план повышения квалификации на межаттестационный период
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме

Курьина Ольга Анатольевна

План расписан на 5 лет (с 2016- 2021) г.г. В содержание входит работа с родителями, работа с детьми, работа по самообразованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период

ФИО:   Курьина Ольга Анатольевна

Образование: Высшее профессиональное образование. Ленинградский государственный областной университет им. А.С.Пушкина, квалификация по диплому «Учитель-логопед», «Логопедия». Диплом  ИВС № 473, выдан 16 сентября 2002года;

Институт Непрерывного Педагогического Образования, г.Набережные Челны, «Олигофренопедагогика», «Учитель-олигофренопедагог».Диплом ППI №6933793, выдан 24 июня 2010года.

Стаж:

Общий: 18 лет

Педагогический: 18 лет

На данной должности: 18лет

В данном  ДОУ: 18 лет

Категория: Первая квалификационная категория, 2011 г.

Курсы повышения квалификации: 

Курсы повышения квалификации для учителей-дефектологов на тему: «Современные образовательные технологии в коррекционно-развивающей деятельности»,108 часов,  «Институт Экономики, Управления и Права», г. Нижнекамск, удостоверение № , выдано 26 июня 2015года.

       

    Тема самообразования:    Дидактические игры и игровые упражнения при подготовке детей с ОВЗ к обучению грамоте. 

    Цель:  создание условий для максимальной подготовки детей с ОВЗ к обучению грамоте, в дальнейшем к успешному   обучению в школе.

   Задачи:

           -   развитие слуховых функций. У детей необходимо развивать чувство ритма, предлагая им повторять (хлопками, отстукиванием) ритмический рисунок, сравнивать серии ударов, предъявляемые последовательно. Таким образом развивается и речевое, и неречевое слуховое восприятие ребенка.

- развитие фонематического восприятия.

- развитие зрительно-пространственных функций с целью профилактики нарушений чтения и письма.

-двигательное развитиеразвитие мелкой и общей моторики, подготовка руки к овладению письмом.

развитие артикуляционной моторики.

- развитие устной речи с целью профилактики нарушений чтения и письма предполагает комплексную работу, направленную на формирование каждого компонента речи. Необходимо развивать все стороны динамической и просодической организации речи: Развивая речь ребенка, важно помнить: опора на значение слова является весьма важной в работе с дошкольниками. Подбирать задания для развития звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи необходимо так, чтобы можно было решать несколько задач одновременно, например: «Придумай название действия на заданный звук» и т.п.

- формирование осознанного отношения к языковой действительности. Необходимо учить дошкольников определять количество слогов и звуков в слове, слов в предложении (отбирать картинки, в названии которых имеется заданное количество слогов и звуков, находить место звука по отношению к другим звукам, выкладывать на стол полоски по количеству слогов в слове и слов в предложении и т.д.), произносить слитно слово, предложение, произнесенное  по слогам.

- развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностных особенностей поведения ребенка включает формирование его познавательной и эмоционально-волевой сферы. Выполнение заданий, названных выше, помогает активизировать все виды восприятия: зрительное, слуховое, кинестетическое и др.

-формирование у дошкольников эмоционально положительного отношения к школе; адекватного отношения к своим способностям, результатам работы, поведению.

В работе с детьми, имеющими  нарушения развития , раннее обучение элементам грамоты дает возможность более продуктивно использовать потенциальные возможности ребенка в коррекционной педагогике.

- повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников;

 - изучение педагогического опыта других педагогов;

  - изучение психолого-педагогической литературы.

Творческие замыслы: участие в региональных и республиканских МО, в конкурсах, сетевых сообществах, семинарах, мастер-классах, конференциях, составление презентаций к занятиям.  

Форма самообразования: индивидуальная, групповая, коллективная 

Ожидаемые результаты: повышение качества обучения;  рост мотивации и  потенциала обучающихся.

Актуальность:

     Овладение грамотой - это усвоение определенной системы знаний,                    где выделяются основополагающие средства языка. В настоящее время проблема подготовки детей к овладению  грамотой является особо                           актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями   в развитии, в том числе                        и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей                     в общении. В дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются                          особые требования, небольшие   отклонения  не беспокоят родителей                                   и воспитателей. Но дело резко   меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму  такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками,   и как результат плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз. Этого можно избежать целенаправленной работой по подготовке детей с отклонениями в  развитии                  к школьному обучению  в условиях логопедических групп дошкольных                      учреждений.

Вторая причина актуальности этой проблемы - возросшие                                      требования   школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам.                            Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает    в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу. Дети                        с общим недоразвитием речи освоить эти процессы без                           специального обучения не могут. Поэтому решение этой задачи                          является одним из основных направлений работы логопеда.                                Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению грамотой          носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических                           процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности               ребенка.     Дидактические игры должны стать неотъемлимой частью повседневной жизни ребёнка, стимулировать его познавательную активность. Чем больше ребёнок будет играть в словесные, дидактические игры в семье, тем больше пользы получит как и сам ребёнок , так  его родители и общество!


Чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных эмоций, реже возникают трудности!!!!!!!!!

Этап реализации

Направления

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

I Этап.

Подготовительный.

Анализ состояния

проблемы

-Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу, педагогический опыт, законодательных документов по обучению дошкольников грамоте.

Сентябрь 2016

Способствует лучшему пониманию отдельных аспектов теоретических и практических вопросов по выбранной теме

-Изучить мнение родителей по данной проблеме через их анкетирование;

-Изучить уровень компетентности педагогов по данной проблеме.

Октябрь 2016

Способствует лучшему пониманию проблемы и выбору способов их решения

Обогащение предметно-пространственной среды по обучению грамоте

Подобрать, изготовить наглядный, дидактический, раздаточный материала по обучению грамоте, игр.

весь период

Обогатиться предметно-пространственная, развивающая среда по данной проблеме.

Усовершенствование системы методической работы

Усовершенствование системы методической работы

-Обобщить свой опыт по обучению дошкольников грамоте;

- Сделать анализ и провести корректировку форм организации;

- Определить модель, систему, содержание, формы работы, структуру образовательной деятельности по обучению грамоте в детском саду;

- Изучить и подобрать диагностический материал;

- Подобрать и приобрести методическую литературу по обучению дошкольников грамоте;

- Подготовить методические рекомендации для педагогов по обучению дошкольников грамоте по подборке дидактического материала;

- Составить перспективно-тематического плана по обучению грамоте и с учѐтом возраста и индивидуальных возможностей

- Сделать презентации к занятиям, интерактивные игры к изучаемому материалу для детей по данной проблеме;

Весь период

Будет создана система методической работы по обучению грамоте детей  с ОВЗ старшего и подготовительного  возраста ;

будет усовершенствована работа по планированию;

использованы интерактивные формы работы на занятиях с детьми по обучению грамоте;

Будет  подобран диагностический материал по определению уровня развития у детей по данному направлению;

Будет обогащена предметно -развивающая среда детского сада по обучению дошкольников грамоте ;

Будет организована планомерная работа по обучению грамоте.

II этап.

Практи -

ческий.

Создание системы повышения профессионального мастерства педагогов, их самообразования в вопросах обучения дошкольников с ОВЗ грамоте.

Выступить на педагогическом совете:

1. "Роль развития словесных игр при подготовке к обучению грамоте";

2. Защита педагогического проекта «От звука к букве»".

Провести:

Показ открытой образовательной деятельности

1. "Путешествие  в Азбуку»" (по обучению грамоте в старшей группе);

2. "В гостях у слова" (по обучению дошкольников грамоте и подготовке их руки к письму в подготовительной группе);

3. "Буквы каждому нужны –буквы каждому важны" (интегрированное занятие для детей подготовительной группы).

- "Мастер классы"

1. "Некоторые приёмы работы над различением букв";

2. "Звуко-буквенный анализ при подготовке дошкольников с ОВЗ к школьному обучению"

2017

2018

2017

2018

2019

2019-2020

2021

Будет создана система повышения профессионального мастерства педагогов по проблеме обучения дошкольников грамоте.

Консультации для воспитателей:

1. "Развитие графомоторных навыков при обучении буквам";

2. "Использование дидактических игр в процессе фронтальных занятий с детьми по обучению грамоте";

3. "Игровые упражнения на формирование фонематического восприятия и слухового внимания";

- Разработать методические рекомендации:

1. По ознакомлению со звуковой культурой речи (выделять заданные звуки, различать, дифференцировать их. проводить звуковой анализ слова и др.)

2. По формированию общих представлений о языке ("звук", "слог", "буква", "слово", "предложение")

2017

2018

2019

2019-2020

Активизировать тесное сотрудничество с родителями воспитанников по обучению грамоте

Провести:

- Анкетирование родителей

«Обучение грамоте детей дошкольного возраста»;

- Семинар –практикум, тренинги

1. "Готовим руку к письму";

2. "Учимся играя" (Игры и упражнения по обучению дошкольников грамоте).

- Консультацию для родителей

1. "Первые шаги. Учимся грамоте";

2. «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»;

3. "Роль правильного произношения при обучении ребенка грамоте";

- Оформить папки-передвижки:

1. "Как научить ребѐнка читать";

2. "Готовимся к школе.

Игры развивающие речь ребѐнка";

3. "Игры с буквами".

Тематические развлечения , викторины:

1.«Хочу всё знать»

2.«Вопрос на засыпку»

3.«Что ,где, когда ?»

2017-2018

Весь период

Будет активизировано сотрудничество с родителями воспитанников;

родители вовлечены в работу по обучению детей грамоте ; составлен план сотрудничества с родителями по данному направлению.

Совместная деятельность педагогов-родителей-детей

Привлечь родителей:

-к обогащению предметно-развивающей среды группы по обучению грамоте;

-к изготовлению наглядного материала для организации работы по данной теме.

Весь период

Родители участвуют:

- в создание предметно-развивающей среды по обучению дошкольников грамоте и подготовке их руки к письму;

-разработке детских проектов,

-проявляют интерес к участию совместных мероприятиях.

Повышение уровня овладения основами грамоты в старшем дошкольном возрасте.

-

Организовать работу с детьми по обучению дошкольников грамоте (согласно комплексно-тематическому  планированию) в непосредственной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной детской деятельности;

- Организовать работу по овладению детьми основ грамоты детей  в сюжетно-ролевой и дидактической игре, изобразительной деятельности, конструирования, музыки, моделирования.

по плану

весь период

Дети овладевают основами грамоты, подготовлена рука к письму.

Дети проявляют активный интерес к учебной деятельности.

III Этап.

Итоговый, обобщающий.

Проверка конечного продукта

Выявить успешность развития системы по обучению детей старшего дошкольного возраста грамоте и подготовке их руки к письму.

октябрь 2017-

май 2018,

окетябрь2020-май 2021.

Будет выявлен уровень успешности работы системы обучения основам грамоты.

Оценка и подведение итогов

- Выявить уровень развития детей по обучению грамоте и подготовке к школьному обучению.

май 2015

Будет выявлен уровень успешности работы по обучению грамоте.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План повышения квалификации в межаттестационный период

План повышения квалификации в межаттестационный период...

Индивидуальный план повышения квалификации в межаттестационный период

В связи с тем, что аттестация педагогов осуществляется, как правило, один раз в пять лет, большую роль в оценке его профессиональной деятельности играет  межаттестационный период....

План повышения квалификации на межаттестационный период

Мои планы на 2016-2021г.г. по работе с детьми с ОВЗ...

Индивидуальный план повышения квалификации в межаттестационный период

Индивидуальный план повышения квалификации в межаттестационный период...

Индивидуальный план повышения квалификации на межаттестационный период на 2018 - 2023гг.

Индивидуальный план повышения квалификации на межаттестационный периодна 2018-2023гг.воспитателяМуниципального автономного дошкольного образовательного учреждения"Детский сад № 145 комбинированно...

Индивидуальный план повышения квалификации на межаттестационный период 2013-2018 гг

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме:“Балаларга әхлак тәрбиясе бирү”    Воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающег...