Профилактика эмоционального выгорания
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Еремкина Наталья Александровна

1. Анкета профессиональное выгорание 

2. Занятие с элементами тренинга

Скачать:


Предварительный просмотр:

www.stotestov.ru

Вариант теста "Профессиональное (эмоциональное) выгорание" (MBI) для педагогов.
(Методика К. Маслач и С. Джексон, адаптация Водопьянова Н.Е.)

Фамилия, имя, отчество………………………………………………………………………………………………………………………… Возраст……... Пол……………

Профессия/должность ……………………………………………………………………………. Стаж работы в данной должности …………………........

 Утверждение

Никогда

Очень редко

Редко

Иногда

Часто

Очень часто

Каждый день

Я чувствую себя эмоционально опустошенным (ой).

К концу рабочего дня я чувствую себя как «выжатый лимон».

Я чувствую себя усталым (ой), когда встаю утром и должен (на) идти на работу.

Я хорошо понимаю каждого моего воспитанника и нахожу к каждому свой подход.

Я общаюсь с моими воспитанниками  чисто формально, без лишних эмоций, и стремлюсь свести общение с ними до минимума.

Во время и после занятий я чувствую себя в приподнятом настроении и эмоционально воодушевленно*.

Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях с моими воспитанниками(родителями).

Я чувствую угнетенность и апатию.

Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих воспитанников и коллег.

В последнее время я стал(а) более отстраненным(ной) и жестким(ой) по отношению к тем, с кем работаю.

Как правило, воспитанники, их родители и администрация д.сада слишком много требуют от меня или манипулируют мною. Они преследуют только свои интересы.

У меня много профессиональных планов на будущее, и я верю в их осуществление.

Я испытываю эмоциональный спад на работе.

Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.

Я не могу быть участливым(ой) ко всем воспитанникам (родителям), особенно недисциплинированным и не желающим учиться.

Мне хочется уединиться от всех и отдохнуть от работы.

Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении с моими воспитанниками (родителям) и коллегами.

Я легко общаюсь с воспитанниками и их родителями независимо от их социального положения и поведения.

Я многое успеваю сделать на работе и дома.

Я чувствую себя на пределе возможностей.

Я многого смогу еще достичь в своей жизни.

Бывает, что коллеги, воспитанники и их родители перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (MBI). АДАПТАЦИЯ Н.Е. ВОДОПЬЯНОВОЙ. АВТОРЫ: К. МАСЛАЧ, С. ДЖЕКСОН

Данный опросник позволяет определить у Вас степень выраженности профессионального выгорания по трем шкалам  «эмоционального истощения», «деперсонализации» и «профессиональных достижений».
Варианты теста для педагогов, учителей.

Инструкция: «Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию «никогда». Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали. Для этого зачеркните или отметьте квадрат, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства. Над ответами долго не задумывайтесь, отвечайте, руководствуясь первым впечатлением».

Обработка и интерпретация:

Ключ к тесту:

Субшкала

Номер утверждения

Максимальная сумма баллов

Эмоциональное истощение

1,2,3,6*,8,13,14,16,20

54

Деперсонализация

5,10,11,15,22

30

Профессиональная успешность (редукция персональных достижений)

4,7,9,12,17,18,19,21

48

Примечание. * отмечен «обратный» вопрос, который считается в обратном порядке.

Ответы испытуемого оцениваются следующим образом:

  • 0 баллов — «Никогда»;
  • 1 балл — «Очень редко»;
  • 2 балла — «Редко»
  • 3 балла — «Иногда»;
  • 4 балла — «Часто»;
  • 5 баллов — «Очень часто»;
  • 6 баллов — «Каждый день».

Оценка уровней выгорания:

Субшкала

Низкий уровень  L

Средний уровень M

Высокий уровень

X

Эмоциональное истощение

0-15

16-24

25 и больше

Деперсонализация

0-5

6-10

11 и больше

Редукция профессионализма

37 и больше

31-36

30 и меньше

Подсчёт интегрального индекса выгорания позволяет получить единый количественный показатель на основе параметров синдрома перегорания, полученный при помощи теста MBI.

Вычисление производится по следующей формуле:

ИСП = √[EE-EE(x)/54]²+[DP-DP(x)/30]²+[PA-PA(x)/48]²,

где EE=0, DP=0 и PA=48 – идеальные показатели синдрома перегорания по тесту MBI, а EE(x), DP(x) и PА(x) – показатели испытуемого по соответствующим шкалам теста MBI. Для придания равнозначности баллов по различным шкалам, в знаменатель каждого параметра вводится максимального значение по соответствующей шкале. Отсюда, значение ИСП будет колебаться в пределах от 0 (минимальное) до 1 (максимальное).

www.stotestov.ru



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 «Теремок» поселка Псебай муниципального образования Мостовский район

Занятие с элементами тренинга по теме:

«Профилактика эмоционального выгорания сотрудников

в детском саду»

                 Разработали:

                        педагог-психолог

                                                         высшей квалификационной категории

                  Н.А.Еремкина

                       педагог-психолог

                 А.С.Лагерева

2016г.

Занятие с элементами тренинга по теме:

«Профилактика эмоционального выгорания сотрудников

в детском саду»

Цель: Формирование компетентности сотрудников в области профилактики преодоления синдрома эмоционального выгорания.

Задачи:

- формировать навыки самопознания и саморазвития личности в целом;

- формировать потребность заботы о себе;

- развивать навыки управления своим состоянием, навыки самоподдержки и саморегуляции, навыки снятия эмоционального и мышечного напряжения;

- создание благоприятных условий для работы группы;

- укрепить позитивное отношение к своей работе.

Материалы и оборудование:

- стулья по числу участников;

- мягкая игрушка или мяч;

-брошюра с симптомами эмоционального выгорания, по числу участников;
- цветные карандаши, фломастеры, мелки, маркеры;

- комплект из газет и журналов;

- ножницы, клеящие карандаши, цветная бумага и картон;

- брошюра с высказываниями;

- листы бумаги;

- магнитофон, диск с музыкой для релаксации.

Ход занятия

I этап. Организационный

Участники рассаживаются на стульях по кругу.

Психолог: Здравствуйте коллеги! Я предлагаю Вам поздороваться сегодня друг с другом при помощи «волшебной» игрушки.

Упражнение «Приветствие»

Цель: настроить на занятие, сплотить коллектив.

Инструкция: Каждый из участников, по очереди, берет в руки мягкую игрушку (или мягкий мяч), произносит позитивное пожелание: «Здравствуйте, я желаю вам…». Затем передает ее дальше соседу слева. Начинает ведущий и далее по кругу.

II этап. Мотивационный

Каждому участнику выдается брошюра, где описаны симптомы эмоционального выгорания. (Приложение 1)

Психолог: Тема нашего сегодняшнего занятия «Профилактика синдрома эмоционального выгорания», что вы знаете об этом? Какое влияние оказывает этот синдром на человека?

Педагоги обсуждают данные вопросы. Ведущий кратко сообщает теоретическую основу профилактики синдрома эмоционального выгорания, его негативного влияния на человека.

III этап. Практический

Упражнение «Забота»

Цель: формирование потребности заботы о себе, развитие навыков самоподдержки, саморегуляции своих эмоциональных состояний.

Инструкция: Представьте себе всех тех людей, о которых вы должны заботиться, за жизнь и поведение которых вы чувствуете ответственность. Прямо сейчас, составьте список этих людей.

После того, как вы завершили список, задайте себе вопрос: «Включил(а) ли я в этот список себя?»

Если не включили, сделайте это прямо сейчас.

Представьте, что у вас есть еще один маленький ребенок. Этот ребенок – часть вашего собственного внутреннего Я. Спросите себя: «Уделяю ли я своему внутреннему Я столько же времени, заботы и внимания, сколько отдаю другим людям, о которых забочусь?»

Теперь примите решение: чем бы вам ни пришлось заниматься в жизни, вы всегда будете заботиться о вашем внутреннем Я.

Каждому участнику выдается брошюра с высказываниями (Приложение 2).

Напиши рядом с каждым из нижеприведенных высказываний те чувства, которые данное высказывание вызывает. Старайтесь, прежде чем описывать ваши чувства, произнести каждое высказывание вслух.

Спросите себя: «Кто несет ответственность за то, чтобы я обладал(а) этими правами?»

Закройте глаза и проговорите для себя такую идею: «Я предоставляю эти права своему внутреннему Я!» (повторите несколько раз).

Вопросы для обсуждения: Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения? Что вызвало затруднение, а что, наоборот, было легко? Что вы вынесли для себя из этого упражнения?

Упражнение «Настроение»

Цель: развить навыки снятия эмоционального напряжения, улучшить настроение.

Инструкция: Вспомните какую-либо неприятную ситуацию, которая произошла с вами. Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его.

Закончили рисунок. Переверните бумагу и на другой стороне напишите пять семь слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, запишите то, что первое пришло в голову.

После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросите в урну.

Упражнение «Достижение спокойствия»

Цель: научится воспринимать свое тело, разрядка мышечного напряжения.

Инструкция: Займите удобное положение на стуле, выпрямите спину. Закройте глаза. Прислушайтесь к звукам (ведущий включает музыку для релаксации).

Сосредоточьтесь на своем дыхании. Воздух сначала заполняет брюшную полость, затем грудную клетку и легкие. Сделайте полный вдох через нос, затем выдох.

Теперь спокойно, без специальных усилий сделайте новый вдох, выдох.

Обратите внимание, какие части вашего тела соприкасаются с поверхностью (стул, пол). В тех частях тела, где поверхность поддерживает вас, ощутите эту поддержку немного сильнее. Вообразите, что стул или пол приподнимается, чтобы поддержать вас.

Расслабьте мышцы, с помощью которых вы сами поддерживаете себя. Теперь сожмите как можно сильнее кулаки. Разожмите и почувствуйте, что ваши руки стали еще расслабленнее. Опять сожмите кулаки, подержите их несколько секунд, а затем разожмите. Почувствуйте, что ваши руки расслабились еще больше.

Такое же упражнение проделайте со всеми мышцами вашего тела, напрягите, подержите напряжение несколько минут и расслабьте.

Напрягите мышцы головы и лица, шеи, расслабьте.

Напрягите мышцы спины, плечи, расслабьте.

Напрягите мышцы рук, расслабьте.

Напрягите мышцы груди и живота, расслабьте.

Напрягите мышцы таза, бедра, расслабьте.

Напрягите мышцы голени и стопы, расслабьте.

Теперь напрягите мышцы всего тела одновременно, постарайтесь сохранить это напряжение 10 секунд. Будьте все это время настолько напряженными и скованными, насколько сможете. Затем позвольте напряжению постепенно уйти, пусть ваше тело обмякнет на стуле. Почувствуйте, как напряжение уходит от головы вниз по вашему телу и «вытекает» через пальцы ног в пол. Мысленно, мягко и медленно продвигайтесь по всем частям тела, при необходимости возвращайтесь к некоторым из них до тех пор, пока не почувствуете, что достигли полного расслабления во всем теле.

Вопросы для обсуждения: Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение? Какие эмоции испытывали, что вы чувствуете сейчас?

Коллаж «Современный воспитатель – это…»

Цель: открытие творческого потенциала, укрепление позитивного отношения к профессии.

Участники делятся на подгруппы 2-4 человека. Каждая подгруппа создает свой коллаж на листе А3, затем все листы соединяются в один общий коллаж.

После того, как все участники закончили работу, каждая подгруппа рассказывает о своем коллаже. В конце, идет обсуждение общего коллажа.

IV этап. Рефлексивный

Подведение итогов, ритуал прощания.

Цель: установить обратную связь и обобщить полученный опыт в ходе занятия.

Психолог: Что нового вы узнали сегодня на занятии? Что было самым трудным? А что запомнилось и понравилось больше всего? Какой опыт, полученный на занятии, вы будете использовать в дальнейшем?

Участники по очереди отвечают.

Ритуал прощания «Дружественный круг»

Инструкция: Сегодняшнее занятие давайте закончим общим дружеским рукопожатием. Для этого давайте станем в круг, мысленно пожелаем себе и другим что-нибудь очень позитивное, а затем, соединим наши руки и все вместе одновременно пожмем их.

Список литературы:

  1. «Большая книга детского психолога» / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. Ростов на Дону, «Феникс», 2011.
  2. Колошина Т.Ю., Трусь А.А. «АРТ-терапевтические техники в тренинге», СПб, «Речь», 2010.
  3. «Психология общения. Энциклопедический словарь» / А.А. Бодалева, М., «Когито-Центр», 2011.
  4. «Психология профессионального здоровья» / Г.С. Никифорова, СПб, «Речь», 2006.
  5. Саенко Ю.В. «Регуляция эмоций. Тренинг управления чувствами и настроениями», СПб, «Речь», 2011.
  6. Сартан Г.Н. «Да – ответственности, нет – конфликтам!: Тренинг самостоятельности у детей», Екатеринбург, «У-Фактория», 2007.

Приложение 1

Основные симптомы синдрома «эмоционального выгорания»
1. Ухудшение отношений с коллегами и родственниками.
2. Нарастающий негативизм по отношению к другим (коллегам, детям….).
3. Утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи, вины.
4. Повышенная раздражительность (дома и на работе).
5. Упорное желание переменить род занятия.
6. То и дело возникающая рассеянность.
7. Нарушение сна.
8. Обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям.
9. Повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении рабочего дня.

Приложение 2

Высказывания:

Я имею право на уважительное обращение.

Я имею право побыть в одиночестве.

Я имею право быть счастливым(ой).

Я имею право свободно распоряжаться своим временим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ с помощью тренинга. Изотерапия как один из элементов профилактики".

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или...

Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Формирование эмоциональной устойчивости педагога»

Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:·        Познакомить педагогов  с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...

«Профилактика эмоционального выгорания и эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе»

Осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности. Обращение своего сознания к собственным переживаниям. Поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинн...