Открытое комплексное занятия воспитателя и учителя-логопеда
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Открытое комплексное занятие воспитателя и учителя-логопеда
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы.
Тема "Посуда" (на предметах русского народного быта).
Март 2014 г.
Программное содержание:
1. Продолжать знакомить детей с историей русского народа в доступной для детей форме.
2. Продолжать рассказывать о предметах русского народного быта; формировать представления о старинной посуде.
3. Учить различать предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД: составлять предложения с предлогами В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
4. Учить детей различать старинную русскую посуду с современной; обогащать и активизировать словарь по теме: посуда; совершенствовать двигательные навыки (общая и мелкая моторика); развивать зрительное восприятие.
5. Прививать любовь к своей Родине; формировать эстетический вкус; воспитывать интерес к народному быту.
Методические приёмы:
наглядный (показ, демонстрация, рассматривание;)
словесный (художественное слово, беседа, вопрос- ответ, побуждение к активной мыслительной деятельности, рассказ педагога);
игровой (динамическая игра, сюрпризный момент).
Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций, репродукций по теме "Русская изба".
Организация и оборудование: первая часть занятия проводиться в мини - музее "Русская горница", вторая в групповом помещении; кухонная утварь (крынка, кружка, самовар, ложки, решето (или сито), кувшин, горшок, чугунок, черпак, скалка, ковш), кукла - марионетка "Дуняша", женский русский народный костюм, картинки.
Ход занятия
В групповое помещение входит воспитатель, одетый в русский народный костюм.
- Сегодня мы пойдём в гости к Дуняше, которая прислала приглашение. Кто скажет, а почему на мне надета такая одежда?
Д: Это русская старинная одежда
- Давайте вместе заглянем в гости к Дуняше.
Воспитатель вместе с детьми отправляется в мини - музей "Русская горница".
- Вот мы и пришли в гости.
Воспитатель предлагает поклониться по старинному русскому обычаю.
- Живёт Дуняша в русской избе. Самым главным и почетным местом в избе - печь. Она грела, лечила и кормила. "Что есть в печи, всё на стол мечи" - говорили русские люди, встречая гостей. И появлялись на столе любимые кушанья: каша, пироги, оладьи, шаньги. А помогали стряпухе угощенье готовить предметы крестьянского быта (посуда).
Вся посуда в крестьянском доме была деревянной, а горшки и низкие миски – глиняными. Чугуны делали из твердого материала – чугуна. Печные чугуны имели круглое туловище и узкое дно. Благодаря такой форме печной жар равномерно распределялся по поверхности горшков.
Жидкости хранили в глиняных крынках с круглым туловищем, небольшим донцем и вытянутым горлом. Глиняную посуду покрывали простой глазурью, деревянную украшали росписью и резьбой. Всю посуду крестьяне делали с помощью инструментов. Главным из них был топор.
-Может быть, вы видели у бабушек в деревне такую посуду и сможете её назвать.
Дети рассматривают и называют посуду из глины, самовар, чугунок и т. д.
- А теперь я предлагаю отгадать загадки:
- Выпускает жаркий пар
Древний чайник… (самовар).
- Новая посудина
а вся в дырах. (сито)
- Если я пуста бываю
Про тебя не забываю
Но когда несу еду -
Мимо рта не проношу (ложка)
- Вечером ходил по рынку,
Видел я большую... (крынка)
- Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит… (чугунок).
- Сам с вершок,
Голова с горшок. (черпак )
Для молока, сметаны, вин,
Горласт и крепок, стоек, статен,
Узорами на вид приятен,
Огня, Воды и Глины сын -
Пузатый глиняный (кувшин)
После отгадывания загадок, воспитатель объясняет назначение каждого предмета (чугунок, решето, ложка, черпак, крынка, кружка, самовар) и просит назвать современные предметы.
Самовар - посуда для кипячения воды и приготовления чая.
Чугунок - горшок из чугуна, круглой формы, для тушения и варки в русской печи.
Сито - предмет в виде деревянного обода, на который натянута сетка, служащая для просеивания муки.
Ложка - столовый прибор, напоминающий небольшую лопатку в виде - чашечки соединённой с рукояткой.
Черпак - большая ложка с длинной ручкой, предназначенная для разливания супа и другой жидкой пищи.
Крынка - расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.
Кувшин - глиняный горшок для жидкости с ручкой и носиком.
Деревянная кружка - являлась непременным атрибутом гостепреиимства, ведь всякому страннику подносили воды напиться, изготавливалась из самого лучшего дерева.
- Ребята, а теперь я предлагаю взять по одному предмету и продолжить знакомство в группе.
Дети берут "старинную посуду" и садятся в группе на свои места.
Логопед:
а) образование относительных прилагательных (глина - глиняный, дерево - деревянный, чугун – чугунный, береста – берестяной и т.д.)
б) составление предложений с предлогами ЗА, ПОД.
-Куда ты положил ложку? (-Я положил ложку ПОД кружку. –Я спрятал ложку ЗА кружку.) и т.д.
в) составление предложений с предлогами ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
-Откуда ты достал ложку? (-Я достал ложку ИЗ-ПОД кружки. – Я достал ложку ИЗ-ЗА кружки.) и т.д.
Динамическая пауза
- Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу
Прилетели две тетери
Поклевали, улетели. (Дети стоят возле столов и движениями изображают птиц).
Воспитатель обращается к детям (читает отрывок из стихотворения К.И Чуковского "Федорино горе")
- Я прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете и назовёте те слова, которые относятся к русской избе.
- Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
...Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
«Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!»
Ну, что, ребятки, понравилось вам в гостях?
- А что вам больше всего запомнилось?
Дети называют русскую старинную посуду.
Итог занятия.
Логопед:
В старинной русской избе у Дуняши вы много узнали о кухонной утвари, её назначении и из чего она сделана.
Русские люди всегда славились своим гостеприимством и добродушием, и любили угощать пирогами, пряниками, блинами. Вот и Дуняша приготовила своё угощенье и в корзиночку сложила.
Угощенье не простое
Посмотрите - вот какое
Все садимся мы за стол
Угощенье есть начнём.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия учителя-дефектолога, учителя-логопеда в старшей логопедической группе для детей с нарушением зрения по теме «Вся семья вместе, и душа на месте»
Сформировать представление о семье как о людях, которые живут вместе; дать первоначальные сведения об истории семьи, родственных отношениях; учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осоз...
Конспект открытого подгруппового занятия на ГМО учителей-логопедов Тема: «Хочешь быть другом – будь им».
Языковая форма пословиц не всегда понятна детям дошкольного возраста. Через рассказ доступно объясняется детям смысл пословицы о ценности дружбы. Занятие способствует развитию связной речи, логич...
Интегрированное занятие воспитателя и учителя-логопеда в средней группе по теме "Колобок"
Интегрированное занятие, объединяющее развитие речи, ознакомление с окружающим и лепку....
Интегрированное занятие воспитателя и учителя-логопеда в старшей группе по теме "Ракета для лунтика"
Активизация речевой деятельность и развитие лексико-грамматических средств языка....
Конспект интегрированного занятия воспитателя и учителя-логопеда
Конспект интегрированного занятия воспитателя и учителя-логопеда в группе ЗПР (5-7 лет) Тема: Во саду ли, в огороде....
Совместное занятие воспитателя и учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Давайте жить дружно и говорить друг другу комплименты»
Задачи занятия:• Формировать у детей понятия «друг», «дружба»;• Продолжать учить детей понимать и оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои су...
Конспект интегрированного открытого занятия воспитателя и учителя-логопеда.Тема: «Радужное настроение».
Конспект интегрированного открытого занятия воспитателя и учителя-логопеда.Тема: «Радужное настроение»....