Интеграция специалистов в образовательном процессе, как решение проблемы успешной социализации детей с ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике на тему

Материал для педагогов работающих с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_pechati_microsoft_office_word.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция специалистов в образовательном процессе  как решение проблемы успешной социализации детей с ОВЗ.

        Значимые социально-экономические изменения в обществе, новая государственная политика предопределяют необходимость инновационного развития не только экономики, науки, но и образования. Это требует принципиально новых подходов к организации деятельности в системе образования.  Перед педагогическими коллективами стоят задачи развития и воспитания человека будущего, способного генерировать и реализовывать новые идеи, воплощать в жизнь новые проекты.

        Дошкольное детство – это короткий, но важный период становления личности. Именно в эти годы формируются основные психические процессы, социально значимые навыки  и привычки, нормы поведения, складывается характер, приобретаются первоначальные знания  об окружающем мире. В связи с этим особая роль отводится дошкольным образовательным организациям. Эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от того, насколько педагоги ориентируют себя не только на коррекцию и формирование у воспитанников определенного багажа знаний, но и на раскрытие их потенциальных способностей к самостоятельной деятельности, их умений находить решения в сложных жизненных ситуациях.  Ребенок – дошкольник становится при этом субъектом познавательной деятельности совместно с воспитателем, воспитатель не доминирует, а сопровождает эту деятельность, способствуя развитию у воспитанников  способностей исследования, творческого использования полученных представлений.

 В настоящее время наибольшая актуальность для государства и для нашего детского сада является сопровождение детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).  В   детском саду воспитываются  дети с тяжелыми нарушениями речи и сочетанными нарушениями, такими как с ЗПР,  умственной отсталостью и др. Такие дети в определенном смысле находятся в несколько «оторванном» или отчужденном от основного коллектива мире. Особо внимание уделяется этой категории воспитанников в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном стандарте дошкольного образования.          

Особое место при коррекции отклонений в развитии детей с ОВЗ уделяется интегрированному подходу, который выражается в таких конкретных вещах, как:

      опора на единую научно-методологическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка;

      разработка взаимодополняющей коррекционно-развивающей программы;

      открытость информации о ребенке для всех специалистов, которые работают с ним и его семьей;

      единое календарно-тематическое планирование;

      проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий 
на материале, включенном в содержание образовательной программы ДОУ.

Именно интегрированный  подход лежит в основе организации взаимодействия специалистов и воспитателей в рамках реализации воспитательно-образовательного процесса, который представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, включающей в себя диагностический, коррекционно-развивающий 
и профилактический аспекты, обеспечивающие нормальный уровень интеллектуального и психического развития ребенка.

В данной системе  интегрируют (объединяются) усилия, ресурсы, знания из различных областей, опыт практической деятельности, методы и инструменты управления и многое другое, необходимое для достижения целей, т.е. основой системы взаимодействия в образовательном процессе являются успешное интегрированное взаимодействие.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка. Чтобы обеспечить взаимодействие всех педагогов и  специалистов при коррекции отклонений в развитии детей в условиях ДОУ, мы реализуем следующую систему деятельности:

1.Совместное  изучение дошкольников воспитателями, учителем- логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем.

При этом каждый специалист индивидуально обследует ребенка, наблюдает за ним в процессе образовательной деятельности. Воспитатель имеет возможность изучать ребенка, как на занятии, так и в повседневной жизни (в процессе проведения режимных моментов).

На психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) идёт обсуждение полученных результатов всем педагогическим коллективом группы во главе со старшим воспитателем ДОУ с целью разработки индивидуального маршрута развития ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

2. Совместное изучение содержания программы, составление перспективного плана работы по всем видам деятельности и по всем разделам программы воспитания и обучения детей в ОВЗ.

3. Совместное проведение праздников, развлечений, тематических 
и интегрированных мероприятий.  Эти занятия и мероприятия являются итогом коррекционно-педагогической работы с дошкольниками всего педагогического коллектива за определенный период.

Таким образом, насколько наши сотрудники ДОУ объединены общей идеей коррекции отклонений в развитии детей в условиях детского сада, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению «особого» ребенка и его семьи, других участников образовательного процесса, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат в коллективе.

Детство – важнейший период человеческой жизни. Мы не готовим к будущей жизни, а создаём в настоящую, яркую, ДОУ самобытную, неповторимую жизнь. И как сказал Василий Александрович Сухомлинский     «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Старший воспитатель Зайцева И.В.

МДОУ «Детский сад №218»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики рук в процессе ознакомления с бумажной пластикой для успешной социализации детей в школе»

Опыт работы«Развитие мелкой моторики рук в процессе ознакомления с бумажной пластикой для успешной социализации детей в школе»...

Создание условий для успешной социализации детей в дошкольной образовательной организации.

Государственная политика в области  образования Российской Федерации одной из основных задач поставила модернизацию дошкольного образования как института социального развития. Дошкольное образова...

Педагогическая практика: « Адаптация технологии «Клубный час» для успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями. (краткая версия для РАОП)

описание адаптации технологии "Клубный час" для для успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями. Заключение эксперта №1Практика готова к тиражированию и бу...

Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ в инклюзивное образовательное пространство ДОО

Методические рекомендации для педагогов на тему: «Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ в инклюзивное образовательное пространство ДОО» Одной из актуальных социально-...

ПРОЕКТ по проблеме «Развитие коммуникативных способностей, как условие успешной социализации детей дошкольного возраста»

тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияет на различные виды их д...

ПРОЕКТ по проблеме «Развитие коммуникативных способностей, как условие успешной социализации детей дошкольного возраста»

Цель проекта: разработать научно-обоснованную и экспериментально-проверенную систему заданий, направленную на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе работы по прог...