Программа психологического развития детей дошкольного возраста
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Программа психологического сопровождения детей разработана на основе программ психолого-педагогических занятий с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению под редакцией Роньжиной А.С.(2003), «Комплексные развивающие занятия» Хомяковой Е.Е. (2009), и «Тропинка к своему Я. Дошкольники» под редакцией Хухлаевой О.В. (2004) ( тренинговое развитие мира социальных отношений детей 3-4, 4-5, 5-6 лет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_15-16.doc | 386 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «Светлые Горы»
. |
Программа
психологического развития детей
дошкольного возраста
Составитель: Лис Л.В.
2015-2016 год
Пояснительная записка
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
Данная программа разработана на основе программ психолого-педагогических занятий с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению под редакцией Роньжиной А.С.(2003), «Комплексные развивающие занятия» Хомяковой Е.Е. (2009), и «Тропинка к своему Я. Дошкольники» под редакцией Хухлаевой О.В. (2004) ( тренинговое развитие мира социальных отношений детей 3-4, 4-5, 5-6 лет).
Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года.
Особенности и новизна образовательной программы в том, что в неё включено много полифункциональных упражнений, с одной стороны, дающих возможность решать несколько задач с другой – позволяющих оказывать на разных детей различное влияние; охватывает все стороны формирования психологического здоровья дошкольников; учитывает гендерные различия. Программой могут пользоваться не только педагоги-психологи, но и воспитатели, родители.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что позволяет через групповую работу, учитывающую специфику дошкольного возраста, обучить детей социально приемлемым способам самоутверждения и самовыражения, полноценному общению, положительному восприятию себя, адекватному поведению в соответствии с окружающими условиями и событиями, поддержанию положительного эмоционального фона, оптимистического настроя, воспитать доброжелательное отношение к окружающим, развить способность к эмоциональному сопереживанию.
Основная идея работы – интеграция и систематизация психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога ДОУ.
Цель программы: Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
- Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
- Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
- Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
- Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
- Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
- Формирование позитивной мотивации к обучению.
- Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Концептуальная основа программы.
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.
Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.
Формы работы с детьми в рамках программы:
Групповые занятия
Продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.
Группа | Время занятия |
Младшая группа | 15 мин |
Средняя группа | 20 мин |
Старшая группа | 25 мин |
Подготовительная группа | 30 мин |
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.
Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитие ведущего психического процесса или сферы психики.
В частности:
младшая группа - восприятие;
средняя группа – восприятие, эмоциональная сфера;
старшая группа - эмоциональная сфера, коммуникативная сфера; подготовительная группа - личностно-волевая сфера
Занятия на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.
Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
Оснащение занятий:
- Фонотека.
- Настольно-печатные игры.
- Предметные игрушки.
- Доска.
- Краски, карандаши, фломастеры.
- Писчая и цветная бумага.
- Строительный материал.
Принципы проведения занятий:
- Системность подачи материала.
- Наглядность обучения.
- Цикличность построения занятий.
- Доступность.
- Проблемность.
- Развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
- Организационный этап.
Создание эмоционального настроя в группе.
Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
- Мотивационный этап.
Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
- Практический этап.
Подача новой информации на основе имеющихся данных;
Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.
Обработка полученных навыков на практике.
- Рефлексивный этап.
Обобщение полученных знаний.
Подведение итогов занятия.
Индивидуальная работа.
Этот вид работы включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине года), и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
Работа с родителями.
В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, предусмотрена просветительская работа с родителями в форме консультаций, лекций, информирования через уголок психолога в каждой возрастной группе.
Особенности психологического курса
Младшая группа
Содержание и наполнение курса определяется психологическими особенностями данного возраста детей.
В данном возрасте ребенок переживает значимый для его развития и социализации возрастной кризис. Маленький дошкольник впервые начинает осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к самостоятельности, понимает то, что может многое сделать сам, без помощи взрослого. У детей появляется интерес к совместной игровой деятельности, происходит переход от «игры рядом» к «игре вместе». Активно развиваются эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребенка. Основным видом деятельности детей является игра.
Цель занятий - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи комплексного развития детей:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Программа курса разработана на основе комплексной программы психологических занятий с детьми раннего возраста Роньжиной А. С. и комплексных развивающих занятий с детьми раннего возраста Хомяковой Е. Е. Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
Структура и форма занятий
Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.
В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.
Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.
В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом.
Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются. Психолог может сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т.п. Каждое из занятий повторяется по 2-3 раза, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью.
Программа курса учитывает все основные особенности развития, свойственные данному возрасту.
Тематическое планирование психологических занятий
Младшая группа
Неделя, № занятия | Тема | План занятия | Материалы к занятию | ||
Октябрь | |||||
2 неделя, занятие №1 | Божья коровка | Ритуал приветствия. Знакомство. Пальчиковая игра «Божья коровка». Танцевальная пауза с использованием песенки – игры. Изодеятельность: разукрашивание крылышек на спинке божьей коровки Завершение. Обсуждение результатов занятия. Прощание | - большая божья коровка; - маленькие божьи коровки в контейнерах с крупой на каждого; - изображения божьих коровок, - CD – диск Е. Железновой «Музыка с мамой», магнитофон | ||
3 неделя ,занятие №2 | Божья коровка | Ритуал приветствия. Знакомство. Пальчиковая игра «Божья коровка». Танцевальная пауза с использованием песенки – игры. Игра «Найди маленьких божьих коровок» (контейнеры с крупой). Изодеятельность: рисование пятнышек на спинке божьей коровки Завершение. Обсуждение результатов занятия. Прощание | - большая божья коровка; - маленькие божьи коровки в контейнерах с крупой на каждого; - изображения божьих коровок, черная пальчиковая краска - CD – диск Е. Железновой «Музыка с мамой», магнитофон | ||
4 неделя, занятие №3 | Листопад | Приветствие. Наблюдение и беседа о признаках осени. Танцевальная пауза «Листопад» Дидактическая игра «Собери листочки по цвету». Подвижная игра «Солнышко и дождик» Пальчиковая игра. Изодеятельность: Осенние листочки. Завершение. Обсуждение результатов занятия. | картина «Осенняя прогулка»; - зонт; - CD – диск с плавными танцевальными мелодиями; - листья жёлтые, зелёные, красные и коробки трёх цветов; - вырезанные из белой бумаги листья , гуашь (жёлтая, красная), губки | ||
5 неделя, занятие №4 | Листопад | Приветствие. Рассматривание картины «Осенняя прогулка».. Танцевальная пауза «Листопад» Дидактическая игра «Собери листочки по цвету». Подвижная игра «Солнышко и дождик» Пальчиковая игра. Изодеятельность: Осенние листочки. Завершение. Обсуждение результатов занятия. | |||
Ноябрь | |||||
1 неделя, занятие №5 | Желтый цвет | Приветствие. Появление «жёлтого» Жени. Знакомство. Игра «Подарки для Жени». Танцевальная пауза с использованием песенки – игры Дидактическая игра «Жёлтая картина». Пальчиковая игра. Изодеятельность: Солнышко (рисуем лучики) Завершение. Обсуждение результатов занятия. | - игрушка кукла в жёлтой одежде; - диск с песенками - играми, проигрыватель; - набор жёлтых предметов, жёлтая коробка, игрушки других цветов; - панно «Дерево на полянке» с набором жёлтых листьев, цветов; - жёлтая гуашь, кисти (на каждого); - лист с изображением жёлтого круга (на каждого ребёнка) | ||
2 неделя, занятие №6 | Красный цвет | Приветствие. Появление Карины в красном. Знакомство. Игра «Красные игрушки». Танцевальная пауза с использованием песенки – игры Дидактическая игра «Красное лото» Пальчиковая игра . Изодеятельность: аппликация «Красные бусы и бант для Карины». Завершение. Обсуждение результатов занятия. | кукла в красной одежде; - диск с песенками - играми, проигрыватель; - набор красных предметов, красная коробка, игрушки других цветов; - красное лото - красные кружочки и бантики; - лист с изображением Карины (на каждого ребёнка) | ||
3 неделя, занятие №7 | Желтый и красный | Приветствие. Появление Жени и Карины. Игра «Разложи игрушки по цвету» Танцевальная пауза с использованием песенки – игры Дидактическая игра «Цветы Жене и Карине». Пальчиковая игра. Изодеятельность: аппликация «Жёлтые и красные цветы». Завершение. Обсуждение результатов занятия. | - куклы Женя (в жёлтом) и Карина (в красном); - диск с песенками - играми, проигрыватель; - жёлтые и красные игрушки, жёлтая и красная коробки;я и к -панно (две вазы: жёлтая и красная и цветы к ним на липучках) - вырезанные жёлтые и красные цветы; клей - карандаши - лист с изображением жёлтой и красной вазы (на каждого ребёнка) | ||
4 неделя, занятие №8 | Синий цвет | Приветствие. Появление Сёмы. Знакомство. Игра «Синие игрушки». Танцевальная пауза с использованием песенки – игры Дидактическая игра «Рыбалка». Пальчиковая игра. Изодеятельность: Синие рыбки в аквариуме. Завершение. Обсуждение результатов занятия. | - кукла Сеня (в синей одежде); - диск с песенками - играми, проигрыватель; - синие и не синие игрушки, синяя коробка; - ёмкости с водой, сачки, синие рыбки (на каждого) - синяя гуашь, штампики рыбки; - лист с изображением аквариума (на каждого ребёнка) С 88 Хомякова Е.Е. | ||
Декабрь | |||||
1 неделя, занятие №9 | Зеленый цвет | Приветствие. Появление Зёмы. Знакомство. Игра «Зелёные игрушки». Танцевальная пауза с использованием песенки – игры Дидактическая игра «Зелёное лото». Пальчиковая игра Изодеятельность: Трава на цветочной поляне. Завершение. Обсуждение результатов занятия. | - кукла – гном Зёма (в зелёной одежде); - диск с песенками - играми, проигрыватель; - зелёное лото (на каждого); - набор зелёных и не зелёных игрушек, зелёная коробка; - зелёная гуашь, кисти; - лист с изображением цветов (на каждого ребёнка) с 55 Хомякова | ||
2 неделя, занятие №10 | Синий и зеленый | Приветствие. Появление персонажей. Знакомство. Игра «Распредели игрушки». Танцевальная пауза с использованием песенки – игры Дидактическая игра «Домики с картинками». Пальчиковая игра. Изодеятельность: Зелёная веточка с синими ягодами. Завершение. Обсуждение результатов занятия. | - куклы Зёма (в зелёном) и Сёма (в синем); - диск с песенками - играми, проигрыватель; - набор зелёных и синих игрушек, две коробки соответствующих цветов; - синий и зелёный дома (изображения), картинки с синими и зелёными предметами; - синяя гуашь, ватные палочки; - лист с изображением зелёной веточки (на каждого ребёнка) | ||
3 неделя, занятие №11 | Разноцветные карандаши | Приветствие. Упражнение на развитие речи. Рисунки вертикальных линий Движения под музыку Дидактическая игра «Что бывает красным, желтым, зелыным, синим» | - листы бумаги; - цветные карандаши; - предметы основных цветов, - песня Шаинского «Коробка с карандашами»; Заготовка под аппликацию С 58 Хомякова Е.Е. | ||
4 неделя, занятие №12 | Новый год | Приветствие. Упражнение на развитие речи. Сравнение по величине. Пальчиковая игра Работа с геометрическими фигурами Игра « 4 лишний» Рисование елочные шары | -Картинка Елки - треугольник разного размера - наборы шариков - листы - -карандаши - разрезная картинка шарика С 61 Хомякова Е.Е. | ||
Январь | |||||
3 неделя, занятие № 13 | Зима | Приветствие. Рассматривание картины. Знакомство со свойствами снега. Танцевальная пауза («Мороз» Е. Железнова). Подвижная игра «Снежки». Пальчиковая гимнастика. Изодеятельность: Зимнее дерево. Завершение. Обсуждение результатов занятия | - картина «Зима»; - снег и грелка; - «снежки» и корзина. - два изображения детей в зимней и летней одежде; - синяя тонированная бумага с изображением дерева, белая гуашь, кисти; - CD Е. Железновой «Музыка с мамой» С 64 Хомякова Е.Е. | ||
4 неделя, занятие №14 | Мячик (шар, круг) | Приветствие. Знакомство. Дидактическая игра «Круглый - некруглый». Танцевальная пауза с использованием песенки – игры «Шарики» (Е. Железнова) Пальчиковая игра «Найди бусинки в крупе» Изодеятельность: Бусы (аппликация) Завершение. Обсуждение результатов занятия | - Надувной мяч; - Крупа в ведёрках, набор разноцветных бусин (на каждого); - Шарики с наполнением (шуршащие); - шарики, кубики, пирамидки и коробка с круглыми прорезями; - вырезанные из цветной бумаги кружочки , клей. | ||
5 неделя, занятие №15 | Лиса и заяц (длинный - короткий) | Приветствие. Знакомство. Рассматриваем уши и хвосты. Подвижная игра «Лиса и зайцы». Конструирование «Домик для зайца». Танцевальная пауза с использованием песенки – игры «Зайка»; Пальчиковая игра . Изодеятельность: Заяц и лиса (приклеить уши и хвост). Завершение. Обсуждение результатов занятия. | - игрушки лиса и заяц; - диск с песенками – играми Е. Железновой; - изображение зайца и лисы с комплектом ушей и хвостов (на каждого) ; - набор конструктора (на каждого) | ||
Февраль | |||||
1 неделя, занятие № 16 | Три медведя (большой - маленький) | Приветствие. Знакомство с семейством медведей. Сравнивание по величине. Игра «Поможем медвежонку собрать игрушки». Танцевальная пауза. Дидактическая игра «Накроем стол». Пальчиковая гимнастика. Изодеятельность: Варенье для медведей. Завершение. Обсуждение результатов занятия. | - три медведя (большой, маленький, средний); - изображение дома медведей с окошками разной величины; - наборы посуды (разной величины тарелки, чашки, ложки); - игрушки большие и маленькие и коробки для них; - изображения трёх пустых банок разной величины, ягоды наклейки (большие, средние, маленькие) – на каждого С 92 Хомякова Е.Е. | ||
2 неделя, занятие № 17 | Пушинка и камень (легкий - тяжелый) | Приветствие. Знакомство со свойствами предметов опытным путём. Игра «Подуй на пушинку». Танцевальная пауза с использованием песенки – игры Дидактическая игра «Тяжёлые и лёгкие предметы». Пальчиковая игра . Изодеятельность: Пушистый одуванчик. Завершение. Обсуждение результатов занятия. | - небольшие камни и кусочки ваты по числу детей. - таз с водой, - пушинки - набор тяжёлых и лёгких предметов, две коробки - изображения одуванчиков, вата для изготовления «пушистой головки» цветку. | ||
3 неделя, занятие № 18 | Семья | Приветствие Сказка «Репка» - иниц. рассказ детей Лото «Семья» Пальчиковая гимнастика Дидактическая игра «Кого не стало?» Рисование «Для любимой мамочки выросли цветочки» | Картинка семьи Лото по теме Картинки с дом. Животными Листы Карандаши С 86 Хомякова Е.Е. | ||
4 неделя, занятие № 19 | Весна
| Приветствие Работа у панно. Создание весеннего пейзажа. Упражнение «Ветерок» (дети дуют на бумажные кораблики, которые плавают в тазу). Дидактическая игра: мозаика «Кораблик». Пальчиковая игра. Изодеятельность: «Цветущая яблоня» Завершение. Обсуждение результатов занятия. | магнитное панно и изображения: солнце, дерево без листьев, листочки, весенние цветы, птицы, ручеёк, кораблик; - таз с водой, бумажные кораблики; - цветная схема «Кораблик» и детали из игры «Танграм» (каждому); - для рисования: на голубой тонированной бумаге изображение дерева без листьев, зелёная гуашь, цветы – наклейки, кисти; - аудиозапись голосов птиц, журчания воды. | ||
Март | |||||
1 неделя, занятие № 20 | Мамы и детеныши | Приветствие. Игра «Мамы и детёныши» (называем, подражаем голосу). Танцевальная пауза с использованием песенки – игры Дидактическая игра « Найди маму». Пальчиковая игра. Изодеятельность: Аппликация «Мамы и детёныши» Завершение. Обсуждение результатов занятия | - изображения домашних и диких (лесных) животных и их детёнышей; - лист с изображениями домашних и диких животных и отдельные вырезанные изображения детёнышей этих животных; | ||
2 неделя, занятие № 21 | Матрешки | Приветствие. Знакомство (разбираем матрёшку, рассматриваем). Дидактическая игра «Собери матрёшку». Танцевальная пауза с использованием песенки – игры Конструирование «Домик для матрёшки». Дидактическая игра «Найди пару матрёшке» Пальчиковая гимнастика Изодеятельность: украшаем платья и платочки у матрёшек . Завершение. Обсуждение результатов занятия. | матрёшка из 5 – 6 частей (3 шт.); - маленькие матрёшки (по количеству детей); - наборы деревянного конструктора; - пары разноцветных матрёшек (большая и маленькая); - гуашь разноцветная, штампики цветочки; - конверты с изображениями матрёшек с вырезанными фартучками и платочками (на каждого) | ||
3 неделя, занятие № 22 | Мишка | Приветствие. Появление медвежонка. Знакомство. Хороводная игра «Медвежонок спит в берлоге». Танцевальная пауза с использованием песенки – игры Дидактическая игра «У медведя во бору». Пальчиковая игра «Мишка косолапый» Изодеятельность: Подарок медвежонку (мёд в банке) Завершение. Обсуждение результатов занятия | игрушка медвежонок; - диск с песенками - играми, проигрыватель; - деревянные бусы, ведёрки с прорезью, шнурки (на каждого) - жёлтая гуашь, кисти; - лист с изображением банки (на каждого ребёнка) | ||
4 неделя, занятие № 23 | Колобок (дикие животные) | Приветствие. Знакомство. Пересказ и показ с помощью персонажей сказки «Колобок». Знакомство с героями сказки ( называем, кто самый большой, кто самый маленький) Танцевальная пауза с использованием песенки – игры Дидактическая игра «Кто спрятался». Пальчиковая гимнастика Изодеятельность: рисуем листики на деревьях. Завершение. Обсуждение результатов занятия. | персонажи сказки колобок (колобок, заяц, волк, лиса, медведь); - ширма, - зелёная гуашь, кисти, изображения деревьев без листочков (на каждого) - CD Е. Железновой С 114 Хомякова Е.Е. | ||
5 неделя, занятие № 24 | Деревня (домашние животные) | Приветствие. Знакомство с животными. Рассказ о животных Дидактическая игра «Накорми животного». Игра «Узнай по голосу» Пальчиковая гимнастика. Изодеятельность: лепка «Свинка» Завершение. Обсуждение результатов занятия. | фигурки домашних животных: кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья; - дидактическая игра «Накормим животных» - для лепки розовое солёное тесто (пластилин), ватные палочки (для ног), пуговки для пятачка - CD с голосами домашних животных С 80 Хомякова Е.Е. | ||
Апрель | |||||
1 неделя, занятие № 25 | Солнышко и дождик (веселый - грустный) | Приветствие героев. Подвижная игра «Солнышко и дождик». Игра «Покажи эмоцию» Дидактическая игра «Подбери героев». Пальчиковая игра «Солнечные зайчики» Изодеятельность: «Грустная тучка и весёлое солнышко». Завершение. Обсуждение результатов занятия. | игрушки Дождик и Солнышко; - зеркало; - персонажи сказок с грустными и весёлыми лицами; - жёлтая и синяя гуашь, кисти; - заготовки изображений солнышка и тучки на каждого | ||
2 неделя, занятие №26 | Солнышко и дождик (веселый - грустный) | Приветствие героев. Подвижная игра «Солнышко и дождик». Игра «Покажи эмоцию» Дидактическая игра «Подбери героев». Пальчиковая игра «Солнечные зайчики» Изодеятельность: «Грустная тучка и весёлое солнышко». Завершение. Обсуждение результатов занятия. | игрушки Дождик и Солнышко; - зеркало; - персонажи сказок с грустными и весёлыми лицами; - жёлтая и синяя гуашь, кисти; - заготовки изображений солнышка и тучки на каждого | ||
3неделя, занятие №27 | Мои помощники (ушки, глазки) | Приветствие. Игра «У меня пропали ручки» Появление куклы. Знакомство: рассматриваем и сравниваем с собой. Песенка - игра Что умеют наши ушки и глазки? (игра «Кто сказал мяу?») Пальчиковая игра «Пальчики». Завершение. Обсуждение результатов занятия. | - кукла мальчик (девочка); - диск с песенками – играми (Е. Железнова), проигрыватель; - набор домашних животных , большая коробка (ширма) - красная гуашь, ватные палочки (на каждого); - лист бумаги с изображением котёнка (на каждого ребёнка) | ||
4 неделя, занятие №28 | Мои помощники (ручки, ножки) | Приветствие. Игра «У меня пропали ручки» Появление куклы. Знакомство: рассматриваем и сравниваем с собой. Что умеют наши ножки? (танцевальная пауза с использованием песенки – игры) Игра «Найди шарик» Пальчиковая игра «Пальчики». Что умеют наши ручки? Изодеятельность: «Дождливая тучка» Завершение. Обсуждение результатов занятия. | - кукла мальчик (девочка); - мешочек с игрушками («Найди шарик») - диск с песенками – играми (Е. Железнова), проигрыватель; - белая гуашь, ватные палочки (на каждого); - лист голубой бумаги с изображением тучки (на каждого ребёнка) | ||
Май | |||||
1 неделя, занятие № 29 | Овощи | Приветствие. Знакомство с Козой. Рассматривание овощей. Дидактическая игра «Узнай на ощупь». Физминутка Игра «Чего не стало». Дидактическая игра «Поможем Козе собрать овощи» Изодеятельность: лепим огурцы. Завершение. Обсуждение результатов занятия. | - персонаж: Коза - муляжи овощей в корзине (капуста, морковь, огурец, свекла, помидор, перец) - мешок; - изображения овощей и фруктов; - зелёное солёное тесто, «хвостики» для огурцов | ||
2 неделя, занятие №30 | Овощи | Приветствие. Знакомство с Козой. Рассматривание овощей. Дидактическая игра «Узнай на ощупь». Физминутка Игра «Чего не стало». Дидактическая игра «Поможем Козе собрать овощи» Изодеятельность: лепим огурцы. Завершение. Обсуждение результатов занятия. | - персонаж: Коза - муляжи овощей в корзине (капуста, морковь, огурец, свекла, помидор, перец) - мешок; - изображения овощей и фруктов; - зелёное солёное тесто, «хвостики» для огурцов | ||
3 неделя, занятие № 31 | Фрукты | Приветствие. Знакомство с обезьянкой. Рассматривание фруктов. Игра « Найди на ощупь». Танцевальная пауза с использованием песенки – игры Дидактическая игра «Яблоня». Пальчиковая игра «Мы делили апельсин» Изодеятельность: лепим яблочки. Завершение. Обсуждение результатов занятия | персонаж : Обезьянка - муляжи фруктов (яблоко, груша, банан, виноград, апельсин) в корзинке; - панно «Яблоня» с яблоками; - мешок; - солёное тесто красного цвета, палочки для «хвостиков» яблок | ||
4 неделя. Занятие № 32 | Фрукты | Приветствие. Знакомство с обезьянкой. Рассматривание фруктов. Игра « Найди на ощупь». Танцевальная пауза с использованием песенки – игры Дидактическая игра «Яблоня». Пальчиковая игра «Мы делили апельсин» Изодеятельность: лепим яблочки. Завершение. Обсуждение результатов занятия | персонаж : Обезьянка - муляжи фруктов (яблоко, груша, банан, виноград, апельсин) в корзинке; - панно «Яблоня» с яблоками; - мешок; - солёное тесто красного цвета, палочки для «хвостиков» яблок | ||
Июнь | |||||
1 неделя, занятие № 33 | Непослушные мышата | Приветствие. Знакомство с Мамой – мышкой. Гримировка в мышат. Стахотворение + движения Игра со словами Игра «Тихий час» Завершение. Обсуждение результатов занятия | игрушечная мышка; розовый и черный косметические карандаши; большие игрушечные часы; магнитофон, кассета с записью плясовой музыки | ||
2 неделя, занятие №34 | Непослушные мышата | Приветствие. Знакомство с Мамой – мышкой. Гримировка в мышат. Стахотворение + движения Игра со словами Игра «Тихий час» Завершение. Обсуждение результатов занятия | игрушечная мышка; розовый и черный косметические карандаши; большие игрушечные часы; магнитофон, кассета с записью плясовой музыки | ||
3 неделя, занятие № 35 | Котята | Приветствие. Голоса – сравнение Роли – кошка, котенок Психогимнастическое упражнение Игра «Бабочки» | магнитофон, кассета «Голоса животных и птиц»; желтые, красные, синие, зеленые бабочки размером с детскую ладошку (по количеству детей); игрушки или предметные картинки желтого, красного, синего и зеленого цветов | ||
4 неделя. Занятие № 36 | Котята | Приветствие. Голоса – сравнение Роли – кошка, котенок Психогимнастическое упражнение Игра «Бабочки» | магнитофон, кассета «Голоса животных и птиц»; ' желтые, красные, синие, зеленые бабочки размером с детскую ладошку (по количеству детей); игрушки или предметные картинки желтого, красного, синего и зеленого цветов |
Особенности психологического курса
Средняя группа
Программа курса учитывает все основные особенности развития, свойственные данному возрасту.
- Повышение познавательной активности. В занятие включены темы посвященные свойствам предметов и исследовательской деятельности детей.
- Совершенствование сенсорной функции. К этому возрасту ребенок:
- правильно дифференцирует цвета и оттенки
- называет названия шести основных цветов
- различает и называет основные геометрические фигуры, включая прямоугольник и овал
- различает пространственные отношения: около, рядом, между, перед
- умеет соотносить предметы по длине, ширине и высоте
- узнает бытовые предметы на ощупь
- улучшается слуховое внимание и восприятие
Поэтому на занятиях дети знакомятся с «помощниками»: глазками, носиком, ротиком, ушками, ножками и ручками.
- Активное развитие всех сфер психики ребенка (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, коммуникации, эмоции).
В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного мышления (картинки-нелепицы), эмоциональной сферы (добавляется знакомство с эмоциями страха и удивления), воображения (дорисовать рисунок, придумать название).
- Занятие дополняются активными совместными играми, динамическими паузами, во время которых дети учатся принимать сюжет и правила игры.
Задачи курса:
- Создавать условия для проявления познавательной активности.
- Способствовать самопознанию ребенка.
- Совершенствовать коммуникативные навыки.
- Способствовать проявлениям эмоциональной восприимчивости, отзывчивости.
- продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увлечение количества правил.
- создавать условия для дальнейшего развития памяти, восприятия, мышления, внимания, воображения.
- Формировать умение подчинять свое поведение нравственным нормам.
Тематическое планирование психологических занятий
Средняя группа
№ | ТЕМА |
ПЛАН ЗАНЯТИЯ | Стр. |
Знакомство | |||
2 неделя октября | «Ласковое имя» | «Ласковое имя» «Если он медведь, назови его ласково» «Я - мама зайчиха». «Тихий час для мышат». | 70 |
3 неделя октября | Весёлые - грустные | «Здравствуй, я котик» «Котик ласкает» «Раз, два, три зайцы – замри» «У птички болит крылышко - пожалей птичку» «Тихий час для малышей» | 71 |
4 неделя октября | Весёлые - грустные | « Здравствуй я лисичка» «Лисичка весёлая – грустная» «Лисичка грустная, потому что она упала» «Кто как веселится» | 71 |
5 неделя октября | Весёлые - грустные | «Здравствуй , я зайчик » «Зайчик весёлый – грустный» «Зайчик позвонил по телефону» «Зайчик отправился в лес» «Тихий час для мышат» | 72 |
1неделя ноября | Весёлые - грустные | «Здравствуй. Я – мальчик Петя» «Петя грустный - весёлый» «Петю наказали» «Петя в зоопарке» «Тихий час для мышат» | 73 |
2неделя ноября | Весёлые - грустные | «Здравствуй. Я – мальчик Петя» «Петя грустный - весёлый» «Петю наказали» «Петя в зоопарке» «Тихий час для мышат» | 73 |
3 неделя ноября | Страшный весёлый | «Здравствуй я пластилинчик» «Превратись в пластилинчик» «Страшный-веселый стульчик» «Чего боялся зайчик?» «Ау» | 73 |
4неделя ноября | Страшный весёлый | «Здравствуй я пластилинчик» «Превратись в пластилинчик» «Страшный-веселый стульчик» «Чего боялся зайчик?» «Ау» | 73 |
1неделя декабря | Радуется-боится | «Хорошие ушки – красивые глазки «Кто погладит козочку?» «Кто когда радуется и боится» «Помяукай и похрюкай» «Тихий час для мышат» | 74 |
Чувства нужно уметь распознавать | |||
2 неделя декабря | Радость, страх, злость | «Пластилинчик» «Как выглядят чувства! «Покажи чувства язычком» «Покажи чувства руками» «Листочек падает» «Тихий час для мышат» | 74 |
3 неделя декабря | Радость, страх, злость | «Угадай чувство» «Как выглядят чувства» «Кто в домике живёт» «Походи как…» «Тихий час для мышат» | 75 |
4 неделя декабря | Узнаю чувство по голосу | «Кто самый похожий» «Кто лучше разбудит» «Что чувствует кошечка?» «Что хочет сделать Колина мама?» «Тихий час для мышат» | 76 |
5 неделя декабря | Узнаю чувство по голосу | «Посудный магазин» «Кто пришёл к нам в гости» «Что подарили гости» «Семья собачек» «Мягкий мишка и твёрдый солдатик» «Тихий час для мышат» | 77 |
3 неделя января | Узнаю чувство по голосу | «Посудный магазин» «Кто пришёл к нам в гости» «Что подарили гости» «Семья собачек» «Мягкий мишка и твёрдый солдатик» «Тихий час для мышат» | 77 |
4 неделя января | Узнаю чувство по походке | «Карандашик – кисточка» « Я иду на день рождения» «Вот так» «Тихий час для мышат» | 78 |
5 неделя января | Узнаю чувство по походке | «Карандашик – кисточка» « Я иду на праздник» «Танец снежинок» «Тихий час для мышат» | 78 |
Полезные чувства: радость, любовь, забота. | |||
1неделя февраля | Забота | «превратились-кошечки-радость» «Игрушечный магазин» «Поехали, поехали» «Маша упала» «встану я утром» «Тихий час для мышат» | 79 |
2 неделя февраля | Радость, любовь | «Пальцы-мышки» «Повторяй за мной» «Кто как радуется» «У кого больше любимок2 «Покажу, как я люблю» «Тихий час для мышат» | 80 |
3 неделя февраля | Радость, любовь | «Пальцы-мышки» «Повторяй за мной» «Кто как радуется» «У кого больше любимок2 «Покажу, как я люблю» «Тихий час для мышат» | 80 |
Вредное чувство - обида | |||
4 неделя февраля | Кто как обижается | «Пальцы-зайцы» «Мы – солдаты» «Кто как обижается» «Обижаться не могу, ой ,смеюсь, кукареку!» «Кто медленее». «Тихий час для мышат» | 81 |
1неделя март | Пожалей обиженного | «Пальцы-медведи» «Паровозик едет на полянку» «Хоровод» «Цветы на полянке» «В детский сад на самолёте» «Тихий час для мышат» | 82 |
Ссора. Какие чувства приводят к ссоре. | |||
2 неделя март | Поссорились - помирились | «Добрые-злые» «Пальцы-звери добрые, пальцы-звери злые». «Звери поссорились» «Кто больше знает мирилок» «Утро-вечер» «Тихий час для мышат» | 83 |
3 неделя март | Разозлился-поссорился | «Превратились» «Больше – маленькие» «Смелый-трусливый» «пальчиковый этюд: поссорились, помирились» «Тихий час мышат» | 83 |
4 неделя март | Разозлился-поссорился | «Превратились» «Больше – маленькие» «Смелый-трусливый» «пальчиковый этюд: поссорились, помирились» «Тихий час мышат» | 83 |
5 неделя март | Разозлился-поссорился | «Превратились» «Больше – маленькие» «Смелый-трусливый» «пальчиковый этюд: поссорились, помирились» «Тихий час мышат» | 84 |
2 неделя апрель | Помирились все | «Пусть встанет тот, на кого я смотрю» «Моем стёкла» «Покажи голосом» «Ну- ка, игрушки, поменяйтесь местами». «Дай мне игрушку» «Самолёт летит, самолёт отдыхает» «Пальчиковый этюд: Саша напугал Дашу», «Танец мира» | 84 |
Какие чувства живут в природе | |||
3 неделя апрель | Природа умеет чувствовать | «Чувство, замри!» «Имя шепчет ветерок». «Чувства в природе» «Тихий час для мышат» | 85 |
3 неделя апрель | Природа умеет чувствовать | «Чувство, замри!» «Имя шепчет ветерок». «Чувства в природе» «Тихий час для мышат» | 85 |
4 неделя апрель | Может ли плакать природа | «Что чувствует природа?» «Капелька, льдинка, снежинка» «Когда природа плачет» «Обиженный кустик» «Птенец в яйце» «Тихий час для мышат» | 86 |
5 неделя апрель | Может ли плакать природа | «Что чувствует природа?» «Капелька, льдинка, снежинка» «Когда природа плачет» «Обиженный кустик» «Птенец в яйце» «Тихий час для мышат» | 87 |
2 неделя май | Может ли плакать природа | «Что чувствует природа?» «Капелька –ветер, ветерок, ураган» «Громко, тихо, средне» «Волшебный мешочек» «Пожалею» «Тихий час мышат» | 88 |
3 неделя май | Может ли плакать природа | «Что чувствует природа?» «Капелька –ветер, ветерок, ураган» «Громко, тихо, средне» «Волшебный мешочек» «Пожалею» «Тихий час мышат» | 88 |
1неделя июнь | Радуюсь вместе с природой | «Что чувствует природа» «Походить …как..» «Не дам!» «Танец радости» «Тихий час для малышей» | 88 |
2 неделя июнь | Радуюсь вместе с природой | «Что чувствует природа» «Походить …как..» «Не дам!» «Танец радости» «Тихий час для малышей» | 88 |
4 неделя июнь | Радуюсь вместе с природой | «Что чувствует природа» «Походить …как..» «Не дам!» «Танец радости» «Тихий час для малышей» | 88 |
5 неделя июнь | Итоговое | «Любимая игра» «Ладошка-шарик» «Рассмотри, кто перед тобой» «Мишка ночью и днём» «Потерялась девочка» | 89 |
Особенности психологического курса
Старшая группа
В этом возрасте у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Проявляются зачатки ответственности за порученное дело. Поэтому длительность занятия увеличивается на 10 минут.
При общении ребенок обращает внимание на нравственные качества и черты характера сверстников, совершенствуется эмоционально-личностная сфера. В связи с этим каждое занятие начинается с обмена новостями, помимо этого такое начало занятий развивает умение выступать публично. Игры становятся более сложными, по сравнению с занятиями для более раннего возраста, занятия насыщаются вербальным и невербальным общением. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других, также общению.
Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация.
Коллективные занятия по психологии учитывают активное развитие всех психических процессов, свойств и состояний (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях: радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.
Задачи психологического курса:
- Создавать условия для формирования элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
- Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
- Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
- Способствовать самопознанию ребенка.
- Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.
- Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, развивать совместную деятельность детей.
- Организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества.
Тематическое планирование психологических занятий
Старшая группа
№ | ТЕМА |
ПЛАН ЗАНЯТИЯ | Стр. |
Знакомство. Кто я? | |||
2 неделя октября | Я расту, изменяюсь | «Ласковое имя» «Самое интересное летом» «Я – маленький, я - большой». «Я расту». «Интервью» «Ручеек радости» | 91 |
3 неделя октября | Я расту, изменяюсь | «Мысленная картинка» «Умел, умею, буду уметь» «Линия времени» «Театр» «Ручеек радости» | 92 |
4 неделя октября | Я – мальчик, девочка | «Мысленная картинка» «Девочки и мальчики умеют» «Я люблю» «Я –мама» «Театр» «Ручеек радости» | 93 |
5 неделя октября | Какие мальчики – какие девочки | «Мысленная картинка» «Какие девочки –какие мальчики» «Что любят мальчики, что любят девочки» «Кто кого обидел» «Мама делает, папа делает» «Театр» «Ручеек радости» | 93 |
Я – хозяин своих чувств | |||
1неделя ноября | Кто такой хозяин своих чувств? | «Мысленная картинка» «Собачка хочет ласки» «Хозяин чувств» «Стоп, кулак!» «Танцы для пальцев» «Театр» «Ручеек радости» | 95 |
2 неделя ноября | Кто такой хозяин своих чувств? | «Мысленная картинка» «Собачка хочет ласки» «Хозяин чувств» «Стоп, кулак!» «Танцы для пальцев» «Театр» «Ручеек радости» | 95 |
3 неделя ноября | Я учусь не драться | «Мысленная картинка» «Оживи картинку» «Стоп, кулак! А как?» «Сказочная страна» «Театр» «Ручеек радости» | 96 |
4 неделя ноября | Я учусь не драться | «Мысленная картинка» «Оживи картинку» «Стоп, кулак!А как?» «Сказочная страна» «Театр» «Ручеек радости» | 96 |
1неделя декабря | Я учусь не обзывать других | «Мысленная картинка» «Кто больше знает обзывалок» «Обзывалки, стоп!» «Оживи картинку» «Акулы – рыбки» «Театр» «Ручеек радости" | 98 |
2 неделя декабря | Я учусь не обижаться | «Мысленная картинка» «Хозяин своих чувств» «Какими чувствами нужно уметь управлять?»» «Обида, стоп». «Волк-волчишко, пусти переночевать» «Театр» «Ручеек радости" | 98 |
3 неделя декабря | Можно ли обижаться на маму? | «Мысленная картинка» «Хозяин своих чувств» «Обида, стоп». Сказка «Можно ли обидеться на маму?» «Театр» «Ручеек радости" | 100 |
4 неделя декабря | Ты обиду не держи, поскорее расскажи | «Мысленная картинка» «Простучи обиду на барабане» Сказка о лисенке, который обиделся «Чтоб не обижаться, надо расслабляться» «Театр» «Ручеек радости" | 101 |
5 неделя декабря | Ты обиду не держи, поскорее расскажи | «Мысленная картинка» «Простучи обиду на барабане» Сказка о лисенке, который обиделся «Чтоб не обижаться, надо расслабляться» «Театр» «Ручеек радости" | 102 |
3 неделя января | Ты обиду не держи, поскорее расскажи | «Мысленная картинка» «Простучи обиду на барабане» Сказка о лисенке, который обиделся «Чтоб не обижаться, надо расслабляться» «Театр» «Ручеек радости" | 103 |
Мои чувства | |||
4 неделя января | Страх | «Мысленная картинка "Кто-то очень страшный" «Руки-звери» «Верь в себя» работа со сказкой. «Театр» «Ручеек радости" | 104 |
5 неделя января | Кто живет в темноте? | «Мысленная картинка» «Темная комнатка» «Грустная Темнота» «Фу, убирай!» «Сказка по кругу» «Театр» «Ручеек радости" | 106 |
1неделя февраля | Кто живет в темноте? | «Мысленная картинка» «Темная комнатка» «Грустная Темнота» «Фу, убирай!» «Сказка по кругу» «Театр» «Ручеек радости" | 106 |
2 неделя февраля | Злость | «Мысленная картинка» «Злая Черная рука» «Как Злую Черную Руку превратить в Добрую Белую Руку» «Как злость Танечку и Ванечку в плен поймала» работа со сказкой «Превращаем Танечку, превращаем Ванечку» «Театр» «Ручеек радости" | 109 |
3 неделя февраля | Злость | «Мысленная картинка» «Злая Черная рука» «Как Злую Черную Руку превратить в Добрую Белую Руку» «Как злость Танечку и Ванечку в плен поймала» работа со сказкой «Превращаем Танечку, превращаем Ванечку» «Театр» «Ручеек радости" | 109 |
4 неделя февраля | Злость | «Мысленная картинка очень-очень добрая». «Кто больше всего боится злого» «Кто меньше всех боится злого?» «Сказка о храбрых зайчатах, которые думали,что они трусливые «Волшебное животное» «Театр» «Ручеек радости" | 110 |
1неделя март | Любовь. Я люблю маму – мама любит меня | « Погодный массаж» «Ехал Грека...» Работа со сказкой. «Как я люблю мою маму» «Театр» «Ручеек радости" | 112 |
2 неделя март | Любовь. Я люблю маму – мама любит меня | « Погодный массаж» «Ехал Грека...» Работа со сказкой. «Как я люблю мою маму» «Театр» «Ручеек радости" | 112 |
3 неделя март | Я люблю папу – папа любит меня | «Погода на спине» «Я очень хорошая киска» «Угадай, кто зарычал» «Папа и две сестры» «Как я люблю моего папу» | 114 |
4 неделя март | Я люблю мою семью – моя семья любит меня | «Кидаемся словами» «Хочу — не хочу» «Руки-волны» «Я люблю свою семью, потому что...» «Имя моей мамы похоже...»» «Не думай, что мы тебя не любим» «Нарисуем свою семью в виде цветов». «Театр» «Ручеек радости" | 115 |
5 неделя март | Я люблю моих друзей – мои друзья любят меня | «Разговор частей тела» Бинарная гимнастика» «Звериное пианино» «Я знаю пять имен своих друзей». «Твое имя похоже...» «Кто сильнее любит» «Ручеек радости"
| 118 |
2 неделя апрель | Я люблю всех людей | «Поругаемся руками» «Массаж чувствами» «Кто пришел?» «Пусть всегда будет...» «Большой круг — маленький круг» | 118 |
3 неделя апрель | Герой и подвиг | «Передай чувство» «Чьи колени» «Герой и его подвиг» «Рисунок героя» «Ручеек радости" | 119 |
4 неделя апрель | Герой и подвиг | «Передай чувство» «Чьи колени» «Герой и его подвиг» «Рисунок героя» «Ручеек радости" | 119 |
5 неделя апрель | Я люблю мою Землю – Земля любят меня | «Вулкан» Работа со сказкой. «Кто живет в нашем общем доме» «Украшаем Землю» «Ручеек радости" | 121 |
1 неделя май | Я люблю мою Землю – Земля любят меня | «Вулкан» Работа со сказкой. «Кто живет в нашем общем доме» «Украшаем Землю» «Ручеек радости" | 121 |
Что такое счастье? | |||
2 неделя май | Страна хорошо | «Что будет, если...» «Бабочки» «Страна «Хорошо»» «Ручеек радости» | 122 |
3 неделя май | Страна хорошо | «Что будет, если...» «Бабочки» «Страна «Хорошо»» «Ручеек радости» | 122 |
4 неделя май | Страна хорошо | Передай чувство Работа со сказкой. Театр «Ручеек радости» | 123 |
1 неделя июнь | Что значит быть счастливым | «Счастье - это» Работа со сказкой Медитация «Ручеек радости» | 124 |
2 неделя июнь | Счастье – это «уметь летать» | «Портрет в рамочке» «Крылья» «Счастливый сон» «Ручеек радости» | 124 |
3 неделя июнь | Счастье – это «уметь летать» | «А давайте…» Фопель «Счастливый сон» «Ручеек радости» | 124 |
4 неделя июнь | Итоговое | «Любимые игры» «Ракета» «Летние снежинки» «Нарисуй себя с другом» «Ручеек радости» | 124 |
Особенности психологического курса
Подготовительная группа
Программа занятий с детьми 5-6 лет
Выделение компонентов психологического здоровья позволяет определить следующие задачи психологической поддержки детей:
- обучение положительному самоотношению и принятию других людей;
- обучение рефлексивным умениям;
- формирование потребности в саморазвитии.
Однако программа групповых занятий должна, с одной стороны, обеспечить формирование психологического здоровья в соответствии с его трехкомпонентной структурой, с другой стороны — обеспечить формирование основных новообразований. Поэтому к выделенным задачам нужно добавить четвертую: содействие росту, развитию ребенка.
Соответственно в занятиях можно выделить следующие основные направления.
Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно воспринимая свои и чужие достоинства и недостатки.
Инструментальное направление требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть формирования личностной рефлексии.
Потребностно-мотивационное направление содержит формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте.
Развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.
Поскольку важнейшие необходимые нам изменения — это формирование самопринятия и принятия других людей, для структурирования изменений была выбрана структура самосознания личности, предложенная B.C. Мухиной (1999), согласно которой в самосознании выделяется имя человека, притязание на социальное признание, психологическое время личности (ее прошлое, настоящее, будущее), социальное пространство (ее права и обязанности). Таким образом, в психогимнастических играх у детей формируются:
а) принятие своего имени;
б) принятие своих качеств характера;
в) принятие своего прошлого, настоящего, будущего;
г) принятие своих прав и обязанностей.
Тематическое планирование психологических занятий
Подготовительная группа
№ | Тема | План занятия | стр |
Тема 1 Трудное чувство «дружба» | |||
2 неделя октября | Что такое дружба? | «Приветствие» «С кем я подружился летом» «Сказка про незабудку». «Волшебник». «Всем-всем до свидания!» | 125 |
3 неделя октября | Дружба – это помощь | «Мысленная картинка» «Помоги другу, или Самая дружная пара» «Пересядьте все, кто...» ««Паровозик». «Кого укусил комарик» «Всем-всем до свидания!» | 127 |
4 неделя октября | Кто такой настоящий друг? | «Мысленная картинка» «Маша — настоящий друг, потому что...» «Настоящий друг в нашей группе» «Мои другие друзья». «Всем-всем до свидания!» | 129 |
5 неделя октября | С кем я хочу дружить | «Мысленная картинка» «Я хочу с тобой подружиться» «Я не хочу подружиться» «С кем я подружился» Работа со сказкой «Всем-всем до свидания!» | 129 |
1 неделя ноября | С кем я хочу дружить | «Мысленная картинка» «Я хочу с тобой подружиться» «Я не хочу подружиться» «С кем я подружился» Работа со сказкой «Всем-всем до свидания!» | 129 |
2 неделя ноября | Какие чувства мешают дружить | «Мысленная картинка» «Вспомним чувства» «Какие чувства мешают дружить». «Сердитый мальчик—веселая девочка». «Цветок дружбы» «Коровы, собаки, кошки» «Всем-всем до свидания!» | 132 |
2 неделя ноября | Какие чувства мешают дружить | «Мысленная картинка» «Вспомним чувства» «Какие чувства мешают дружить». «Сердитый мальчик—веселая девочка». «Цветок дружбы» «Коровы, собаки, кошки» «Всем-всем до свидания!» | 132 |
3 неделя ноября | Дружба | «Мысленная картинка» Подари подарок другу Работа со сказкой «Особенное растение» «Всем-всем до свидания!» | 133 |
4неделя ноября | Как помочь грустному человеку | «Мысленная картинка» «Грустная Маша». «Веселая обезьянка». «Обезьянки уснули». «Всем-всем до свидания!» | 135 |
Тема 2 Как можно изменить чувства другого человека | |||
1неделя декабря | Как помочь грустному человеку | «Мысленная картинка» «Грустная Маша». «Веселая обезьянка». «Обезьянки уснули». «Всем-всем до свидания!» | 135 |
2 неделя декабря | Как помочь сердитому человеку | «Мысленная картинка» «Миша рассердился». «Мама рассердилась». «Ласковое имя» «Всем-всем до свидания!» | 136 |
Тема 3 Герои русского фольклора – какие они? | |||
3 неделя декабря | Баба Яга | «Мысленная картинка» «Конкур на самую страшную Бабу Ягу» «У Бабы Яги разболелись зубы» «У Бабы Яги нет друзей» «Всем-всем до свидания!» | 137 |
4 неделя декабря | Баба Яга | «Мысленная картинка» «Когда Баба Яга была маленькой». «Мы потерялись» «Бабе Яге грустно» «Всем-всем до свидания!» | 138 |
5 неделя декабря | Баба Яга | «Забывчивая Баба Яга» «Танец Бабы Яги». «Бабе Яге надоело быть собой» «Рисунок "Баба Яга в гостях в нашем детском саду" «Всем-всем до свидания!» | 139 |
3 неделя января | Баба Яга | «Забывчивая Баба Яга» «Танец Бабы Яги». «Бабе Яге надоело быть собой» «Рисунок "Баба Яга в гостях в нашем детском саду" «Всем-всем до свидания!» | 139 |
4 неделя января | Змей Горынч | «Мысленная картинка» «Конкурс боюсек». «Самый страшный Змей Горыныч» «Один день из жизни Змея Горыныча» «Смешной Змей Горыныч» «Всем-всем до свидания!» | 139 |
5 неделя января | Серый волк | «Веселая мысленная картинка» «Иван-царевич и Серый волк» «Веселый волк—грустный волк». «Всем-всем до свидания!» | 140 |
1неделя февраля | Серый волк | «Страна Наоборот» «"Репка" в стране Наоборот» «На, поноси» «Как волк дружить научился» «Фотография на память» «Всем-всем до свидания!» | 141 |
2 неделя февраля | Медведь | «Мысленная картинка» «Животные в волшебных сказках» «Медведь страшный» «Медведь Мишенька «Всем-всем до свидания!» | 141 |
3 неделя февраля | Медведь | «Мысленная картинка» «Животные в волшебных сказках» «Медведь страшный» «Медведь Мишенька «Всем-всем до свидания!» | 142 |
Тема 4 Сильный человек – это человек сильной волей | |||
4 неделя февраля | Сила человека – это сила его воли | «Мысленная картинка» Работа со сказках» «Щекоталка» «Хочукалки» «Всем-всем до свидания!» | 142 |
1неделя март | Сила воли – это уметь терпеть | «Мысленная картинка» «Якалки» «Кто последний встанет» «Смехунчик» «Раз, два, три, фигура чувства замри» «Когда мне удалось быть сильным» «Всем-всем до свидания!» | 146 |
2 неделя март | Сила воли – это уметь терпеть | «Мысленная картинка» «Якалки» «Кто последний встанет» «Смехунчик» «Раз, два, три, фигура чувства замри» «Когда мне удалось быть сильным» «Всем-всем до свидания!» | 146 |
Тема 5 Школа – это трудный и радостный путь к Знаниям | |||
3 неделя март | Трудности дороги к знанию | «Мысленная картинка» «Моем стекла» «Сказка о котенке Маше» «Смехунчик» «Рисование сказки» «Всем-всем до свидания!» | 147 |
4 неделя март | Трудности дороги к знанию можно преодолеть | «Мысленная картинка» «Слушаем хлопки» «Поиграем в сказку» «Релаксация» (В. Оклендер) «Всем-всем до свидания!» | 149 |
5 неделя март | Я преодолею трудности | «Мысленная картинка» «Если я — котенок Маша» «Я преодолел эти горы» «Всем-всем до свидания!» | 150 |
2 неделя апрель | Я преодолею трудности | «Мысленная картинка» «Если я — котенок Маша» «Я преодолел эти горы» «Всем-всем до свидания!» | 150 |
3 неделя апрель | В стране Знаний | «Школьные принадлежности» «Школьные чувства» «Сложи картинку» Работа со сказкой «Всем-всем до свидания!» | 152 |
4 неделя апрель | В стране Знаний | «Сложи картинку» «Какое слово лишнее?» «Самое-самое в школе» Работа со сказкой «Всем-всем до свидания!» | 153 |
5 неделя апрель | В стране Знаний | «Учитель делает» «Урок — перемена» Работа со сказкой «Всем-всем до свидания!» | 155 |
2 неделя май | В стране Знаний | «Учитель делает» «Урок — перемена» Работа со сказкой «Всем-всем до свидания!» | 156 |
3 неделя май | В стране Знаний | «Учитель делает» «Урок — перемена» Работа со сказкой «Всем-всем до свидания!» | 156 |
4 неделя май | В стране Знаний | «Учитель делает» «Урок — перемена» Работа со сказкой «Всем-всем до свидания!» | 157 |
5 неделя май | Мне скоро в школу | «Мне скоро в школу» «Ученик делает» Работа со сказкой «Танец радости» «Всем-всем до свидания!» | 158 |
1неделя июнь | Мне скоро в школу | «Мне скоро в школу» «Ученик делает» Работа со сказкой «Танец радости» «Всем-всем до свидания!» | 158 |
2 неделя июнь | Мне скоро в школу | «Мне скоро в школу» «Найди отличия» Работа со сказкой «Всем-всем до свидания!» | 158 |
3 неделя июнь | Мне скоро в школу | «Мне скоро в школу» «Найди отличия» Работа со сказкой «Всем-всем до свидания!» | 158 |
4 неделя июнь | Итоговое | Любимая игра» «Чудо - дерево» «Ваню в школу провожать — надо нам поколдовать» «Рисование себя в школе» «Всем-всем до свидания!» | 160 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей на тему "Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детейдошкольного возраста"
Интерактивное выступление...
«Развитие младенческого возраста» Основные этапы предречевого и речевого развития у детей раннего возраста.
СБОРНИК ИГР И УПРАЖНЕНИЙ (РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ) &laq...
Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"
Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....
Трудовое воспитание детейдошкольного возраста
Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...
«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»
Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....
Роль сенсорного развития детейдошкольного возраста с нарушением зрения и речи в ознакомлении с природой
Данный проект направлен на социализацию детей в обществе, предоставив слабовидящим максимальную возможность через все органы чувств познать природу, стать ее частью и сохранять по мере возможности ее ...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «Город, в котором я живу» в группе № 6 для детей с задержкой психического развития в возрасте 4-6 лет. образовательные области «Познавательное развитие»/ «Речевое развитие» / «Художе
Обобщать и систематизировать знания детей о достопримечательностях родного города....