Методическая разработка: "Предупреждение ошибок письма на уровне буквы у детей с нарушением речи"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В методической разработке изложена авторская система коррекционных упражнений по предупреждению ошибок письма на уровне буквы у дошкольников с нарушением речи в условиях детского сада.
У этих детей наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении правого, левого, верха, низа. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, в составлении целого из частей, при конструировании: в неспособности воспроизведения заданной формы. Выявляется и задержка в дифференциации правой и левой частей тела.
Учитывая особенности детей с речевыми нарушениями можно сказать, что они предрасположены к ошибкам на письме, поэтому особенно актуальным является вопрос о ведении профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду.
Мною была осуществлена попытка в реализации такой деятельности, конечным результатом которой явились методические рекомендации.
В методических рекомендациях учитываются особенности и последовательность формирования пространственных представлений в онтогенезе.
Дети овладевают таким объемом знаний лишь при соблюдении постепенности в преподнесении материала, дифференцированного подхода с учетом динамики продвижения каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 37.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка:
«Предупреждение ошибок письма на уровне буквы у детей с нарушением речи».
В русском алфавите 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности. Прежде чем приступить к работе по различению правильной буквы и ее зеркального двойника, я провожу подготовительный этап, помогающих развивать у детей ориентировку:
- На себе
- На листе бумаги
- В окружающем мире
Умение различать левую и правую сторону это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому для отработки этого навыка необходимо уделить достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.
1. Ориентировка на себе
1. Для отработки дифференциации правых и левых частей тела рекомендую следующие упражнения:
- показать правую руку, затем левую, если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет;
- поднять то левую, то правую руку, показать предмет левой (правой) рукой, взять предмет левой (правой) рукой.
2. После уточнения речевых обозначений левой и правой руки, я приступаю в различение других частей тела: левой и правой ноги, правого и левого глаза, уха. Предлагаю и более сложные задания: показать правой рукой левое ухо, правый глаз и т.д. Детей упражняю до появления уверенной ориентировки их в схеме собственного тела.
2. Ориентировка на листе бумаги
- Дети должны четко усвоить понятия “верх”, “низ”, “право”. “лево”. Для осуществления этой цели я проводила разные игры. Большим успехом в моей группе пользовалась игра “Лягушка-путешественница”. На первых порах все дети имеют перед собой лист с квадратной сеткой. В центре сетки находится точка, а на ней “лягушка”, которая может “путешествовать” только по сигналу и только на одну клетку данного поля. Начало отсчета всегда ведется только от центра. Дается сигнал: “Вверх- вправо”. Дети передвигают свою “Лягушку-путешественницу” по листу бумаги, отмечая где остановилась “лягушка”. В данном случае это правый верхний квадрат. По мере усвоения понятия “верх”, “низ”, “право”. “лево” я увеличиваю количество перемещений. Для усложнения игры предлагаю детям не двигать рукой “лягушку”, а мысленно представлять ее перемещение, глядя на таблицу. В результате этой игры легко усваиваются понятия “верх - низ”, “право - лево”, а также дети запоминают названия квадратов.
- Также учу детей читать направление по квадратам
вверх вниз вправо влево
В подготовительный этап я включаю написание прямых и наклонных палочек, рисование геометрических фигур, простых предметов, узоров. Эти упражнения не только развивают мелкую материку у детей, но и способствуют ориентироваться на листе бумаги.
С детьми подготовительных к школе групп я провожу такие задания, например:
- Написать букву (нарисовать фигуру) справа или слева от вертикальной линии
- Нарисовать кружок, справа от него крестик, слева от крестика поставить точку
- Нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от крестика- кружок
- Нарисовать квадрат, справа от него крестик, выше крестика поставить точку.
- Ориентировка в пространстве
Отработав представление о правой и левой сторонах тела, усвоив понятия стрелочек перехожу к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например:
- Учу определять пространственное расположение предметов по отношению к ребенку: “- Покажи, какой предмет находится справа от тебя” или “- Покажи книгу справа (слева) от тебя”. Если ребенку трудно выполнить это задание, тогда уточняю, что справа – это ближе к правой руке, слева – ближе к левой.
- Учу определять пространственное отношение между двумя, тремя предметами, игрушками или изображениями. Сначала уточняю расположение двух предметов, затем предлагаю взять правой рукой машинку и положить ее возле правой руки, взять левой рукой кубик и положить у левой руки. Затем я задаю вопрос: “Где находится машинка? Справа или слева от кубика”
- В дальнейшем ребенок выполняет задания по моей инструкции: “Положить карандаш справа от кубика, положить ручку слева от машины, сказать, где находится ручка по отношению к машине - справа или слева? Где находится карандаш по отношению к кубику – слева или справа?” Затем беру 3 предмета и предлагаю ребенку следующее задание: “Положи машинку перед собой, слева от нее положи карандаш, справа – ручку и т.д.”
- Учу определять пространственное соотношение элементов различных графических изображений и букв. Я предлагаю следующее задание:
- сложить из палочек фигуры (сначала по подражанию, затем по памяти)
- сложить из палочек простую (сложную) фигуру по рисунку, затем по памяти
- найти заданную фигуру среди изображений, одно из которых соответствует предъявленному
- посмотреть на картинку (слово) вначале строки. Обвести кружком такое же изображение
- Учу копировать рисунки, предметы из палочек
- Учу определять правую и левую сторону предмета. Беру книгу обеими руками, показываю правую и левую стороны книги. Учу определять правую и левую сторону предмета, который лежит на столе. Задание выполняется по следующей инструкции: “Покажи правую, левую сторону книги; левый край стола; шкафа. Назови, какой это край стола – левый или правый”.
- Учу определять место соседа по отношению к себе, соотнося это с соответствующей своей рукой.
- Знакомлю со схемой тела стоящего напротив:
- вызываю ребенка и поворачиваю его спиной к группе детей. Прошу его поднять правую руку. Остальные дети, сидя на своих местах, поднимают правую руку и убеждаются, что вызванный ребенок правильно выполнил инструкцию.
- не опуская поднятой руки, предлагаю ребенку повернуться лицом к детям. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящий друг против друга.
- затем я, молча показываю на себе отдельные части тела, а дети, сидящие напротив, комментируют. Параллельно с этими заданиями на подготовительном этапе я использую “Приготовишки”. Это 3 тетради. В первой тетрадке ребенок использует ряд упражнений, которые постепенно готовят руку ребенка к письму, обводя предметы и фигуры. Во второй тетради я учу ребенка легко узнавать форму предметов, ориентироваться и решать логические задачи. Третью тетрадь я использую на основном этапе. В ей я знакомлю детей с элементами букв и удивительным рисованием одной линией, которая поможет научится правильному и аккуратному письму.
На этом подготовительный этап, который длится целый год, заканчивается и начинается основной.
Основной этап. Второй год обучения.
На основном этапе я провожу работу по различению правильной буквы и ее зеркального двойника.
После проведенных мною заданий на определение пространственных представлений и ориентировки, дети с нарушением речи достаточно хорошо могут ориентироваться на себе, на листе бумаги и в окружающем пространстве.
На основном этапе большую роль я отвожу нетрадиционной форме письма под диктовку – графическому диктанту, который выполняет контрольную функцию. Он способствует развитию умения ориентироваться на листе клетчатой бумаги, формированию графических навыков, помогает находить заданную точку по ориентирам, соединять точки в соответствии с моим заданием и руководствоваться собственным замыслом. В целом графические диктанты оказывают положительное влияние на развитие пространственного воображения.
В настоящее время система обучения графическим навыкам является недостаточно разработанной. Я предлагаю диктанты по рисованию ориентиров, букв и предметов. Например, поставить точку на клетчатом месте бумаги и от нее вести карандашом линии по клеточкам под диктовку: 5 – вниз, 1 – вправо, 4- вверх, 2 – вправо, 4- вниз, 1 – вправо, 5 – вверх, 4 – влево. Если нет ошибок, то получается буква “П”, которую дети штрихуют. Работа эта интересна, требует концентрации выполнения, четкости выполнения инструкций, сформированного зрительно- пространственного восприятия. При рисовании предметов дети находят в тетрадях исходную точку изображения и двигаются в заданном направлении. Здесь важен элемент сюрприза (выполняя задание, дети не знают, что у них получится). Законченный рисунок вызывает бурю чувств.
Для предупреждения ошибок чтения и письма на уровне буквы я использую задания, которые помогают запомнить образ буквы:
- Выкладывание букв из палочек с фиксированным внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве.
- Определение букв, написанных на карточках, где представлены, как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.
- Ощупывание пластмассовых букв с закрытыми глазам. Дети определяют на ощупь какая буква в руках, называют ее, придумывают слова, содержащие данную букву, кладут ее на стол так, чтобы она отражала верное написание.
- Найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаюсь к игре “Буква сломалась” Какая буква сломалась?
- Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывания контура буквы бусинками, ниточками, проволокой.
- Демонстрация букв в разном положении: Игра “Буквы кувыркаются”.
- Определение буквы “написанной” на спине (пальцем по коже медленно провожу контур буквы), на ладони, в воздухе (с открытыми, закрытыми глазами).
- Систематическое придумывание детьми слова на данную букву. Связь звука и буквы, а также их различие объясняю на каждом занятии. Дети должны усвоить, что звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем.
- Нахождение букв в геометрических фигурах. Например, в приведенном квадрате предлагаю отыскать спрятавшиеся буквы.
- Поиск букв, наложенных друг на друга. Дети выделяют буквы, написанные одна на фоне другой.
- Придумываю слов на данную букву в определённой позиции:
НАЧАЛО СЕРЕДИНА КОНЕЦ
- Конструирование букв. Например, из буквы “П” дети делают букву “Н”, передвинув одну палочку.
- Определение букв, которые можно выложить из 3-х (И, А, П, Н, С, К) и из 2-х (Т, Г, Х) палочек.
- Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочки. Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка, я знакомлю его с образом той бархатной бумаги буквы и наклеила на лист картона. Кроме наклеенных букв, в специальных кармашиках находятся их элементы. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, заполняет их образы и элементы. Я показываю, как пишется элемент, например, прямая короткая линия. Дети находят этот элемент в кармашиках альбома. Потом я предлагаю рассмотреть поочередно каждую страницу альбома и настий в буквах этот элемент. Дети овладели таким объемом знаний лишь при соблюдении постепенности в преподнесении материалы, дифференцированного подхода с учетом динамики продвижения каждого ребенка.
Список литературы
- Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: учебное пособие. – СПБ., Союз. 1998г.
- Логопедия. Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1989 г.
- Макарьев И. Если ваш ребенок левша. СПБ., Лань, 1996 г.
- Методы изучения и преодоления речевых расстройств. Межвузовский сборник научных трудов. СПБ., Образование, 1994 г.
- Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПБ., Образование, 1994 г.
- Принципы и методы коррекции нарушений речи. Межвузовский сборник ученых трудов. СПБ., Образование, 1997 г.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младшых щкольников. М., Владос, 1997 г.
- Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПБ., Лань, 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы.
Упражнения на развитие зрительного гнозиса помогут ребенку избежать ошибок письменной речи....
Профилактика дисграфий на уровне слова у детей с нарушениями речи
Анализ ошибок на письме у младших школьников и система коррекционной работы по их предупреждению....
Уровни освоения АОП детей с нарушением речи.
Освоение АОП....
Диаграмма "Уровни освоения АОП детей с нарушениями речи"
Диаграмма "Уровни освоения АОП детей с нарушениями речи"...
Методическая разработка "Предупреждение нарушений чтения и письма у дошкольников с ОНР"
Методическая разработка включает в себя следуюие разделы: диагностические материалы для раннего выявления предрасположенности к дислексии и дисграфии (А.Н.Корнев), программа коррекционной ...
Уровни освоения АОП детей с нарушением речи.
Уровни освоения АОП детей с нарушением речи...
Уровни освоения АОП детей с нарушением речи
Уровни освоения АОП детей с нарушением речи...