Умственное развитие дошкольников с нарушением зрения
статья по коррекционной педагогике на тему
На индивидуальных и подгрупповых занятиях учителя - дефектолога с дошкольниками с нарушением зрения важно развитие зрительного восприятия, социально - бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве и мелкой моторики рук. Это сензитивный период для такого рода развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umstvennoe_razvitie_doshkolnikov_s_narusheniem_zreniya.docx | 14.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Умственное развитие дошкольников с нарушением зрения.
На индивидуальных и подгрупповых занятиях учителя - дефектолога с дошкольниками с нарушением зрения важно развитие зрительного восприятия, социально - бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве и мелкой моторики рук. Это сензитивный период для такого рода развития.
На этих занятиях педагог формирует алгоритм зрительного восприятия , учит соотносить реальные предметы с их изображениями (объект-картина- картинка-схема),форму предметов с геометрическими эталонами, совершенствует восприятие величины объектов; формирует понимание своих сенсорных возможностей ,адекватной самооценки, умения ориентироваться в бытовых и социальных ситуациях с рациональным использованием всех сохранных анализаторов. Детей учат с помощью зрения определять пространственное расположение частей своего тела, своё расположение в пространстве ,расположение в реальном пространстве и на схеме окружающих их предметов . Продолжается формирование навыков предметно – практической деятельности: самостоятельное выполнение всех необходимых действий с рациональным использованием нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов, контроль своих действий с помощью зрения и выполнение их, по возможности, без зрительного контроля, опираясь на осязание.
Обучение на занятиях учителя – дефектолога осуществляется посредством демонстрации мультимедийных презентаций, изучения с детьми методических пособий, организацией дидактических игр и упражнений и др. Игра , как педагогическое явление является средством воспитания , методом обучения, формой организации деятельности ,средством коррекции. Для обучения через игру созданы дидактические игры.
Рассмотрим примерный перечень игр и упражнений:
На развитие зрительного восприятия цвета: «Цветные предметы», «Синий или красный», «Цветная картинка», «Соедини предметы , подходящие по цвету», «Детективы»и другие.
Дидактическая игра «Цветные предметы»
Цель: Развивать цветовое восприятие, внимание, умение концентрироваться ,воображение ,логическое мышление.
Ход игры: Педагог зачитывает детям рассказ , в котором он заменил все встречающиеся названия цветов типичные для предметов на необычные и нелогичные. Цель для ребёнка найти все ошибки , назвав правильный соответствующий этим предметам цвет.
На развитие зрительного восприятия формы: «Геометрическое лото», «Парочки», «Составь геометрическую фигуру из 2-х,3-х,4-х частей», «Танграм», лото «Предмет и форма», Блоки Дьенеша, «Магнитные пифагорики»и другие.
Дидактическая игра «Магнитные пифагорики»
Цель: Развивать восприятие геометрических фигур и объёмных геометрических тел, память и внимание, речь и логическое мышление, мелкую моторику рук.
Ход игры: Знакомство с формой предметов. Возьмите круг, закрепите его в левом окошке и предложите ребенку выложить в ряд сначала фигуры того же цвета, а затем все картинки, в которых эта форма встречается. Организована по принципу таблицы Пифагора: в верхней строчке и в левом столбце заданы некие значения, а на пересечении клеток – результат их комбинаций. Этот принцип удобно использовать в детских обучающих играх, где ребенку предстоит анализировать предмет сразу по нескольким критериям (цвет и форма, внешний вид и количество, предмет и размер и другие).
На развитие зрительного восприятия величины предметов: «Найди предметы одинаковой величины на ощупь», «Каждому свой домик», «Чей шаг длиннее?», «Палочки Кюизенера» , «Чудесный мешочек», и другие.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: Развивать восприятие величины предметов, определяя величину на ощупь.
Ход игры:В мешочке палочки Кюизенера разной величины (длины), на столе такой же набор палочек. Педагог предлагает ребенку достать такую же палочку по длине из мешочка ,на которую он указывает . Ребенок на ощупь определяет длину палочки и достаётиз мешочка. Сравнивает.
На развитие социально – бытовой ориентировки: «Предметное лото», «Ветки и детки», «Вкусная мозаика», «Наведём порядок», «Предметы и контуры», «Времена года и праздники», «Подбери картинку» «Силуэты и контуры» и другие.
Дидактическая игра «Ветки и детки»
Цель: Сообщить знания о растениях, плодах, которые на них растут. Развивать любознательность.
Ход игры: Детям раздать карточки с растениями. Затем поочерёдно показывать карточки с плодами. Дети берут себе карточки ,которые им подходят. Затем каждый ребёнок называет свои растения и их плоды.
На развитие ориентировки в пространстве: «Что ближе – что дальше?», «Что неправильно изобразил художник», «Найди по схеме», «Составь макет» и другие.
Дидактическая игра «Подбери схему к картинке»
Цель: Развивать ориентировку по схеме. Учить зрительному анализу схемы.
Ход игры: Детям раздать карточки с изображением: посуда на столе, мебель в комнате, машины на дороге и т.д. Далее предложить найти к данной картинке её схематичное изображение. Объяснить правильность выбора схемы
.На развитие мелкой моторики рук: «Блоки Дьенеша», «Мозайка», «Лего», «Палочки Кюизенера», «Собери бусы», «Калейдоскоп», «Шарики Марблс» и другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЯХ
Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Адаптивная физическая культура – средство преодоления недостатков в физическом развитии дошкольников с нарушением зрения.
В общей системе воспитания ребёнка дошкольного возраста физическое воспитание занимает особенное место, поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физич...
Презентация семинара-практикума «Организация работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения»
Помощь воспитателям и специалистам ДОУ в организации работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения...
Консультация "Роль развивающей предметно-пространственной среды в сенсорном развитии дошкольников с нарушением зрения"
Консультация для воспитателей работающих с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья...
Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и иклюзивного образования. Тематические индивидуальные занятия и игры
В методическом пособии представлены тематические занятия по развитию у детей с нарушением зрения зрительного, слухового, тактильного восприятия, восприятия запахов и вкуса. Занятия рассчитаны на детей...
Статья. Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения.
Статья по теме : "Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения"....
- Мне нравится (1)