Контрольно-измерительные материалы для оценивания качества реализации коррекционно-развивающей программы
тест по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Разработанные и представленные контрольно-измерительные материалы предназначены для оценивания качества реализации коррекционно-развивающей программы по системе тренинговой работы по развитию эмоциональной сферы И.А. Пазухиной "Давай познакомимся!".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontr-izm_materialy.docx | 82.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольно-измерительные материалы для оценивания качества реализации коррекционно-развивающей программы Система работы «Давай познакомимся!» Автор И.А.Пазухина 2011г |
РАЗРАБОТЧИК:
Щербакова Ирина Александровна
Должность: педагог-психолог
1 квалификационная категория
Пояснительная записка
Разработанные ниже контрольно-измерительные материалы предназначены для оценивания качества реализации коррекционно-развивающей работы по системе работы по развитию эмоциональной сферы «Давай познакомимся!».
Рекомендуемый результат:
Пройдя подготовку по системе работы «Давай познакомимся!» дети будут знать, и уметь следующее:
Средняя группа (дети с 4-5 лет):
Предметно-информационная составляющая образованности:
Знать:
- Имена всех детей в группе;
- Для чего нужны глаза, уши, рот, руки в процессе познания окружающего мира и общения;
- Чем отличаются мальчики и девочки по манере держаться и внешности;
- Названия некоторых базовых эмоций (радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес);
- Отличия человека от животного;
- Как можно выражать свою любовь к маме и радовать членов своей семьи добрыми делами и хорошими поступками;
- Состав своей семьи.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
Уметь:
- Отмечать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол) и свои отличия от других детей;
- Опознавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение окружающих;
- Правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;
- Оказывать помощь друг другу в игре и совместной деятельности;
- Делиться с друзьями сладостями и игрушками;
- Различать эмоции по схемам-пиктограммам;
- Передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации;
- Наблюдать за животными; изображать их голоса, характерные движения, настроения;
- Употреблять в речи «волшебные слова (спасибо, пожалуйста, извините и т.п.);
- Правильно определять свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка).
Старшая группа (дети с 5-6 лет):
Предметно-информационная составляющая образованности:
Знать:
- Как можно объяснить имена некоторых сказочных персонажей;
- Различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения;
- О существовании индивидуальных особенностей своих сверстников;
- Важность различных профессий (на примере родителей);
- Какие достоинства собственного поведения помогают при общении с окружающими, и какие недостатки этому мешают.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
Уметь:
- Осознавать свое тело и его специфические особенности;
- Понимать и описывать свои желания и чувства;
- Осознавать свои физические и эмоциональные ощущения;
- Различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений;
- Воспроизводить выразительные позы и движения;
- Сравнивать эмоции;
- Контролировать свои эмоциональные реакции;
- Подражать характерным движениям, позе, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналогии в человеческом поведении;
- Оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых в быту;
- Уступать друг другу в конфликтных ситуациях;
- Останавливать другого ребенка, если он делает что-то плохое;
- Вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности;
- Выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты.
Подготовительная группа (дети с 6-7 лет):
Предметно-информационная составляющая образованности:
Знать:
- Что означают их имена;
- Что такое «мужественность» и «женственность», понимать особенности общения с партнерами противоположного пола;
- Об относительности в оценке чувств;
- Какие существуют особенности общения разных животных между собой;
- Историю собственной семьи.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
Уметь:
- Понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;
- Устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения;
- Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, движения, интонацию;
- Понимать своего собеседника по выражению его лица, позе, эмоциям, жестам;
- Рисовать пиктограммы, обозначающие различные эмоции;
- Переносить доброту, чуткость, бескорыстие из мира животных в общение с людьми;
- Принимать гостей у себя дома;
- Общаться, несмотря на разницу желаний, и возможностей, высказывать свое мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки;
- Оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;
- Рисовать свое генеалогическое древо.
Предлагаемый диагностический инструментарий представлен:
- Тестовым материалом и методиками
- Анкетами для родителей
- Анкетами для педагогов
Источники информации:
- Ребенок
- Группа детей
- Родители
- Педагоги
- Специалисты
Способы применения и методы сбора информации:
- Решение проблемных ситуаций;
- Анкетирование родителей и педагогов;
- Систематическое, структурированное наблюдение за поведением ребенка во время игры и совместной деятельности с педагогом;
- Тестирование и диагностика детей;
- Беседы с детьми и получение от них ответов;
- Сохранение продуктов детской деятельности;
- Беседы с родителями и обследование условий жизни ребенка в семье.
Данный диагностический инструментарий учитывает ряд принципов:
- Принцип комплексного подхода (психолого-педагогический эксперимент, наблюдение за поведением ребенка, игра);
- Принцип целостного системного изучения (учитывание возрастных особенностей ребенка);
- Принцип динамичного изучения (учитывание возрастных особенностей ребенка);
- Принцип качественного анализа (отношение ребенка к заданиям, способы его ориентировки в условиях задания, отношение к результату своей деятельности).
Поэтому учтена необходимость применения различных методик, заданий, определяющих диапазон количественных различий, а также важность сочетания количественного и качественного подхода к анализу данных, показатели которых взаимосвязаны.
Оценка системы работы «Давай познакомимся!» предусматривает следующие моменты:
- Проведение диагностического исследования с целью изучения эмоциональной сферы ребенка, а именно: некоторых личностных характеристик, составляющих понятие индивидуальности и позволяющих с учетом анализа межличностных отношений с окружающими людьми сделать выводы о своеобразии формирования навыков общения у каждого ребенка;
- Изучение особенностей детей проходит два раза в год: в начале учебного года и в конце учебного года, после завершения системы работы по развитию эмоциональной сферы ребенка.
- Участие в диагностическом исследовании воспитателей и родителей, которые помогают педагогу-психологу получить информацию об индивидуальных особенностях ребенка.
Всего 8 диагностических заданий для каждой возрастной группы.
- Полученные результаты психологического исследования в дальнейшем используются в подборе методических и практических приемов и материалов в работе воспитателей групп и специалистов детского сада, реализации индивидуального подхода к детям с целью коррекции имеющихся социально-эмоциональных проблем.
Регистрация полученных данных:
Основное время при проведении психологической оценки педагог-психолог тратит на регистрацию результатов наблюдения, проб, анкетирования, диагностики детей и т.д. При регистрации полученных данных необходимо учитывать ряд принципов:
- Регистрировать свои наблюдения и полученные данные;
- Выбрать удобный способ регистрации информации;
- Соблюдать баланс между регистрируемой и нерегистрируемой информации;
- Стараться быть объективными при регистрации своих наблюдений.
Уровневые показатели оценки деятельности ребенка
(Р.С. Буре «Воспитание в процессе обучения на занятиях»)
1 .Высокий уровень. Подгруппа А.
Активность: ребенок стремится отвечать, готов исправить или дополнить ответ товарища, всегда внимателен к вопросам педагога.
Дисциплинированность: сдержан, самостоятельно выполняет установленные правила, легко подчиняется им.
Особенности ответов, результатов работы: ответы соответствуют поставленным вопросам, полные, достаточно точные Результаты индивидуальных заданий соответствуют указаниям воспитателя, проявляется аккуратность, стремление выполнить задание точно.
Выводы: такая характеристика обнаруживает интерес ребенка к содержанию деятельности, стремление точно выполнять задания педагога, подчиняться его требованиям, проявляя самостоятельность, послушание, ответственность за результат, настойчивость.
Подгруппа Б.
При указанных выше положительных проявлениях обнаруживает несдержанность, с трудом и с помощью воспитателя выполняет правила, организующие поведение в коллективе сверстников
Выводы: такое поведение объясняется интересом к содержанию и недостаточной сформированностью эмоционально-волевой сферы.
2.Средний уровень. Подгруппа А.
Активность: недостаточная, на вопросы воспитателя отвечает охотно, сам инициативы не проявляет, нуждается в некотором побуждении в процессе беседы.
Дисциплинированность: легко выполняет установленные правила, соблюдает порядок, сдержан, в некоторых случаях несколько пассивен.
Особенность ответов, результатов работы. Самостоятелен и исполнителен, помнит указания и стремится их выполнять; иногда нуждается, в помощи, совете педагога; принимает их охотно, с желанием. Результаты индивидуальных заданий хорошие, равно как и ответы, соответствуют указаниям воспитателя. Проявляет стремление к хорошему результату, чувствителен к ошибке, прилагает усилия к ее исправлению.
Выводы: ребенок также обнаруживает интерес к содержанию деятельности, стремление выполнять указания, целенаправленность поведения, однако у него недостаточно воспитана активность, инициатива, внешне несколько инертен, проявляет стеснительность нерешительность и робость.
Подгруппа Б.
Активность: недостаточная, неустойчивая, неравномерная, во многом зависит от наличия внимания к вопросу, указанию. Ребенок может проявлять несдержанность при общей беседе или, наоборот, быть равнодушным.
Дисциплинированность: недостаточная, отвлекается от деятельности, нуждается в индивидуальном воздействии педагога, поддержке при выполнении установленных правил.
Особенности ответов, результатов работы: интерес к деятельности и самостоятельность достаточные, качество ответов (продуктов деятельности) удовлетворительное, но в целом ниже возможностей ребенка, что вызвано недостаточной устойчивостью внимания. При индивидуальном воздействии педагога качество работы, ответов значительно улучшается.
Выводы: выявленные особенности указывают на наличие у ребенка интереса к деятельности и в тоже время недостаточную сформированность волевых качеств, внимания, сдержанности, умения подчиняться установленным правилам.
З.Недостаточный уровень. Подгруппа А.
Активность: недостаточная, нуждается в постоянном побуждении педагога
Дисциплинированность: выполняет правила поведения самостоятельно.
Особенности ответов, результатов работы. Интерес к деятельности проявляет непостоянно, слушает воспитателя, сверстников, но сам участия не принимает. Ответы схематичны, а чаще всего после дополнительных, уточняющих вопросов. При выполнении индивидуальных заданий нуждается в помощи педагога, принимает ее охотно, стремится действовать в соответствии с указаниями воспитателя.
Подгруппа Б.
При указанных выше проявлениях недисциплинирован. Часто отвлекается, не слышит вопроса, интерес к деятельности неустойчивый, поверхностный. Нуждается в индивидуальном воздействии педагога. На замечания реагирует положительно.
Выводы: такие характеристики свидетельствуют о недостаточном уровне знании детей; что мешает им проявлять активность, отвлекает от деятельности, предлагаемые задания представляют для них трудности, с которыми им не удается справиться самостоятельно, а это приводит к пассивности или недисциплинированности.
4.Низкий уровень. Подгруппа А.
Активность не проявляет. Внешне выглядит пассивным, дисциплинирован Нуждается в постоянном побуждении со стороны воспитателя. Уровень знаний и умений низкий
Ответы и результаты деятельности неудовлетворительны. В самостоятельных заданиях беспомощен, нуждается в постоянном индивидуальном воздействии педагога
Выводы: характеристика обнаруживает недостаточность знании и умений ребенка, сформированность волевых усилий, сосредоточенности. Предъявляемые задания представляют для ребенка значительные трудности, а недостаточный уровень знаний не позволяет их преодолеть Ребенок не может самостоятельно выполнить поручение, сосредоточиться, часто отвлекается от деятельности.
Подгруппа Б.
При указанных выше характеристиках ребенок проявляет недисциплинированность.
Задание № 1
Цель: выявление возможного дискомфорта у ребенка в процессе общения.
Материал: протокол
Диагност: педагог-психолог
Участники: воспитатели группы
Ход проведения:
Заполнение воспитателями протокола оценки неблагополучия проблемного ребенка в группе.
Интерпретация результатов:
При интерпретации полученных данных необходимо иметь ввиду следующее:
- Каждая из описанных форм поведения может встретиться в жизни вполне благополучного ребенка;
- Чем младше ребенок, тем чаще могут встречаться такие формы поведения;
- Многие из описанных в протоколе форм поведения могут проявляться в период адаптации ребенка к группе.
О – обычно – 4 балла
Ч – часто – 3 балла
И – иногда – 2 балла
Р – редко – 1 балл
Н – никогда – 0 баллов
0 – 10 баллов – ребенок не испытывает дискомфорта в группе детского сада
11 – 20 баллов – ребенок иногда испытывает небольшой дискомфорт в группе детского сада
21 – 30 баллов – ребенок часто испытывает небольшой дискомфорт в группе детского сада
31 – 40 баллов – ребенок постоянно испытывает большой дискомфорт в группе детского сада
Протокол
оценки неблагополучия проблемного ребенка в группе
Уважаемые воспитатели, отметьте, пожалуйста,
степень проявления той или иной формы поведения у ребенка:
О – обычно
Ч – часто
И – иногда
Р – редко
Н – никогда
Фамилия, имя ребенка _______________________________________________
Возраст ___________________________________________________________
Дата проведения наблюдения _________________________________________
Форма поведения | О | Ч | И | Р | Н |
1. Играет в одиночестве | |||||
2. Сидит в стороне и наблюдает за другими детьми | |||||
3. Его попытки установить контакт с другими детьми терпят неудачу | |||||
4. Играет только с одним и тем же партнером | |||||
5. Не отходит от воспитателя, избегает других детей в группе | |||||
6. Вступает в конфликт с другими детьми | |||||
7. Ссориться, обижает других детей | |||||
8. Плачет | |||||
9. Жалуется воспитателю | |||||
10. Намеренно мешает детям (ломает постройки, прячет или разбрасывает предметы для игры и т.д.) |
Задание № 2
Цель: изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции
Диагност: педагог-психолог
Участники: ребенок в возрасте 5-7 лет
Ход проведения:
Первая серия:
Ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку).
Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы 1.
Ф.И. реб. | веселый | печальный | испуганный | сердитый | удивленный | |||||
м | п | м | п | м | п | м | п | м | п | |
М – мимика, П – пантомимика.
Вторая серия:
Ребенку предлагают назвать и изобразить героя сказки или мультфильма. Эмоциональное состояние героя называют по мере выполнения задания или отказа от выполнения от предыдущего.
В таблицу 2 записывают, какой персонаж выбрал ребенок. Знаком «+» обозначают используемое ребенком выразительное средство во время изображения предъявленного героя.
Ф.И. реб. | веселый | печальный | испуганный | сердитый | удивленный | ||||||||||
пр | м | п | пр | м | п | пр | м | п | пр | м | п | пр | м | п | |
М – мимика, П – пантомимика, Пр – персонаж.
Интерпретация результатов:
Анализируют использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния. Сравнивают результаты первой и второй серии исследования.
Задание № 3
Цель: изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.
Материал: карточки с графическим изображением эмоций.
Диагност: педагог-психолог
Участники: ребенок в возрасте 5-7 лет
Ход проведения:
Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо?».
Ответы детей записывают в таблицу.
Ф.И. реб. | радость | грусть | страх | гнев | удивление |
Интерпретация результатов:
Выясняют, как воспринимают дети графические изображения эмоциональных состояний. Сравнивают графические изображения по сложности восприятия их детьми.
Задание № 4
Цель: оценка уровня социального развития дошкольника в группе.
Материал: схемы наблюдений
Диагност: педагог-психолог
Участники: педагоги
Ход проведения:
Педагогам предлагается в схеме наблюдений проставить то количество баллов, которое соответствует тому или иному социальному проявлению ребенка в группе детского сада.
Р-Р – взаимодействие «ребенок-родитель»
Р-В – взаимодействие «ребенок-воспитатель»
Р-С – взаимодействие «ребенок-сверстник»
Далее, по результатам наблюдения за поведением ребенка, составляется обобщенный профиль социального развития. В таблице 2 необходимо крестиком пометить то место на шкале, которое, с точки зрения педагога, наиболее соответствует утверждению, характеризующему поведение ребенка.
После заполнения анкеты-таблицы отмеченные точки соединяются линиями. В результате этого можно наглядно просмотреть, в сторону каких оценок (положительных или отрицательных) сдвинут профиль. Заполнив ее в начале и конце года, можно проследить динамику развития ребенка в этой области.
Интерпретация результатов:
В схеме №1 можно использовать 5-ти бальную шкалу оценок:
- 5 – часто
- 4 – как правило
- 3 – иногда
- 2 – редко
- 1 – очень редко
Или 3-х бальную:
- 3 – обычно
- 2 – иногда
- 1 – очень редко
Обобщенная схема наблюдений и оценки социального развития
ребенка в группе детского сада
Показатели социализации | Деятельность в режимные моменты | Организо-ванная деятельность | Неоргани-зованная деятельность | ||||
Р-Р | Р-В | Р-С | Р-В | Р-С | Р-В | Р-С | |
Идет на контакт | |||||||
Откликается на просьбы и замечания | |||||||
Действует сообща | |||||||
Принимает помощь | |||||||
Устанавливает дружеские отношения | |||||||
Действует под руководством | |||||||
Действует самостоятельно | |||||||
Проявляет инициативу | |||||||
Контролирует свое поведение | |||||||
Конфликтует | |||||||
Улаживает разногласия | |||||||
Признает правила | |||||||
Сочувствует | |||||||
Подчиняет свои интересы интересам других | |||||||
Соблюдает очередь |
Индивидуальный профиль социального развития ребенка
Фамилия, имя ребенка _______________________________________________
Возраст ___________________________________________________________
Утверждения | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | Утверждения |
Легко идет на контакт со взрослым | Избегает контакта со взрослыми | |||||
Откликается на просьбы взрослых | Не реагирует на просьбы взрослых | |||||
С удовольствием действует со взрослым сообща | Не любит действовать со взрослым сообща | |||||
Успешно действует под руководством взрослого | Не умеет действовать под руководством взрослого | |||||
Легко принимает помощь взрослого | Не принимает помощь взрослого | |||||
Часто взаимодействует со сверстниками | Избегает взаимодействия со сверстниками | |||||
Легко устанавливает дружеские отношения со сверстниками | С трудом устанавливает дружеские отношения со сверстниками | |||||
Успешно участвует в коллективной игре | Не участвует в коллективной игре | |||||
Проявляет качества лидера | Предпочитает подчиняться другим | |||||
Хорошо себя чувствует в большой группе детей | Не любит большие группы людей | |||||
Спокойно наблюдает за действиями других детей | Прерывает, мешает действиям других людей | |||||
Умеет занимать других детей | Не умеет занимать других людей | |||||
Успешно участвует в делах и играх, предложенных другими детьми | Не участвует в играх, предложенных другими детьми | |||||
Успешно разрешает конфликты со сверстниками | Затрудняется разрешать конфликты со сверстниками | |||||
Хорошо действует самостоятельно | Не может действовать самостоятельно | |||||
Может занять себя сам | Не может занять себя сам | |||||
Умеет сдерживать себя, контролировать свое поведение | Не умеет сдерживать себя, контролировать свое поведение | |||||
Способен жертвовать своими интересами ради других | Ориентирован только на свои непосредственные интересы | |||||
Не причиняет вреда растениям, животным, книгам, игрушкам | Часто причиняет вред растениям, животным, книгам, игрушкам | |||||
Хорошо знает и выполняет распорядок дня в детском саду | Не знает и не выполняет распорядок дня в детском саду | |||||
Признает правила, предложенные взрослыми | Не признает правила, предложенные взрослыми | |||||
Признает правила, предложенные другими детьми | Не признает правила, предложенные другими детьми |
Задание № 5
«Тест Руки» - проективная методика
исследования личности
Цель: выявление наличия ожидаемой агрессии со стороны окружения, выявление активной или пассивной личностной позиции.
Материал: представляет 10 карточек, следующих друг за другом в определенном порядке. На девяти из них расположены контурные изображения кисти руки в разных позициях. Десятая карточка – пустая.
Диагност: педагог-психолог
Участники: дети с 4-4,5 лет
Ход проведения: поочередно ребенку предъявляются карточки с изображением руки. Ребенок отвечает на следующие вопросы:
- Скажи, как тебе кажется, что делает эта рука?
- Что делает человек, которому принадлежит эта рука?
Интерпретация результатов: при обработке результатов выделяются следующие основные оценочные категории: активность, пассивность, тревожность, агрессивность, директивность, коммуникация, демонстративность, зависимость, физическая дефицитарность (ущербность).
Все ответы ребенка, латентное время реакции, уточняющие вопросы и дополнительные разъяснения для каждого изображения заносятся в соответствующие разделы протокола.
Источник: Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст, 2000г.
Задание № 6
Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР)
Цель: оценка субъективного представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе наиболее значимых для ребенка социальных взаимодействий.
Материал: 8 схематических изображений
Диагност: педагог-психолог
Участники: дети в возрасте от 4 лет
Ход проведения: ребенку предъявляют изображения в определенном порядке и задают вопросы по картинкам.
Интерпретация результатов:
Анализируемые показатели:
- Характеристики эмоционально-личностных отношений с другими людьми;
- Эмоционально-личностные характеристики самого ребенка (любознательность, стремление к доминированию в группе сверстников, отвержение самого себя, стремление к общению с другими детьми, отгороженность от других детей или взрослых, стремление к уединению, социальная адекватность поведения, в том числе вынуждаемое одобряемое поведение);
- Характеристики мотивационно-волевой сферы, в том числе показатели ведущей мотивации (игровой, учебной, познавательной, соревновательной).
Источник: Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст, 2000г.
Задание № 7
Методика диагностики форм общения
(по М.И. Лисиной)
Цель: определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми
Материал: игрушки, книги
Диагност: педагог-психолог
Участники: дети с 3-х лет
Ход проведения: педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книжки, и спрашивает, что бы он хотел: поиграть с игрушками (1 ситуация), почитать книжку (2 ситуация), поговорить (3 ситуация). Затем организуется та деятельность, которую выбрал ребенок. Во время обследования заполняется на ребенка отдельный индивидуальный лист протокола.
Интерпретация результатов: при определении ведущей формы общения у детей показатели их действий оцениваются в баллах. Ведущей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.
Источник: Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками, 2007.
Протокол обследования по определению
ведущей формы общения
- Фамилия, имя ребенка _________________________________________
- Возраст ______________________________________________________
- Группа ______________________________________________________
- Дата заполнения ______________________________________________
Предлагаемые ситуации | Деловое общение (совместная игра) | Познавательное общение (рассматривание и чтение книги) | Личностное общение (беседа на личные темы) |
Порядок выбора ситуации | |||
Объект внимания в первые минуты опыта | |||
Характер активности по отношению к объекту внимания | |||
Уровень комфортности | |||
Анализ речевых высказываний по форме | |||
Анализ речевых высказываний по теме | |||
Анализ речевых высказываний по функциям | |||
Анализ речевых высказываний по содержанию | |||
Продолжительность деятельности | |||
Общее количество баллов |
Задание № 8
Методика изучения личностного поведения ребенка
(по Т.В. Савенко)
Цель: оценка личностного поведения детей в различных видах деятельности совместно со сверстниками и выявление причин, влияющих на их поведение при взаимодействии со сверстниками и взрослыми
Материал: протокол наблюдения
Диагност: педагог-психолог
Участники: дети с 3-х лет
Ход проведения: заполняется протокол наблюдения. Педагог оценивает степень выраженности у испытуемого каждой формы отношения к окружающим в различных видах деятельности.
Интерпретация результатов: для оценки используется шкала значений: никогда-0б., редко-1б., иногда-2б., часто-3б., всегда-4б..
Поведенческая активность может быть представлена в виде четырех уровней:
- Низкий уровень – от 0 до 16 баллов
- Недостаточный уровень – от 17 до 33 баллов
- Средний уровень – от 34 до 50 баллов
- Высокий уровень – от 51 до 64 баллов
Источник: Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками, 2007.
Протокол
по изучению личностного поведения ребенка
Фамилия, имя ребенка ______________________________________________
Возраст ___________________________________________________________
Дата обследования __________________________________________________
Ф.И.О. воспитателя _________________________________________________
«Просим Вас оценить в баллах проявление в общении с детьми выделенных форм поведения».
№ п/п | Формы поведения (ребенок обращается к сверстникам) | Баллы |
1 2 3 4 | Руководит ими +Д Наставляет их Помогает им Хвалит их | |
5 6 7 8 | Заставляет их - Д Приказывает им Нападает на них Ругает их | |
9 10 11 12 | Уступает им +П Соглашается с ними Доверяется им Воодушевляется от общения с ними | |
13 14 15 16 | Подчиняется им - П Слушается их Терпит их Переживает из-за них |
Задание № 9
Беседа «Как поступают друзья»
(Р.С. Буре)
Цель: выявить сформированность у дошкольников представлений о гуманном, доброжелательном отношении к сверстникам, о том, как нужно себя вести в условиях совместной игры или работы.
Материал: картинный материал.
Диагност: педагог (психолог).
Участники: дети в возрасте от 5 до 7 лет.
Ход проведения: рассматривание картин, изображающих реальные ситуации, где ребенок, как правило, нуждается в сочувствии, помощи сверстников, огорчен своей неудачей, оплошностью, неумением что-то делать. Каждому сюжету посвящены три картины. На основной картине, занимающей целевую страницу, изображена проблемная ситуация, на дополнительных картинках – варианты развития сюжета.
Интерпретация результатов:
Высокий уровень - 4 балла – ребенок выбрал 10-12 правильных ответов, знает основные нормы и правила, регулирующие взаимоотношения со сверстниками;
Средний уровень - 3 балла – ребенок выбрал 7-9 правильных ответов, частично знает нормы и правила взаимодействия со сверстниками, но допускает ошибки в выборе ответов;
Недостаточный уровень - 2 балла – ребенок выбрал 4-6 правильных ответов, затрудняется в выборе ответа;
Низкий уровень - 1 балл – ребенок выбрал 0-3 правильных ответов, затрудняется в выборе ответа или не может сделать выбор самостоятельно.
Задание №10
Цель: измерение способности к восприятию невербальной экспрессии, ее распознаванию и выделению существенных признаков различных ее проявлений.
Материал: 7 карточек с изображениями различных проявлений невербальной экспрессии: мимики, поз, жестов, характерных для семи эмоциональных состояний.
Диагност: педагог-психолог
Участники: дети в возрасте от 5-7 лет
Ход проведения: Дошкольнику предъявляются 7 карточек с нарисованными элементами выражения эмоций и эмоциональных состояний. На двух рисунках, расположенных слева, разными способами изображено одно и то же чувство и состояние человека. Среди четырех остальных, расположенных справа, ребенок должен найти тот образ, который выражает такое же чувство, что и на «опорных» картинках, и назвать эмоцию и эмоциональное состояние.
Дополнительные материалы
Диагностическая карта уровня воспитания
культуры общения у детей дошкольного возраста
Черты характера | Начало учебного года | Конец учебного года | ||||
В | С | Н | В | С | Н | |
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
|
Диагностическая карта уровня воспитания
личностных качеств ребенка в игровой деятельности
Черты характера | Начало учебного года | Конец учебного года | ||||
В | С | Н | В | С | Н | |
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
|
Диагностическое задание
«Интервью»
Цель: Выявить умение детей получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
Материал: микрофон.
Содержание: методика проводится с подгруппой детей. Одному ребенку предлагается взять на себя роль корреспондента и выяснить у жителей города Детсадия – остальных ребят, как они живут в своем городке, чем занимаются; взять «интервью» у кого-либо из детей группы и взрослого сотрудника детского сада. Далее педагог предлагает детям поиграть в игру «Радио»: корреспондент должен сделать сообщение для жителей города в рубрике «Новости».
Оценка результатов:
3 балла – ребенок охотно выполняет задание, самостоятельно формулирует 3-5 развернутых вопросов. В целом его «интервью» носит логичный, последовательный характер.
2 балла – ребенок формулирует 2-3 кратких вопроса с помощью взрослого, сохраняет логику интервью.
1 балл – ребенок затрудняется в выполнении задания даже с помощью взрослого либо отказывается от выполнения.
Протокол исследования
№ п/п | Ф.И. ребенка | Количество вопросов | Содержание вопросов | Степень самостоятельности | Характер вопросов | Развернутость | Логичность | Последовательность | Количество баллов | |
Ребенку | Взрослому | |||||||||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 | ||||||||||
11 | ||||||||||
12 | ||||||||||
13 | ||||||||||
14 | ||||||||||
15 | ||||||||||
16 | ||||||||||
17 | ||||||||||
18 | ||||||||||
19 | ||||||||||
20 |
Диагностическое задание
«Необитаемый остров»
Цель: Выявить умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение.
Содержание: Методика проводится с подгруппой детей. Взрослый предлагает детям пофантазировать, представить, что они отправляются на необитаемый остров, и порассуждать, опираясь на вопросы:
- С чего бы вы начали свое существование на острове?
- Решите, какие предметы необходимо взять с собой.
- Чем будет заниматься каждый из вас? Попробуйте распределить обязанности между собой.
- Кого бы вы выбрали командиром?
- На острове много хищных зверей. Как вы можете защититься от них?
- На остров надвигается страшный ураган. Что вы будете предпринимать.
Оценка результатов:
3 балла – ребенок проявляет инициативу в общении, принимает на себя функцию организатора, вносит свои предложения, распределяет обязанности, в то же время проявляет умение выслушать сверстника, согласовывать с ним предложения, уступить, убедить;
2 балла – ребенок отличается недостаточной, но положительной активностью в общении, принимает предложение инициатора, соглашаясь; может возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением;
1 балл – ребенок не вступает в общение, не проявляет активности, пассивно следует за инициативными детьми, не высказывая ни своего мнения, ни желания, либо проявляет отрицательную направленность в общении, с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, настаивает на своем.
Диагностическое задание
«Картинки»
Цель: выявить умение детей взаимодействовать со сверстниками, через решение проблем, связанных с отношениями людей или с жизнью общества.
Содержание: Детям предлагается найти выход из понятной и знакомой им проблемной ситуации. Детям предлагается четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации:
- Группа детей не принимает своего сверстника в игру
- Девочка сломала у другой девочки ее куклу
- Мальчик взял без спроса игрушку девочки
- Мальчик рушит постройку из кубиков у детей
Картинки изображают взаимодействие детей со сверстниками, и на каждой из них есть обиженный, страдающий персонаж. Ребенок должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, чтобы он стал делать на месте этого обиженного персонажа.
Таким образом, в данной методике ребенок должен решить определенную проблему, связанную с отношениями людей или с жизнью общества.
Оценка результатов:
3 балла - ребенок самостоятельно находит и объясняет решение проблемы
2 балла - ребенок обращается за помощью к кому-либо
1 балл – ребенок даже с помощью взрослого не может найти решение проблемы
Помимо уровня развития социального интеллекта, данное задание может дать богатый материал для анализа качественного отношения ребенка к сверстнику. Этот материал может быть получен из анализа содержания ответов детей при решении конфликтной ситуации. Решая конфликтную ситуацию, обычно дети дают следующие варианты ответов:
- Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, заплачу, пожалуюсь маме)
- Агрессивное решение (побью, позову милиционера, дам по голове палкой и т.п.)
- Вербальное решение (объясню, что так плохо, что так нельзя делать; попрошу его извиниться).
- Продуктивное решение (подожду, пока другие доиграют; починю куклу и т.п.)
В тех случаях, когда из четырех ответов более половины являются агрессивными, можно говорить о том, что ребенок склонен к агрессивности. Если же большинство ответов детей имеют продуктивное или вербальное решение, можно говорить о благополучном, бесконфликтном характере отношения к сверстнику.
Схема наблюдений и оценки социального развития ребенка в группе детского сада
Показатели социализации | Деятельность в режимные моменты | Организо- ванная деятельность | Неорганизо- ванная деятельность | ||||
Р-Р | Р-В | Р-С | Р-В | Р-С | Р-В | Р-С | |
Идет на контакт | |||||||
Откликается на просьбы и замечания | |||||||
Действует сообща | |||||||
Принимает помощь | |||||||
Устанавливает дружеские отношения | |||||||
Действует под руководством | |||||||
Действует самостоятельно | |||||||
Проявляет инициативу | |||||||
Конфликтует | |||||||
Контролирует свое поведение | |||||||
Улаживает разногласия | |||||||
Признает правила | |||||||
Сочувствует | |||||||
Подчиняет свои интересы интересам другого | |||||||
Соблюдает очередь |
Р-Р - взаимодействие «ребенок-родитель»;
Р-В - взаимодействие «ребенок-воспитатель»;
Р-С - взаимодействие «ребенок-сверстник».
3 – обычно
2 – иногда
1 – очень редко
Диагностическое задание
Цель: выявить умение детей проявлять заботу о родителях, других родственниках.
Диагностический инструментарий:
Анкета для родителей.
Ход проведения:
Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты.
Интерпретация полученных результатов:
Ответы «да, почти всегда» - 3 балла
«Иногда, может быть» - 2 балла
«Нет, никогда» - 1 балл
Суммируя баллы, получаем:
21-30 баллов – ребенок проявляет заботу о родных, родственниках, соблюдает нормы и правила общения при взаимодействии с ними.
11-20 баллов – ребенок недостаточно проявляет заботу о близких.
0-10 баллов – ребенок редко или вообще не проявляет заботу о ближайших родственниках.
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы, отметив тот вариант ответа, который совпадает с Вашим мнением. Ваши искренние ответы помогут нам и Вам в воспитании детей.
№ | Вопрос | Вариант ответа | ||
да, почти всегда | иногда, может быть | нет, никогда | ||
1 | Умеет ли Ваш ребенок вежливо говорить со всеми членами семьи, с другими родственниками? | |||
2 | Отзывчив ли он на просьбы родителей, родственников/бабушек, дедушек, тети, дяди и др./? | |||
3 | Терпим ли Ваш ребенок по отношению к членам своей семьи? | |||
4 | Умеет делиться чем-либо с членами своей семьи (сладости, книги, игрушки и т.д.) | |||
5 | Помогает по дому (делает уборку, вытирает пыль, накрывает на стол, моет посуду и др.), оказывает посильную помощь бабушке, дедушке /на приусадебном участке/? | |||
6 | Сочувствует ли Ваш ребенок другому члену семьи, когда тот чем-нибудь огорчен, пытается помочь ему, утешить, пожалеть? | |||
7 | Сочувствует ли он другому члену семьи, когда тот болен, пытается помочь ему (принести воду, подать лекарство и т.д.)? |
Диагностическое задание
Цель: отследить умение детей реализовывать в своем поведении нравственные, трудовые, эстетические нормы и правила, которые обеспечивают успешное взаимодействие с разными людьми.
Диагностический инструментарий:
Коллективное выполнение работ /например, к празднику/.
Ход проведения:
Вариант 1.
Детям предлагается сделать коллективную работу - например, поздравление для мам и бабушек, где можно использовать различные техники исполнения по желанию детей – способом аппликации, конструирование, работа с крупой коллаж и т.д.
Вариант 2.
Объявляется конкурс между группами (подгруппами) детей на лепку самого смешного снеговика с использованием различного материала для его украшения.
Вариант 3.
Проведение конкурса на лучшую постройку из мокрого песка на участке детского сада.
Интерпретация результатов:
3 балла получает ребенок, проявивший умение взаимодействовать с людьми в процессе общей работы, вкладывать свой труд в общее дело, выполнять работу аккуратно и привлекательно.
2 балла получает тот ребенок, который при взаимодействии с разными людьми частично реализовывает в своем поведении принятые нормы и правила.
1 балл ставится тому ребенку, который затрудняется реализовать в своем поведении нормы и правила в процессе коллективной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЗДАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ СРЕДЫ – КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Ребенок родился, растёт, развивается…. Это — источник радости для родителей, педагогов, если малыш развивается своевременно и правильно. Это — источник тяжелых переживаний, если развитие...
Календарно-тематическое планирование реализации коррекционно-развивающей деятельности с детьми подготовительной к школе группы для детей с ОНР
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей деятельности с детьми подготовительной к школе группы для детей с ОНРТемаОсновное содержаниедеятельности Литература Грамма...
Индивидуальный учебный план реализации коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребёнка специалистами и педагогами
Перспективное планирование индивидуальной педагогической работы воспитателей....
Индивидуальный учебный план реализации коррекционно-развивающей и образовательной программы В рамках комплексного сопровождения ребёнка специалистами и педагогами ДОО
Индивидуальный учебный план реализации коррекционно-развивающей и образовательной программыВ рамках комплексного сопровождения ребёнка специалистами и педагогами ДОО...
План самообразования педагога-психолога по теме "Методы арт-терапии в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях ДОУ"
План самообразования педагога-психолога Багаутдиновой А.Н. по теме "Методы арт-терапии в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях ДОУ" на 2014-2019 гг. и 2019 - 202...
Индивидуальный план профессионального развития учителя-логопеда Точилкиной О.И. «Реализация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особые образовательные возможности с использованием современных педагогических технологий, в частности, ИКТ».
Индивидуальный план профессионального развития учителя-логопеда Точилкиной О.И. «Реализация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особые образовательные возможности с использо...
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Комплект рабочих материалов педагога-психолога для осуществления коррекционно-развивающей работы детей с ЗПР в ДОУ
Комплект рабочих материалов педагога-психолога для осуществления коррекционно-развивающей работы детей с ЗПР в ДОУ (характеристика, ИПР, коррекционные задания и игры)...