушений, анализаторной системы, различных сторон психики:
§   необходимо уделять внимание способам предъявлений заданий (показ, использование табличек с текстом заданий или названий предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение, объем инструкций, цепочки последовательных инструкций);
§   учитываются особенности инструментария для обследования (величина, форма, объемность цвет, контрастность);
§   разнообразие диагностического материала предметов, картинок (предметные, сюжетные серии картинок, рельефные, графические), игрушек, звучащих предметов; предусматривается также поэтапная, строго дозируемая помощь при проведении обследования.

В комплексной оценке психического развития и выявления индивидуально-типологических возможностей детей с комплексными нарушениями для дальнейшего обучения важным является педагогическое диагностирование.
Педагогическое обследование предусматривает цель - установить объем знаний, умений, навыков ребенка и обнаружения основных проблем и недостатков. Педагогическое исследование проводят учителя-дефектологи.
Каждому педагогу предстоит вникнуть в сущность различных фактов, явлений, процессов, позволяющих в дальнейшем качественнее распределить учебный материал, правильно сгруппировать классы для детей с различными сочетаниями нарушений.
В исследовании педагогического характера применяются такие методы,; как: наблюдение, заполнение и обработка анкет, выполнение контрольных работ, изучение продуктов деятельности учащихся, проведение констатирующих и обучающих экспериментов и др. Методы экспериментально-эмпирического уровня помогают исследователю обнаружить те или иные проявления «в протекании педагогических процессов. Одним из средств, помогающим сделать обоснованные выводы о путях решения актуальных проблем практики обучения и воспитания являются эксперименты. Сущность экспериментов .состоит в том, что они ставят изучаемые процессы в определенные условия, создают преднамеренные ситуации. Это позволяет в дальнейшем целенаправленно осуществлять изменение хода учебно-воспитательного процесса.

МДОУ «Д/С № 227»

СООБЩЕНИЕ К

ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ

на тему:

«КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА»

Подготовила: учитель-дефектолог

Абдуллаева Е.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по развитию речевого (фонематического) восприятия группы детей со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого развития

В работе представлена полносью разработанная рабочая программа по развитию речевого (фонематического) восприятия у детей группы  со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого ...

Значение отношений родителей к детям со сложной структурой дефект

«Нет «необучаемых» детей, нужно просто уметь  любить их  такими, какие  они есть». Это девиз под которым работает специалист группы детей со сложной структурой дефекта. Именно полюбить ...

«Интегрированное обучение детей со сложной структурой дефекта»

В последние годы, исходя из собственных наблюдений и судя по отзывам других специалистов, могу сказать, что все труднее становится решать задачу по определению ребенка с отклонениями в развитии ...

«Особенности познавательной сферы у детей со сложной структурой дефекта»

В России на основе изучения особенностей развития детей с особенностями развития создана система коррекционного обучения . Исследования, посвященные изучению неуспевающих детей с различным...

Программа "Воспитание и обучение детей со сложной структурой дефекта" (первый год обучения)

"Воспитание и обучение детей со сложной структурой дефекта" (первый год обучения)...

Развитие мелкой моторики у детей со сложной структурой дефекта в ДОУ нетрадиционными методами изобразительной деятельности.

Целью моей работы с детьми, имеющими нарушения  сложной структуры дефекта, является:  развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей  дошкольного возраста через нетрадицион...