Русское народное творчество – путь к гармоническому разностороннему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Значение русского народного творчества в развитии умственных, физических, эстетических способностей ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkoe_nar_tv.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русское народное творчество – путь к гармоническому разностороннему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья

                                      «Есть только одна для всех прирождённая

                                        наклонность, на которую может рассчитывать  

                                        воспитание: это то, что называется народностью…»

                                                                                                      К.Д. Ушинский.      

                     

    Работая много лет с детьми, как музыкальный руководитель, неоднократно убеждаешься, что русское народное творчество является незаменимым помощником для решения главных задач: развитие умственных, физических, эстетических способностей ребёнка, а гармоническое сочетание нравственного и эстетического, умственного и физического развития является главным условием для формирования  личности ребёнка.

Дошкольное детство - пора накопления первых знаний, умений; обогащения новыми представлениями; проявления творческих способностей.

Разнообразная  работы с детьми  с ограниченными возможностями здоровья по ознакомлению детей с  русским  народным фольклором помогает ребёнку познать мир, красоту народной музыки  и  русского языка.

Познание  народного  творчества строится на его восприятии, анализе, выделении основных характерных особенностей, сравнении, сопоставлении,  

уподоблении, обобщении, выделении сходства и различий. Дети знакомятся с

особенностями народной музыки, её различными видами, спецификой её построения.

Знакомство детей с русской народной музыкой,   способствует разнообразный материал: песни и пляски, игры и танцы, хороводы, игра на детских инструментах.

 Активное участие в различных видах музыкальной деятельности требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети узнают много о народном  быте и жизненных явлениях, о красоте окружающей природы  и   народной культуры, что способствует развитию активной  познавательно умственной деятельности.  

Осуществление музыкальной деятельности на материале народного фольклора способствует удовлетворению интеллектуальной, познавательной   потребности, потребность в приобретении новых знаний.

Из содержания песен  дети  знакомятся с особенностью  русского  характера; познание  окружающего мира происходит у  детей через знакомство  с красотой родной природы, бережного отношения к ней; природных явлениях; характерных особенностях и повадках животных; об  

отношениях между людьми и т.д. Дети получают много новых знаний об особенностях быта и традиций русского народа,  его всестороннем таланте,

трудолюбии, оптимизме, которые предстают перед детьми  в произведениях

народных мастеров. Они познают образы народных произведений, воплощённые в разных материалах: устном народном творчестве, пословицах, поговорках, потешках, сказках; усваивают песенный, двигательный, игровой материал, обладающий большими  возможностями для развития интеллекта ребёнка.  

Усвоение простейших форм  символизации  в    устном  творчестве является одной из задач развития познавательных,  интеллектуальных способностей ребёнка. Восприятие народной музыки; приобщение к художественной деятельности; заставляет их внимательно     всматриваться в окружающий мир, воспринимать красоту окружающей природы, звуков, красок, что  способствует нравственно -   эстетическому воспитанию.

Например:

1.Земля – всеобщий источник жизни, мать всего живого. Дети водили хоровод под русскую народную песню  «Земелюшка – чернозём». Обращала внимание на слова песен, с какой любовью русский народ относился к земле, всему что на ней растёт, называя их ласково: «Земелюшка – чернозём, берёзка, листочки, травонька, цветики». Говорила о том, что нужно любить родной край где ты родился, беречь и охранять красоту родной природы. 

2.Кострома  -  воплощение плодородия.

                 Кострома, Кострома -  сударыня Кострома.

                 У Костромушки кисель с молоком,

                 У Костромушки блины с творогом.  

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, впитавший в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Они не велики по объёму, но  очень ёмки по смыслу: «Мал золотник, да дорог», «Волков бояться – в лес не ходить», «Не учи безделью, а учи рукоделию», «Птица радуется весне, а младенец матери», «Долг платежом красен», «Делу -  время, потехе – час»,

«Без труда не вынешь рыбку из пруда» и др.

Через пословицы и поговорки, посвященные труду и трудовому человеку у детей формируется положительное отношение к трудовой деятельности, понимание важности и необходимости  в труде, почтительное отношение к его результату.

Значительное воздействие на развитие воображения у детей оказывает

отгадывание загадок. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее

яркие, характерные признаки предметов или явлений, непосредственно окружающих человека в быту, природе, отличающие его от других. «Без рук,

без ног, а рисовать умеет» (мороз), «Хвост крючком, нос пятачком» (поросёнок)  и другие.

Положительные эмоции, вызванные процессом отгадывания и загадывания загадок; воспитательно – образовательное значение формируют у детей познавательный интерес к миру вещей и явлений, так как загадки включают в себя широкий круг сведений о различных предметах  и явлениях, событиях окружающей жизни. Они помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слов, помогают усвоить  звуковой и грамматический  строй русской речи. Например:

                         «Раскололся домик

                          На две половинки,

                          Покатились быстро

                          Бусинки дробинки».

Первый раз загадываю детям загадку, затем мы вместе с детьми учим её, передавая  движения пальцев рук. Позже мы усложняем, меняя ритм движения и слов. От того, что ребёнок с детства видит и слышит, в какой среде живёт зависит формирование его сознания и отношения к окружающему,  способствует формированию многих качеств личности, способствует  его  нравственному  воспитании. Это сложный и длительный процесс, в котором трудно чётко фиксировать возрастные этапы, поэтому каждый ребёнок  во время пребывания в нашем учреждении проходит путь накопления, получения первые знания о культуре  поведения. Дети приобщаются к работе в коллективе, привыкают заниматься, трудиться и играть сообща. У детей воспитываются  дружеские взаимоотношения между собой; умение проявлять заботу об окружающих; с благодарностью  относится к помощи и знакам внимания.

   Эстетическое воспитание  направленное на умение ребёнком видеть   прекрасное даже в самом простом, а целенаправленная работа в этом направлении помогает развитию у детей способность воспринимать, чувствовать, различать хорошее и плохое, творчески  самостоятельно действовать, приобщаясь при этом к различным видам художественной деятельности.

   Чередование различных ритмических заданий в музыкально – ритмической деятельности, формируется осанка, мышечный тонус, развивается общая и мелкая моторика. Исполнение песен способствует развитию правильного дыхания и речи; артикуляционного аппарата. В играх с пением происходит слияние навыков вокального исполнения и общедвигательной активности детей. Принимая участие в играх  - драматизациях у детей развивается  речь, память, слуховое и зрительное внимание, развиваются навыки выразительной передачи образа: мимики, движения, речи; развиваются коммуникативные навыки общения. На этом фоне развивается  эмоциональная сфера детей, совершенствуется физическое развитие ребёнка.

     Важное место в работе по ознакомлению с русским народным творчеством  отводится народной песне, которая является одной из задач физического развития ребёнка: развитие речи, вокальных данных, работа над дыханием, упражнения для развития артикуляционного аппарата.      

     Специальные песни, прибаутки, построенные на одном, двух звуках, не являются песнями, это звуковые песни – упражнения:  попевки в ритме и дикции, которые особенно необходимы  для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, так как у большинства детей наблюдается отставание в развитии речи. Эти песни- упражнения можно широко использовать, как и  в самом пении, так: в ритмических упражнениях, в игре на детских музыкальных инструментах, музыкально- ритмических движениях. Например: прибаутки: «Андрей- воробей…»,  «Уж как шла лиса по тропке», «Чики- чики, чикалочки».

    Особенностью народной песни -  небольшой диапазон  например: песня «На зелёном лугу»- на пяти, песня «Две тетери»- на четырёх  звуках. Такие песни как «Петушок», «Солнышко»,  «Идёт коза», «Как у нашей Дуни», «Котя,  котенька- коток», дают возможность исполнять их голосом без музыкального сопровождения. Короткие музыкальные фразы, повторения мелодии, несложная гармонизация удобно для детского исполнения. Во время пения народных песен не утомляются слабые голосовые связки детей.

    Ритм народных  мелодий несложный, поэтому дети легко передают его во время игры на детских музыкальных инструментах, что способствует  формированию чувства ритма у детей; развитию мелкой моторики пальцев рук; развивает психические процессы: слуховое, двигательное внимание, память, воображение, мышление.

     Для детей с ограниченными возможностями здоровья  изначально наблюдается  трудности в различных видах деятельности по развитию слухового внимания, в понимании выполнения определённого задания, деятельности и поведения ребёнка в следствии имеющегося биологического дефекта, поэтому  коррекционно- развивающая работа, прямо направленная на последовательное формирование ритмической способности через подражание; коммуникацию; двигательную, языковую, ритмическую, творческую воображаемую деятельность, в процессе которых происходит не только формирование индивидуального ритмического слуха у ребёнка, но и формируется способность ребёнка работать в коллективе; подчинять свои интересы общим, что способствует формированию коммуникативных навыков общения.

    Развитие ритмического слуха, одна из главных и сложных задач развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Процесс усвоения детьми ритмического рисунка начинается с усвоения чередования одинаковых длительностей. Затем усваивается чередование различных длительностей. Для  формирования чувства ритма у детей  использую  различные  виды музыкальной деятельности: пение и музыкально – ритмические  движения; игры и упражнения на развитие координации слова и речи; слушание и игру на детских музыкальных инструментах c применением  музыкальных инструментов (ложки, трещотки, рубель, бубны, румбы, нетрадиционные шумовые инструменты: кубики, палочки, шуршики-формочки с насыпанными различными крупами), например при исполнении песни «Петушок» использую ложки:   

Песня «Петушок»

(русская  народная песня обр. М. Красева)

(У каждого ребёнка в руках по две деревянных ложки)

Петушок, петушок,                                  

Золотой гребешок.

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка.

Что ты рано встаёшь?

Громко песни поёшь.

Деткам спать не даёшь.

               (Дети ритмично играют на ложках)

Ку-ка-ре-                                        

               (Три ритмических удара ложками)

          Ку!                                    

               (Руки с ложками в стороны)

     Музыкальный репертуар: «Полянка», русская народная мелодия, обр. Г.Фрида; «Как у наших у ворот» русская народная мелодия, обр. А.Быканова; «Светит месяц» русская народная мелодия; «Петушок» русская народная прибаутка, обр. М. Красева; «Дождик» русская народная попевка, обр. Т. Попатенко; «Ой, на горе » русская народная мелодия, обр. М. Раухвергера; «Как у наших у ворот» русская народная мелодия, обр. Т. Ломовой и др.

Полученные впечатления, воспоминания, переживания, благодаря народной музыки, а особенно если она исполнена в собственном  исполнении, оставляют положительный отпечаток, массу впечатлений на всю жизнь.  

Из содержания песен, которые дети инсценируют, дети узнают много

нового: о природе и природных явлениях, окружающем мире, характерных

особенностях и повадках животных, об отношениях между людьми и т.д.

Дети очень любят петь и играть русские народные песни. А желание    принимать участие в их инсценировании вызывает много радости, доставляет    

детям  огромное удовольствие и радость, как на празднике, так и в   повседневной  жизни. В своей работе чаще всего для инсценирования,  я беру сюжетные песни, которые имеют не сложную мелодию с нужным диапазоном, понятным детям сюжетом.

Песни - инсценировки- украшение любого праздника или развлечения.  Яркие, забавные образы создают праздничное настроение. У детей развиваются: воображение, речь, эмоциональная сфера, двигательная активность, творческое проявление. Они учатся слаженной работе  в коллективе, подчиняют свои интересы  общим, занимаются в атмосфере доброжелательного отношения друг к другу, переживают за каждого, так как совместная работа объединяет детей общей поставленной целью.

 Чтобы  закрепить песню и перенести её в быт, что и является главной задачей обучения, песня очень часто поётся, как педагогами, так и детьми  без музыкального сопровождения в различных жизненных ситуациях: на разных видах занятий; в самостоятельной деятельности детей; различных режимных моментах; на праздничных утренниках, досугах, развлечениях.

Простота содержания народной музыки, формы, ясность и правдивость чувств делают народную, музыку исключительно ценным средством художественного воспитания детей. Они легко усваивают народную   мелодию,  передавая движения в танцах. 

   Работа по ознакомлению детей с русским фольклором невозможна  без русские народных плясок: «Прялица», «Кадриль», «Сударушка», танцев под русские народные мелодии: «Танец с балалайками», «Весёлые гармошки»,  «Матрёшки», «Танец с платочками», «Танец с Павловскими платками»  и др.

Условия.

Для реализации систематической работы  по ознакомлении детей с русским народным творчеством, бытом в нашем учреждении оборудована русская изба с различной народной утварью: самовар, чугунки, ложки, плошки, деревянные подносы, миски и т.д.; предметами быта: русская печь, стол и лавки, люлька; с исконно русскими народными инструментами: погремушка или «шаршунок», деревянные ложки, коробка, рубель. 

Дети знакомятся с русской народной одеждой: сарафаны, фартуки, кокошники для девочек; русские рубашки, картузы для мальчиков.

Заключение

Процесс познания, физического развития, эстетического воспитания и   усвоения духовного богатства своего народа, народной культуры должен начинаться как можно раньше.

Привлекая своими разнообразными средствами русское народное творчество способствует впитыванию культуры своего народа через: колыбельные песни, танцы, потешки, игры- забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно –  прикладного искусства. Разнообразие художественного материала, форм работы, в различных доступных видах деятельности, делают всю работу  по ознакомлению детей с  

народным творчеством более разнообразной, познавательной, интересной

детям.    

Быт русского народа; обычаи и традиции; всесторонний талант; трудолюбие; оптимизм; предстают перед детьми в интересной форме, живо и непосредственно в произведения русских мастеров. А разобраться во всём этом многообразии помогаем мы взрослые: педагоги, воспитатели, родители.

Знакомство детей с разнообразием  произведений народного творчества   на музыкальных и интегрированных занятиях; в повседневной жизни; на тематических беседах - концерта, досугах, развлечениях делают жизнь детей в нашем детском саду интересной, познавательной, которая способствует гармоническому разностороннему развитию  личности ребёнка.

                                               

Библиография

1.Т.К. Комарова «Народное искусство в воспитании детей» М,   «Российское педагогическое агентство», 1997.

2.Н.А. Ветлугина «Эстетическое воспитание в детском саду» М,  «Просвещение»,1978.

3.О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской  народной культуры» Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 1998.

4.В.П. Ватаман «Воспитание детей на традициях народной культуры» Волгоград, «Учитель», 2008.

5.Н.В. Пугачёва, Н.А. Есаулова «Конспекты занятий по этнографии и   народоведению в ДОУ» Москва, «Центр педагогического образования», 2007.

6.Н.М. Мельников «Русский детский фольклор» Москва, «Просвещение»

   1987.

7.И.С. Слепцова, И.А. Морозов «Не робей воробей» Москва,  «Лабиринт»

   1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье раскрываются основные направления формирования графических навыков у  детей с ограниченными возможностями здоровьяКлючевые слова: графические умения и навыки, зрительно-моторная координа...

Выступление на конференции 2015 г: "Повышение уровня интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования ряда техник декоративно-прикладного творчества".

Повышение уровня интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования ряда техник декоративно-прикладного творчества...

Сообщение "Сохранение и укрепление здоровья, физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья через сотрудничество с родителями" (из опыта работы).

Адаптация в группе ребёнка с ОВЗ, начиная со второй младшей группы.  Выпуск в общеобразовательную школу ребёнка с ОВЗ в тесном контакте с родителями и всеми специалистами ДОУ....

Консультация "Возможности авторской технологии В.В.Воскобовича в реализации социально – коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья"

В данной статье раскрываются широкие возможности игровых технологий В.В.Воскобовича для развития фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, развития связной речи, грамматического строя речи у...

Возможности использования степ - аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Детский сад - первая ступень общей системы образования, главной целью которой является разностороннее развитие ребенка.Одно из требований ФГОС дошкольного образования - создание максимально благоприят...