Содержательные аспекты адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

В 2016 году в рамках ФЦПРО на 2016 – 2020 годы реализуется проект «Разработка примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья». Исполнитель – Автономная некоммерческая организация «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ».

В статье представлены подходы к содержанию примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, ЗПР, РАС, интеллектуальными нарушениями.

Материалы статьи могут представлять практический интерес для руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных организаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhatelnye_aspekty_praoop.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Тер-Григорьянц Р.Г., Коростелев Б.А., Котова Г.Л.

Реализация права на образование детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере дошкольного образования. В качестве основной задачи в области реализации права на образование указанной категории граждан рассматривается создание инновационного программно-методического обеспечения, формирующего доступность качественного образования с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (далее – ФГОС дошкольного образования), регламентирует в качестве базового принципа дошкольного образования принцип поддержки разнообразия детства и представляет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию всех детей раннего и дошкольного возраста.  

В соответствии с ФГОС дошкольного образования содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно.

В целях повышения качества дошкольного образования детей с ОВЗ Федеральной целевой программой развития образования на 2016 – 2020 годы предусмотрено мероприятие 2.1. «Реализация новых организационно-экономических моделей и стандартов в дошкольном образовании путем разработки нормативно-методической базы и экспертно-аналитическое сопровождение ее внедрения», в том числе обеспечение поддержки региональных программ развития дошкольного образования, внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

В 2016 году в рамках ФЦПРО на 2016 – 2020 годы реализуется проект «Разработка примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» (мероприятие 2.1 «Реализация новых организационно-экономических моделей и стандартов в дошкольном образовании путем разработки нормативно-методической базы и экспертно-аналитическое сопровождение ее внедрения», задача 2 «Развитие современных механизмов и технологий общего образования»). Исполнитель – Автономная некоммерческая организация «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ».

В рамках проекта осуществляется разработка:

- проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для глухих детей раннего и дошкольного возраста на основе ФГОС дошкольного образования;

- проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для слабослышащих и позднооглохших детей раннего и дошкольного возраста на основе ФГОС дошкольного образования;

- проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для слепых детей раннего и дошкольного возраста на основе ФГОС дошкольного образования;

- проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для слабовидящих детей раннего и дошкольного возраста на основе ФГОС дошкольного образования;

- проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на основе ФГОС дошкольного образования;

- проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе ФГОС дошкольного образования;

- проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе ФГОС дошкольного образования;

- проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра на основе ФГОС дошкольного образования;

- проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями на основе ФГОС дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования каждая из программ содержит целевой, содержательный и организационный разделы.

Каждый из проектов программ содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав детей дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Цели программ достигаются через решение следующих задач:

- реализация адаптированной основной образовательной программы;

- коррекция недостатков психофизического развития детей с ОВЗ;

- охрана и укрепление физического и психического детей с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности детей с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ОВЗ;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ;

- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка с ОВЗ. Они представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах раннего и дошкольного детства – от двух месяцев до шести – семи лет

Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии.

В содержательном разделе каждой из программ представлены:

- описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития и психофизическими особенностями ребенка с ОВЗ в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физического развития, с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания. При разработке образовательных программ дошкольного образования могут использоваться образовательные модули по образовательным областям (направлениям развития детей дошкольного возраста) на основании единства и взаимосвязи содержания образовательной программы, форм, методов и средств образовательной деятельности, а также организации образовательной среды, в том числе развивающей предметно пространственной, представленные в комплексных и парциальных программах;

- описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом психофизических, возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников с ОВЗ, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;

- программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, описывающая образовательную деятельность по коррекции нарушений развития детей с НОДА.

Способы реализации образовательной деятельности определяются климатическими, социально-экономическими условиями субъекта РФ, местом расположения Организации, педагогическим коллективом Организации. При организации образовательной деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями, необходимо следовать общим и специфическим принципам и подходам к формированию Программы, в частности принципам поддержки разнообразия детства, индивидуализации дошкольного образования детей с ОВЗ и другим. Определяя содержание образовательной деятельности в соответствии с этими принципами, следует принимать во внимание неравномерность психофизического развития, особенности речевого развития детей с ОВЗ, значительные индивидуальные различия между детьми, а также особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи воспитанников.

В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование обучающихся с ОВЗ по основной образовательной программе дошкольного образования, имеющей в структуре раздел «Коррекционная работа/инклюзивное образование», при разработке которого учитываются особенности психофизического развития воспитанников с ОВЗ, определяющие организацию и содержание коррекционной работы специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и др.). Воспитанник с ОВЗ получает образование по основной образовательной программе дошкольного образования или по адаптированной образовательной программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.

При включении обучающегося с ОВЗ в группу общеразвивающей направленности его образование осуществляется по основной образовательной программе дошкольного образования, имеющей в структуре раздел «Коррекционная работа/инклюзивное образование» или по адаптированной образовательной программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.

При включении обучающегося с ОВЗ в группу оздоровительной направленности его образование осуществляется по основной образовательной программе дошкольного образования, имеющей в структуре раздел «Коррекционная работа/инклюзивное образование» или по адаптированной образовательной программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.

Организационное обеспечение образования детей с ОВЗ, базируется на нормативно-правовой базе, в которой обозначены специальные условия дошкольного образования детей этой категории. Создание этих условий должно обеспечить реализацию не только образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с ребенком с ОВЗ в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому, помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. Наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать Договор с родителями, в котором будут фиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми, возникающими в процессе образования.

Необходима организация системы взаимодействия и поддержки образовательной организации со стороны ПМПК, ПМПС-центра, окружного и городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, школы для детей с ОВЗ, органов социальной защиты, органов здравоохранения, общественных организаций при недостаточном кадровом ресурсе самого образовательного учреждения. Реализация данного условия позволяет обеспечить для ребенка с ОВЗ максимально адекватный при его особенностях развития образовательный маршрут, а также позволяет максимально полно и ресурсоемко обеспечить обучение и воспитание. Важным компонентом этого условия является наличие разнообразных организаций (включая образовательные организации дополнительного образования) в шаговой доступности.

При организации медицинского сопровождения детей с ОВЗ в соответствии с рекомендациями медицинского профиля необходимо предусмотреть возможность лечебно-восстановительных мероприятий. Лечебно-восстановительная работа ведется в следующих направлениях: медицинская коррекция дефекта, терапия нервно-психических отклонений, купирование соматических заболеваний. Комплекс восстановительного лечения представлен неврологическими мероприятиями, лечебной физкультурой, массажем, физио-бальнео-климатотерапией, протезно-ортопедической помощью. Лечебные мероприятия, кроме обычной педиатрической службы, осуществляют врачи-неврологи, врачи ЛФК, физиотерапевты, ортопеды, а также младший медицинский персонал. Осуществление этих мероприятий в дошкольных образовательных организациях невозможно, из-за отсутствия медицинской лицензии и штата специалистов. Для этого необходимо получение образовательной организацией медицинской лицензии или составление договора с медицинскими учреждениями. Если дошкольник с неврологическим профилем посещает образовательную организацию, не имеющую медицинских кадров, то необходимо, чтобы его обучение и воспитание сочеталось с лечением на базе медицинского учреждения или реабилитационного центра.

Для организации питания детей с ОВЗ необходимо предусмотреть несколько аспектов:

- оздоровительный компонент: предусматривает составление меню с витаминизацией и составление индивидуального меню для детей аллергиков с исключением и заменой продуктов, а также для детей с эндокринными заболеваниями;

- психологический компонент связан с созданием комфортных условий приема:

-сервировка стола;

-организация проезда коляски к столу;

-использование специальных столовых приборов, помогающих детям с двигательной патологией принимать пищу;

-помощь взрослого (тьютора, родителя) во время приема ребенком пищи;

-формирование доброжелательного общения детей.

Финансово-экономические условия для исполнения всех требований и условий, включенных в индивидуальную образовательную программу, в том числе прописанный в нем штат специалистов, реализующих сопровождение, обучение и воспитание ребенка с ОВЗ.

Информационно-образовательная среда образовательной организации должная включать в себя совокупность технических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей); наличие служб поддержки применения ИКТ.

Таким образом, возможно резюмировать, что для обеспечения качественного доступного образования воспитанников с ОВЗ необходимы образовательные программы, которые учитывают особенности каждой категории детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и построены на основе современных достижений отечественной и мировой дефектологии.

В дошкольных образовательных организациях проектирование содержания адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья должно осуществляться с учетом структуры и содержания примерных программ, представляющих разные варианты организации образовательной деятельности в зависимости от нозологической группы и в соответствии с направленностью дошкольных образовательных групп (общеразвивающей, компенсирующей, комбинированной или оздоровительной).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия реализации адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен перечень мероприятий по обеспечению физической и информационной доступности образовательных услуг, способствующих успешной реализации адаптированных основных образовательных прогр...

Реализация содержательного раздела адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОНР

При организации образовательной деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями, необходимо следовать общим и специфическим принципам и подходам к формированию АООП ДО, в частнос...

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ раннего и дошкольного возраста

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДЛЯ ДЕТЕЙраннего и дошкольного возраста...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида №10 "Аленушка"

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комб...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет

Целью  Адаптированной основной  образовательной программы  является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических груп­пах для детей с общим недоразвитием...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад 1

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в груп­пах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматр...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Содержание АООП в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный....