Организация работы с неговорящими детьми дошкольного возраста.
статья по коррекционной педагогике на тему

Организация работы с неговорящими детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsii_raboty_s_negovoryashchimi_detmi.docx15.04 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ.

Дети с нарушениями речи – это одна из самых распространенных категорий детей с ОВЗ в дошкольных организациях.

У нас в лекотеке дети с разными заболеваниями. Но все они сопровождаются нарушениями речи. Тяжелое недоразвитие речи приводит к нарушениям саморегуляции, поведения, произвольной памяти, различных типов мышления и, следовательно, вызывает нарушение социализации. Но помимо детей с нарушением речи, к нам приходят и неговорящие, безречевые дети. Речевая работа с неговорящими детьми требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении образовательных технологий. Поэтому все наши педагоги, сотрудники лекотеки, уделяют большое внимание созданию мотивации к общению, тем самым побуждая ребенка к звукоподражанию.

В нашей лекотеке работают педагоги – психологи, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагоги дополнительного образования по тестопластике и развитию речи, воспитатели, социальный педагог.

Основная цель нашей работы с неговорящими детьми - создание мотивации к речевой деятельности и развитие речевой инициативы.

Основные задачи коррекционной работы :

- стимуляция речевой и психической активности;

-развитие эмоционального общения со взрослым;

-совершенствование способности к подражанию действиям взрослого;

-развитие и коррекция разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков;

-формирование мотивационно – побудительного уровня речевой деятельности;

-формирование внутреннего и внешнего лексикона, обеспечивающего минимальное общение.

Принципы коррекционной работы:

- принцип системности и комплектности ( уже на начальных этапах специалисты лекотеки работают сообща, в тесном контакте друг с другом);

-системность ( коррекционная работа проводится 2-3 раза в неделю в индивидуальном порядке в присутствии родителей);

-опора на зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые рецепторы;

-экспрессия педагога на каждом занятии - способствует подражательности и эмоционально настраивает детей на речевое восприятие;

-наглядность, доступность, постепенное повышение требований.

К дополнительным направлениям коррекционной работы мы относим совершенствование моторной сферы, общей и мелкой моторики, мимической и артикуляционной моторики.

Реализация задач и принципов работы с безречевыми детьми проходит с использованием следующих средств:

Игры и упражнения, активизирующие все высшие психические функции.

Игры и упражнения, регулирующие мышечный тонус детей.

Самостоятельная игровая деятельность.

Игры, формирующие структуру речевой деятельности на всех ее уровнях.

Коррекционно – развивающая среда.

Организованное семейное воспитание.

Социализация детей, через организацию посещения детьми общеразвивающих групп.

У неговорящих детей большое значение приобретают другие виды коммуникации, в частности, поддерживающая, опорная (жесты и мимика, картинки и символы). Ни родители, ни педагоги ни в коем случае не должны запрещать ребенку использовать жесты в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребенок хочет общаться, но не знает как. Дайте ему понять, что любое общение с ним вам очень нравится. Помните: при появлении речи он станет жестикулировать меньше. Поощряйте речевую реакцию ребенка в любом случае - как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением, не  настаивайте на четкости произношения.

На первых порах в процесс организации коррекционно-образовательной деятельности данного воспитанника необходимо включать игры с использованием заинтересовавших ребенка игрушек.

В целях развития слухового восприятия нужно учить отгадывать на слух и повторять неречевые звуки (хлопки, щелчки, стук по столу).

Обязательно педагог должен уделять внимание развитию понимая речи. В зависимости от возраста и уровня развития ребенка, это можно осуществлять, используя простейшие инструкции, поручения («покажи ушки», «покажи щечки», «подай карандаш», «принеси красный кубик»).

Важно создание ситуаций, которые эмоционально заинтересовывают ребенка, вызывают побуждение к воспроизведению по подражанию отдельных звуков (гласных), звукоподражаний, звукокомплексов и отдельных, легко произносимых слов.

Большое внимание следует уделять работе над пальчиковой моторикой, в том числе с использованием комплекса кинезиологических упражнений, которые позволяют через тело мягко воздействовать на мозговые структуры. Как один из методов кинезиологического направления особого внимания заслуживает Су-Джок-терапия, активизирующая речевое развитие ребенка посредством стимулирования речевых областей в коре головного мозга.

Для развития мелкой моторики и зрительного восприятия, формирования пространственных представлений, различению предметов по форме и цвету  необходимы: кубики, конструкторы, мозаики, сборные игрушки. Огромная роль принадлежит работе над артикуляционной моторикой, дыханием, развитием речевого слуха и внимания.

Педагоги и родители, при организации работы с данной категорией детей должны помнить, что кроме непосредственного воздействия на речевую деятельность, коррекционный процесс должен охватывать все формы детской деятельности, учитывая  индивидуальность ребенка, его общее, психоречевое и психомоторное развитие,  состояние  речевой деятельности, интересы и предпочтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по теме "Организация театрализованных игр с детьми дошкольного возраста"

Перспективный план работы по теме "Организация театрализованных игр с детьми дошкольного возраста"...

Лицензионные электронные образовательные ресурсы в работе с неговорящими детьми раннего возраста.

На  современном  этапе  общество  пришло  к  пониманию  необходимости  оказания  ранней  помощи  детям  с  нарушениями  в  ра...

Опыт работы «Организация литературных проектов с детьми дошкольного возраста»

Наше  дошкольное учреждение реализует основную общеобразовательную программу на основе программы «Истоки» научный руководитель — доктор педагогических наук Л.А. Парамонова....

Содержание работы по организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста

Содержание работы по организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста...

Конспект занятия с неговорящими или временно неговорящими детьми дошкольного возраста на тему: «Профессии»

Конспект занятия, направленный на развитие альтернативной коммуникации с неговорящими детьми....

Система работы по организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста как фактор развития их познавательной активности

Проблемы модернизации образовательного процесса в ДОУ и школе.Педагогический форум Самарского региона 2019 года...

Комплекс занятий для работы логопеда с неговорящими детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет с отставанием и отклонениями в развитии.

Данный комплекс занятий предполагает развитие активной речи ребенка до уровня звукоподражаний, лепетных и простых общеупотребительных слов. Развитие артикуляционных движений, мелкой моторики и дыхания...