Открытое комплексное занятия воспитателя и учителя-логопеда
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Рифаи Наталья Наиловна
 
Открытое комплексное занятие воспитателя и учителя-логопеда
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы.
 Тема "Посуда" (на предметах русского народного быта).
                                                                 Март 2014 г.
Программное содержание:
1. Продолжать знакомить детей с историей русского народа в доступной для детей форме.
2. Продолжать рассказывать о предметах русского народного быта;  формировать представления о старинной посуде.

3. Учить различать предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД: составлять предложения с предлогами В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД. 

 

4. Учить детей различать старинную русскую посуду с современной; обогащать и активизировать словарь по теме: посуда; совершенствовать двигательные навыки (общая и мелкая моторика); развивать зрительное восприятие.  

 

5. Прививать любовь к своей Родине; формировать эстетический вкус; воспитывать интерес к народному быту.

 

Методические приёмы:

наглядный  (показ, демонстрация, рассматривание;)

словесный (художественное слово, беседа, вопрос- ответ, побуждение к  активной мыслительной деятельности, рассказ педагога);

игровой (динамическая игра, сюрпризный момент).

 

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций, репродукций по теме "Русская изба".

 

Организация и оборудование: первая часть занятия проводиться  в мини - музее "Русская горница", вторая  в групповом помещении; кухонная утварь (крынка, кружка, самовар, ложки, решето (или сито), кувшин, горшок, чугунок, черпак, скалка, ковш),   кукла - марионетка "Дуняша", женский русский народный костюм, картинки.

Ход занятия

 

В групповое помещение входит воспитатель, одетый  в русский народный костюм.

 

- Сегодня мы пойдём в гости к Дуняше, которая прислала приглашение. Кто скажет, а почему на мне надета такая одежда?

Д: Это русская старинная одежда

- Давайте вместе заглянем в гости к Дуняше.

 

Воспитатель вместе с детьми отправляется в мини - музей "Русская горница".

- Вот мы и пришли в гости.

 

Воспитатель предлагает поклониться по старинному русскому обычаю.

- Живёт Дуняша в русской избе. Самым главным и почетным местом в избе - печь. Она грела, лечила и кормила. "Что есть в печи, всё на стол мечи" - говорили русские люди, встречая гостей. И появлялись на столе любимые кушанья: каша, пироги, оладьи, шаньги. А помогали стряпухе угощенье готовить предметы крестьянского быта (посуда).

Вся посуда в крестьянском доме была деревянной, а горшки и низкие миски – глиняными. Чугуны делали из твердого материала – чугуна. Печные чугуны имели круглое туловище и узкое дно. Благодаря такой форме печной жар равномерно распределялся по поверхности горшков.

Жидкости хранили в глиняных крынках с круглым туловищем, небольшим донцем и вытянутым горлом. Глиняную посуду покрывали простой глазурью, деревянную украшали росписью и резьбой. Всю посуду крестьяне делали с помощью инструментов. Главным из них был топор.

-Может быть, вы видели у бабушек в деревне такую посуду и сможете её назвать.

Дети рассматривают и называют посуду из глины, самовар, чугунок и т. д.

- А теперь я предлагаю отгадать загадки:

- Выпускает жаркий пар
Древний чайник…        (самовар).

 

- Новая посудина

а вся в дырах.                   (сито)

 

- Если я пуста бываю

Про тебя не забываю

Но когда несу еду -

Мимо рта не проношу      (ложка)

 

- Вечером ходил по рынку,
Видел я большую...                 (крынка)

 

- Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит…               (чугунок).

 

- Сам с вершок, 
Голова с горшок.            (черпак )

Для молока, сметаны, вин,
Горласт и крепок, стоек, статен,
Узорами на вид приятен,
Огня, Воды и Глины сын -
Пузатый глиняный        (кувшин)

 

После отгадывания загадок, воспитатель  объясняет назначение каждого предмета (чугунок, решето, ложка, черпак, крынка, кружка, самовар) и просит назвать современные предметы.

 

Самовар - посуда для кипячения воды и приготовления чая

Чугунок - горшок из чугуна, круглой формы, для тушения и варки в русской печи.

Сито - предмет  в виде деревянного обода, на который натянута сетка, служащая для просеивания муки.

Ложка - столовый прибор, напоминающий небольшую лопатку в виде - чашечки соединённой с рукояткой.

Черпак - большая ложка с длинной ручкой, предназначенная для разливания супа и другой жидкой пищи.

Крынка - расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.

Кувшин - глиняный горшок для жидкости с ручкой и носиком.

Деревянная кружка - являлась непременным атрибутом гостепреиимства, ведь всякому страннику  подносили воды напиться, изготавливалась из самого лучшего дерева.

 

- Ребята, а теперь я предлагаю взять по одному предмету и продолжить знакомство  в группе.

 

Дети берут "старинную посуду" и садятся в группе на свои места.

 

Логопед:

а) образование относительных прилагательных (глина - глиняный, дерево -  деревянный, чугун – чугунный, береста – берестяной и т.д.)

 

б) составление предложений с предлогами ЗА, ПОД.

-Куда ты положил ложку? (-Я положил ложку ПОД кружку. –Я спрятал ложку ЗА кружку.) и т.д.

 

в) составление предложений с предлогами ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

-Откуда ты достал ложку? (-Я достал ложку ИЗ-ПОД кружки. – Я достал ложку ИЗ-ЗА кружки.) и т.д.

 

Динамическая пауза
-
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу
Прилетели две тетери 
Поклевали, улетели. 
                   (Дети стоят возле столов и движениями изображают птиц). 

 

Воспитатель обращается к детям (читает отрывок из стихотворения К.И Чуковского "Федорино горе")

- Я прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете и назовёте те слова, которые относятся к русской избе.

 

- Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы.

 

...Самовар стоит,

Словно жар горит,

И пыхтит, и на бабу поглядывает:

«Я Федорушку прощаю,

Сладким чаем угощаю.

Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

Ну, что, ребятки, понравилось вам в гостях?

- А что вам больше всего запомнилось?

 

Дети называют русскую старинную посуду.

 

Итог занятия.

Логопед:

В старинной русской избе у Дуняши вы много узнали о кухонной утвари, её назначении и из чего она сделана.

Русские люди всегда славились своим гостеприимством и добродушием, и любили угощать пирогами, пряниками, блинами. Вот  и Дуняша приготовила своё угощенье и в корзиночку сложила.

 

Угощенье не простое

Посмотрите - вот какое

Все садимся мы за стол

Угощенье есть начнём.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия учителя-дефектолога, учителя-логопеда в старшей логопедической группе для детей с нарушением зрения по теме «Вся семья вместе, и душа на месте»

Сформировать представление о семье как о людях, которые живут вместе; дать первоначальные сведения об истории семьи, родственных отношениях; учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осоз...

Конспект открытого подгруппового занятия на ГМО учителей-логопедов Тема: «Хочешь быть другом – будь им».

Языковая форма пословиц не всегда понятна детям дошкольного возраста. Через рассказ доступно объясняется детям смысл пословицы о ценности дружбы. Занятие способствует развитию связной речи, логич...

Интегрированное занятие воспитателя и учителя-логопеда в средней группе по теме "Колобок"

Интегрированное занятие, объединяющее развитие речи, ознакомление с окружающим и лепку....

Интегрированное занятие воспитателя и учителя-логопеда в старшей группе по теме "Ракета для лунтика"

Активизация речевой деятельность и развитие лексико-грамматических средств языка....

Конспект интегрированного занятия воспитателя и учителя-логопеда

Конспект интегрированного занятия воспитателя и учителя-логопеда в группе ЗПР (5-7 лет) Тема: Во саду ли, в огороде....

Совместное занятие воспитателя и учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Давайте жить дружно и говорить друг другу комплименты»

Задачи занятия:• Формировать у детей понятия «друг», «дружба»;• Продолжать учить детей понимать и оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои су...

Конспект интегрированного открытого занятия воспитателя и учителя-логопеда.Тема: «Радужное настроение».

Конспект интегрированного открытого занятия воспитателя и учителя-логопеда.Тема: «Радужное настроение»....