Формируем сенсорную культуру ребёнка со сложным дефектом
проект по коррекционной педагогике на тему
Педагогический проект "Формируем сенсорную культуру ребёнка со сложным дефектом" предлагает вниманию педагогов и родителей комплекс игровых упражнений. дидактических игр, направленных на формирование и развитие различных каналов восприятия: зрительного. слухового, обонятельного и осязательного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formiruem_sensornuyu_kulturu.odt | 26.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»
Факультет дошкольного и начального общего образования
Кафедра специальной педагогики
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ
ФОРМИРУЕМ СЕНСОРНУЮ КУЛЬТУРУ РЕБЁНКА СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ
Санкт-Петербург
2016___
Педагогический проект «Формируем сенсорную культуру ребёнка со сложным дефектом»
Описание проекта
Сенсорная культура – обогащение чувственного опыта детей, последовательное и постоянное ознакомление со свойствами и качествами предметов и явлений окружающего мира через систему сенсорных эталонов, выработанных человечеством.
Сенсорные эталоны – общепринятые образцы свойств и качеств предметов.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.
Формирование сенсорных эталонов:
- цвет (семь цветов спектра)
- форма (геометрические фигуры)
- величина (большой, маленький, средний)
- звук (отношения: громко-тихо, фонема родного языка)
- вкус (кисло, сладко, горько, солёно) и др.
- тактильные и кинестетические сенсорные эталоны (осязательные ощущения)
Задачи сенсорного развития детей:
Образовательные:
- Развитие умения узнавать и правильно называть цвет и форму предметов, сопоставлять, предметы по величине, группировать предметы по этим признакам, соотносить плоскостные и объёмные изображения
- Формирование у детей способов обследования предметов с помощью соотносящих действий
- Формирование умения воспринимать громкие и тихие, речевые и неречевые звуки, определять источник и направление звука, воспроизводить совместно с педагогом, по подражанию и по образцу знакомые звуки
- Развитие стереогноза, умения узнавать и называть знакомые предметы по запаху, по вкусу.
- Формирование умения воспроизводить по подражанию, по образцу вместе с педагогом движения в различном темпе
- Развитие зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, кинестетической реакций на предметы и явления окружающего мира, умения замечать их свойства
- Обогащение активного и пассивного словаря детей: совместное использование в речи слов: «цвет», «такой же», «разный»;
Воспитательные:
- Воспитание умения играть рядом, не мешая друг другу;
- Формирование умение слушать и понимать инструкции педагога;
- Воспитание уверенности в себе, собственной значимости у ребёнка при обращении к личному сенсорному опыту
Развивающие:
- Развитие психических процессов (внимание, память, воображение, мышление);
- Развитие мелкой моторики.
Актуальность проекта
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Знакомя ребёнка с различными свойствами, мы задействуем все возможные органы чувств, сохранные анализаторы и можем отчасти компенсировать определённые дефекты развития. Развивая сенсорную сферу ребёнка, родители и педагоги способствуют формированию психических процессов (внимание, воображение, память, мышление), речевому развитию, воспитанию эмоционально-волевых качеств. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей дошкольного возраста со сложным дефектом определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.
Цель проекта
– систематизация работы по сенсорному развитию и приобщению к сенсорной культуре дошкольников со сложным дефектом
Задачи проекта:
• Анализ учебно-методической литературы по вопросам сенсорного развития.
• Пополнение и организация дидактического материала по сенсорному развитию детей со сложным дефектом.
• Разработка программы сенсорного развития детей.
• Разработка информационных листов для родителей с рекомендациями по сенсорному воспитанию дошкольников со сложным дефектом исходя из индивидуального образовательного маршрута каждого ребёнка, размещение информации на сайте учреждения
Ожидаемый результат:
– повышение уровня сенсорного развития детей
Сроки проекта: сентябрь–май 2016-2017 г. (среднесрочный)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители группы «Непоседы» («Особый ребёнок»).
Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме.
Главные принципы, на которые мы опираемся в работе:
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.
- Принцип компенсирующего обучения, использования сохранных функций
- Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий.
- Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.
Основные методы и формы обучения детей:
- Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.
- Игровые образовательные ситуации.
- Работа с игрушками и игровыми пособиями, образцами различных материалов, предметными и сюжетными картинками по лексическим темам
- Дидактические игры.
- Упражнения на развитие мелкой моторики.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
Последовательность этапа | Наименование этапа | Содержание | Реализация: |
I этап | Информационно-аналитический (подготовительный) | - Повышение уровня профессиональной компетентности; - Определение объема материала, который будет адресован каждому ребёнку - Планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия | -Изучение специализированной литературы; -Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей; - Подбор заданий и проведение диагностического наблюдения; - По результатам наблюдений подобрать систему игр и упражнений; - Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков: «Цветные домики», «Сенсорная книга», «Подбери по цвету»; -Оборудование «дидактического стола»; -Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина, вкус, звук, обоняние, осязание) . -Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии. |
II этап | Творческий (основной) | Изготовление игр на развитие восприятия и моторики; Оформление стендов для родителей по теме проекта Консультации для родителей | - Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков; - Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать? » - Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей, размещение информации на сайте учреждения - Формирование у детей основы бережного, созидательного отношения к окружающему миру; Знакомство детей с дидактическим материалом и играми; Проведение дидактических игр и игр-занятий; Исследовательская деятельность детей (формирование соотносящих действий); |
III этап | Заключительный | Подведение итогов | Повторное диагностическое наблюдение детей; Проведение заключительного занятия; Самооценка, выводы. |
Результаты проекта:
- В ходе проекта предполагается создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробировать новые дидактические игры;
- Дети в обследовании новых предметов задействуют различные органы чувств, интерес к окружающим предметам и явлениям возрастёт
- Ассортимент исследовательских действий расширится, они станут более целенаправленными и ловкими
- Родители получат методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр:
- Дидактическое пособие «Времена года»
- Чудесный мешочек
Звучащие и музыкальные игрушки
- Различные крупы, бусинки, кусочки материала (шерсть, мех, пух, ткань, кожа, дерево, пластмасса, железо и т.д.)
- Коллекция природных запахов в саше
Бытовой и природный безопасный для ребёнка материал
-Мозаика со вкладышами крупная;
-Мозаика мелкая;
-Мозаика – пазлы мелкая;
-Лото «Фигуры по местам»;
-Строительный материал (крупный, мелкий, средний) ;
-Пирамидки.
Практическая значимость проекта
- Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- Разработка дидактического материала и дидактических игр;
- Разработка методических рекомендаций для родителей.
Перспективы развития проекта
- Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей;
- Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
- Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
Информационные ресурсы
- Адаптированная основная образовательная программа для детей со сложным дефектом дошкольного возраста (по индивидуальным образовательным маршрутам)
- Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;
- Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 1995;
- Немов Р. С. Психология – М. : Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
- Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Просвещение, 1985;
- Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : Просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;
- Стребелева Е.А., Мишина Г.М. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями. – М.: Экзамен, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорная культура ребёнка
Презентация для педагогов дошкольных учреждений....
Формируем сенсорную культуру ребёнка
Педагогический проект "Формирум сенсорную культуру ребёнка со слжным дефектом" будет полезен всем педагогам, работающим с дошкольниками со сложным дефектом в группах "Особый ребёнок" детских сад...
Сенсорное культура ребёнка.
Значение сенсорной культуры детей....
Творческая работа учителя-дефектолога совместно с ребёнком со сложным дефектом развития
Учитель-дефектолог, работая с детьми аутистами, может развить их воображение, обучить способам общения, а следовательно, и адаптировать ребёнка к условиям окружающего мира. Занятия по художествен...
методические рекомендации «ВОСПИТАНИЕ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЁНКА»
для воспитателей...
Сенсорное развитие детей со сложным дефектом по методике Монтессори
Сенсорное развитие - это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: форма, цвет, величина, положение в пространстве, запах, вкус . Сенсорное развитие я...