Консультация педагога-психолога для родителей «Дезадаптивное поведение у дошкольников и пути его коррекции»
консультация по коррекционной педагогике

Непослушные дети создают родителям много хлопот. Призывать детей к порядку – безрезультатно, а наказания только усугубляют ситуацию. Как же родителям поступать в таких ситуациях? Рассмотрим наиболее распространенные проявления плохого поведения у дошкольников и попытаемся разобраться, как можно с ними справиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация педагога-психолога для родителей

Подготовил: педагог-психолог

 МДОБУ «Детский сад № 21

«Звездочка» Байзель Е.С.

«Дезадаптивное поведение у дошкольников и пути его коррекции»

Непослушные дети создают родителям много хлопот. Призывать детей к порядку – безрезультатно, а наказания только усугубляют ситуацию. Как же родителям поступать в таких ситуациях? Рассмотрим наиболее распространенные проявления плохого поведения у дошкольников и попытаемся разобраться, как можно с ними справиться.

Ребенок перебивает родителей

Маленькие дети быстро приходят в возбужденное состояние и, если хотят что-то сказать, делают это немедленно. Поэтому они постоянно перебивают родителей. Общаясь с трехлетним ребенком, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Позвольте ребенку договорить фразу до конца. Выслушайте его, не перебивая, и только потом начните говорить сами.
  • Объясните ребенку, что вы не перебивали его и выслушали до конца, и теперь он должен послушать вас. Скажите, что у него будет возможность сказать, что он хочет, после того, как вы закончите говорить: «Позволь маме закончить, дорогой» или «Мама еще не договорила».

Ребенок переходит на громкий крик

Маленькие дети, особенно в возрасте до трех лет, не всегда могут словесно выразить свои мысли и эмоции. Они склонны выражать злость или другие негативные эмоции разными способами, в том числе с помощью крика. Если ваш ребенок переходит на крик, поступайте следующим образом:

  • Не кричите на ребенка в ответ. Это только убеждает его в том, что такое поведение нормально.
  • С помощью игр научите ребенка говорить спокойно. Например, вы можете начать с соревнования, кто громче крикнет, а затем – кто сможет говорить тише.
  • Признайте чувства малыша и поговорите с ним. Хотя полноценно общаться с годовалым ребенком и невозможно, но ваши слова могут его успокоить, и он перестанет кричать.

Ребенок убегает

Испытывая злость, ребенок убегает и прячется? Это может быть опасно, если такие случаи происходят на дороге, в супермаркете или в других общественных местах. Вы можете обезопасить ребенка, если будете придерживаться следующих правил:

  • Следите за движениями ребенка. В общественных местах и на пешеходных переходах всегда держите его за руку.
  • Объясните ребенку, где можно бегать, а где – нет. Покажите это на примере других людей: где они гуляют и что делают. Например, покажите ребенку, как бегают и играют дети в парке и объясните, что здесь можно бегать.

Ребенок дергает других за волосы, щипается или кусается

Маленькие дети кричат, лезут в драку или дергают за волосы родителей, когда считают, что с ними обращаются плохо. Единственный способ справиться с таким поведением – дать понять ребенку, что такое поведение не работает:

  • Останавливайте ребенка каждый раз, когда он дергает за волосы или щипает себя и других. Объясните ему, что так делать нельзя.
  • Поговорите с ребенком и объясните ему, что дергать за волосы – это плохо.
  • Не дергайте ребенка за волосы, чтобы показать, что это больно. Ребенок может принять это за игру и попытаться сделать это снова.

Ребенок разбрасывает вещи

В возрасте от полутора до трех лет ребенок часто разбрасывает вещи, когда расстроен, или делает это просто из любопытства. Он может разбрасывать еду, игрушки или другие вещи.

  • Чтобы малыш не разбил ценные предметы, покажите ему, что можно бросать: мячи, мягкие или резиновые игрушки, которые не разобьются.
  • Отучите его бросать вещи, когда он чувствует злость или агрессию. Постарайтесь игнорировать подобное поведение. Если ребенок продолжает это делать или бросает вещи в других детей, немедленно остановите его. Скажите: «Нет! Это плохо» или «Нет! Это больно!» При этом говорите с ребенком спокойным тоном.
  • Найдите способ предотвратить такое поведение ребенка. Например, в машине вы можете привязать игрушки к сидению. Так малыш не сможет их бросать.

Как справиться с плохим поведением ребенка дома

Родители часто задаются вопросом: «Почему дети такие капризные?». Плохое поведение ребенка вызывает стресс у родителей. Следуйте приведенным ниже рекомендациям, чтобы быстро справиться с плохим поведением малыша.

  • Не обращайте внимания. Когда вы реагируете на плохое поведение ребенка, вы провоцируете его продолжать поступать так же.
  • Позитивно относитесь к данной проблеме. Если вы слишком обеспокоены поведением малыша, вы вряд ли сможете найти эффективный способ справиться с ней. Сконцентрируйтесь на изменениях в поведении.
  • Будьте последовательны в своей реакции на поведение ребенка. Важно также установить наказание за плохое поведение и постоянно придерживаться данного правила. Так малыш рано или поздно изменит свое поведение.
  • Иногда можно поменять правила, чтобы изменить старые привычки ребенка. Например, можно сократить время на просмотр телевизора, компьютерные игры или другие занятия, если это пойдет ему на пользу.
  • Подавайте ребенку хороший пример. Измените свое поведение, если хотите, чтобы ребенок изменил свое. Дети всех возрастов учатся, наблюдая за вами и имитируя вас. Они думают, что родители лучше знают, как себя вести.
  • Расслабьтесь. Не слишком беспокойтесь по поводу обычных криков, споров или пререканий. Это не обязательно означает, что у ребенка появились проблемы с дисциплиной.
  • Поощряйте за хорошее поведение. За то, что он благодарит родителей после приема пищи, помогает маме по дому, что не перебивает других во время разговора и многие другие вещи.

Занятия для детей с проблемами поведения

Самый эффективный способ справиться с плохим поведением детей, особенно дошкольников – занять их чем-либо. В этом вам может помочь одно из приведенных ниже занятий.

  • Физические упражнения и игры – лучший способ «выпустить пар». Когда ребенок волнуется или злится – ему лучше поиграть на улице, чтобы он успокоился. Если у ребенка много неистраченной энергии, он выплескивает её другими доступными ему способами – через истерики, деструктивное поведение.
  • Ролевые игры – прекрасное занятие, способное научить ребенка справляться со своей импульсивностью. Одна из главных причин плохого поведения ребенка – недостаток самоконтроля, а ролевые игры помогут его восполнить.
  • Попросите ребенка почитать вам вслух. Занимайтесь этим перед сном, когда у ребенка избыток энергии и ему нужно успокоиться и расслабиться.
  • Рассказывайте истории. Это развивает воображение и позволяет направить энергию в положительное русло, а также помогает родителям понять способ мышления ребенка. Вместо обычных историй можно попробовать терапевтические – сказкотерапию для детей, где каждая сказка направлена на исправление одной из проблем малыша.
  • Играйте в хорошие игры и читайте хорошие книги, которые учат ребенка добротетерпению и любви к ближнему.

Ребенок может случайно совершать проступки. Не стремитесь каждый раз наказывать его за это. Если же плохое поведение ребенка повторяется или имеет серьезные последствия – необходимо вмешаться.

Прежде чем называть своего ребенка непослушным, постарайтесь понять причины его плохого поведения. При правильном подходе и с помощью специалистов можно решить большинство проблем с поведением ребенка и сделать всё для того, чтобы он вырос добрым, умным и справедливым.

Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей

Чтобы предотвратить возникновение у ребенка устойчивой агрессии по отношению к себе или окружающим, специалисты рекомендуют родителям придерживаться следующих принципов:

  • Родители являются для ребенка дошкольного возраста безусловными авторитетами, поэтому самый лучший способ профилактики агрессии – подавать крохе положительный пример и тщательно следить за собственным поведением.
  • Малыш должен чувствовать безусловное принятие и поддержку со стороны близких людей.
  • Нельзя навешивать на ребенка ярлыки («Хулиган!», «Какой же ты задира!» и так далее). Таким образом мы даем оценку его личности в целом, а не конкретному поступку, что заставляет малыша сомневаться в том, что он хороший и добрый.
  • Испытывать гнев – это нормально, ведь в жизни бывают абсолютные разные ситуации. Но чтобы ребенок, не полез на обидчика с кулаками или не начал рвать на себе волосы, если у него что-то не получилось, нужно учить малыша, какими еще способами можно выразить свои чувства. Например, объяснить все словами, уйти, бить подушку или рвать бумагу.
  • Если агрессия не имеет под собой реальной причины или применяется малышом в качестве развлечения, такое поведение нужно строго пресекать.
  • Ребенок дошкольного возраста только начинает изучать себя и еще плохо разбирается в своих чувствах. Поэтому нужно называть крохе эмоции, которые он испытывает, чтобы малыш научился их принимать и со временем – контролировать («Ты злишься», «Мне кажется, сейчас ты очень рассержена», «Ты расстроен» и так далее).
  • Не стоит вмешиваться в конфликт крохи, если в данный момент никто не подвергается реальной опасности. Малышу необходимо приобрести собственный жизненный опыт, чтобы понять, какие могут быть последствия агрессии, и научиться с ней справляться.
  • Необходимо учить ребенка состраданию, на примерах рассказывать о чувствах других людей в конкретных ситуациях.
  • Дошкольник должен иметь возможность выплеснуть свои эмоции и энергию. Для этого хорошо подойдут активные виды спорта, прогулки на свежем воздухе, подвижные игры.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация педагога-психолога для родителей "Что должен знать и уметь дошкольник 3-4 лет к концу учебного года по ФГОС"

Консультация разработана на основании ФГОС ДО в соответствие с Программой "От рождения до школы"....

Консультация педагога-психолога для родителей "Что должен знать и уметь дошкольник 4-5 лет к концу учебного года по ФГОС"

Консультация разработана на основании ФГОС ДО, в соответствии с Программой "От рождения до школы"....

Консультации педагога-психолога Практические рекомендации родителям "Как приучить ребенка к чтению?"

Методические рекомендацииродителям«Как воспитать у детей интерес к чтению?» От того, читают ли дети, что и как читают,зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба.·...

Консультации педагога-психолога Практические рекомендации родителям и педагогам "Обзываются в группе . Как поступать?"

Как бороться с обзыванием в группеНаверное в каждой группе  наиболее частой причиной обид и драк среди дошкольников является обзывание. Причем обзывают и оскорбляют не только самого ребенка-жертв...

Консультация педагога - психолога "Модель жизни родителей - модель жизни ребенка"

Родители играют значительную роли в развитии системы ценностей у детей. Семейные ценности влияют на поведение, установки, убеждения, которые и будет перенимать ваш ребенок. Для ребенка очень значимо, ...

Консультация педагога - психолога «7 ошибок родителей при адаптации ребёнка в детском саду»

В консультации представлены наиболее частые ошибки со стороны родителей при поступлении ребенка в доу. Также даны советы как избежать подобных ошибок и помочь ребенку адаптироваться в детском саду....