Контрольно-измерительные материалы для оценивания качества реализации коррекционно-развивающей программы
тест по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Разработанные и представленные контрольно-измерительные материалы предназначены для оценивания качества реализации коррекционно-развивающей программы по системе тренинговой работы по развитию эмоциональной сферы И.А. Пазухиной "Давай познакомимся!".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontr-izm_materialy.docx82.06 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные

материалы для оценивания

 качества реализации

 коррекционно-развивающей

программы

Система  работы

 «Давай познакомимся!»

Автор И.А.Пазухина

2011г

РАЗРАБОТЧИК:

Щербакова Ирина Александровна

Должность: педагог-психолог

1 квалификационная категория

Пояснительная записка

     Разработанные ниже контрольно-измерительные материалы предназначены для оценивания качества реализации коррекционно-развивающей работы по системе работы по развитию эмоциональной сферы «Давай познакомимся!».

Рекомендуемый результат:

  Пройдя подготовку по системе работы «Давай познакомимся!» дети будут знать, и уметь следующее:

Средняя группа (дети с 4-5 лет):

Предметно-информационная составляющая образованности:

Знать:

  • Имена всех детей в группе;
  • Для чего нужны глаза, уши, рот, руки в процессе познания окружающего мира и общения;
  • Чем отличаются мальчики и девочки по манере держаться и внешности;
  • Названия некоторых базовых эмоций (радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес);
  • Отличия человека от животного;
  • Как можно выражать свою любовь к маме и радовать членов своей семьи добрыми делами и хорошими поступками;
  • Состав своей семьи.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

Уметь:

  • Отмечать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол) и свои отличия от других детей;
  • Опознавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение окружающих;
  • Правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;
  • Оказывать помощь друг другу в игре и совместной деятельности;
  • Делиться с друзьями сладостями и игрушками;
  • Различать эмоции по схемам-пиктограммам;
  • Передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации;
  • Наблюдать за животными; изображать их голоса, характерные движения, настроения;
  • Употреблять в речи «волшебные слова  (спасибо, пожалуйста, извините и т.п.);
  • Правильно определять свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка).

Старшая группа (дети с 5-6 лет):

Предметно-информационная составляющая образованности:

Знать:

  • Как можно объяснить имена некоторых сказочных персонажей;
  • Различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения;
  • О существовании индивидуальных особенностей своих сверстников;
  • Важность различных профессий (на примере родителей);
  • Какие достоинства собственного поведения помогают при общении с окружающими, и какие недостатки этому мешают.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

Уметь:

  • Осознавать свое тело и его специфические особенности;
  • Понимать и описывать свои желания и чувства;
  • Осознавать свои физические и эмоциональные ощущения;
  • Различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений;
  • Воспроизводить выразительные позы и движения;
  • Сравнивать эмоции;
  • Контролировать свои эмоциональные реакции;
  • Подражать характерным движениям, позе, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналогии в человеческом поведении;
  • Оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых в быту;
  • Уступать друг другу в конфликтных ситуациях;
  • Останавливать другого ребенка, если он делает что-то плохое;
  • Вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности;
  • Выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты.

Подготовительная группа (дети с 6-7 лет):

Предметно-информационная составляющая образованности:

Знать:

  • Что означают их имена;
  • Что такое «мужественность» и «женственность», понимать особенности общения с партнерами противоположного пола;
  • Об относительности в оценке чувств;
  • Какие существуют особенности общения разных животных между собой;
  • Историю собственной семьи.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

Уметь:

  • Понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;
  • Устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения;
  • Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, движения, интонацию;
  • Понимать своего собеседника по выражению его лица, позе, эмоциям, жестам;
  • Рисовать пиктограммы, обозначающие различные эмоции;
  • Переносить доброту, чуткость, бескорыстие из мира животных в общение с людьми;
  • Принимать гостей у себя дома;
  • Общаться, несмотря на разницу желаний, и возможностей, высказывать свое мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки;
  • Оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;
  • Рисовать свое генеалогическое древо.

Предлагаемый диагностический инструментарий представлен:

  • Тестовым материалом и методиками
  • Анкетами для родителей
  • Анкетами для педагогов

Источники информации:

  • Ребенок
  • Группа детей
  • Родители
  • Педагоги
  • Специалисты

Способы применения и методы сбора информации:

  • Решение проблемных ситуаций;
  • Анкетирование родителей и педагогов;
  • Систематическое, структурированное наблюдение за поведением ребенка во время игры и совместной деятельности с педагогом;
  • Тестирование и диагностика детей;
  • Беседы с детьми и получение от них ответов;
  • Сохранение продуктов детской деятельности;
  • Беседы с родителями и обследование условий жизни ребенка в семье.

Данный диагностический инструментарий учитывает ряд принципов:

  1. Принцип комплексного подхода (психолого-педагогический эксперимент, наблюдение за поведением ребенка, игра);
  2. Принцип целостного системного изучения (учитывание возрастных особенностей ребенка);
  3. Принцип динамичного изучения (учитывание возрастных особенностей ребенка);
  4. Принцип качественного анализа (отношение ребенка к заданиям, способы его ориентировки в условиях задания, отношение к результату своей деятельности).

Поэтому учтена необходимость применения различных методик, заданий, определяющих диапазон количественных различий, а также важность сочетания количественного и качественного подхода к анализу данных, показатели которых взаимосвязаны.

Оценка системы работы «Давай познакомимся!» предусматривает следующие моменты:

  1. Проведение диагностического исследования с целью изучения эмоциональной сферы ребенка, а именно: некоторых личностных характеристик, составляющих понятие индивидуальности и позволяющих с учетом анализа межличностных отношений с окружающими людьми сделать выводы о своеобразии формирования навыков общения у каждого ребенка;

  1. Изучение особенностей детей проходит два раза в год: в начале учебного года и в конце учебного года, после завершения системы работы по развитию эмоциональной сферы ребенка.

  1. Участие в диагностическом исследовании воспитателей и родителей, которые помогают педагогу-психологу получить информацию об индивидуальных особенностях ребенка.

     Всего 8 диагностических заданий для каждой возрастной группы.

  1. Полученные результаты психологического исследования в дальнейшем используются в подборе методических и практических приемов и материалов в работе воспитателей групп и специалистов детского сада, реализации индивидуального подхода к детям с целью коррекции имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Регистрация полученных данных:

     Основное время при проведении психологической оценки педагог-психолог тратит на регистрацию результатов наблюдения, проб, анкетирования, диагностики детей и т.д. При регистрации полученных данных необходимо учитывать ряд принципов:

  • Регистрировать свои наблюдения и полученные данные;
  • Выбрать удобный способ регистрации информации;
  • Соблюдать баланс между регистрируемой и нерегистрируемой информации;
  • Стараться быть объективными при регистрации своих наблюдений.

Уровневые показатели оценки деятельности ребенка

(Р.С. Буре «Воспитание в процессе обучения на занятиях»)

1 .Высокий уровень. Подгруппа А.

Активность: ребенок стремится отвечать, готов исправить или дополнить ответ товарища, всегда внимателен к вопросам педагога.

Дисциплинированность: сдержан, самостоятельно выполняет установленные правила, легко подчиняется им.

Особенности ответов, результатов работы: ответы соответствуют поставленным вопросам, полные, достаточно точные Результаты индивидуальных заданий соответствуют указаниям воспитателя, проявляется аккуратность, стремление выполнить задание точно.

Выводы: такая характеристика обнаруживает интерес ребенка к содержанию деятельности, стремление точно выполнять задания педагога, подчиняться его требованиям, проявляя самостоятельность, послушание, ответственность за результат, настойчивость.

Подгруппа Б.

При указанных выше положительных проявлениях обнаруживает несдержанность, с трудом и с помощью воспитателя выполняет правила, организующие поведение в коллективе сверстников

Выводы: такое поведение объясняется интересом к содержанию и недостаточной сформированностью эмоционально-волевой сферы.

2.Средний уровень. Подгруппа А.

Активность: недостаточная, на вопросы воспитателя отвечает охотно, сам инициативы не проявляет, нуждается в некотором побуждении в процессе беседы.

Дисциплинированность: легко выполняет установленные правила, соблюдает порядок, сдержан, в некоторых случаях несколько пассивен.

Особенность ответов, результатов работы. Самостоятелен и исполнителен, помнит указания и стремится их выполнять; иногда нуждается, в помощи, совете педагога; принимает их охотно, с желанием. Результаты индивидуальных заданий хорошие, равно как и ответы, соответствуют указаниям воспитателя. Проявляет стремление к хорошему результату, чувствителен к ошибке, прилагает усилия к ее исправлению.

Выводы: ребенок также обнаруживает интерес к содержанию деятельности, стремление выполнять указания, целенаправленность поведения, однако у него недостаточно воспитана активность, инициатива, внешне несколько инертен, проявляет стеснительность нерешительность и  робость.

Подгруппа Б.

Активность: недостаточная, неустойчивая, неравномерная, во многом зависит от наличия внимания к вопросу, указанию. Ребенок может проявлять несдержанность при общей беседе или, наоборот, быть равнодушным.

Дисциплинированность: недостаточная, отвлекается от деятельности, нуждается в индивидуальном воздействии педагога, поддержке при выполнении установленных правил.

Особенности ответов, результатов работы: интерес к деятельности и самостоятельность достаточные, качество ответов (продуктов деятельности) удовлетворительное, но в целом ниже возможностей ребенка, что вызвано недостаточной устойчивостью внимания. При индивидуальном воздействии педагога качество работы, ответов значительно улучшается.

Выводы: выявленные особенности указывают на наличие у ребенка интереса к деятельности и в тоже время недостаточную сформированность волевых качеств, внимания, сдержанности, умения подчиняться установленным правилам.

З.Недостаточный уровень. Подгруппа А.

Активность: недостаточная, нуждается в постоянном побуждении педагога

Дисциплинированность: выполняет правила поведения самостоятельно.

Особенности ответов, результатов работы. Интерес к деятельности проявляет непостоянно, слушает воспитателя, сверстников, но сам участия не принимает. Ответы схематичны, а чаще всего после дополнительных, уточняющих вопросов. При выполнении индивидуальных заданий нуждается в помощи педагога, принимает ее охотно, стремится действовать в соответствии с указаниями воспитателя.

Подгруппа Б.

При указанных выше проявлениях недисциплинирован. Часто отвлекается, не слышит вопроса, интерес к деятельности неустойчивый, поверхностный. Нуждается в индивидуальном воздействии педагога. На замечания реагирует положительно.

Выводы: такие характеристики свидетельствуют о недостаточном уровне знании детей; что мешает им проявлять активность, отвлекает от деятельности, предлагаемые задания представляют для них трудности, с которыми им не удается справиться самостоятельно, а это приводит к пассивности или недисциплинированности.

4.Низкий уровень. Подгруппа А.

Активность не проявляет. Внешне выглядит пассивным, дисциплинирован Нуждается в постоянном побуждении со стороны воспитателя. Уровень знаний и умений низкий

Ответы и результаты деятельности неудовлетворительны. В самостоятельных заданиях беспомощен, нуждается в постоянном индивидуальном воздействии педагога

Выводы:   характеристика  обнаруживает  недостаточность   знании   и   умений   ребенка, сформированность волевых усилий, сосредоточенности. Предъявляемые задания представляют для ребенка значительные трудности, а недостаточный уровень знаний не позволяет их преодолеть Ребенок не может самостоятельно выполнить поручение, сосредоточиться, часто отвлекается от деятельности.

Подгруппа Б.

При указанных выше характеристиках ребенок проявляет недисциплинированность.

Задание № 1

Цель: выявление возможного дискомфорта у ребенка в процессе общения.

Материал: протокол

Диагност: педагог-психолог

Участники: воспитатели группы

Ход проведения:

     Заполнение воспитателями протокола оценки неблагополучия проблемного ребенка в группе.

Интерпретация результатов:

     При интерпретации полученных данных необходимо иметь ввиду следующее:

  • Каждая из описанных форм поведения может встретиться в жизни вполне благополучного ребенка;
  • Чем младше ребенок, тем чаще могут встречаться такие формы поведения;
  • Многие из описанных в протоколе форм поведения могут проявляться в период адаптации ребенка к группе.

О – обычно – 4 балла

Ч – часто – 3 балла

И – иногда – 2 балла

Р – редко – 1 балл

Н – никогда – 0 баллов

0 – 10 баллов – ребенок не испытывает дискомфорта в группе детского сада

11 – 20 баллов – ребенок  иногда испытывает небольшой дискомфорт в группе детского сада

21 – 30 баллов – ребенок  часто испытывает небольшой дискомфорт в группе детского сада

31 – 40 баллов – ребенок постоянно испытывает большой дискомфорт в группе детского сада

Протокол

 оценки неблагополучия проблемного ребенка в группе

Уважаемые воспитатели, отметьте, пожалуйста,

степень проявления той или иной формы поведения у ребенка:

О – обычно

Ч – часто

И – иногда

Р – редко

Н – никогда

Фамилия, имя ребенка _______________________________________________

Возраст ___________________________________________________________

Дата проведения наблюдения _________________________________________

Форма поведения

О

Ч

И

Р

Н

1. Играет в одиночестве

2. Сидит в стороне и наблюдает за другими детьми

3. Его попытки установить контакт с другими детьми терпят неудачу

4. Играет только с одним и тем же партнером

5. Не отходит от воспитателя, избегает других детей в группе

6. Вступает в конфликт с другими детьми

7. Ссориться, обижает других детей

8. Плачет

9. Жалуется воспитателю

10. Намеренно мешает детям (ломает постройки, прячет или разбрасывает предметы для игры и т.д.)

Задание № 2

Цель: изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции

Диагност: педагог-психолог

Участники: ребенок в возрасте 5-7 лет

Ход проведения:

Первая серия:

     Ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку).

     Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы 1.

Ф.И. реб.

веселый

печальный

испуганный

сердитый

удивленный

м

п

м

п

м

п

м

п

м

п

М – мимика, П – пантомимика.

Вторая серия:

     Ребенку предлагают назвать и изобразить героя сказки или мультфильма. Эмоциональное состояние героя называют по мере выполнения задания или отказа от выполнения от предыдущего.

     В таблицу 2 записывают, какой персонаж выбрал ребенок. Знаком «+» обозначают используемое ребенком выразительное средство во время изображения предъявленного героя.

Ф.И. реб.

веселый

печальный

испуганный

сердитый

удивленный

пр

м

п

пр

м

п

пр

м

п

пр

м

п

пр

м

п

М – мимика, П – пантомимика, Пр – персонаж.

Интерпретация результатов:

     Анализируют использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния. Сравнивают результаты первой и второй серии исследования.

Задание № 3

Цель: изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.

Материал: карточки с графическим изображением эмоций.

Диагност: педагог-психолог

Участники: ребенок в возрасте 5-7 лет

Ход проведения:

     Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо?».

     Ответы детей записывают в таблицу.    

Ф.И. реб.

радость

грусть

страх

гнев

удивление

Интерпретация результатов:

     Выясняют, как воспринимают дети графические изображения эмоциональных состояний. Сравнивают графические изображения по сложности восприятия их детьми.

Задание № 4

Цель: оценка уровня социального развития дошкольника в группе.

Материал: схемы наблюдений

Диагност: педагог-психолог

Участники: педагоги

Ход проведения: 

     Педагогам предлагается в схеме наблюдений  проставить то количество баллов, которое соответствует тому или иному социальному проявлению ребенка в группе детского сада.

     

Р-Р – взаимодействие «ребенок-родитель»

Р-В – взаимодействие «ребенок-воспитатель»

Р-С – взаимодействие «ребенок-сверстник»

     Далее, по результатам наблюдения за поведением ребенка, составляется обобщенный профиль социального развития.  В таблице 2 необходимо крестиком пометить то место на шкале, которое, с точки зрения педагога, наиболее соответствует утверждению, характеризующему поведение ребенка.

     После заполнения анкеты-таблицы отмеченные точки соединяются линиями. В результате этого можно наглядно просмотреть, в сторону каких оценок (положительных или отрицательных) сдвинут профиль. Заполнив ее в начале и конце года, можно проследить динамику развития ребенка в этой области.

Интерпретация результатов:

  В схеме №1 можно использовать 5-ти бальную шкалу оценок:

  • 5 – часто
  • 4 – как правило
  • 3 – иногда
  • 2 – редко
  • 1 – очень редко

     Или 3-х бальную:

  • 3 – обычно
  • 2 – иногда
  • 1 – очень редко

Обобщенная схема наблюдений и оценки социального развития

ребенка в группе детского сада

Показатели

 социализации

Деятельность в режимные моменты

Организо-ванная деятельность

Неоргани-зованная деятельность

Р-Р

Р-В

Р-С

Р-В

Р-С

Р-В

Р-С

Идет на контакт

Откликается на просьбы и замечания

Действует сообща

Принимает помощь

Устанавливает дружеские отношения

Действует под руководством

Действует самостоятельно

Проявляет инициативу

Контролирует свое поведение

Конфликтует

Улаживает разногласия

Признает правила

Сочувствует

Подчиняет свои интересы интересам других

Соблюдает очередь

Индивидуальный профиль социального развития ребенка

Фамилия, имя ребенка _______________________________________________

Возраст ___________________________________________________________

Утверждения

2

1

0

-1

-2

Утверждения

Легко идет на контакт со взрослым

Избегает контакта со взрослыми

Откликается на просьбы взрослых

Не реагирует на просьбы взрослых

С удовольствием действует со взрослым сообща

Не любит действовать со взрослым сообща

Успешно действует под руководством взрослого

Не умеет действовать под руководством взрослого

Легко принимает помощь взрослого

Не принимает помощь взрослого

Часто взаимодействует со сверстниками

Избегает взаимодействия со сверстниками

Легко устанавливает дружеские отношения со сверстниками

С трудом устанавливает дружеские отношения со сверстниками

Успешно участвует в коллективной игре

Не участвует в коллективной игре

Проявляет качества лидера

Предпочитает подчиняться другим

Хорошо себя чувствует в большой группе детей

Не любит большие группы людей

Спокойно наблюдает за действиями других детей

Прерывает, мешает действиям других людей

Умеет занимать других детей

Не умеет занимать других людей

Успешно участвует в делах и играх, предложенных другими детьми

Не участвует в играх, предложенных другими детьми

Успешно разрешает конфликты со сверстниками

Затрудняется разрешать конфликты со сверстниками

Хорошо действует самостоятельно

Не может действовать самостоятельно

Может занять себя сам

Не может занять себя сам

Умеет сдерживать себя, контролировать свое поведение

Не умеет сдерживать себя, контролировать свое поведение

Способен жертвовать своими интересами ради других

Ориентирован только на свои непосредственные интересы

Не причиняет вреда растениям, животным, книгам, игрушкам

Часто причиняет вред растениям, животным, книгам, игрушкам

Хорошо знает и выполняет распорядок дня в детском саду

Не знает и не выполняет распорядок дня в детском саду

Признает правила, предложенные взрослыми

Не признает правила, предложенные взрослыми

Признает правила, предложенные другими детьми

Не признает правила, предложенные другими детьми

Задание № 5

«Тест Руки» - проективная методика

исследования личности

Цель: выявление наличия ожидаемой агрессии со стороны окружения, выявление активной или пассивной личностной позиции.

Материал: представляет 10 карточек, следующих друг за другом в определенном порядке. На девяти из них расположены контурные изображения кисти руки в разных позициях. Десятая карточка – пустая.

Диагност: педагог-психолог

Участники: дети с 4-4,5  лет

Ход проведения: поочередно ребенку предъявляются карточки с изображением руки. Ребенок отвечает на следующие вопросы:

  • Скажи, как тебе кажется, что делает эта рука?
  • Что делает человек, которому принадлежит эта рука?

Интерпретация результатов: при  обработке результатов выделяются следующие основные оценочные категории: активность, пассивность, тревожность, агрессивность, директивность, коммуникация, демонстративность, зависимость, физическая дефицитарность (ущербность).

     Все ответы ребенка, латентное время реакции, уточняющие вопросы и дополнительные разъяснения для каждого изображения заносятся в соответствующие разделы протокола.

Источник: Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст, 2000г.

Задание № 6

Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР)

Цель: оценка субъективного представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе наиболее значимых для ребенка социальных взаимодействий.

Материал: 8 схематических изображений

Диагност: педагог-психолог

Участники: дети в возрасте от 4 лет

Ход проведения:  ребенку предъявляют изображения в определенном порядке и задают вопросы по картинкам.

Интерпретация результатов: 

Анализируемые показатели:

  • Характеристики эмоционально-личностных отношений с другими людьми;
  • Эмоционально-личностные характеристики самого ребенка (любознательность, стремление к доминированию в группе сверстников, отвержение самого себя,  стремление к общению с другими детьми, отгороженность от других детей или взрослых, стремление к уединению, социальная адекватность поведения, в том числе вынуждаемое одобряемое поведение);
  • Характеристики мотивационно-волевой сферы, в том числе показатели ведущей мотивации (игровой, учебной, познавательной, соревновательной).

Источник: Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст, 2000г.

Задание № 7

Методика диагностики форм общения

 (по М.И. Лисиной)

Цель: определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми

Материал: игрушки, книги

Диагност: педагог-психолог

Участники: дети с 3-х лет

Ход проведения: педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книжки, и спрашивает, что бы он хотел: поиграть с игрушками (1 ситуация), почитать книжку (2 ситуация), поговорить (3 ситуация). Затем организуется та деятельность, которую выбрал ребенок. Во время обследования заполняется на ребенка отдельный индивидуальный лист протокола.

Интерпретация результатов: при определении ведущей формы общения у детей показатели их действий оцениваются в баллах. Ведущей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.

Источник: Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками, 2007.

Протокол обследования по определению

ведущей формы общения

  1. Фамилия, имя ребенка _________________________________________
  2. Возраст ______________________________________________________
  3. Группа ______________________________________________________
  4. Дата заполнения ______________________________________________

Предлагаемые ситуации

Деловое общение (совместная игра)

Познавательное общение (рассматривание и чтение книги)

Личностное общение (беседа на личные темы)

Порядок выбора ситуации

Объект внимания в первые минуты опыта

Характер активности по отношению к объекту внимания

Уровень комфортности

Анализ речевых высказываний по форме

Анализ речевых высказываний по теме

Анализ речевых высказываний по функциям

Анализ речевых высказываний по содержанию

Продолжительность деятельности

Общее количество баллов

Задание № 8

Методика изучения личностного поведения ребенка

(по Т.В. Савенко)

Цель: оценка личностного поведения детей в различных видах деятельности совместно со сверстниками и выявление причин, влияющих на их поведение при взаимодействии со сверстниками и взрослыми

Материал: протокол наблюдения

 Диагност: педагог-психолог

Участники: дети с 3-х лет

Ход проведения: заполняется протокол наблюдения. Педагог оценивает степень выраженности у испытуемого каждой формы отношения к окружающим в различных видах деятельности.

Интерпретация результатов: для оценки используется шкала значений: никогда-0б., редко-1б., иногда-2б., часто-3б., всегда-4б..

Поведенческая активность может быть представлена в виде четырех уровней:

  • Низкий уровень – от 0 до 16 баллов
  • Недостаточный уровень – от 17 до 33 баллов
  • Средний уровень – от 34 до 50 баллов
  • Высокий уровень – от 51 до 64 баллов

Источник: Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками, 2007.

Протокол

по изучению личностного поведения ребенка

Фамилия, имя ребенка  ______________________________________________

Возраст ___________________________________________________________

Дата обследования __________________________________________________

Ф.И.О. воспитателя _________________________________________________

«Просим Вас оценить в баллах проявление в общении с детьми выделенных форм поведения».

№ п/п

Формы поведения (ребенок обращается к сверстникам)

Баллы

1

2

3

4

Руководит ими

           +Д            Наставляет их  

Помогает им

Хвалит их

5

6

7

8

Заставляет их

           - Д          Приказывает им

Нападает на них

Ругает их

9

10

11

12

Уступает им

         +П          Соглашается с ними

Доверяется им

Воодушевляется от общения с ними

13

14

15

16

Подчиняется им

          - П              Слушается их

Терпит их

Переживает из-за них

Задание № 9

Беседа «Как поступают друзья»

(Р.С. Буре)

 

Цель: выявить сформированность у дошкольников представлений о гуманном, доброжелательном отношении к сверстникам, о том, как нужно себя вести в условиях совместной игры или работы.

Материал: картинный материал.

Диагност: педагог (психолог).

Участники: дети в возрасте от 5 до 7 лет.

Ход проведения: рассматривание картин, изображающих реальные ситуации, где ребенок, как правило, нуждается в сочувствии, помощи сверстников, огорчен своей неудачей, оплошностью, неумением что-то делать. Каждому сюжету посвящены три картины. На основной картине, занимающей целевую страницу, изображена проблемная ситуация, на дополнительных картинках – варианты развития сюжета.

Интерпретация результатов: 

Высокий уровень - 4 балла – ребенок выбрал 10-12 правильных ответов, знает основные нормы и правила, регулирующие взаимоотношения со сверстниками;

Средний уровень - 3 балла – ребенок выбрал 7-9 правильных ответов, частично знает нормы и правила взаимодействия со сверстниками, но допускает ошибки в выборе ответов;

Недостаточный уровень - 2 балла – ребенок выбрал 4-6 правильных ответов, затрудняется в выборе ответа;

Низкий уровень - 1 балл – ребенок выбрал 0-3 правильных ответов, затрудняется в выборе ответа или не может сделать выбор самостоятельно.

Задание №10

Цель: измерение способности к восприятию невербальной экспрессии, ее распознаванию и выделению существенных признаков различных ее проявлений.

Материал: 7 карточек с изображениями различных проявлений невербальной экспрессии: мимики, поз, жестов, характерных для семи эмоциональных состояний.

Диагност: педагог-психолог

Участники: дети в возрасте от 5-7 лет

Ход проведения: Дошкольнику предъявляются 7 карточек с нарисованными элементами выражения эмоций и эмоциональных состояний. На двух рисунках, расположенных слева, разными способами изображено одно и то же чувство и состояние человека. Среди четырех остальных, расположенных справа, ребенок должен найти тот образ, который выражает такое же чувство, что и на «опорных» картинках, и назвать эмоцию и эмоциональное состояние.

Дополнительные материалы

Рисунок1

Диагностическая карта уровня воспитания

 культуры общения у детей дошкольного возраста

Черты характера

Начало учебного года

Конец учебного года

В

С

Н

В

С

Н

  1. быть приветливым, стремиться общаться со всеми желающими

  1. быть чутким, понимать эмоциональное состояние окружающих

  1. быть милосердным, уметь сопереживать и сочувствовать, стремиться поддерживать других

  1. быть учтивым, оказывать знаки внимания девочкам, пожилым людям, взрослым

  1. быть сдержанным, уметь считаться с мнением других

  1. быть искренним со взрослыми и детьми, общаться честно и правдиво, не лукавить

  1. быть сознательным, осознанно относиться к социальным нормам поведения

  1. быть решительным, стремиться к положительным способам решения конфликтных ситуаций

  1. быть смиренным, слушаться взрослых, доверять их мнению и авторитету

Диагностическая карта уровня воспитания

 личностных качеств ребенка в игровой деятельности

Черты характера

Начало учебного года

Конец учебного года

В

С

Н

В

С

Н

  1. быть аккуратным, бережно относиться к играм и игрушкам

  1. быть честным, уметь признавать свои ошибки и соблюдать правила игры

  1. быть терпеливым, соблюдать очередность в игре, проявлять выдержку, уметь контролировать свои желания и действия

  1. быть справедливым, уметь уступать друг другу, выполнять как ведущие, так и другие роли в игре

  1. быть уважительным, считаться с чужим мнением, проявлять интерес к замыслам других детей

  1. быть щедрым, не жалеть свои игрушки, делиться с друзьями

  1. быть дружелюбным, не ссориться, играть со всеми желающими детьми

Диагностическое задание

«Интервью»

Цель: Выявить умение детей получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.

Материал: микрофон.

Содержание: методика проводится с подгруппой детей. Одному ребенку предлагается взять на себя роль корреспондента и выяснить у жителей города Детсадия – остальных ребят, как они живут в своем городке, чем занимаются; взять «интервью» у кого-либо из детей группы и взрослого сотрудника детского сада. Далее педагог предлагает детям поиграть в игру «Радио»: корреспондент должен сделать сообщение для жителей города в рубрике «Новости».

Оценка результатов:

3 балла – ребенок охотно выполняет задание, самостоятельно формулирует 3-5 развернутых вопросов. В целом его «интервью» носит логичный, последовательный характер.

2 балла – ребенок формулирует 2-3 кратких вопроса с помощью взрослого, сохраняет логику интервью.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении задания даже с помощью взрослого либо отказывается от выполнения.

Протокол исследования

п/п

Ф.И. ребенка

Количество вопросов

Содержание вопросов

Степень самостоятельности

Характер вопросов

Развернутость

Логичность

Последовательность

Количество баллов

Ребенку

Взрослому

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Диагностическое задание

«Необитаемый остров»

Цель: Выявить умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение.

Содержание: Методика проводится с подгруппой детей. Взрослый предлагает детям пофантазировать, представить, что они отправляются на необитаемый остров, и порассуждать, опираясь на вопросы:

- С чего бы вы начали свое существование на острове?

- Решите, какие предметы необходимо взять с собой.

- Чем будет заниматься каждый из вас? Попробуйте распределить обязанности между собой.

- Кого бы вы выбрали командиром?

- На острове много хищных зверей. Как вы можете защититься от них?

- На остров надвигается страшный ураган. Что вы будете предпринимать.

Оценка результатов:

3 балла – ребенок проявляет инициативу в общении, принимает на себя функцию организатора, вносит свои предложения, распределяет обязанности, в то же время проявляет умение выслушать сверстника, согласовывать с ним предложения, уступить, убедить;

2 балла – ребенок отличается недостаточной, но положительной активностью в общении, принимает предложение инициатора, соглашаясь; может возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением;

1 балл – ребенок не вступает в общение, не проявляет активности, пассивно следует за инициативными детьми, не высказывая ни своего мнения, ни желания, либо проявляет отрицательную направленность в общении, с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, настаивает на своем.

Диагностическое задание

«Картинки»

Цель:  выявить умение детей взаимодействовать со сверстниками, через решение проблем, связанных с отношениями людей или с жизнью общества.

Содержание: Детям предлагается найти выход из понятной и знакомой им проблемной ситуации. Детям предлагается четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации:

  • Группа детей не принимает своего сверстника в игру
  • Девочка сломала у другой девочки ее куклу
  • Мальчик взял без спроса игрушку девочки
  • Мальчик рушит постройку из кубиков у детей

Картинки изображают взаимодействие детей со сверстниками, и на каждой из них есть обиженный, страдающий персонаж. Ребенок должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, чтобы он стал делать на месте этого обиженного персонажа.

Таким образом, в данной методике ребенок должен решить определенную проблему, связанную с отношениями людей или с жизнью общества.

Оценка результатов:

3 балла -  ребенок самостоятельно находит и объясняет решение проблемы

2 балла - ребенок обращается за помощью к кому-либо

1 балл – ребенок даже с помощью взрослого не может найти решение проблемы

Помимо уровня развития социального интеллекта, данное задание может дать богатый материал для  анализа качественного отношения ребенка к сверстнику. Этот материал может быть получен из анализа содержания ответов детей при решении конфликтной ситуации. Решая конфликтную ситуацию, обычно дети дают следующие варианты ответов:

  • Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, заплачу, пожалуюсь маме)
  • Агрессивное решение (побью, позову милиционера, дам по голове палкой и т.п.)
  • Вербальное решение (объясню, что так плохо, что так нельзя делать; попрошу его извиниться).
  • Продуктивное решение (подожду, пока другие доиграют; починю куклу и т.п.)

В тех случаях, когда из четырех ответов более половины являются агрессивными, можно говорить о том, что ребенок склонен к агрессивности. Если же большинство ответов детей имеют продуктивное или вербальное решение, можно говорить о благополучном, бесконфликтном характере отношения к сверстнику.

Схема наблюдений и оценки социального развития ребенка в группе детского сада

Показатели социализации

Деятельность в режимные моменты

Организо-

ванная деятельность

Неорганизо-

ванная деятельность

Р-Р

Р-В

Р-С

Р-В

Р-С

Р-В

Р-С

Идет на контакт

Откликается на просьбы и замечания

Действует сообща

Принимает помощь

Устанавливает дружеские отношения

Действует под руководством

Действует самостоятельно

Проявляет инициативу

Конфликтует

Контролирует свое поведение

Улаживает разногласия

Признает правила

Сочувствует

Подчиняет свои интересы интересам другого

Соблюдает очередь

Р-Р - взаимодействие «ребенок-родитель»;

Р-В - взаимодействие «ребенок-воспитатель»;

Р-С - взаимодействие «ребенок-сверстник».

3 – обычно

2 – иногда

1 – очень редко

Диагностическое задание

Цель: выявить умение детей проявлять заботу о родителях, других родственниках.

Диагностический инструментарий:

Анкета для родителей.

Ход проведения:

Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты.

Интерпретация полученных результатов:

Ответы «да, почти всегда» - 3 балла

«Иногда, может быть» - 2 балла

«Нет, никогда» - 1 балл

Суммируя баллы, получаем:

21-30 баллов – ребенок проявляет заботу о родных, родственниках, соблюдает нормы и правила общения при взаимодействии с ними.

11-20 баллов – ребенок недостаточно проявляет заботу о близких.

0-10 баллов – ребенок редко или вообще не проявляет заботу о ближайших родственниках.

Анкета для родителей

      Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы, отметив тот вариант ответа, который совпадает с Вашим мнением. Ваши искренние ответы помогут нам и Вам в воспитании детей.

Вопрос

Вариант ответа

да, почти всегда

иногда, может быть

нет, никогда

1

Умеет ли Ваш ребенок вежливо говорить со всеми членами семьи, с другими родственниками?

2

Отзывчив ли он на просьбы родителей, родственников/бабушек, дедушек, тети, дяди и др./?

3

Терпим ли Ваш ребенок по отношению к членам своей семьи?

4

Умеет делиться чем-либо с членами своей семьи (сладости, книги, игрушки и т.д.)

5

Помогает по дому (делает уборку, вытирает пыль, накрывает на стол, моет посуду и др.), оказывает посильную помощь бабушке, дедушке /на приусадебном участке/?

6

Сочувствует ли Ваш ребенок другому члену семьи, когда тот чем-нибудь огорчен, пытается помочь ему, утешить, пожалеть?

7

Сочувствует ли он другому члену семьи, когда тот болен, пытается помочь ему (принести воду, подать лекарство и т.д.)?

Диагностическое задание

Цель: отследить умение детей реализовывать в своем поведении нравственные, трудовые, эстетические нормы и правила, которые обеспечивают успешное взаимодействие с разными людьми.

Диагностический инструментарий:

Коллективное выполнение работ /например, к празднику/.

 

Ход проведения:

Вариант 1.

Детям предлагается сделать коллективную работу - например, поздравление для мам и бабушек, где можно использовать различные техники исполнения по желанию детей – способом аппликации, конструирование, работа с крупой коллаж и т.д.

Вариант 2.

Объявляется конкурс между группами (подгруппами) детей на лепку самого смешного снеговика с использованием различного материала для его украшения.  

Вариант 3.

Проведение конкурса на лучшую постройку из мокрого песка на участке детского сада.

Интерпретация результатов:

3 балла получает ребенок, проявивший умение взаимодействовать с людьми в процессе общей работы, вкладывать свой труд в общее дело, выполнять работу аккуратно и привлекательно.

2 балла получает тот ребенок, который при взаимодействии с разными людьми частично реализовывает в своем поведении принятые нормы и правила.

1 балл ставится тому ребенку, который затрудняется реализовать в своем поведении нормы и правила в процессе коллективной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ СРЕДЫ – КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Ребенок родился, растёт, развивается…. Это — источник радости для родителей, педагогов, если  малыш развивается своевременно и правильно. Это — источник тяжелых переживаний, если развитие...

Календарно-тематическое планирование реализации коррекционно-развивающей деятельности с детьми подготовительной к школе группы для детей с ОНР

Календарно-тематическое планирование  коррекционно-развивающей деятельности с детьми подготовительной к школе группы для детей с ОНРТемаОсновное содержаниедеятельности Литература Грамма...

Индивидуальный учебный план реализации коррекционно-развивающей и образовательной программы В рамках комплексного сопровождения ребёнка специалистами и педагогами ДОО

Индивидуальный учебный план реализации коррекционно-развивающей и образовательной программыВ рамках комплексного сопровождения ребёнка специалистами и педагогами ДОО...

План самообразования педагога-психолога по теме "Методы арт-терапии в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях ДОУ"

План самообразования педагога-психолога Багаутдиновой А.Н. по теме "Методы арт-терапии в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях ДОУ" на 2014-2019 гг. и 2019 - 202...

Индивидуальный план профессионального развития учителя-логопеда Точилкиной О.И. «Реализация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особые образовательные возможности с использованием современных педагогических технологий, в частности, ИКТ».

Индивидуальный план профессионального развития  учителя-логопеда Точилкиной О.И. «Реализация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особые образовательные возможности с использо...

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Комплект рабочих материалов педагога-психолога для осуществления коррекционно-развивающей работы детей с ЗПР в ДОУ

Комплект рабочих материалов педагога-психолога для осуществления коррекционно-развивающей работы детей с ЗПР в ДОУ (характеристика, ИПР, коррекционные задания и игры)...