Пути коррекции недостатков фонематического восприятия
методическая разработка по логопедии по теме

При обучении 5—6-летних детей с ОНР и подготовке их к школе выявляются несфррмированность лексико-граммати­ческих средств языка, дефекты произношения и недоразви­тие фонематического восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПУТИ КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

При обучении 5—6-летних детей с ОНР и подготовке их к школе выявляются несфррмированность лексико-граммати ческих средств языка, дефекты произношения и недоразви тие фонематического восприятия.

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план выдвигаемся коррекция звукопроизношения и недооцениваются значение формирования слоговой струк туры слова, умения слышать и различать звуки речи (фоне мы), а это оДна из причин возникновения дисграфий и дис лексий у школьников.

Сегодня нйщи дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое\ место компьютеру. Пожалуй, не будет ошиб кой сказать, ^го современные дети много знают, а восприя тие, воображевде их менее продуктивны.

По своей природе дети очень любознательны, они хотят многое познать и многое понять, но, к сожалению, часто от носятся к учебе -несерьезно. Для «вхождения» детей в обуче ние необходима система коррекционно-развивающих игр и упражнений, направленных как на выявление имеющихся у детей слабых звеньев в развитии фонематического восприя тия, так и на их выравнивание (коррекцию) (приложение 1).

Стараясь организовать обучение и развитие детей с ОНР в виде самой привлекательной, а главное основной для них дея тельности — игры,'взрослым нужно отнестись к игровому обу чению как к развлечению, проникнуться духом игры. Ведь учить и учиться мокно увлекательно. Но чтобы этот замысел был реализован, ну^но научить дошкольников с нарушения ми речи хорошо и быстро запоминать, размышлять над звуко вым, смысловым и Грамматическим содержанием слова, на учить различать фонемы (звуки речи) на слух, выделять их Из слова, сравнивать ме>^цу собой. А это и есть главное условие успешного обучения чтению и письму дошкольников с ОНР.

В своей книге «Общение чтению и письму шестилеток» Д.Б. Эльконин пишет\о I периоде пропедевтики чтения и предлагает начать обу4рние с темы «Слогоударная структу ра слова» для подготовки детей к новой языковой ориента ции на форму слова. Слогоударные схемы слов строятся го  раздо легче, чем звуковые. Работая с ними, ребята овладе вают первичными навыками моделирования. Чтобы заня тия были динамичными и веселыми, следует использовать стихи, считалки, забавные игры с перестановкой ударения.

Один из центральных принципов методики — достаточно долгий (20—25 занятий) этап звукового анализа, который предшествует этапу введения букв. Сравнительно долгий до- буквенный этап звукового анализа позволяет решить еще одну едва ли не самую сложную проблему — начальное обучение чтению, В этот период подготавливается будущее чтение за крытых слогов и слогов со стечением согласных. Каждый этап звукового анализа должен сопровождаться слитно-про тяжным чтением звуковой схемы.

В букварный период для обучения детей чтению по мето дике Д.Б. Эльконина целесообразно гласные буквы вводить парами: а — я, о — ё, у — ю, ы — и, э — е. Этот метод имеет два преимущества:

  1. читая первые слоги, дети овладевают общим способом чтения любых слогов, учатся ориентироваться на гласную букву, следующую за согласной;
  2. моделируют отношения согласных и гласных.

В этот период (период пропедевтики чтения) уместен при ем: буква отдает команду:

а, о, у, ы, э — читаются твердо;

я, ё, ю, е, и — читаются мягко.

Позднее при знакомстве с согласными это звучит как «две работы, согласной буквы».

Методика тем хороша и интересна, что помогает детям учиться. Для воспитания самостоятельности детского мыш ления чрезвычайно ценны такие учебные ситуации, где нет готовых способов действия, ребята не копируют логопеда, а ищут собственные способы работы. Весьма интересны зада ния- «ловушки», которые учат детей самостоятельному, а не имитационному ответу на вопрос. (Логопед спрашивает и сам же предлагает неверный ответ.)

Игры, которые используются на занятиях по обучению гра моте, вносят в учебную работу дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажу радостный, эмоциональный оттенок. На каждом занятии детям предлагается такая игра, в результате которой у них формируются новые понятия, пе рестраивается представление о слове, задается воображаемая игровая ситуация (страна живых слов, звуковой лес, звуко вая стройка).

В играх используются условные персонажи, которые персо нифицируют собой вводимые понятия. Ведь Незнайка и Бура- тино не могут олицетворять содержание лингвистических по нятий. Зато ТИМ и ТОМ прекрасно воплощают различение мягкости и твердости согласных (и ничего другого не делают), колокольчик КОЛЯ рассказывает детям о звонких и глухих согласных, единственное предназначение АМУ — охотиться за согласными. Смысл жизни ЗВУКОВИЧКОВ — заботиться о звуках, заниматься строительством звуковых домиков для слов.

ПОВЕЛИТЕЛЬ СЛОГОВ отвечает за построение слогоудар ных схем слов.

В качестве поощрения используются медали:

  1. знаток слогов;
  2. знаток слов;
  3. знаток гласных... и т.д.;
  4. знаток согласных.

В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются образные формы познания: зрительное и слуховое восприя тие, образная память, наглядно-образное мышление, вообра жение. Именно в этот период складывается вторая сигнальная система — речь. Логопеду очень важно добиться взаимодей ствия первой и второй сигнальных систем: образа и слова. Слово должно вызывать яркий, многоплановый образ, а об раз, в свою очередь, должен находить выражение в слове.

Ко многим предлагаемым на занятиях по обучению грамо те играм необходим наглядный и словесный материал (за гадки, стихи, произведения фольклора, отрывки из сказок, басни) (приложение 2). Художественные тексты создают иг ровую ситуацию, вызывая у детей интерес, эмоциональный отклик, активизируют их прошлый опыт.

Зрительная и слуховая наглядность выступает в единстве. Ведь чтобы наглядность, образность и красочность материала влияли прежде всего на их эмоциональную сферу, необходима яркая и доступная игра, доставляющая им удовольствие, а всякая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры головного мозга, улучшает когнитивную деятельность.

Игры со словами:

  1. хвостоглав;
  2. слоги рассыпались;
  3. шифровки (зашифрованные пословицы и поговорки);
  4. пословицы в стиле «ребус»;
  5. сложи слова из букв: разного цвета, размера, шрифта;
  6. собери пазл, прочти слово;
  7. где слог? кому слово?;
  8. отыщи слово, спрятанное в картинках.

Чтение в усложненной ситуации:

  1. найди способ прочтения (по цветным стрелкам, сверху- вниз, круглограммы);
  2. изографы;
  3. деформированные тексты.

Кроссворды

Ярко, красочно оформленные кроссворды активизируют внимание, развивают память, мышление, самостоятельность, инициативу, вызывают интерес к занятию.

Виды кроссвордов:

  1. на заданные звук и букву;
  2. кроссворды-«загадки»;
  3. «времена года»;
  4. кроссворды-«шутки».

Игры для профилактики и коррекции оптической дисгра- фии и дислексии

Найди слева такие же:

  1. букву;
  2. цифру;
  3. сочетание букв;
  4. геометрическую фигуру.

Эти игры параллельно помогают актуализировать словарь, формировать обобщающие понятия, осуществлять граммати ческое оформление фразы.

Игры, позволяющие существенно расширить возможности работы над звукослоговым анализом и пониманием его наибо лее сложных сторон, используя звуковую и игровую мотивацию:

  1. поговорим на языках (вороньем, гусином);
  2. загадочный круг;
  3. для кого этот звуковой домик?;
  4. волшебный круг;
  5. веселый поезд;
  6. звуковой тир;
  7. звуковая стройка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ПУТИ КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ".

Игры, которые используются на занятиях по обучению гра­моте, вносят в учебную работу дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажу радостный, эмоциональный оттенок. На каждом занятии детям п...

Коррекция недоразвития фонематического восприятия

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии, было разработано пособие «Волшебная мозаика», которое в учебной и игровой форме позволяет в значительной степени компенсиров...

Презентация на тему: «Коррекция нарушений фонематического восприятия у детей с ОНР»

Что такое фонематическое восприятие? «Специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова». В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватыва...

Сообщение из опыта работы по теме:"Коррекция фонетико-фонематических недостатков речи у детей подготовительной логопедической группы".

Сообщение подготовлено для районного методического объединения логопедов МДОУ Подольского Муниципального района....

КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

При обучении 5—6-летних детей с ОНР и подготовке их к школе выявляются несформированность лексико-граммати­ческих средств языка, дефекты произношения и недоразви­тие фонематического восп...

Технология «Нейрогимнастика», как средство коррекции фонетико-фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с ТНР

У детей с нарушениями речи отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигате...