Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno_rolevaya_igra.pptx | 912.57 КБ |
doklad_k_prezentatsii_s-r._igra.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. А.М. Горький
Особенности сюжетно-ролевой игры Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.
Структура сюжетно-ролевой игры Мотив Тема Сюжет Игровое действие Игровая роль Воображаемая ситуация Игровой материал
Виды сюжетно-ролевых игр Игры на бытовые сюжеты Игры на производственные и общественные темы Игры на героико-патриотические темы Игры на темы литературных произведений, кино, мультфильмов Режиссерские игры
Уровни развития сюжетно-ролевой игры I . Бытовые действия с предметами, направленные на соучастника игры; II . Действия с предметами, соответствие игрового действия реальному; III . Выполнение роли и вытекающих из нее действий; IV Отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют партнеры по игре
Игрушки для сюжетной игры Реалистические Прототипические Политематические Монотематические
Игра и организация поведения ребенка Игра и режимные моменты Игра и уборка игрушек Игра и поведение Игра и труд Игра и подготовка к школе
Организация игры в семье Дошкольники: старший и младший Дошкольник и школьник Дошкольник о подросток
«Игра порождает радость, свободу , довольство, покой в себе и около себя , мир с миром» Фридрих Фребель
Предварительный просмотр:
Презентация «Сюжетно – ролевые игры для дошкольников»
3слайд. Всё чем занимаются маленькие дети, предоставленные самим себе, они называют игрой.
- Что ты делаешь?
- Я играю.
Это типичный ответ маленького ребенка, обозначающий самые разнообразные его занятия: насыпание песка, возня с приятелем, приготовление кукольного обеда. Для ребенка игра – это его независимая деятельность, в которой он может реализовывать свои желания и интересы без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты. Для ребенка игра – средство самореализации и самовыражения. В игре ребенок таков, каким ему хочется быть – путешественник, добрая принцесса; в игре ребенок там, где ему хочется быть.
Психологические исследования показывают, что ребенку, который не «доиграл в детстве», будет труднее учиться и налаживать контакты с другими людьми, чем детям имеющими богатый игровой опыт, особенно опыт совместной игры со сверстниками.
4слайд. Сюжет игры – ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры.
Роль является основным стержнем игры.
Мотив – возможность взаимодействия с другими участниками игры.
5слайд.
1.Дом, семья, праздники, дни рождения.
2.Школа, магазин, зоопарк, пожарные и т.д.
3.Космические полеты, герои войны.
4.Герои мультфильмов.
5.Игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол.
6слайд. Первый уровень. Основное содержание игры составляют бытовые действия с предметами, направленные на соучастника игры. Они могут осуществляться в определенной последовательности, хотя ее четкое соблюдение значения не имеет. Роли фактически присутствуют, хотя определяются характером действий, а не наоборот. Роли не называются, и дети не называют себя именами людей, роли которых исполняют. Действия детей однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Дети играют рядом или поодиночке. Самостоятельная игра кратковременна.
Второй уровень. Основное содержание игры составляют бытовые действия с предметами, причем на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Эти действия разворачиваются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Возникает первое взаимодействие между участниками при использовании общей игрушки или направленности действия. Объединения детей кратковременны, малочисленны. Одна и та же игра многократно повторяется.
Третий уровень. Основным содержанием игры становится выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношений к другим участникам игры. Роли четко обозначены и называются до начала игры. Появляется ролевая речь, обращенная к партнеру по игре. Логика, характер и направленность действий определяются ролью. Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. Игра чаще протекает как совместная деятельность, хотя взаимодействие чередуется с партнерскими действиями, не связанными друг с другом, но соответствующими роли. Продолжительность игры увеличивается, сюжеты становятся более разнообразными.
Четвертый уровень. Основное содержание игры составляет выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют партнеры по игре. В соответствии с ролью ребенок строит свое поведение до конца игры. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Действия в игре разнообразны, они воссоздают последовательность реальных действий. Нарушение логики действий отвергается. В процессе игры ребенок следует строгим правилам, которые определяют его поведение. Объединения устойчивы и строятся на основе интереса детей к одним и тем же играм или на основе личных симпатий и привязанности (количество детей увеличивается до 5-6).
7слайд. К сюжетным игрушкам относятся те, которые, так или иначе, воспроизводят черты (образ) реального прототипа. По характеру воспроизведения этого образа сюжетные игрушки подразделяются:
1.Реалистические – точные копии настоящих предметов.
2.Прототипические – имитирующие реальные предметы особым образом через обозначение и даже преувеличение основных главных деталей, связанных со специфическими функциями предмета, и игнорирование его второстепенных деталей (кухонная плита с поворачивающимися и нарисованными конфорками и кранами).
3.Политематические – могут использоваться в разных по содержанию играх (телефон).
4.Монотематические – более жестко связаны с содержанием игры (шприц, парта, портфель).
8слайд. Игра и режимные моменты. Почти нет родителей, которые не испытывали бы трудностей при организации поведения ребенка, особенно с каждодневно повторяющимися обязательными режимными моментами. Используя игру для этих целей, конечно надо учитывать характер деятельности и возраст ребенка. Уборка игрушек доставляет много хлопот родителям. Приобщать к этому ребенка в возрасте до 4-5 лет можно опять-таки при помощи игры:
- Машины у тебя уже все перевезли? Еще чуть-чуть? Ну вот теперь уже все, им пора в гараж? Здесь на полке у них гараж, поехали в гараж.
После достижения 5-6 лет ребенок должен относиться к наведению порядка в своем игрушечном хозяйстве как к обязательному делу. В этом возрасте уже не следует все превращать в игру. Надо, чтобы ребенок умел преодолевать себя, выполняя неинтересные с его точки зрения дела.
- Я сегодня не стану с тобой играть – говорит бабушка 5-ей девочке. Вчера играли- то мы с тобой вместе, а игрушки убирала я одна. Если потом у тебя в комнате будет порядок, то завтра я с тобой поиграю. Это очень действенное и обоснованное наказание для ребенка.
Игра и труд. Ребенка необходимо привлекать к посильным для него трудовым действиям. Для этого можно использовать связь игры и труда. Прежде всего, ребенок может делать какие-то вещи для игры, вначале вместе с родителями, а потом и самостоятельно (чинить игрушки, делать игрушечную мебель, шить платья для кукол и т. п.). Соединение игры с трудом облегчает овладение простыми трудовыми навыками, у него развивается элементарное техническое конструирование, творчество.
Игра и учеба. Если родители хотят подготовить ребенка к школе в отношении конкретных умений, можно использовать игру и в этих целях. Можно, например, так построить игру в «Школу», что ребенок с большим интересом и охотой будет осваивать азбуку, а специально организованная игра в «Магазин» или «Д/ сад» может помочь закреплению счетных навыков. Но эти задачи могут быть решены только в совместной игре детей и взрослых.
9слайд. Как быть, если в семье не один ребенок? Играть с каждым по отдельности? Но это далеко не всегда возможно. Организация игры в этом случае во многом зависит от того, насколько один из детей старше другого.
Дошкольники – здесь часто можно встретиться с такой типичной ошибкой родителей – их игра с детьми во всем направлена на младшего, соответствует его возможностям.
Мама может организовать совместную игру детей, участвуя в ней как равный партнер со старшим ребенком, ориентируясь больше на его возможности, а младшему она может предложить делать тоже самое, что делает она ( тоже быть покупателем, пассажиром. Из своей роли мама активизирует действия старшего ребенка, вносит в игру более сложное содержание (через развертывание событий). Младший ребенок, хотя ему и приписана игровая роль, лишь подражает маме. Он усваивает из взаимодействия мамы и старшего брата или сестры – условное использование предметов в игре, соотнесение определенных действий с игровым называнием себя (учиться принимать роль). Если возрастной разрыв между детьми велик, общую игру не построить.
Дошкольник и школьник. У школьника появляются новые обязанности: учение в школе, выполнение домашних заданий. Но сильны еще и игровые интересы, особенно если на глазах играет младший брат или сестра. Правда, взрослые относятся к игре школьника не всегда одобрительно: « Ты ведь уже в школу ходишь, а играешь как маленький в машинки». Игра не кончается с переходом ребенка в школу, она еще важна и нужна для него. Игра школьника – это разрядка после уроков, непривычной пока системы школьных требований. Первоклассники с удовольствием играют с младшими братьями и сестрами, и не последнее место в их сюжетах занимает игра в «Школу», через которую они осваивают новую действительность. Школьники играют еще очень интенсивно до 10-11 лет. Поэтому в отношении игры родителям не стоит проводить резкую границу между школьником и дошкольником. У обоих должны быть досуг и пространство для игры.
Дошкольник и подросток. Если один из детей в семье дошкольник, а второй достиг подросткового возраста, их интересы и возможности настолько расходятся, что совместная игра становится маловероятной. Конечно, старший брат или сестра могут выполнять «опекунские» функции по отношению к малышу, читать книжки, что-то объяснять или рассказывать. Однако у подростка много своих занятий, центром его жизни становится общение со сверстниками. Стремление общности с ними в мыслях и делах. Совместная игра с малышом, навязанная подростку взрослым, будет восприниматься им как принудительное, тягостное занятие, и этот отрицательный эмоциональный фон, конечно же, скажется и на малыше. Такая совместная деятельность не принесет пользы ни тому, ни другому. А подростки, сами с удовольствием играющие с малышами, - это, в общем-то, редкое исключение.
Сюжетно – ролевые игры для дошкольников
Подготовила: Гафарова Л.П.
учитель-дефектолог
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №7»
2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль сюжетно - ролевых игр в развитии детей дошкольного возраста
Игра - как развитие способностей детей...
Значение сюжетно-ролевых игр в развитии детей дошкольного возраста
Сюжетная игра — самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвласт...
Картотека развивающих, сюжетно-ролевых игр, профессий для детей дошкольного возраста по ранней профориентации.
Сборник составлен при реализации проекта «Ранняя профориентация дошкольников с использованием игровых технологий».В настоящий сборник включён практический систематизированный материа...
Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие сюжетно-ролевых игр в группе детей дошкольного возраста (4-5лет)»
Представление проекта по сюжетно - ролевым играм с детьми 4- 5 лет....
«Развитие сюжетно-ролевых игр в группе детей дошкольного возраста (4-5лет)»
Презентация по проекту "Развитие сюжетно - ролевых игр в группе детей дошкольного возраста (4-5 лет)"...
Технологические карты сюжетно-ролевых игр по обучению детей дошкольного возраста ПДД
Технологические картысюжетно-ролевых игр по обучению детей дошкольного возраста ПДД...
Коспект сюжетно-ролевой интегрированной игры для среднего дошкольного возраста " Путешествие на Загадочный остров"
Сюжетно-ролевая игра с элементами конструирования , ознакомления с окружающим миром, а также продуктивная деятельность. Способствует формированию экологического мышления у дошкольникоов....