"Консультация для воспитателей: особые дети - дети с ЗПР".
консультация по коррекционной педагогике на тему
Информационный материал для воспитатетлей и педагогов: основные теоретические моменты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_osobye_deti_s_zpr.docx | 18.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-дефектолог
Смирнова Любовь Андреевна
МБДОУ №9 «Колобок»
Консультация для воспитателей «Особые дети: дети с задержкой психического развития – понятие и признаки нарушения».
Иногда развитие ребенка задерживается от возрастных параметром нормы. В современном значении под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых). Иначе говоря, это состояние замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма вследствие временно и мягко действующих факторов (например, плохого ухода и др.). Задержка психического развития может быть обусловлена следующими причинами:
- социально-педагогическими (отсутствие заботы родителей, нормальных условий для обучения и воспитания детей, педагогическая запущенность, нахождение ребёнка в трудной жизненной ситуации);
- физиологическими (тяжёлые инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, наследственная предрасположенность и др.)
Выделяют две основные формы задержки психического развития:
- задержку психического развития, обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы;
- задержку развития, возникшую на ранних этапах жизни ребёнка и обусловленную длительными астеническими и церебрастеническими состояниями.
Задержка психического развития в виде неосложненного психического инфантилизма рассматривается как более благоприятная, чем при церебрастенических расстройствах, когда необходима не только длительная психолого-коррекционная работа, но и лечебные мероприятия.
Различают четыре основных варианта ЗПР:
1) задержка психического развития конституционального происхождения;
2) задержка психического развития соматогенного происхождения;
3) задержка психического развития психогенного происхождения;
4) задержка психического развития церебрально-органического генеза.
В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов задержки психического развития имеется специфическое сочетание незрелости эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер.
1. ЗПР конституционального происхождения.
Причины: нарушения обмена веществ, специфика генотипа.
Симптомы: задержка физического развития, становления статодинамических психомоторных функций; интеллектуальные нарушения, эмоционально-личностная незрелость, проявляющаяся в аффектах, нарушениях поведения.
2. ЗПР соматогенного происхождения.
Причины: длительные соматические заболевания, инфекции, аллергии.
Симптомы: задержка психомоторного и речевого развития; интеллектуальные нарушения; невропатические расстройства, выражающиеся в замкнутости, робости, застенчивости, заниженной самооценки, несформированности детской компетентности; эмоциональная незрелость.
3. ЗПР психогенного происхождения.
Причины: неблагоприятные условия воспитания на ранних этапах онтогенеза, травмирующая микросреда.
Симптомы: несформированность детской компетентности и произвольной регуляции деятельности и поведения; патологическое развитие личности; эмоциональные расстройства.
4. ЗПР церебрально-органического происхождения.
Причины: точечное органическое поражение ЦНС остаточного характера, вследствие патологии беременности и родов, травм центральной нервной системы и интоксикации.
Симптомы: задержка психомоторного развития, интеллектуальные нарушения, органический инфантилизм.
Дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза являются наиболее сложными в диагностическом отношении, потому что, как и дети с олигофренией, оказываются стойко неуспевающими в первые годы обучения.
В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматического, психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов задержка психического развития дает разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности.
В результате изучения психических процессов у детей с ЗПР выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, эмоционально-волевой деятельности, поведении и личности в целом, характерные для большинства детей этой категории.
Многочисленными исследованиями установлены следующие основные черты детей с ЗПР: повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности; игровая деятельность сформирована также не полностью. Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций. У детей с ЗПР страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Им необходим более длительный период для приема и переработки информации.
При стойких формах ЗПР церебрально-органического генеза, помимо расстройств познавательной деятельности, обусловленных нарушением работоспособности, нередко наблюдается и недостаточная сформированность отдельных корковых или подкорковых функций: слухового, зрительного восприятия, пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти.
Таким образом, наряду с общими чертами, детям с вариантами ЗПР различной клинической этиологии свойственны характерные особенности, необходимость учета которых в психологическом исследовании, при обучении и коррекционной работе очевидна.
Главными причинами, вызывающими отклонения в развитии детей, считаются:
- нарушения развития младенца еще в утробе матери из-за неправильного формирования коры головного мозга;
- инфекционные болезни, перенесенные будущей мамой при беременности;
- травмы, полученные в процессе родов;
- злоупотребление будущей мамой алкоголем, сигаретами и наркотическими веществами;
- воздействие электромагнитных излучений;
- вредные условия трудовой деятельности мамы.
Признаки задержки психического развития, по которым можно его заподозрить, обратив внимание на особенности психических функций:
- восприятие замедленное, неточное, невозможность сформировать целостный образ;
- дети с задержкой психического развития лучше воспринимают информацию зрительно, нежели на слух;
- внимание: поверхностное, нестойкое, кратковременное, переключению внимания способствуют любые внешние стимулы;
- преобладает наглядно-образная память, мозаичное запоминание информации, низкая мыслительная активность при воспроизведении информации;
- нарушение образного мышления, абстрактное и логическое мышление только при помощи педагога или родителя, дети с ЗПР не могут сделать выводы из сказанного, подытожить информацию, сделать заключение;
- искажение артикуляции звуков, ограничение словарного запаса, трудности в построении высказывания, нарушение слуховой дифференциации, задержка речевого развития, дислалия, дислексия, дисграфия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Особые дети - особое общение!"
В вашей семье есть самые главные люди – это ваши дети. То трепетное счастье, которое приносит ребенок в дом, нельзя ни с чем сравнить. Мы готовы на все, чтобы ребенку было хорошо не только физически, ...
Консультация для педагогов:"Особые дети: "Левша в мире праворуких"
Одной из актуальных проблем для взрослых, родителей и самого ребенка является леворукость (левшество), т.е. функциональное преобладание левой руки над правой, имеющее, как правило, врожденный характер...
Консультация для родителей "Особые дети: Левша в мире праворуких"
Консультация для родителей "Особые дети: Левша в мире праворуких"...
Консультация для родителей "Особые дети: левша в мире праворуких"
Леворукость не определяется, как патология и для беспокойства нет причин.Преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребёнка или его уп...
Консультация для родителей "Особые дети - особое общение"
Рекомендации, которые помогут взрослым членам семьи установить ровные доброжелательные отношения с ребенком; снять то напряжение, нервозность и непонимание, которые часто возникают в семье....
консультация для воспитателей "Игры для детей с особыми образовательными потребностями и их влияние на всестороннее развитие дошкольника"
Одним из способов общения детей с нарушениями в развитии является игра....
Консультация для родителей "Особые дети - особое общение"
Консультация для родителей "Особые дети - особое общение"...