МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Методика обучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Уколова Нелли Валерьевна

Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждался вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ими спонтанно в процессе общения с окружающим. Специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить детей вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор, отвечать на вопросы.

Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

     «Методика обучения диалогической речи детей старшего    

                                  дошкольного возраста».

Автор методической разработки:

Уколова Нелли Валерьевна - воспитатель старшей разновозрастной группы МБДОУ детский сад №3 с.Заветное Ростовской области.

Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждался вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ими спонтанно в процессе общения с окружающим. Специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить детей вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор, отвечать на вопросы.

Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.

Диалогическая речь (диалог) – первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребностям непосредственного живого общения. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения.                                                           Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идёт речь. В диалоге, наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи, большую роль играют и невербальные компоненты – жесты, мимика, а также средства интонационной выразительности.                                                                             Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания, наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление стереотипных конструкций разговорного стиля (речевые штаммы). Простейшие формы диалога (например, реплики – высказывания типа утвердительного или отрицательного ответа и т.п.) не требуют построения программы высказывания.                                                                                                  В лингвистике единицей диалога принято считать тематически объединённую цепь реплик, характеризующихся семантической, структурной и смысловой законченностью – «диалогическое единство». Достаточное («исчерпывающее») раскрытие темы (предмета речи), смысловая законченность и структурное единство, определяемые адекватным использованием языковых и внеязыковых средств в конкретной ситуации речевого общения, - критерии связности развёрнутой диалогической речи.                                                                                       Диалог – основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек.                                                                                                                          В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.                          Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения.                                                                                                         Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания.                                 Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной.

Для диалога характерны:

· разговорная лексика и фразеология;

· краткость, недоговоренность, обрывистость;

· простые и сложные бессоюзные предложения;

· кратковременное предварительное обдумывание.

Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора (Л. П. Якубинский). Речевые клише облегчают ведение диалога.                                                                        

Методика обучения диалогической речи детей дошкольного возраста. Знание специфики диалогической речи и особенностей ее развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения. Основная цель развития диалогической речи у дошкольников - научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого недопустимо сводить задачи обучения диалогу лишь к освоению вопросно-ответной формы.             

Дети должны овладеть целым рядом умений, среди которых:                                               -умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами (вопрос, сообщение, дополнение, просьба, предложение и т. д.);                               - умение беседовать на различные темы, поддерживать разговор на предложенную тему, не отвлекаться от нее, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора;                          - умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном; владение разнообразными формулами речевого этикета, употребления их без напоминания (во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом; не вмешиваться в разговор взрослых);                                                                   - умение использовать мимику и жесты;                                                                          -умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе. Вышеназванными умениями ребенок овладевает, во-                              первых, повседневно  общаясь со взрослыми и сверстниками, а во-вторых, в ходе специального обучения способам ведения диалога.  В ходе обучения можно использовать разнообразные методы.                                                    

Разговор воспитателя с детьми.                                                                               По мнению Е. И. Тихеевой, потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами и переживаниями присуща человеку. Ребенку же она присуща еще в большей мере. Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных больше подходят утренние и вечерние часы.  Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, который подходит к воспитателю с каким-нибудь вопросом или сообщением. Но не надо ждать этого. Воспитатель должен быть сам инициатором интересных разговоров.

При проведении разговоров О. И. Соловьева рекомендует следующее:                       -с самого начала необходимо расположить к себе ребенка, приласкать его, заинтересовать либо игрушкой, либо яркой картинкой, либо животным в уголке природы и пр.;                                                                             -начинать разговор можно только в том случае, если ребенок не знает, чем заняться. Если он увлечен интересным для него делом, то разговор будет неуместен;                                                                                                                            -разговор должен проходить в спокойной обстановке, а не на ходу;                                -внимание к одному ребенку не должно отвлекать педагога от других детей, надо видеть, чем они занимаются, во что играют;                                                   -говорить надо так, чтобы у ребенка осталось удовлетворение от того, что его выслушали;                                                                                                                 -необходимо знать, каковы интересы детей, их любимые занятия, что происходит у них в семье. Содержание разговоров служит жизнь детей в детском саду и дома, их игры и развлечения, уход за животными и растениями, поступки детей, книги и т.д.                                                                      

Чтение литературных произведений. 

Чтение дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очередности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

Словесные поручения. Можно дать ребенку поручение сходить в соседнюю группу за книгой, попросить у методиста картину, показать новому ребенку игрушки, передать что-либо родителям и т.д. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации, и ее лучшего запоминания. После выполнения надо узнать у ребенка, как он с ним справился. Для развития умения слушать чужую речь полезны также игры и поручения.

Речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов: на трансформацию содержания беседы в диалог; на составление диалога по речевой ситуации. Например, воспитатель предлагает такую ситуацию: Щенок спешит на футбол: сегодня играла его любимая команда. Он так бежал, что не заметил идущего по дорожке котенка и налетел на него со всего маху. Щенок и котенок кубарем покатились по дорожке. Сначала оба испугались, но когда облако пыли рассеялось, они увидели, что ничего страшного не случилось. В первом случае педагог дает задание типа речевой логической задачи, завершающееся вопросом к детям, на который они должны ответить: "Как вы думаете, о чем могли вести беседу щенок и котенок?" Во втором случае воспитатель предлагает содержание диалога: "Щенок извинился за свою неосторожность и помог котенку встать. Они познакомились. Щенок пригласил котенка с собой. Котенок согласился" Дети должны придумать реплики. –

                                         Разнообразные игры

(сюжетно-ролевые,  дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ способствуют  формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика: игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и др. СЛОВЕСНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ закрепляют услышанное. усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А. К. Бондаренко, О. С.Ушакова и др.): "Факты", "Согласен- не согласен", "На ком прекратится беседа", "Не говорить "да" и "нет"" и др. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, содержащие диалоги ("Коршун", "Гуси-гуси", "Краски" и др.), способствуют приучению детей к очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Это необходимо, чтобы вовремя вступить в игру и вовремя убежать. ИГРЫ-ИНСЦЕНИРОВКИ И ИГРЫ-ДРАММАТИЗАЦИИ объединяют детей, хорошо знакомых с текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребенок играет роль сказочного (литературного) персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь. Игры-инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизаций, в которых дети координируют игровые действия с партнерами и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений.
Развитие диалогической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествование, описанием. Связная речь может быть ситуативной и контекстной.

Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь - характер монолога. Но, как подчеркивает Д. Б. Эльконин, неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную - с монологической.

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Педагог помогает ребенку полнее и глубже воспринимать действительность, обращать внимание на то, что недостаточно им осознается. В результате знания ребенка становятся четче и осмысленнее. Педагог должен воспитывать своей речью. «Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы» (К. Д. Ушинский).

Список используемой литературы:

  1. Алексеева М.М. , Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-400 с.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Книга для воспитателей детского сада.- М.:Мозаика-Синтез,1999.-272 с.
  3. Ветрова В.В. ,Смирнова Е.О. Ребенок учиться говорить. – М.: Знание, 1998. -94с.
  4. Ушакова О.В. Развитие речи дошкольников. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001.-240 с.
  5. Арушанова А.Г. , Дурова Н.В. , Иванова Р.А., Рычагова Е. С. Истоки диалога. 5-7 лет. Книга для воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.-186 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста"

Методическая разработка на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста"...

Методическая разработка Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста посредством информационных технологий

Формирование диалогической речи  детей дошкольного возраста посредством информационных технологий...

Методическая разработка: «Мнемотехника – метод развития речи детей дошкольного возраста»

структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный  центр» имени Героя Росси...

Методы и приемы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста.

Методы и приемы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста. Знание специфики диалогической речи и особенностей её развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения. Основ...

Диплом Всероссийского конкурса «Время знаний», номинация «Методические разработки» на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста в режимных моментах»

Диплом Всероссийского конкурса «Время знаний», номинация «Методические разработки» на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста в режимных моментах»...