Организация работы с неговорящими детьми дошкольного возраста.
статья по коррекционной педагогике на тему
Организация работы с неговорящими детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsii_raboty_s_negovoryashchimi_detmi.docx | 15.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ.
Дети с нарушениями речи – это одна из самых распространенных категорий детей с ОВЗ в дошкольных организациях.
У нас в лекотеке дети с разными заболеваниями. Но все они сопровождаются нарушениями речи. Тяжелое недоразвитие речи приводит к нарушениям саморегуляции, поведения, произвольной памяти, различных типов мышления и, следовательно, вызывает нарушение социализации. Но помимо детей с нарушением речи, к нам приходят и неговорящие, безречевые дети. Речевая работа с неговорящими детьми требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении образовательных технологий. Поэтому все наши педагоги, сотрудники лекотеки, уделяют большое внимание созданию мотивации к общению, тем самым побуждая ребенка к звукоподражанию.
В нашей лекотеке работают педагоги – психологи, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагоги дополнительного образования по тестопластике и развитию речи, воспитатели, социальный педагог.
Основная цель нашей работы с неговорящими детьми - создание мотивации к речевой деятельности и развитие речевой инициативы.
Основные задачи коррекционной работы :
- стимуляция речевой и психической активности;
-развитие эмоционального общения со взрослым;
-совершенствование способности к подражанию действиям взрослого;
-развитие и коррекция разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков;
-формирование мотивационно – побудительного уровня речевой деятельности;
-формирование внутреннего и внешнего лексикона, обеспечивающего минимальное общение.
Принципы коррекционной работы:
- принцип системности и комплектности ( уже на начальных этапах специалисты лекотеки работают сообща, в тесном контакте друг с другом);
-системность ( коррекционная работа проводится 2-3 раза в неделю в индивидуальном порядке в присутствии родителей);
-опора на зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые рецепторы;
-экспрессия педагога на каждом занятии - способствует подражательности и эмоционально настраивает детей на речевое восприятие;
-наглядность, доступность, постепенное повышение требований.
К дополнительным направлениям коррекционной работы мы относим совершенствование моторной сферы, общей и мелкой моторики, мимической и артикуляционной моторики.
Реализация задач и принципов работы с безречевыми детьми проходит с использованием следующих средств:
Игры и упражнения, активизирующие все высшие психические функции.
Игры и упражнения, регулирующие мышечный тонус детей.
Самостоятельная игровая деятельность.
Игры, формирующие структуру речевой деятельности на всех ее уровнях.
Коррекционно – развивающая среда.
Организованное семейное воспитание.
Социализация детей, через организацию посещения детьми общеразвивающих групп.
У неговорящих детей большое значение приобретают другие виды коммуникации, в частности, поддерживающая, опорная (жесты и мимика, картинки и символы). Ни родители, ни педагоги ни в коем случае не должны запрещать ребенку использовать жесты в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребенок хочет общаться, но не знает как. Дайте ему понять, что любое общение с ним вам очень нравится. Помните: при появлении речи он станет жестикулировать меньше. Поощряйте речевую реакцию ребенка в любом случае - как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением, не настаивайте на четкости произношения.
На первых порах в процесс организации коррекционно-образовательной деятельности данного воспитанника необходимо включать игры с использованием заинтересовавших ребенка игрушек.
В целях развития слухового восприятия нужно учить отгадывать на слух и повторять неречевые звуки (хлопки, щелчки, стук по столу).
Обязательно педагог должен уделять внимание развитию понимая речи. В зависимости от возраста и уровня развития ребенка, это можно осуществлять, используя простейшие инструкции, поручения («покажи ушки», «покажи щечки», «подай карандаш», «принеси красный кубик»).
Важно создание ситуаций, которые эмоционально заинтересовывают ребенка, вызывают побуждение к воспроизведению по подражанию отдельных звуков (гласных), звукоподражаний, звукокомплексов и отдельных, легко произносимых слов.
Большое внимание следует уделять работе над пальчиковой моторикой, в том числе с использованием комплекса кинезиологических упражнений, которые позволяют через тело мягко воздействовать на мозговые структуры. Как один из методов кинезиологического направления особого внимания заслуживает Су-Джок-терапия, активизирующая речевое развитие ребенка посредством стимулирования речевых областей в коре головного мозга.
Для развития мелкой моторики и зрительного восприятия, формирования пространственных представлений, различению предметов по форме и цвету необходимы: кубики, конструкторы, мозаики, сборные игрушки. Огромная роль принадлежит работе над артикуляционной моторикой, дыханием, развитием речевого слуха и внимания.
Педагоги и родители, при организации работы с данной категорией детей должны помнить, что кроме непосредственного воздействия на речевую деятельность, коррекционный процесс должен охватывать все формы детской деятельности, учитывая индивидуальность ребенка, его общее, психоречевое и психомоторное развитие, состояние речевой деятельности, интересы и предпочтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по теме "Организация театрализованных игр с детьми дошкольного возраста"
Перспективный план работы по теме "Организация театрализованных игр с детьми дошкольного возраста"...
Лицензионные электронные образовательные ресурсы в работе с неговорящими детьми раннего возраста.
На современном этапе общество пришло к пониманию необходимости оказания ранней помощи детям с нарушениями в ра...
Опыт работы «Организация литературных проектов с детьми дошкольного возраста»
Наше дошкольное учреждение реализует основную общеобразовательную программу на основе программы «Истоки» научный руководитель — доктор педагогических наук Л.А. Парамонова....
Содержание работы по организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста
Содержание работы по организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста...
Конспект занятия с неговорящими или временно неговорящими детьми дошкольного возраста на тему: «Профессии»
Конспект занятия, направленный на развитие альтернативной коммуникации с неговорящими детьми....
Система работы по организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста как фактор развития их познавательной активности
Проблемы модернизации образовательного процесса в ДОУ и школе.Педагогический форум Самарского региона 2019 года...
Комплекс занятий для работы логопеда с неговорящими детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет с отставанием и отклонениями в развитии.
Данный комплекс занятий предполагает развитие активной речи ребенка до уровня звукоподражаний, лепетных и простых общеупотребительных слов. Развитие артикуляционных движений, мелкой моторики и дыхания...