Рекомендации педагога-психолога по обследованию аутичных детей в ДОУ
консультация по коррекционной педагогике на тему
Изучение аутичных детей имеет особые сложности из-за трудностей установления с ними контакта. Формой организации обследования может быть лонгитюдное, динамическое и диагностическое обследование, но принципиальной является индивидуальная работа с каждым ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obsledovanie_autichnyh_detey.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Обследование аутичных детей
Изучение аутичных детей имеет особые сложности из-за трудностей установления с ними контакта. Формой организации обследования может быть лонгитюдное, динамическое и диагностическое обследование, но принципиальной является индивидуальная работа с каждым ребенком.
На начальном этапе комплексное обследование проводится одним специалистом (психологом или педагогом), что дает ребенку возможность хотя бы немного адаптироваться к новой ситуации. Другие специалисты (логопед, психиатр) должны постепенно, очень осторожно предъявлять себя ребенку, так как любое резкое движение или громко сказанное слово могут вызвать у него охранительную реакцию, и обследование будет прервано.
В целом в процедуре обследования выделяются три этапа:
- Сбор психологического анамнеза, где важнейшее значение имеют сведения о матери и других близких;
- Определение уровня нарушений эмоционально-волевой сферы;
- Изучение особенностей познавательной сферы.
Аутичные дети первых двух групп (по классификации О.С. Никольской) могут быть диагностированы только в ходе продолжительного изучения, на первых двух этапах реально установить лишь тип аутистического дизонтогенеза. Дети третьей группы могут быть обследованы сразу только при появлении у них особой расположенности к специалисту. Изучение детей четвертой группы, учитывая их коммуникативные возможности, может включать сразу три этапа обследования.
Определение типа аутистического дизонтогенеза, или уровня нарушений эмоционально-волевой сферы, достигается с помощью наблюдения за поведением и спонтанной деятельностью ребенка. Затем – в зависимости от демонстрируемых возможностей ребенка – в ходе взаимодействия с ним строится его дальнейшее изучение.
Оценивая особенности эмоционально-волевой и коммуникативно-потребностной сфер аутичного ребенка, следует опираться на основные критерии, выделенные О.С. Никольской, В.В. Лебединским, М.К. Бардышевской.
Первый тип аутистического дизонтогенеза – уровень полевой реактивности:
- Повышенная отрешенность от окружающего мира, отказ от любых контактов;
- Выраженная пассивность по отношению к сенсорным раздражителям (вложенный в руку ребенка предмет или игрушка выпадает из нее);
- Отсутствие зрительного контакта (взгляд плавно ускользает);
- Наличие «полевого» поведения;
- Мутизм, отсутствие потребности в вербальных контактах любого характера;
- Вычурность двигательных поз.
Второй тип – уровень стереотипов:
- Выраженная чувствительность к внешним стимулам – силе голоса, света, температуре, прикосновениям;
- Активное отторжение мира в виде аутостимуляций;
- Обилие моторных стереотипии; наличие речевых штампов, эхолалий, речевых стереотипии;
- Проявление требовательности к организации стереотипной среды обитания (особая избирательность в еде, в ношении только какого-то одного вида одежды и т.д.);
- Наличие страхов;
- Автономная игра.
Третий тип – уровень экспансии:
- Проявление выраженной конфликтности поведения;
- Быстрая пресыщаемость в любой деятельности;
- Выраженная избирательность в контактах;
- Наличие немотивированных страхов;
- Безадресная речь, не направленная на собеседника;
- Отсутствие использования местоимений первого лица;
- Взгляд «сквозь» человека.
Четвертый тип – уровень эмоционального контроля:
- Проявление сензитивности и повышенной ранимости в контактах;
- Потребность в положительной оценке и эмпатической поддержке;
- Симбиотическая связь с близкими (с матерью);
- Речь может носить затухающий характер;
- Визуальный контакт не постоянен, имеет прерывистый характер.
Объективная оценка нарушений аффективной сферы требует наблюдения динамики ее развития, степени возрастания или убывания проявлений аутистических признаков, а также изменений способов адаптации ребенка.
Позитивная динамика характеризуется возникновением в психике ребенка признаков аффективных механизмов более высокого уровня организации эмоционально-волевой сферы и упрощением способов компенсаторной аутостимуляции.
При регрессе ребенок становится более замкнутым и отрешенным, имеющиеся связи и контакты с миром нарушаются. Ребенок переходит в группу детей с более элементарной и ригидной организацией эмоционально-волевой и коммуникативно-потребностной сфер.
Изучение особенностей познавательной сферы аутичных детей направлено на выявление уровня их знаний и навыков и определение программ обучения, адекватных их возможностям. В целом процедура обследования должна сложиться естественно, плавно перейдя из стадии установления контакта с ребенком в игру с ним. Некоторые задания могут быть предложены в виде тестовых, например, корректурная проба, шифровка и др., основная же часть диагностики строится в виде продолжения игры с ребенком.
Обязательно следует учитывать характер предлагаемых пособий, предметов, дидактических игр и реакцию ребенка на них. Прекращение работы может произойти не из-за переутомления, а из-за неадекватной реакции на стимульный материал – немотивированного страха перед ним, поэтому рекомендуется предварительно положить некоторые пособия и тестовые задания в разных местах кабинета, чтобы ребенок к ним привык и они не казались ему чем-то новым и неизвестным.
При определении диагностического инструментария специалист должен опираться на известные в диагностической практике комплекты и наборы диагностических методик и тестовых заданий, обязательно учитывая в организации деятельности ребенка его возраст и информацию матери или близких о его предпочтениях в выборе игрушек или предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации педагога - психолога для родителей по подготовке детей к школе
Данная памятка содержит информацию для родителей о том, что они могут сделать дома для того, чтобы подготовить детей к школе....
Мастер-класс для педагогов-психологов ДОО «ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РДА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ»
Целью данного мастер-класса является повышение профессиональных умений педагогов-психологов ДОУ через повышение знаний и умений в вопросе диагностического обследования детей дошкольного воз...
Бланк запроса педагогу-психологу на индивидуальное обследование воспитанника
Бланк запроса педагогу-психологу на индивидуальное обследование воспитанника...
Чек- лист "Как подготовить ребенка к обследованию ПМПК" рекомендации педагога- психолога ДОУ
Консультация для родителей...
Рекомендации педагога-психолога по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи для родителей
Один из основных разделов домашнего обучения — развитие речи. Известно, что дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, ко всеобщему умилению окружающих. Совсем другу...
Рекомендации педагога-психолога по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи для воспитателей
Нарушения в развития речи сказывается на общем развитии ребенка, не позволяют ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняют познание окружающего мира, отягощают эмоционально-п...
Рекомендации педагога-психолога для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
Рекомендации педагога-психолга для родителей...