Профилактика дисграфий на уровне слова у детей с нарушениями речи
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Анализ ошибок на письме у младших школьников и система коррекционной работы по их предупреждению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИЙ НА УРОВНЕ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Для части детей процесс овладения родным языком оказывается весьма трудным. Эти трудности могут иметь различный характер и проявляются в различные рода ошибках. С проблемой стойких ошибок на письме на начальном этапе обучения грамоте сталкиваются многие учителя. Ошибки не исчезают в процессе дальнейшего обучения. Причины ошибок очень разнообразны. Для логопедии существенными являются недоразвитие лингвистических способностей: фонематических представлений, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, способности к морфологическим, синтаксическим обобщениям, способности к анализу и синтезу зрительно-слухо-двигательных образов и представлений. Неудовлетворительное развитие всех этих способностей оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения. Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что дети не различают фонем родного языка. На письме это выражается в виде смешений и замены букв. Это влечет за собой неумение правильно применять на письме некоторые грамматические привила. Так, некоторые ученики не чувствуют ударную гласную и затрудняются в определении безударной и в подборе проверочного слова при оглушении согласных. Знание правил не помогает. Много ошибок в написании предлогов, приставок, союзов. Отставания в развитии лексико-грамматической стороны речи приводит к аграмматизму. На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи. Так же дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, поэтому не могут на письме правильно обозначить границу предложения, не применяют правило постановки точки в конце предложения. Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимание причинно-следственных связей приводит к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения не могут писать изложения и сочинения.
Такое расстройства письма, проявляющееся в специфических и стойких ошибках, обусловленных несформированностью специфических функций, обеспечивающих письмо, называется дисграфией. Дисграфия проявляется в начальной школе, когда дети начинают работать в тетрадях. Но нарушения, вызывающие ее, возникают значительно раньше: в дошкольном возрасте. Особенно работа по предупреждению дисграфий необходима детям с общим недоразвитием речи.
ОНР – специфическое проявление речевой патологии, при котором нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики и фонетики. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. В начальной школе эти нарушения проявляются в виде дисграфий и дислексий.
При проведении коррекционной работы логопед помогает детям справится с имеющимися нарушениями и предупредить проявление дисграфий в школе. Целесообразно уже в подготовительной группе группе детского сада в ходе начального периода обучения грамоте сгруппировать имеющиеся у детей ошибки, определяя к какому виду дисграфий они относятся, и работать над их преодолением.
Ошибки можно сгруппировать следующим образом:
-Специфические фонематические замены-ошибки, указывающие на недостаточность различения звуков, принадлежащих к одной группе или к разным группам. Сюда относится замена и смешение букв.
-Нарушение слоговой структуры слова. Это пропуск отдельных букв и целых слогов, перестановка букв или слогов, раздельное написание частей одного слова и слитное написание двух слов.
-Грамматические ошибки.
-Смешение букв по оптическому или кинетическому сходству.
На кафедре логопедии РГПУ им. А.И. Герцена разработана следующая классификация дисграфий:
1.Артикуляторно-акустическая дисграфия
2.Акустическая дисграфия
3.Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
4.Аграмматическая дисграфия
5.Оптическая дисграфия
Классификация кафедры удобна в плане коррекионного воздействия. Внутри каждой формы дисграфий можно выделить несформированность каких-либо операций письма. 1-я и 2-я формы дисграфий связаны с нарушением выделения звуков, 3-я форма с нарушением процесса мозгового анализа, 4-я с нарушением морфологического принципа письма, 5-я форма – с несформированностью оптико-пространственных операций. Процент распространенности дисграфий в каком-то одном варианте значительно ниже, чем смешанные виды дисграфий. Поэтому в работе используются различные методы коррекции.
Работа по предупреждению ошибок чтения и письма проходит на нескольких уровнях:
-на уровне буквы
-на уровне слова
-на уровне словосочетания
-на уровне предложения
-на уровне текста
Опираясь на систему коррекции письменной речи Ефименковой Л.Н. предлагаю начать работу по профилактике дисграфий с понятия «слово».
Если в устной речи слова произносятся слитно, на одном выдохе, то в письменной речи слова представляют обособленно. Несовпадение норм устной и письменной речи вносит трудности в начальное обучение письму. Написание обнаруживает такой дефект анализа и синтеза слышимой речи. Как индивидуализация слов: ребенок не может уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые единицы и их элементы. Для того чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа начинается с расширения и совершенствования словаря.
Предлагаю проводить работу в следующем порядке:
1.Усвоение понятия «Слово»
2.Слова, обозначающие предметы
3.Слова, обозначающие действия
4.Слова, обозначающие признаки
5.Слова - «неприятели» (антонимы)
6.Слова - «приятели» (синонимы)
7.Слова - «родственники» (однокоренные слова)
8.Сложные слова
9.Маленькие слова (предлоги)
10.Работа над слоговым анализом и синтезом слов
11.Работа над фонематическим анализом и синтезом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Волшебные слова" обучение детей с нарушением речи многозначным словам (для детей от 5 до 7 лет)
Целью программы "Волшебные слова" является обогащение и активизация словарного запаса у детей с нарушением речи в дошкольном образовательном учреждении с использованием игровой деятельности при ...
ПРОГРАММА «Трудные слова» Обучение детей с нарушением речи делению слов на слоги (для детей 6 - 7 лет)
Главное назначение программы - формирование слоговой структуры слова, подготовка к успешному обучению в школе, предупреждение дисграфии.Данная программа может быть рекомендована для ...
Уровни освоения АОП детей с нарушением речи.
Освоение АОП....
Диаграмма "Уровни освоения АОП детей с нарушениями речи"
Диаграмма "Уровни освоения АОП детей с нарушениями речи"...
Уровни освоения АОП детей с нарушением речи.
Уровни освоения АОП детей с нарушением речи...
Уровни освоения АОП детей с нарушением речи
Уровни освоения АОП детей с нарушением речи...
Методическая разработка: "Предупреждение ошибок письма на уровне буквы у детей с нарушением речи"
В методической разработке изложена авторская система коррекционных упражнений по предупреждению ошибок письма на уровне буквы у дошкольников с нарушением речи в условиях детского сада.У этих дет...