конспект образовательной деятельности по теме: "По следам осени"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Курьина Ольга Анатольевна

Конспект интегрированной образовательнойдеятельности  в области познавательное , социально- коммуникативное  ихудожественно -эстетическое развитие длядетей старшей группы с ЗПР

Цель:обобщение и систематизация полученных знаний по теме : "Осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pro_osen.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №63».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному и художественно - эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Тема: «По следам осени»

                                              Составили:

                                                                           учитель - дефектолог первой

                                                                            квалификационной категории

                                                    Курьина О.А.,                  

                                                              воспитатель высшей

                                                            квалификационной

                                                                          категории   Галлямова Э.Р.

г. Нижнекамск, 2016г.

Тип занятия:  интегрированное, обобщение и системтизация полученных знаний по теме «Осень».

Вид занятия: подгрупповое (5 детей).

Тема занятия: «По следам осени»

Возрастная группа детей: дети 5-6 лет с ЗПР.

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

Обучающие: 

-продолжать обучать детей составлять рассказы, используя наглядную модель, мнемотаблицу,  учить согласованию существительных с прилагательными

Развивающие:

- Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь;
- Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи);

- Развивать грамматический строй речи, обогащать словарный запас по теме, 

-Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

Развивать мелкую моторику через самомассаж, пальчиковую гимнастику;

Воспитывающие:

- Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Словарная работа: листопад, лесовичок.

Демонстрационный материал: сюжетная картина «Осень», мнемотаблица

Раздаточный материал: листья,  муляжи овощей, фруктов, корзины, тарелка с овощами.

Оборудование: ноутбук, проектор, аудиозапись «шум ветра», «шелест листьев», поднос.

Предшествующая работа педагога: подготовка костюма осени, декораций, оформление группы, подготовка презентации, атрибутов к играм, подбор лексического материала(загадки, стихи, подбор мнемотаблицы).

Предварительная работа с детьми: 

- На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
- Сбор листьев разной формы и окраски.
-Беседы об осени;
- Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
-Разучивание стихов;
- Пение песен об осени и слушание музыки;
-Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
-Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
-Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
-Наблюдение за деревьями на прогулке;

Ожидаемый результат:
Дети с интересом наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Индивидуальная работа: Рамазан-помощь при составлении предложений по мнемотаблице,  Аскар – помощь при словообразовании, проговаривание окончаний.

Структура образовательной деятельности:

1 часть. Вводная часть    (3 минуты )

Организационный момент.

- Релаксационное упражнение «Ласковое солнышко»

- Приветствие  «Солнышко»

2 часть Основная              (15 минут )

-слушание шелеста листьев в лесу закрытыми глазками;

- разгадывание загадок;

- составление рассказа по мнемотаблице;

- Игра «Разложи по корзинкам»;

- Игра “Угадай на вкус”

- «Четвёртый лишний»

- Словообразование

- Пальчиковая гимнастика

-Аппликация

3 часть Заключительная     (2минуты)

-Подведение итогов.

-Рефлексия.

Организация детей на занятии: в вводной части занятия дети стоят на ковре, в основной части занятия дети перемещаются по групповой комнате, во второй половине основной части образовательной деятельности – дети сидят за столами.

ХОД ОД

Организационный момент.

1. Релаксационное  упражнение: “Ласковое солнышко”.

Дефектолог. Представьте, что сейчас наши руки и лица греет ласковое солнышко.

Дети имитируют расслабление.

Солнышко спряталось, стало прохладно, сожмитесь в комочек.

Дети напрягаются.

Опять засветило солнышко, нам тепло, приятно.

Дети показывают расслабление и удовольствие. Повторяется несколько раз
Приветствие «Солнышко». Дети стоят в кругу, игрушку солнышко передают друг другу, а вместе с ним тепло и улыбку. Выполняя упражнение, все дети улыбаются. 

2.Основная часть.

Учитель – дефектолог:

-Мы сегодня с вами отправимся на прогулку в  лес. Посмотрите, как здесь красиво. Как вы думаете, какое время года сейчас? Правильно Давайте вспомним названия месяцев осенних. А теперь закроем глазки и послушаем. Звучит аудиозапись  (шум ветра и шелест  листьев).

Сюрпризный момент. Появляется ОСЕНЬ.

Учитель – дефектолог:

- Узнали вы меня? (Ответы детей)
Учитель – дефектолог:

-Я Осень. И пришла к вам не с пустыми руками. Это лукошко. А что в нем? А там загадки. Давайте разгадаем их.

Загадки на тему «Осень»

1. Пушистая вата плывёт куда – то

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

2. С неба пришёл, в землю ушёл.

3. Он на улице живёт

Листья осенью несёт,

А зимой несёт снежинки

Иногда весной дождинки

Летом, если он подует

С головы панамку сдует.

4.Летом вырастают, а осенью опадают

5. Весь Антошка

Шляпка да ножка

Дождь пройдёт, он подрастёт

6.Воробьи стрижи пингвины

Снегири грачи павлины

Попугай и синицы

Одним словом – это…..

7. Не зевай и собирай

Наш осенний ……

Учитель – дефектолог:

-Молодцы. А теперь посмотрите все отгадки зарисованы и мы по ним попробуем рассказать рассказ про осень.

Составление рассказа по мнемотаблице.

 Рассказы детей.

Дети: Осенью небо хмурое (серое). Ветер дует. Осенью часто идет дождь. Листья на деревьях пожелтели. Листья падают на землю. Птицы улетают в теплые края. Люди убирают урожай.

- Учитель – дефектолог:

-Молодцы, ребята. Красивые рассказы получились.

-Осенью люди собирают урожай. Посмотрите, сколько здесь овощей и фруктов. Давайте мы разложим дары осени по корзинкам.

Игра «Разложи по корзинкам».

-- Учитель – дефектолог:

-Как одним словом назовём, что находится в этой корзине? ( овощи)

-А в другой корзине? (фрукты)

- Я приготовила для вас сюрприз.

Игра “Угадай на вкус”

Дети с закрытыми глазами угадывают на вкус овощи и фрукты.

-В моём лукошке есть ещё игра. А называется она «Четвёртый лишний»

 Учитель-дефектолог: 

-Посмотрите, осень разбросала свои листочки. Найдите каждый себе листочек.

Проговариваем словосочетания:

Лист берёзы - берёзовый

Лист дуба – дубовый

Лист осины - осиновый.

Пальчиковая гимнастика “Осенний букет”.
Раз, два, три, четыре, пять – 
Будем листья собирать. 
(Дети сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы. 
(Дети загибают поочередно пальцы)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба 
Мы соберём 
(Дети сжимают и разжимают кулачки)
В вазу осенний
Букет отнесём.
(Н.Нищева)
-А теперь возвращаемся из леса в детский сад и садимся за столы
.

- Воспитатель:

- Сегодня вы много говорили про осень, про листья. Давайте  сделаем для наших родителей аппликацию «Осенние листочки».

Воспитатель объясняет методику работы по аппликации.

Рефлексия

- Давайте вспомним, что же мы делали сегодня?

- Кому, что больше понравилось? Кто узнал сегодня, что -то новое?

Угощение из лукошка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему "Золотая песня осени"..

С использованием нетрадиционной техники рисования, показ репродукций....

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Подарок для осени» (образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие" - рисование)

Конспект непосредственно образовательной деятельностиТема: «Подарок для осени»для детей подготовительной к школе группы (в рамках тематической недели «Осень»)Программное содержание: 1. Воспитыват...

Конспект образовательной деятельности по теме «Путешествие в осенний лес» в подготовительной группе

Данный материал можно использовать в образовательной деятельности по разделу "Учимся думать, рассуждать, фантазировать"  по обобщению знаний детей порядкового счета в пределах 5....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «По следам древних животных» Образовательная область «Техническое творчество» Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Непосредственно - образовательная деятельность «По следам древних животных проводилась по направлению «Техническое творчество» разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного в...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему "По следу жадных медвежат"

Создать условия для активного ознакомления детей с венгерской народной сказкой «Два медвежонка» как видом литературного жанра и организовать их деятельность по закреплению умений слушать с...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «По следам Соловья Разбойника» по формированию элементарных математических представлений детей 5 - 6 лет

Тема:  «По следам Соловья Разбойника». Тип: сюжетно – игровой. Форма: подгрупповая. Цель: формирование познавательной активности, любознательности и интереса к ма...