Конспект занятия по лечебной физкультуре «Нам спорт помогает здоровыми быть!» (для детей 5 – 7 лет)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему
Подробный конспект занятия по лечебной физкультуре предназначен для воспитателей компенсирующих групп и инструкторов ЛФК с целью профилактики и коррекции нарушений ОДА у детей 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по лечебной физкультуре «Нам спорт помогает здоровыми быть!» | 200 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 53»
Конспект занятия по лечебной физкультуре
«Нам спорт помогает здоровыми быть!»
(для детей 5 – 7 лет)
Разработчик: воспитатель
Набиева Наталья Павловна
г. Новомосковск – 2016 г.
Конспект занятия по лечебной физкультуре
«Нам спорт помогает здоровыми быть!»
(для детей 5 – 7 лет)
Цель: коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА).
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- Совершенствовать навык правильной осанки в различных исходных положениях и при различных движениях рук и ног с использованием надувного мяча среднего размера;
- Укреплять мышцы спины и брюшного пресса посредством «круговой тренировки» с использованием тренажеров;
- Совершенствовать защитные силы организма, посредством закаливающих процедур;
- Развивать силу мышц пальцев ног.
Образовательные:
- Формировать двигательные умения и навыки.
- Совершенствовать и закреплять буквы алфавита посредством физических и логоритмических упражнений (повторить букву «А», выучить букву «М»);
Воспитательные:
- Прививать мотивацию к здоровому образу жизни;
- Воспитывать интерес к систематическим занятиям;
- Формировать умения действовать в коллективе сверстников;
- Воспитывать волю, трудолюбие, доброжелательность.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.
Методы и приемы:
Здоровьесберегающие технологии:
-медицинские здоровьесберегающие технологии (коррекция функциональных отклонений);
-физкультурно-оздоровительные (двигательная активность, закаливание);
-технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (релаксация, музыкотерапия, элементы арт–терапии).
Наглядные: применение наглядных схем, показ, имитация упражнений.
Словесные: пояснение, художественное слово (загадки, скороговорки).
Практические: воздушные ванны, самомассаж, дыхательные упражнения, гимнастика для глаз, фитболгимнастика, психогимнастика, художественное слово, алфавит телодвижений, круговая тренировка на тренажерах.
Оборудование:
Наглядный материал: буквы, картинки; фольклорный материал: загадки, скороговорки, логоритмические упражнения; мячи; массажная дорожка «травка»; наклонная доска; сухой бассейн; тренажёр–степ; мячи – фитболы, мячи среднего диаметра; альбомный лист и карандаш (на каждого ребенка).
Музыкальное сопровождение (аудиозапись):
Музыка из кинофильмов «Игрушка», «Берегись автомобиля»; «Полька» муз. Л.Абелян, «Полька» муз. А.Золоти, муз. Камиль Сенсанс «Лебедь» (классика для малышей).
Содержание упражнения | Дозировка | Методические рекомендации | Художественное слово (музыкальное сопровождение) | |
Подготовительная часть занятия (5 – 7 мин) (музыка из кинофильма «Берегись автомобиля») | ||||
Вход в зал, построение. Принятие правильной осанки перед зеркалом. Приветствие. | 1 мин | Принятие правильной осанки у стены: затылок, лопатки, ягодицы, икры, пятки касаются стены (сохранять симметричное положение корпуса). | Приветствие: «Мы ребята смелые, ловкие умелые! Наша группа лучшая, спортивная, послушная. Будем спортом заниматься и здоровья набираться!» | |
Алфавит телодвижений. Повторение: Буква «А». И.п. – стоя ноги врозь, наклон, вниз, локтями касаться коленей. Изучение: Буква «М». И.п. – широкая стойка, наклон вперёд, руки вниз, ладони вместе. | 2 мин | Задержаться в этой позе на несколько секунд, ноги в коленях не сгибать. Показать детям картинки с изображением предметов, которые начинаются на буквы «А» и «М». | «А» начало алфавита, тем она и знаменита, а узнать её легко, ноги ставит широко. «Хорошо известно всем, где метро, там буква «М». | |
Ходьба (музыка из кинофильма «Игрушка») | ||||
1. Ходьба по залу, держа мяч в одной руке. | 20 сек | Плечи расправлены, подбородок приподнят. | ||
2. Ходьба на носках, руки с мячом вверх. | 20 сек | Руки вытягивать вверх, так, чтобы вверх тянулся весь позвоночник. | «Тянем, тянем позвонки, скоро в школу нам идти, быть мы сильными должны, чтоб пятёрки унести». | |
3. Ходьба на пятках, руки с мячом за головой. | 20 сек | Локти развести в стороны, подбородок приподнять, спину выпрямить. | «А теперь гуськом, гуськом, мы на пяточках идём. Тянем мышцы, кровь гоняем, плечи сильно расправляем». | |
4. Ходьба на внешней стороне стопы «мишка косолапый». | 20 сек | Следить, чтобы стопы чётко стояли на ребре, руки имитируют колоду с мёдом. | «Мишка косолапый по лесу идёт, Шишки собирает, песенку поёт. Шишка отскочила, прямо мишке в лоб, Мишка рассердился и ногою топ». | |
Бег («Полька» муз. Л.Абелян) | ||||
1. Бег обычный. | 20 сек. | |||
2. Бег с захлёстыванием голени, мяч вверху. | 20 сек. | Руки в локтевых суставах не сгибать. | ||
3. Бег змейкой, между мячами. | 20 сек. | Следить, чтобы «звенья змейки» не распадались. | ||
Загадка: Бьют его рукой и палкой никому его не жалко, а за что беднягу бьют, а за то, что он надут (МЯЧ). | ||||
Прыжки («Полька» муз. А.Золоти) | ||||
Прыжки на двух ногах, мяч зажат между колен «Мюнхгаузен на ядре» | 20 сек. | Следить за тем, чтобы мяч не выскальзывал из ног. | ||
Ходьба по залу на четвереньках, толкая перед собой мяч. | 20 сек. | Спина круглая. | «Мячик, мячик, ты катись, да чужим не попадись. Поиграю я, с тобой толкая только головой». | |
Основная часть занятия (18 – 20 мин) (музыка из кинофильма «Игрушка») | ||||
И. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища, мяч между лопаток. 1 – 6 – тянуться: руками вверх, пятками вниз; 7 – 8 – расслабление. | 3 – 4 раза | При самовытяжении, стопы на себя. | ||
И. п. - лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, руки с мячом на животе. 1 – 2 – 3 приподнять таз, прогнуться прокрутить мяч вокруг талии правой рукой; 4 – вернуться в и.п. (на след.4 счёта левой рукой). | По 4 раза, каждой рукой | Следить за дыханием, прогибаться, плечи от пола не отрывать. | ||
Психогимнастика «Кошечка добрая, кошечка злая» И. п. – стоя на четвереньках, мяч сзади между колен. 1 – 2 – прогнуть спину, голову вверх; 3 – 4 – спину округлить, голову вниз. | 5 – 6 раз | Руки в локтевых суставах не сгибать. «добрая кошечка» - прогнуться в пояснице; «кошечка злится» - Прогнуть спину в пояснице | «Ласковая кошечка» - «мяу, мяу, мяу, мяу». «Кошечка злится» - «фррр, фррр, фррр, фррр». | |
Гимнастика для глаз И. п. – лёжа на спине. Движения глаз и рук по тексту. | 20 сек. | «Мы зажмуримся сейчас, раз откроем правый глаз, два и левый открывается. Оба тут же расслабляются. Шоры на глаза надели и закрыли ставнями, так немного посидели, вдаль в бинокль поглядели, резкость сразу навели, оказались на мели». | ||
Упр. «поплавок» И. п. – лёжа на спине, обхватив руками колени, раскачивать туловище вперед, назад. | 6 – 8 раз | Подбородок прижать к коленям. | «Ты качайся поплавок и массируй позвонок. Буду я красивым, Здоровым и счастливым!» | |
Упражнение «Лодочка» И. п. – лёжа на животе, руки вперёд-вверх, ноги вытянуты. | 4 раза по 10 сек | Руки не сгибать в локтевом суставе, колени не сгибать в коленном суставе, прогнуться в пояснице. | ||
Игра «Юные художники», дети рисуют ногами. И. п. – упор, сидя сзади. (элементы арт - терапии) | 3 – 4 мин | На листе бумаги, который лежит на полу, рисовать стопами ног отгадки, чередуя, то правую, то левую ноги. | Загадка: 1.В дверь в окно стучать не будет, а взойдёт и всех разбудит (солнце). 2. Вот и улица, и дом, и труба на доме том, вот и мама у порога, а ведёт к нему (дорога). | |
Дыхательные упр. И.п. – лёжа на спине, пятки вместе, руки вдоль туловища. 1 - вдох через нос; 2 – выдох. | 1 мин | Как можно больше захватить воздух носом и сделать продолжительный выдох ртом. | выдох через рот, со звуком: - ЖЖЖ (муха), - ЗЗЗ (комар), - ШШШ (змея). | |
Алфавит телодвижений. Составить слово «МАМА» | 2 мин | |||
Круговая тренировка на тренажёрах. | ||||
1. Наклонная доска для пресса (8 – 15 раз) | 1 мин | Руки перед грудью. Использовать карточки с цифрами, ребёнок должен смотреть на цифры и проговаривать их. | ||
2. Вибромассажёр | 1 мин | Плечи расправлены, подбородок приподнят. | ||
3. Велотренажёр | 1 мин | Следить за осанкой | ||
4. Сухой бассейн | 1 мин | Массаж, релаксация | ||
5. Степ (тренажёр для ног) | 1 мин | Руки за голову, локти развести в стороны. | ||
6. Фитболы. Упр. «Жук» И.п. – стоя на коленях, обхватив мяч руками. 1-прокатиться вперёд, упереться руками в пол; 2-и.п. | 1 мин | Сохранять равновесие. | ||
Заключительная часть занятия (3 – 5 мин) | ||||
И.п. – лёжа спиной на мяче (фитбол), руки в стороны, ноги согнуты в коленях. | 3 мин | Контроль за равновесием производится ногами, стопы полностью стоят на полу. | Муз. Камиль Сенсанс «Лебедь» (классика для малышей). | |
Построение перед зеркалом, принятие правильной осанки. | 1 мин | Подбородок приподнят, плечи расправлены, стопы вместе, живот подтянут. | «Любим мы тренироваться и здоровья набираться, ставим вместе пяточки, сводим мы лопаточки, подбородок поднимаем, счастья всем вокруг желаем». | |
Подведение итога занятия. Поощрение «звёздочками» участников занятия. | 30 сек | Звучат «Фанфары». | ||
Выход из зала. | 30 сек | (музыка из кинофильма «Берегись автомобиля») | ||
Длительность занятия 25 минут |
Список литературы
1 Аверина И.Е. – Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практическое пособие / И.Е. Аверина. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.
2. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. – Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
3. Козырева О.В. – Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата): Пособие для инструкторов лечебной физкультуры, воспитателей и родителей / О.В. Козырева. – М.: Просвещение, 2003.
4. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления». М., 2000.
5. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие / Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева, О.В. Сливина, Т.А. Чуманова; под общей ред. Г.В. Каштановой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007.
6. Лечебная физкультура и профилактическая гимнастика (практическая энциклопедия). М., «Эксмо» 2004.
7. Ловейко И.Д., Фонарёв М. И. «ЛФК при заболеваниях позвоночника у детей». М. «Медицина»1988.
8. Маханева М.Д. – Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2004.
9. Рунова М.А. - Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет (с учетом уровня двигательной активности): пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры / М.А. Рунова. – М.: Просвещение, 2005.
10. Узорова О.В. – Пальчиковая гимнастика/О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
Приложение № 1
Инновационные технологии
1. Воздушные ванны оказывают закаливающий эффект, наполняют кислородом весь организм, увеличивают объём лёгких, укрепляют диафрагму и мышечный корсет.
2. Самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма.
3. Дыхательные упражнения способствуют выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, усилению рефлекторных связей, положительно влияют на функцию нервно-регуляторных механизмов, управляющих дыханием.
4. Гимнастика для глаз: дети с нарушением опорно-двигательного аппарата зачастую страдают близорукостью, и включение данного вида гимнастики является необходимостью.
5. Фитболгимнастика даёт уникальное сочетание физических упражнений, музыки, проговаривания стихов в ритм движений или пение в такт любимой мелодии. Тем самым, развивая чувство ритма, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия.
6. Музыкотерапия: применение музыкального сопровождения развивает слуховое внимание, чувство ритма, способствует координации движений, развитию коммуникативных навыков, творческих возможностей ребёнка, наполняют жизнь радостью и яркими впечатлениями.
7. Художественное слово: помогает координировать движение и речь.
8. Изучение букв алфавита посредством физических упражнений: обучение детей грамоте и умение принимать статические позы, согласовывая мышечное чувство с знанием буквы, которую изучают. И наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву.
Приложение № 2
Рефлексия
1.Детям привит навык правильной осанки (дети стоят и ходят в непринужденной позе, правильно, расправив плечи и приподняв подбородок).
2.Посредством «Алфавита телодвижений» дети выучили новую букву «М» и повторили букву «А». Научились составлять из этих букв слово «МАМА». Назвали слова, которые начинаются на букву «А».
3.Работа с мячом позволила детям развить внимание, координацию движений.
4.Логоритмика хорошо повлияла на формирование и укрепление органов дыхательной системы (гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, межрёберные мышцы). Это способствовало улучшению:
- звукопроизношения, других компонентов речи (развитие словаря, грамматический строй речи, связная речь);
- сформированность речевого дыхания, фонематических процессов (фонематическое восприятие, внимание, слух);
- сформированность чувства ритма.
5.Арт – терапия, помогла детям укрепить свод стопы, научить рисовать ногами.
6.Дети овладели системой «круговой тренировки».
Приложение № 3
Алфавит телодвижений
Цель: с помощью увеличения двигательной активности осуществлять коррекцию развития речи, физического развития, а также способствовать обучению дошкольников грамоте. «Алфавит телодвижений» состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита.
Дети на слух и зрительно воспринимают название букв и, используя мышечное чувство и мышечное давление, изображают эту букву. И наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В данном случае соединяется абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему условные связи в коре головного мозга укрепляются и впоследствии легко воспроизводятся. Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы, хорошо знакомы и доступны детям и имеют общеразвивающий характер.
Буква | Поза | Стихотворение-сопровождение | Выполнение |
А | «А» - начало алфавита, Тем она и знаменита. А узнать ее легко -Ноги ставит широко. | И. п. - стоя, ноги врозь, наклон вниз, локтями касаться коленей | |
Б | Буква «Б» проснется рано, Буква «Б» - бочонок с краном, Буква «Б» - с большим брюшком, В кепке с длинным козырьком. | И. п. - о. с. левая нога согнута, касается носком стопы правой ноги, левая рука в сторону, кисть вниз. | |
В | «В» - буква очень важная, Воображала страшная: Грудь колесом, живот надут, Как будто нет важнее тут! | И. п. - о. с., левая нога согнута, отведена в сторону у стопы правой ноги, левая рука на поясе. | |
Г | Перед нами буква «Г» Стоит подобно кочерге. | И. п. - о. с., левая рука в сторону, кисть вниз. | |
Д | Вот стоит, дымок пуская, Буква «Д» - труба печная. | И. п. - широкая стойка, ноги врозь, полу присед, руки вверх над головой, ладони вместе. | |
Е | Что же это за девица? Не швея, не мастерица... Руки вытянув ко мне, Так ведь это буква «Е». | И. п. - сидя, ноги вперед, левая рука прямая вперед, правая согнута в локтевом суставе и притянута к туловищу, голова опущена вниз. | |
Ё | Буква «Е» передохнула, Как тотчас же на нее Пара птенчиков вспорхнула -Получилась буква «Ё» | И. п. - то же, подтянуть голову и кисть левой руки вверх. | |
Ж | Эта буква широка, И похожа на жука, И при этом точно жук Издает жужжащий звук. | И. п. - широкая стойка, полу присед, полусогнутые руки вверх, в сторону. | |
З | На эту букву посмотри, Она совсем как цифра три. «3» - не просто завитушка, «3» - пружинка, крендель, стружка. | И. п. - стоя, ноги врозь, наклон вправо, руки полусогнутые вверх, в сторону, ладони полусогнутые. | |
И | На калитку посмотри: Чем она не буква «И»? | И. п. - о. с., правая рука согнута перед грудью, кисть на левом плече. | |
К | Сигнальщик держит два флажка, С флажками он, как буква «К». | И. п. - левая нога отведена в сторону на носок, левая рука вверх, в сторону. | |
Л | Алфавит продолжит наш Буква «Л» - лесной шалаш. | И. п. - стоя, ноги вместе, наклон вниз, с опорой на кисти рук. | |
М | Хорошо известно всем, Где метро-там буква «М» | И. п. - широкая стойка, наклон вперед, руки вперед, вниз, ладони вместе. | |
Н | «Н» - натянутая сетка, Сетку держат очень крепко. Приходите к нам во двор, Поиграем в волейбол. | И. п. - стоя, ноги врозь, руки согнуты в локтях впереди, пальцы к локтю. | |
О | В этой букве нет угла, Оттого она кругла. До того она кругла, Покатиться бы могла. | И. п. - лежа на животе, руками захватить стопы ног, удержать, прогнуться. | |
П | Букву «П» в спортивном зале Перекладиной назвали. Ну-ка, милый, не ленись, Подойди и подтянись. | И. п. - о. с., наклон вперед, руки вперед, вниз. | |
Р | Буква «Р» - на мачте парус, Вдаль плывет, небес касаясь. | И. с. - о. с., левая рука на пояс. | |
С | Полумесяц в небе темном Буквой «С» повис над домом. | И. п. - стоя, левая нога в сторону на носок, правая рука вверх, наклон влево, левая рука за спину. | |
Т | «Т» - в антенну превратилась И на доме очутилась. | И. п. - о. с., руки в сторону, кисти вниз. | |
У | «У» - сучок. В любом лесу Ты увидишь букву «У». | И. п. - о. с., левая рука вверх, правая вверх, в сторону. | |
Ф | Федя ходит руки в боки, Значит, выучил уроки. | И. п. - о. с., руки на пояс. | |
Х | На ходулях скороход Собирается в поход. Руки, ноги развела, Сразу вижу букву «Ха». | И. п. - широкая стойка, руки вверх, в сторону. | |
Ц | Буква «Ц» - вниз крючок, Точно с краником бачок. | И. п. - о. с., правая рука согнута в локте вверх, в сторону, левая вниз, в сторону. | |
Ч | Да, вы правильно решили, «Ч» мы пишем, как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя. | И. п. - о. с., правая рука согнута в локтевом суставе вверх и в сторону. | |
Ш | «Е» на спину повернулась, Буквой «Ш» нам обернулась. | И. п. - лежа на спине, левая рука вперед, вверх, правая согнута в локте и прижата к туловищу, ноги вверх. | |
Щ | «Щ» - играющий щенок, Кверху лапками он лег. | И. п. - то же, но согнуть правую ногу и поставить на пол. | |
Ъ | Из ведра не просто так Нам воды напиться. Нужен ковшик - твердый знак, Чтобы не облиться. | И. п. - о. с., левая нога согнута и отведена в сторону на пояс, правая рука согнута в локте и отведена в сторону. | |
Ь | Буква «Р» перевернулась, Мягким знаком обернулась. | И. п. - о. с., то же, но голова прямо. | |
Э | Буква «Э» с открытым ртом И большущим языком. | И. п. - стоя, ноги врозь, левая рука вверх, правая на поясе, наклон туловища вправо. | |
Ю | Чтобы «0» не укатилось, Крепко к столбику прибью. Ой, смотри-ка, получилась... Буква «Ю». | И. п. - о. с., боком, в руках обруч. | |
Я | «Я» -Самая хвастливая. Яркая, ясная, самая прекрасная. Ножку в сторону отставлю -Любоваться всех заставлю. | И. п. - о. с., правая нога в сторону на носок, правая рука на пояс. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по физической культуре в средней группе. Тема: Со спортом дружить – здоровыми быть!
Конспект занятия по физической культуре в средней группе. Тема: Со спортом дружить – здоровыми быть!...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ.
занятие очень понравилось детям....
Профилактика плоскостопия у детей 5–6 лет. Конспект занятия по лечебной физкультуре «На необитаемом острове»
Профилактика плоскостопия у детей 5–6 лет. Конспект занятия по лечебной физкультуре «На необитаемом острове»Конспект занятия по лечебной физкультуре «На необитаемом острове».Для профилактики нарушения...
Спортивное мероприятие «Со спортом дружить – здоровым быть» для детей подготовительной к школе группы
В материале представлены эстафеты, имитирующие популярные виды спорта, такие, как хоккей, футбол, биатлон и другие. ...
Конспект спортивного развлечения с родителями «Со спортом дружить - здоровыми быть!»
Спортивное развлечение способствует психологическому сближению детей и родителей, привитию основ здорового образа жизни....
Конспект занятия по физической культуре в старшей группе " Здоровым быть хочу"
Прививать интерес к физкультуре и потребность к ежедневным спортивным занятиям....
Конспект эколого-оздоровительного занятия в младшей группе «Как природа помогает нам быть здоровыми»
Задачи:Оздоровительная: Укреплять здоровье детей, учить расслабляться и восстанавливать дыхание после физической нагрузки.Образовательная: Учить элементам соревновательного характера, развивать д...