Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа
Данная программа представляет собой примерную адаптированную основную образовательную программу для дошкольных образовательных организаций, в которых получают образовательные услуги дети с тяжелыми нарушениями речи и является документом, определяющим содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования, обеспечивает развитие личности детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от 4 до 7 (8) лет в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Программа реализуется в формах деятельности, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка. Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в дошкольном учреждении. Программа может корректироваться в связи с изменениями: нормативно-правовой базы дошкольного образования, образовательного запроса родителей, видовой структуры групп и др. Программа предполагает комплексность подхода, обеспечивая разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: 1) социально-коммуникативное развитие; 2) познавательное развитие; 3) речевое развитие; 4) художественно-эстетическое развитие; 5) физическое развитие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
Выполнила: Ильина Г.В.
2023г.
Содержание
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ……………………………………………………………………………………………………3
1 Пояснительная записка ………………………………………………………………………………………………..3
2 Цели и задачи реализации Программы ………………………………………………………………………….…..4
3 Принципы и подходы к формированию Программы ………………………………………………………………4
4 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей и дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи ……………………………………………5
Характеристика контингента детей с тяжелыми нарушениями речи ………………………………………..….5
Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями ………..…6
5 Планируемые результаты освоения Программы ……………………………………………………………….…6
Целевые ориентиры освоения Программы детьми среднего дошкольного возраста с ТНР ………………..…7
Целевые ориентиры освоения Программы детьми старшего дошкольного возраста с ТНР ……………….…7
6 Внутренняя система оценки (развивающее оценивание) качества образовательной деятельности по Программе…………………………………………………………………………………………………………………7
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ………………………………………………………………………………………8
1 Описание образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности, в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях …………………….……8
Содержание образовательной области «Речевое развитие» (обязательная часть)…………………………....8
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (обязательная часть)...…9
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» (обязательная часть) ………………..…9
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (обязательная часть).…10
Содержание образовательной области «Физическое развитие» (обязательная часть)………………………10
2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов..…11
3 Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушения развития речи детей………………………………………………………………………………………………………………….…..11
4 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик…………………………...11
5 Способы и направления поддержки детской инициативы ………………………………………………………12
6 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников с ОВЗ………….……12
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ …………………………………………………………………………………12
1 Условия реализации Программы …………………………………………………………………………...…….12
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
Программа представляет собой примерную адаптированную основную образовательную программу для дошкольных образовательных организаций, в которых получают образовательные услуги дети с тяжелыми нарушениями речи и является документом, определяющим содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования, обеспечивает развитие личности детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от 4 до 7 (8) лет в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Программа реализуется в формах деятельности, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка. Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в дошкольном учреждении. Программа может корректироваться в связи с изменениями: нормативно-правовой базы дошкольного образования, образовательного запроса родителей, видовой структуры групп и др. Программа предполагает комплексность подхода, обеспечивая разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: 1) социально-коммуникативное развитие; 2) познавательное развитие; 3) речевое развитие; 4) художественно-эстетическое развитие; 5) физическое развитие.
Программа разработана в соответствии и с учетом следующих документов:
*Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от #1075;. № 273-ФЗ);
* Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 02 декабря 2019 N 403-ФЗ);
* Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от г. №1155) (далее – ФГОС дошкольного образования);
* СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. N26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013г., регистрационный N 28564);
* СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015г. N26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2015г., регистрационный N 38528);
* Приказ Министерства просвещения РФ от 21 января 2019 г. № 32 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014»;
* Приказ Минтруда России от #1075;. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
* Примерное положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации (утвержден распоряжением Минпросвещения РФ от #1075;. № Р-93);
* Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.;
* комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО./ Нищева Н. В. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2018. - 240 с.
2. Цели и задачи реализации Программы
Программа cформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Цель Программы – проектирование модели коррекционно-развивающей психологопедагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от 4 до 7 (8) лет, предусматривающих полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного учреждения и родителей воспитанников (законных представителей). Планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития каждого ребенка, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи Программы:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках адаптированной образовательной программы дошкольного и образовательных программ начального общего образования;
- создание благоприятных условий развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирование общей культуры личности детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи);
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования;
- создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
3. Принципы и подходы к формированию Программы
В соответствии с ФГОС дошкольного образования Программа разработана с учетом следующих основных принципов дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей с ТНР в различных видах деятельности;
- сотрудничество педагогов с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка с ТНР в различных видах деятельности;
- возрастная адаптивность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей с ТНР);
- принцип комплексности коррекционной работы, предполагающий интеграцию усилий разных специалистов, задействованных в реализации Программы.
Основными подходами к формированию Программы являются:
- деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка с ТНР в деятельности, включающей такие компоненты как самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самооценка, самоанализ;
- индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому ребенку с ОВЗ;
- личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса на основе признания уникальности личности ребенка с ОВЗ и создания условий для ее развития на основе изучения задатков, способностей, интересов, склонностей;
- онтогенетический подход, учитывающий общие закономерности развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) и детей, развивающихся нормативно;
- тематических подход обеспечивает концентрическое изучение материала (ежедневное многократное повторение), что согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей.
4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
При разработке Программы учитываются следующие значимые характеристики:
- социокультурная среда;
- контингент воспитанников;
- характеристики особенностей развития детей с ТНР.
Характеристика контингента детей с тяжелыми нарушениями речи
№ название группы возраст детей количество детей дошкольного возраста. Воспитание и обучение ребёнка в каждой возрастной группе имеет свои приоритеты, которые обусловлены возрастными психологическими особенностями развития, контингентом детей их интересами и способностями. Организация работы специалистов: педагога – психолога, учителей-логопедов, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя происходит в форме занятий, индивидуальной работы, игровых развлечений, конкурсов, досугов, спортивных праздников.
Особенности контингента воспитанников групп для детей с ТНР Дети данных групп посещают дошкольное учреждение на основании заключения ПМПК. Группы функционируют в соответствии с возрастом детей, учетом их функциональных возможностей и состоянием здоровья.
Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями Недоразвитие речи - это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.
Развитие речи.
- Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. В то же время нельзя говорить о полном отсутствии у детей вербальных средств коммуникации. В самостоятельной речи отмечается неустойчивость в произношении звуков, их диффузность. Дети способны воспроизводить в основном однодвусложные слова, тогда как более сложные слова подвергаются сокращениям.
- Второй уровень развития речи. Данный уровень определяется как зачатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы. В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты; сложные предлоги отсутствуют. Детям со II уровнем речевого развития крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого.
- Третий уровень речевого развития детей характеризуется наличием развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи родителей (воспитателей), вносящих в их речь соответствующие пояснения. Самостоятельное общение продолжает оставаться затруднительным и ограничено знакомыми ситуациями.
Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания.
Психическое развитие детей с нарушениями речи, как правило, опережает их речевое развитие. У них отмечается критичность к собственной речевой недостаточности. Первичная патология речи, безусловно, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов. Развитие двигательной сферы детям с недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук.
5. Планируемые результаты освоения Программы
В соответствии с ФГОС дошкольного образования специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Целевые ориентиры, представленные в Программе:
- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей с ОВЗ;
-не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей с ОВЗ;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей с ОВЗ;
- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. В Программе целевые ориентиры даются для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
Целевые ориентиры освоения Программы детьми среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.;
Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.;
6. Внутренняя система оценки качества образовательной деятельности по Программе
Нормативной основой внутренней системы оценки качества образовательной деятельности (далее ВСОКО) являются:
- Федеральный закон Российской Федерации от г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от г. №1155;
- приказ Министерства образования и науки РФ от #1075; № 1218 «О внесении изменений в Порядок проведения самообследования образовательной организацией, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от #1075;. № 462»;
- показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от #1075;. № 1324;
Внутренняя система оценки качества образования:
- предназначена для управления качеством образования в дошкольном учреждении, обеспечения участников образовательных отношений и общества в целом объективной и достоверной информацией о качестве образования, предоставляемого учреждением, о тенденциях ее развития;
- сфокусирована на оценивании психолого-педагогических и других условий реализации Программы в дошкольном учреждении по пяти образовательным областям, определенным ФГОС дошкольного образования;
- учитывает образовательные предпочтения и удовлетворенность дошкольным образованием со стороны семьи ребенка;
- поддерживает вариативность программ, форм и методов дошкольного образования;
- способствует открытости по отношению к ожиданиям ребенка, семьи, педагогов, общества и государства. ВСОКО выполняется самостоятельно ДОУ с помощью процедур самообследования и мониторинга. А также, проводится анализ показателей деятельности ДОУ, подлежащей самообследованию, установленных Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
При реализации Программы в рамках педагогического мониторинга (оценки индивидуального развития детей с ОВЗ дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) проводится оценка индивидуального развития детей. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей с ОВЗ (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводит педагог-психолог. Участие ребенка с ОВЗ в психологической диагностике осуществляется только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей с ОВЗ.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Описание образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности, в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.
Образовательная деятельность в группах компенсирующей направленности строится с учетом возрастных особенностей детей и представлена в пяти образовательных областях.
- Социально-коммуникативное развитие.
- Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
- Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры.
- Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.
- Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость.
Содержание образовательных областей реализуются в соответствии с содержанием основной общеобразовательной программы дошкольного образования общеразвивающей и компенсирующей направленности ДОУ. Педагоги используют адаптированный вариант содержания данных разделов. Свой выбор совместных форм деятельности и образовательных технологий они осуществляют в зависимости от возможностей и интересов детей.
- Содержание образовательной области «Речевое развитие» (обязательная часть)
Основная цель — обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.
Задачи развития речи:
- формирование структурных компонентов системы языка — фонетического, лексического, грамматического; - формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога;
- формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи;
- развития речи у детей в повседневной жизни;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
( *Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от #1075;. № 273-ФЗ);
* Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.)
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (обязательная часть)
Основная цель — овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь.
Задачи социально-коммуникативного развития:
- формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;
- формирование навыков самообслуживания;
- формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
- формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям;
- формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
( *Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от #1075;. № 273-ФЗ);
* Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.)
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» (обязательная часть)
Основная цель — формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.
Задачи познавательного развития:
- формирование и совершенствование перцептивных действий;
- ознакомление и формирование сенсорных эталонов;
- развитие внимания, памяти;
- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
- ознакомления детей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями;
- развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей.
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
( *Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от #1075;. № 273-ФЗ);
* Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.)
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (обязательная часть) Основная задача — формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности.
Задачи по художественно-эстетическому развитию:
- развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей,
- форсирование чувства ритма, цвета, композиции;
- развитие умения выражать в художественных образах творческие способности;
- приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
- становление эстетического отношения к окружающему миру.
( *Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от #1075;. № 273-ФЗ);
* Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.)
. . Содержание образовательной области «Физическое развитие» (обязательная часть)
Основная цель — совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.
Задачи физического развития:
- формирование необходимых двигательных умений и навыков, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма;
- формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;
- изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов; развитие речи посредством движения;
- формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;
- управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет;
- становления у детей ценностей здорового образа жизни;
- формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
( *Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от #1075;. № 273-ФЗ);
* Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.)
2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Любые формы, способы, методы и средства реализации Программы используются с учетом базовых принципов ФГОС дошкольного образования, т.е. обеспечивают активное участие детей с ОВЗ в образовательном процессе в соответствии со своими возможностями и интересами, обеспечивают личностно-развивающий характер взаимодействия и общения.
Вариативная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей с ОВЗ, членов их семей и педагогов и ориентирована на:
- специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушения развития речи детей
В соответствии с ФГОС дошкольного образования коррекционная работа с детьми с ОВЗ, осваивающими программу в группах компенсирующей направленности, учитывает особенности развития и специфические образовательные потребности детей.
Для получения качественного образования детьми с ОВЗ дошкольное учреждение осуществляет деятельность по профессиональной коррекции нарушений их развития.
Цель коррекционной работы: коррекция нарушений развития детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы.
Задачи коррекционной работы:
- обеспечение адекватных возможностям и индивидуальным особенностям развития детей с ОВЗ организационно-педагогических условий, необходимых для качественного освоения ими содержания основной образовательной программы;
- разностороннее развитие детей с ОВЗ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации;
- координация усилий всех субъектов образовательного процесса, принимающих участие в реализации Программы.
4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Культурные практики - это обычные для ребенка (привычные, повседневные) способы деятельности, а также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности (творчество) и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов в процессе взаимодействия с взрослыми. Для становления универсальных культурных умений нужны особые культурные практики ребенка. Они обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность до школы. Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни, а также апробация новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов. До школы культурные практики вырастают на основе, с одной стороны, взаимодействия с взрослыми, а с другой стороны, на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения – изучения – исследования). Практика ребенка становится культурной, когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм.
(* СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015г. N26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2015г., регистрационный N 38528))
5. Способы и направления поддержки детской инициативы
Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка. Основными способами поддержки инициативы ребенка с ОВЗ являются:
- организация предметно – развивающей среды в группе;
- поддержка личностного своеобразия ребенка;
- организация «свободы» для самостоятельной деятельности.
6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников с ОВЗ.
Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. В связи с этим педагоги, реализующие образовательные программы дошкольного образования в группах компенсирующей направленности, учитывают в своей работе такие факторы, как условия жизни ребенка с ОВЗ в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважают и признают способности и достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и развития их детей.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Условия реализации Программы
В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к условиям реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования в ДОУ должна быть создана совокупность необходимых условий:
- психолого-педагогические условия;
- кадровые условия;
- материально-технические условия;
- финансовые условия;
- развивающая предметно-пространственная среда.
Условия реализации Программы, обеспечивают полноценное развитие личности детей с ТНР во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах речевого, социально-коммуникативного, познавательного, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Наполняемость групп определена с учетом возраста детей, их состояния здоровья (в соответствии с СанПиН рекомендуемое количество детей с 3 до 7 лет в группах комбинированной направленности — не более 15, в том числе — не более 4 детей, имеющих тяжелые нарушения речи), специфики Программы. Кроме того, созданные условия направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей с ОВЗ;
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей с ОВЗ;
- способствует профессиональному развитию педагогических работников;
- создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей детей с ОВЗ (законных представителей) в образовательной деятельности.
Организационный раздел так же включает себя:
- Развивающая предметно-пространственная среда
- Распорядок и /или режим дня
- Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
- Планирование образовательной деятельности
(*Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от #1075;. № 273-ФЗ); * СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. N26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013г., регистрационный N 28564); * СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015г. N26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2015г., регистрационный N 38528))
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»...
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) представляют собой сложную разнородную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновен...
«ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
Консультация для педагогов по теме «ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»...
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для слабовидящих детей раннего и дошкольного возраста
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для слабовидящих детей раннего и дошкольного возраста (далее – Программа, ПрАООП) разработана с учетом специфи...
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) представляют собой сложную разнородную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнород...
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для слабовидящих детей раннего и дошкольного возраста (далее – Программа, ПрАООП) разработана с учетом специфи...
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения де...