Социализация ребенка с синдромом Дауна в ДОУ среди сверстников
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Шаповалова Ольга Сергеевна

Этапы социализации ребенка с синдромом дауна в коллективе сверстников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация ребенка с синдромом Дауна в ДОУ среди сверстников.

Описание опыта работы.

Подготовили воспитатели:

Стародубцева Елена Геннадиевна.

Шаповалова Ольга Сергеевна.

В сентябре 2019 года в нашу группу была принята девочка с синдромом Дауна, в возрасте четырех лет (на сегодняшний день второй год обучения и воспитания в нашей группе).

Из бесед с родителями девочки, мы выяснили, что основной причиной, по которой они отдают ребенка в детский сад, является его социализация в коллективе сверстников, чтобы ребенок научился общаться (взаимодействовать) с детьми.  Поэтому главную цель своей работы  мы  определили  так:  обеспечение оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.

Нами была выстроена линия работы на первом этапе социализации – это организация безбарьерной среды, дали ей возможность изучить то пространство, в котором она находится, ознакомиться с игрушками и предметами, к которым она проявляет интерес. Как только ребенок успокоился и почувствовал себя в безопасности, можно сказать, что первый самый маленький шаг уже пройден.

На этапах социализации следует учитывать особенности взаимодействия с ребенком с синдромом Дауна:

- обязательную организацию взаимодействия; включая как педагогов, так и детей.

- общение со стороны взрослого и сверстников по отношению к данному ребенку; Дети первое время смотрели на девочку с недоумением. Мы не стали говорить им о том, что она - особенная, сказали, что Полина еще маленькая. Дети восприняли это с пониманием, даже взяли над ней шефство.  

- предъявление адекватных требований к «особенному» ребенку.

 - использование приёмов дополнительной коммуникации; в нашем случае общение проходило через тактильное взаимодействие.

 - ориентирование ребёнка в режимных моментах дня.

Вначале Полина не шла на контакт, поэтому мы приняли решения понаблюдать за девочкой и выявить «сильные стороны», интересы ребенка.

На начальном этапе взаимодействие с ребенком устанавливалось только  через игру: укладывать куклу спать, напоить мишку чаем и т. д. Так потихоньку мы с ней перешли на  индивидуальные занятия. Нам было важно выработать внимание, параллельно работая над развитием работоспособности, наблюдательности. Затем стали приобщать Полину к совместной образовательной деятельности с детьми. Для этого использовали работу в малых группах, постепенно увеличивая количество человек в группе.

Следующим этапом нашей работы стало привлечение узких специалистов к работе с ребенком: учителем - логопедом, дефектологом, психологом, инструктором по ФИЗО, инструктором по плаванию, музыкальным руководителем. Нами и специалистами был разработан индивидуальный образовательный маршрут для ребенка. При разработке содержания маршрута мы исходили из тех факторов, которые благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка. Первое время нам приходилось присутствовать на занятиях вместе с Полиной, чтобы она чувствовала себя спокойно и комфортно в компании с незнакомыми людьми. Затем, когда был установлен контакт между специалистами и ребенком необходимость нашего присутствия исчезла.

Все это привело к тому, что девочка стала выполнять  действия по образцу и речевой инструкции. Вместе с ребятами выходит и выполняет различные движения пальчиковой, ритмической, подвижной игры.  

 Мы привлекали Полину к подвижным  играм, занятиям физкультурой, музыкой. Ведь известно, что движения помогают в развитии навыков общей моторики, учат сохранять равновесие. Такие занятия доставляют девочке удовольствие, радость, поддерживается положительный эмоциональный фон.

Полина с удовольствием играет с камешками Марблс и шариками Кабюшона. Ребята нашей группы (по собственной инициативе) играют в развивающие игры с Полиной, помогают ей правильно выполнять задания, закреплять полученные знания.

Наблюдая за девочкой, обратили внимание, что ее привлекает трудовая деятельность. Поэтому создали условия для развития навыков к посильным видам хозяйственно – бытового труда, вырабатываем навыки самообслуживания.

Так же хочется отметить, что Полина не просто проводит время в группе, а живет ее жизнью, активно участвует во всех мероприятиях, праздниках, проходящих как внутри группы, так и внутри детского сада.

Делая вывод из всего сказанного, хотим отметить наиболее успешные формы, которые помогли в социализации девочки среди сверстников:

1.взаимодействие детей в быту;

2. использование метода «Подражание сверстнику»;

3.взаимодействие детей в НОД;

4. игровая деятельность;

5. взаимодействие в свободной деятельности детей;

6. взаимодействие на прогулке;

7. совместные праздники и развлечения.

8. взаимодействие с узкими специалистами.

Благодаря использованию в работе данных форм Полина начала сама искать общения, участвовать, по мере возможности, в совместных играх.

Пребывание в детском саду среди нормотипичных детей положительно повлияло не только на саму Полину, но и на детей группы: они стали более внимательны к нуждам друг друга, научились заботиться друг о друге, стали больше стремиться совершать добрые поступки. Ребята очень любят Полину и всячески опекают ее.

Об эффективности нашей работы по социализации говорят следующие результаты:

1.Девочка с удовольствием посещает детский сад.

2. Взаимодействует с узкими специалистами без стеснения, присущего «особенному» ребенку с Синдромом Дауна.

3. В течение всего дня пребывания в детском саду преобладает положительный эмоциональный фон.

Литература.

  1. Жиянова П.Л «Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна».
  2. Жиянова, П.Л. Полле Е.В. « Малыш с синдромом Дауна».
  3. Медведева Т.П. « Развитие познавательной активности детей с синдромом Дауна».
  4. Уиндерс П.С. «Формирование крупной моторики у детей с синдромом Дауна».



Предварительный просмотр:

Стародубцева Елена Геннадиевна, Шаповалова Ольга Сергеевна, Шушпанова Екатерина Ивановна

Социализация ребенка с синдромом Дауна в ДОУ среди сверстников

В сентябре 2019 года в нашу группу была принята девочка с синдромом Дауна, в возрасте четырех лет (на сегодняшний день второй год обучения и воспитания в нашей группе).

Из бесед с родителями девочки, мы выяснили, что основной причиной, по которой они отдают ребенка в детский сад, является его социализация в коллективе сверстников, чтобы ребенок научился общаться (взаимодействовать) с детьми.  Поэтому главную цель своей работы  мы  определили  так:  обеспечение оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.

Нами была выстроена линия работы на первом этапе социализации – это организация без барьерной среды, дали ей возможность изучить то пространство, в котором она находится, ознакомиться с игрушками и предметами, к которым она проявляет интерес. Как только ребенок успокоился и почувствовал себя в безопасности, можно сказать, что первый самый маленький шаг уже пройден.

    На этапах социализации следует учитывать особенности взаимодействия с ребенком с синдромом Дауна:

- обязательную организацию взаимодействия; включая как педагогов, так и детей;

- общение со стороны взрослого и сверстников по отношению к данному ребенку. Дети первое время смотрели на девочку с недоумением. Мы не стали говорить им о том, что она - особенная, сказали, что Полина еще маленькая. Дети восприняли это с пониманием, даже взяли над ней шефство.  

- предъявление адекватных требований к «особенному» ребенку;

 -использование приёмов дополнительной коммуникации; в нашем случае общение проходило через тактильное взаимодействие;

 -ориентирование ребёнка в режимных моментах дня.

Вначале Полина не шла на контакт, поэтому мы приняли решения понаблюдать за девочкой и выявить «сильные стороны», интересы ребенка.

На начальном этапе взаимодействие с ребенком устанавливалось только  через игру: укладывать куклу спать, напоить мишку чаем и т. д. Так потихоньку мы с ней перешли на  индивидуальные занятия. Нам было важно выработать внимание, параллельно работая над развитием работоспособности, наблюдательности. Затем стали приобщать Полину к совместной образовательной деятельности с детьми. Для этого использовали работу в малых группах, постепенно увеличивая количество человек в группе.

Следующим этапом нашей работы стало привлечение узких специалистов к работе с ребенком: учителем - логопедом, дефектологом, психологом, инструктором по ФИЗО, инструктором по плаванию, музыкальным руководителем. Нами и специалистами был разработан индивидуальный образовательный маршрут для ребенка. При разработке содержания маршрута мы исходили из тех факторов, которые благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка. Первое время нам приходилось присутствовать на занятиях вместе с Полиной, чтобы она чувствовала себя спокойно и комфортно в компании с незнакомыми людьми. Затем, когда был установлен контакт между специалистами и ребенком необходимость нашего присутствия исчезла.

Все это привело к тому, что девочка стала выполнять  действия по образцу и речевой инструкции. Вместе с ребятами выходит и выполняет различные движения пальчиковой, ритмической, подвижной игры.  

 Мы привлекали Полину к подвижным  играм, занятиям физкультурой, музыкой. Ведь известно, что движения помогают в развитии навыков общей моторики, учат сохранять равновесие. Такие занятия доставляют девочке удовольствие, радость, поддерживается положительный эмоциональный фон.

Полина с удовольствием играет с камешками Марблс и шариками Кабюшона. Ребята нашей группы (по собственной инициативе) играют в развивающие игры с Полиной, помогают ей правильно выполнять задания, закреплять полученные знания.

Наблюдая за девочкой, обратили внимание, что ее привлекает трудовая деятельность. Поэтому создали условия для развития навыков к посильным видам хозяйственно – бытового труда, вырабатываем навыки самообслуживания. Так же хочется отметить, что Полина не просто проводит время в группе, а живет ее жизнью, активно участвует во всех мероприятиях, праздниках, проходящих как внутри группы, так и внутри детского сада.

Делая вывод из всего сказанного, хотим отметить наиболее успешные формы, которые помогли в социализации девочки среди сверстников:

1.взаимодействие детей в быту;

2. использование метода «Подражание сверстнику»;

3.взаимодействие детей в НОД;

4. игровая деятельность;

5. взаимодействие в свободной деятельности детей;

6. взаимодействие на прогулке;

7. совместные праздники и развлечения.

8. взаимодействие с узкими специалистами.

Благодаря использованию в работе данных форм, Полина начала сама искать общения, участвовать, по мере возможности, в совместных играх.

Пребывание в детском саду среди нормотипичных детей положительно повлияло не только на саму Полину, но и на детей группы: они стали более внимательны к нуждам друг друга, научились заботиться друг о друге, стали больше стремиться совершать добрые поступки. Ребята очень любят Полину и всячески опекают ее.

Об эффективности нашей работы по социализации говорят следующие результаты:

1.Девочка с удовольствием посещает детский сад.

2. Взаимодействует с узкими специалистами без стеснения, присущего «особенному» ребенку с Синдромом Дауна.

3. В течение всего дня пребывания в детском саду преобладает положительный эмоциональный фон.

Литература:

  1. Жиянова П.Л «Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна».
  2. Жиянова, П.Л. Полле Е.В. « Малыш с синдромом Дауна».
  3. Медведева Т.П. « Развитие познавательной активности детей с синдромом Дауна».
  4. Уиндерс П.С. «Формирование крупной моторики у детей с синдромом Дауна».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социализация ребенка с синдромом Дауна в ДОУ среди сверстников. Подготовили воспитатели: Стародубцева Елена Геннадиевна, Шаповалова Ольга Сергеевна.

Слайд 2

На занятии по ознакомлению с окружающим миром.

Слайд 3

Собираемся на прогулку.

Слайд 4

Коллективные занятия.

Слайд 5

На музыкальном занятии.

Слайд 6

На занятии по физической культуре.

Слайд 7

Занятие по аппликации.

Слайд 8

Участие в проекте «Соль – знакомая незнакомка».

Слайд 9

Опыты с яйцом в проекте «Соль – знакомая незнакомка».

Слайд 10

Игры с камешками Кабюшона.

Слайд 11

Игры сделанные своими руками. Дидактическая игра на развитие сенсорных навыков с коктейльными трубочками.

Слайд 12

Игры сделанные своими руками. Игра «Чудо коробка» на закрепление цвета, геометрических форм.

Слайд 13

Дидактическая игра на развитие сенсорных навыков с цветными крышками.

Слайд 14

Игра на целостное восприятие мира на деталях конструктора.

Слайд 15

Игры в свободной деятельности. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Слайд 16

Игры в свободной деятельности. Сюжетно-ролевая игра «На прием к врачу».

Слайд 17

Любимые игры с манкой. Дидактическая игра «Отдели фасоль от шариков Марблс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна.

В материале рассмотрены различные программы ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна....

Социализация Детей с синдромом Дауна

Социализация детей с синдромом Дауна...

Социализация ребенка с синдромом Дауна в ДОУ среди сверстников.

Социализация ребенка с синдромом Дауна в ДОУ среди сверстников....

Социализация ребенка с синдромом Дауна в ДОУ среди сверстников.

Социализация ребенка с синдромом Дауна в ДОУ среди сверстников....