Методическая разработка: "Предупреждение ошибок письма на уровне буквы у детей с нарушением речи"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

В методической  разработке изложена авторская система коррекционных упражнений по предупреждению ошибок письма на уровне буквы у дошкольников с нарушением речи в условиях детского сада.

У этих детей наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных  направлениях, затруднения в определении правого, левого, верха, низа. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, в составлении целого из частей, при конструировании: в неспособности воспроизведения заданной формы. Выявляется и задержка в дифференциации правой и левой частей тела.

Учитывая особенности детей с речевыми нарушениями можно сказать, что они предрасположены к ошибкам на письме, поэтому особенно актуальным является вопрос о ведении профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду.

Мною была осуществлена попытка в реализации такой деятельности, конечным результатом которой явились методические рекомендации.

В методических рекомендациях учитываются особенности и последовательность формирования пространственных представлений в онтогенезе.

Дети овладевают таким объемом знаний лишь при соблюдении постепенности в преподнесении материала, дифференцированного подхода с учетом динамики продвижения каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx37.82 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка:

 «Предупреждение ошибок письма на уровне буквы у детей с нарушением речи».

В русском алфавите 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности. Прежде чем приступить к работе по различению правильной буквы и ее зеркального двойника, я провожу подготовительный этап, помогающих развивать у детей ориентировку:

  1. На себе
  2. На листе бумаги
  3. В окружающем мире

Умение различать левую и правую сторону это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому для отработки этого навыка необходимо уделить достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.

1. Ориентировка на себе

1. Для отработки дифференциации правых и левых частей тела рекомендую следующие упражнения:

- показать правую руку, затем левую, если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет;

- поднять то левую, то правую руку, показать предмет левой (правой) рукой, взять предмет левой (правой) рукой.

2. После уточнения речевых обозначений левой и правой руки, я приступаю в различение других частей тела: левой и правой ноги, правого и левого глаза, уха. Предлагаю и более сложные задания: показать правой рукой левое ухо, правый глаз и т.д. Детей упражняю до появления уверенной ориентировки их в схеме собственного тела.

2. Ориентировка на листе бумаги

- Дети должны четко усвоить понятия “верх”, “низ”, “право”. “лево”. Для осуществления этой цели я проводила разные игры. Большим успехом в моей группе пользовалась игра “Лягушка-путешественница”. На первых порах все дети имеют перед собой лист с квадратной сеткой. В центре сетки находится точка, а на ней “лягушка”, которая может “путешествовать” только по сигналу и только на одну клетку данного поля. Начало отсчета всегда ведется только от центра. Дается сигнал: “Вверх- вправо”. Дети передвигают свою “Лягушку-путешественницу” по листу бумаги, отмечая где остановилась “лягушка”. В данном случае это правый верхний квадрат. По мере усвоения понятия “верх”, “низ”, “право”. “лево” я увеличиваю количество перемещений. Для усложнения игры предлагаю детям не двигать рукой “лягушку”, а мысленно представлять ее перемещение, глядя на таблицу. В результате этой игры легко усваиваются понятия “верх - низ”, “право - лево”, а также дети запоминают названия квадратов.

- Также учу детей читать направление по квадратам

                     

         

вверх            вниз             вправо        влево

В подготовительный этап я включаю написание прямых и наклонных палочек, рисование геометрических фигур, простых предметов, узоров. Эти упражнения не только развивают мелкую материку у детей, но и способствуют ориентироваться на листе бумаги.

С детьми подготовительных к школе групп я провожу такие задания, например:

  1. Написать букву (нарисовать фигуру) справа или слева от вертикальной линии
  2. Нарисовать кружок, справа от него крестик, слева от крестика поставить точку
  3. Нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от крестика- кружок
  4. Нарисовать квадрат, справа от него крестик, выше крестика поставить точку.

  1. Ориентировка в пространстве

Отработав представление о правой и левой сторонах тела, усвоив понятия стрелочек перехожу к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например:

  1. Учу определять пространственное расположение предметов по отношению к ребенку: “- Покажи, какой предмет находится справа от тебя” или “- Покажи книгу справа (слева) от тебя”. Если ребенку трудно выполнить это задание, тогда уточняю, что справа – это ближе к правой руке, слева – ближе к левой.
  2. Учу определять пространственное отношение между двумя, тремя предметами, игрушками или изображениями. Сначала уточняю расположение двух предметов, затем предлагаю взять правой рукой машинку и положить ее возле правой руки, взять левой рукой кубик и положить у левой руки. Затем я задаю вопрос: “Где находится машинка? Справа или слева от кубика”
  3. В дальнейшем ребенок выполняет задания по моей инструкции: “Положить карандаш справа от кубика, положить ручку слева от машины, сказать, где находится ручка по отношению к машине - справа или слева? Где находится карандаш по отношению к кубику – слева или справа?” Затем беру 3 предмета и предлагаю ребенку следующее задание: “Положи машинку перед собой, слева от нее положи карандаш, справа – ручку и т.д.”
  4. Учу определять пространственное соотношение элементов различных графических изображений и букв. Я предлагаю следующее задание:
  • сложить из палочек фигуры (сначала по подражанию, затем по памяти)
  • сложить из палочек простую (сложную) фигуру по рисунку, затем по памяти
  • найти заданную фигуру среди изображений, одно из которых соответствует предъявленному
  • посмотреть на картинку (слово) вначале строки. Обвести кружком такое же изображение  
  1. Учу копировать рисунки, предметы из палочек  
  2. Учу определять правую и левую сторону предмета. Беру книгу обеими руками, показываю правую и левую стороны книги. Учу определять правую и левую сторону предмета, который лежит на столе. Задание выполняется по следующей инструкции: “Покажи правую, левую сторону книги; левый край стола; шкафа. Назови, какой это край стола – левый или правый”.
  3. Учу определять место соседа по отношению к себе, соотнося это с соответствующей своей рукой.
  4. Знакомлю со схемой тела стоящего напротив:
  • вызываю ребенка и поворачиваю его спиной к группе детей. Прошу его поднять правую руку. Остальные дети, сидя на своих местах, поднимают правую руку и убеждаются, что вызванный ребенок правильно выполнил инструкцию.
  • не опуская поднятой руки, предлагаю ребенку повернуться лицом к детям. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящий друг против друга.
  • затем я, молча показываю на себе отдельные части тела, а дети, сидящие напротив, комментируют. Параллельно с этими заданиями на подготовительном этапе я использую “Приготовишки”. Это 3 тетради. В первой тетрадке ребенок использует ряд упражнений, которые постепенно готовят руку ребенка к письму, обводя предметы и фигуры. Во второй тетради я учу ребенка легко узнавать форму предметов, ориентироваться и решать логические задачи. Третью тетрадь я использую на основном этапе. В ей я знакомлю детей с элементами букв и удивительным рисованием одной линией, которая поможет научится правильному и аккуратному письму.

На этом подготовительный этап, который длится целый год, заканчивается и начинается основной.

Основной этап. Второй год обучения.

На основном этапе я провожу работу по различению правильной буквы и ее зеркального двойника.

После проведенных мною заданий на определение пространственных представлений и ориентировки, дети с нарушением речи достаточно хорошо могут ориентироваться на себе, на листе бумаги и в окружающем пространстве.

На основном этапе большую роль я отвожу нетрадиционной форме письма под диктовку – графическому диктанту, который выполняет контрольную функцию. Он способствует развитию умения ориентироваться на листе клетчатой бумаги, формированию графических навыков, помогает находить заданную точку по ориентирам, соединять точки в соответствии с моим заданием и руководствоваться собственным замыслом. В целом графические диктанты оказывают положительное влияние на развитие пространственного воображения.

В настоящее время система обучения графическим навыкам является недостаточно разработанной. Я предлагаю диктанты по рисованию ориентиров, букв и предметов. Например, поставить точку на клетчатом месте бумаги и от нее вести карандашом линии по клеточкам под диктовку: 5 – вниз, 1 – вправо, 4- вверх, 2 – вправо, 4- вниз, 1 – вправо, 5 – вверх, 4 – влево. Если нет ошибок, то получается буква “П”, которую дети штрихуют. Работа эта интересна, требует концентрации выполнения, четкости выполнения инструкций, сформированного зрительно- пространственного восприятия. При рисовании предметов дети находят в тетрадях исходную точку изображения и двигаются в заданном направлении. Здесь важен элемент сюрприза (выполняя задание, дети не знают, что у них получится). Законченный рисунок вызывает бурю чувств.

Для предупреждения ошибок чтения и письма на уровне буквы я использую задания, которые помогают запомнить образ буквы:

  1. Выкладывание букв из палочек с фиксированным внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве.
  2. Определение букв, написанных на карточках, где представлены, как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.
  3. Ощупывание пластмассовых букв с закрытыми глазам. Дети определяют на ощупь какая буква в руках, называют ее, придумывают слова, содержащие данную букву, кладут ее на стол так, чтобы она отражала верное написание.
  4. Найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаюсь к игре “Буква сломалась” Какая буква сломалась?
  5. Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывания контура буквы бусинками, ниточками, проволокой.
  6. Демонстрация букв в разном положении: Игра “Буквы кувыркаются”.
  7. Определение буквы “написанной” на спине (пальцем по коже медленно провожу контур буквы), на ладони, в воздухе (с открытыми, закрытыми глазами).
  8. Систематическое придумывание детьми слова на данную букву. Связь звука и буквы, а также их различие объясняю на каждом занятии. Дети должны усвоить, что звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем.
  9. Нахождение букв в геометрических фигурах. Например, в приведенном квадрате предлагаю отыскать спрятавшиеся буквы.
  10. Поиск букв, наложенных друг на друга. Дети выделяют буквы, написанные одна на фоне другой.
  11. Придумываю слов на данную букву в определённой позиции:

НАЧАЛО                        СЕРЕДИНА                           КОНЕЦ

  1. Конструирование букв. Например, из буквы “П” дети делают букву “Н”, передвинув одну палочку.
  2. Определение букв, которые можно выложить из 3-х (И, А, П, Н, С, К) и из 2-х (Т, Г, Х) палочек.
  3. Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочки. Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка, я знакомлю его с образом той бархатной бумаги буквы и наклеила на лист картона. Кроме наклеенных букв, в специальных кармашиках находятся их элементы. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, заполняет их образы и элементы. Я показываю, как пишется элемент, например, прямая короткая линия. Дети находят этот элемент в кармашиках альбома. Потом я предлагаю рассмотреть поочередно каждую страницу альбома и настий в буквах этот элемент. Дети овладели таким объемом знаний лишь при соблюдении постепенности в преподнесении материалы, дифференцированного подхода с учетом динамики продвижения каждого ребенка.

                                       Список литературы

  1. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: учебное пособие. – СПБ., Союз. 1998г.
  2. Логопедия. Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1989 г.
  3. Макарьев И. Если ваш ребенок левша. СПБ., Лань, 1996 г.
  4. Методы изучения и преодоления речевых расстройств. Межвузовский сборник научных трудов. СПБ., Образование, 1994 г.
  5. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПБ., Образование, 1994 г.
  6. Принципы и методы коррекции нарушений речи. Межвузовский сборник ученых трудов. СПБ., Образование, 1997 г.
  7. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младшых щкольников. М., Владос, 1997 г.
  8. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПБ., Лань, 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы.

Упражнения на развитие зрительного гнозиса помогут ребенку избежать ошибок письменной речи....

Профилактика дисграфий на уровне слова у детей с нарушениями речи

Анализ ошибок на письме у младших школьников и система коррекционной работы по их предупреждению....

Диаграмма "Уровни освоения АОП детей с нарушениями речи"

Диаграмма  "Уровни освоения АОП детей с нарушениями речи"...

Методическая разработка "Предупреждение нарушений чтения и письма у дошкольников с ОНР"

Методическая разработка включает  в себя следуюие разделы: диагностические материалы для раннего выявления предрасположенности к дислексии  и дисграфии (А.Н.Корнев), программа коррекционной ...

Уровни освоения АОП детей с нарушением речи.

Уровни освоения АОП детей с нарушением речи...

Уровни освоения АОП детей с нарушением речи

Уровни освоения АОП детей с нарушением речи...