Обучение диалогической речи детей ЗПР
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Развития диалогической речи детей с задержкой психического развития является одной из главных задач в коррекционной педагогике и специальной психологии, так как с каждым годом увеличивается число детей с нарушением речи в речевом развитии, определенный процент среди которых занимают дети с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 578.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
« Обучение диалогической речи детей ЗПР»
Развития диалогической речи детей с задержкой психического развития является одной из главных задач в коррекционной педагогике и специальной психологии, так как с каждым годом увеличивается число детей с нарушением речи в речевом развитии, определенный процент среди которых занимают дети с ЗПР.
Впервые теоретическое обоснование ЗПР было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного возраста, проведённых Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и др.) в 50-60-х, годах XX в. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиции системного подхода был решён вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы.
В специальной психологии и коррекционной педагогике, в частности, логопедии, существует много исследований, посвященных изучению детей с ЗПР дошкольного возраста: И.Т. Власенко (1988), С.С. Генфон (1975), В.П. Глухов (1989) Л.Н. Ефименкова (1985), Н.С. Жукова (1971), Г.А. Каше (1962), Р.Е. Левина (1968), Е.М. Мастюкова (1973), С.И. Миронов (1991), Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина (1985, 1986) и др.
Одним из важнейших условий успешного обучения ребёнка в школе является хорошая дошкольная подготовка.
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и ᴨервоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти асᴨекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы. Проблема развития диалогической речи требует дополнительного внимания. Своевременное развитие диалогической речи поможет дошкольникам в становлении их личностных качеств и обеспечит полноценную учебную деятельность в школе.
Из опыта работы, я пришла к следующим выводам:
1. Коррекционная работа по развитию диалогической речи с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста различных уровней сложности, имеет свою специфику.
- Проведенное исследование еще раз убедило нас в том, что коррекционную работу необходимо начинать с тщательного изучения у детей уровня развития речевой, коммуникативной и познавательной деятельности.
- Наибольшей эффективности в коррекционно-развивающем обучении детей с ЗПР можно достигнуть, используя принцип дифференцированного подхода.
- Для определения организационных форм проведения занятий с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста необходимо исходить из уровня развития их речевой и познавательной деятельности.
Я хочу показать несколько видов работы с детьми ЗПР по развитию диалогической речи
Беседа проводится по содержанию литературного произведения, картины со сложным сюжетом, реже по пейзажу. Она носит тематическую направленность, продолжительна по времени и требует достаточно высокого уровня речевого, интеллектуального и эмоционального развития детей, а также большой, серьезной предварительной подготовительной работы логопеда и воспитателя.
Беседа не должна быть игрой в одни ворота, когда педагог спрашивает, а дети отвечают.
Это содержательный диалог нескольких собеседников, в котором, безусловно, ведущая роль принадлежит педагогу, но одновременно очень высок уровень речевой и интеллектуальной самостоятельности детей, чего не так просто достигнуть.
Постановка серии репродуктивных вопросов к парным 1-фигурным сюжетным картинкам, подобранным по принципу противопоставления действий. Примеры таких пар:
Утка летит. — Лебедь плавает.
Мальчик стоит. — Девочка бежит.
Мальчик смеется. — Девочка плачет.
Пингвин стоит. — Дельфин плавает.
Закрепление указанных коммуникативных навыков осуществляется вопросительных предложений по данной инструкции, речевому образцу, а также путём корректировки высказываний ребёнка педагогом и другими детьми в процессе живого речевого общения. Важным является усвоение детьми ключевых вопросительных слов как опорно-семантических единиц (где, куда, когда и др.). на этой основе усваивается общая структурно – смысловая схема фразы-вопроса:
Формирование развернутого диалога возможно при организации ролевых игр «Магазин».
Продавец: Что вы хотите купить?
Покупатель: Мне нужны огурцы.
Продавец: У нас есть только большие огурцы.
Покупатель: А маленьких огурчиков у вас нет?
Продавец: Я выберу вам огурцы поменьше.
Покупатель: Большое спасибо. Мне нужно 2 кг огурцов.
Аналогичным образом могут быть другие овощи.
Взаимодействие участников диалога отражает умение не только отвечать на вопросы, но и задавать их. В связи с чем, по мере овладения детьми умением вести диалог каждый их них должен быть поставлен в ситуацию задающего вопрос.
- Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.
- Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд-во "СОЮЗ", 2001.
- Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, уч-лей нач. классов, студ-в пед. училищ / Под общей редакцией д. п. н., профессора Г.В. Чиркиной. - М.:АРКТИ,2002.
- Туманова Т.В. Исправление произношения у детей: Дидактический материал. / Под редакцией проф. Т.Б.Филичевой. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.
Воспитатель
Гридчина Елена Геннадьевна
ГБОУ Школа №922
дошкольное отделение 1371
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение диалогической речи посредством игры «Словесные пазлы» (метод наглядного моделирования)
Учебный материал с презентацией и наглядным материалом поможет педагогам (и логопедам, и воспитателям) разнообразить виды работы по наглядному моделированию. Игра "Словесные пазлы" помогает детям осво...
Обучение диалогической речи посредством игры «Словесные пазлы» (метод наглядного моделирования)
Учебный материал с презентацией и наглядным материалом поможет педагогам (и логопедам, и воспитателям) разнообразить виды работы по наглядному моделированию. Игра "Словесные пазлы" помогает детям осво...
"Что такое детский сад?" для детей старшего возраста (Обучение диалогической речи)
Цель:Способствовать формированию диалогической речи детей.Речевое развитие:Задачи:· Способствовать умению детей вести диалог.· Пополнять и активировать у дошкольников словарны...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Методика обучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста».
Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждался вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ими спонтанно в ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Методы обучения связной диалогической речи детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙМетоды обучения связной диалогической речи детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений....
Методика обучения диалогической речи детей дошкольного возраста
Методы развития диалогической речи. ...
Методы и приемы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста.
Методы и приемы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста. Знание специфики диалогической речи и особенностей её развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения. Основ...