Формирование правильной речи дошкольников через использование инновационных технологий
материал по коррекционной педагогике на тему

Чиркина Ирина Николаевна

Предварительный просмотр:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД №166"


“Формирование правильной речи дошкольников через использование инновационных технологий”

 

Учитель-логопед
И.Н. Чиркина

Формирование правильной речи дошкольников через использование инновационных технологий.

Воспитание высокообразованных людей, является необходимым фактором развития общества, а необходимым компонентом этого воспитания, несомненно, должно быть овладение всеми богатствами родного языка.

Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в воспитании личности ребенка, потому что овладение родным языком – жизненная потребность. Применяя на протяжении многих лет только традиционные логопедические технологии, я испытывала некоторые трудности, неудовлетворенность в своей работе: хотелось быстрее поставить ребенку правильный звук, ввести его в речь, как можно лучше развить словарь, связную речь. Современные дети отличаются от своих сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании. Поэтому возникла необходимость искать нестандартные подходы в своей логопедической работе. Изучая современную педагогическую литературу, интернет ресурсы, опыт учителей-логопедов из других регионов России и ближнего зарубежья, а также используя личный жизненный опыт, я стала применять в своей работе инновационные технологии.

Многие современные педагоги и ученые находят положительный эффект во взаимодействии методов по укреплению здоровья детей и методов развития речи детей. Поэтому я активно применяю в своей работе здоровьесберегающие технологии.

Одна из них – биоэнергопластика. По данным ученных института физиологии детей и подростков им Кольцовой, Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности.

При обучении детей синхронным движениям использую следующие приемы и методы:

  1. Наглядно-зрительные приемы, включающие показ педагогом движения, подражание образам окружающей жизни, использование зрительных ориентировок и наглядных пособий (карточки, фотографии и т.д.)
  2. Краткое описание и объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт детей.
  3. Команды, сигналы для акцентирования внимания и одновременности действий (считалки, стихи, игровые зачины)

Для достижения наибольшего эффекта необходимо учитывать принцип поэтапности.

Первый этап: разучивание и выполнение упражнений для губ и языка.

Второй этап: разучивание и выполнение упражнений для кистей и пальцев рук.

Третий этап: соединение (сопряжение) движений губ, языка, кистей и пальцев рук.

Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Я самостоятельно подбираю движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это делает. Я привлекаю внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Упражнения проходят в игровой форме, сопровождаются короткими стихотворениями.

Когда мы говорим о здоровьесбережении, невольно приходят мысли о закаливании детей, профилактических процедурах, о лете, когда наши дети болеют редко. А лето – это солнце и море. Эти рассуждения натолкнули меня на мысль об использовании в своей работе сухой морской соли, польза которой известна давно, она богата различными микроэлементами и минералами. Соль активно применяется в санаторно-курортном лечении.

Поэтому я составила комплекс упражнений для развития мелкой моторики руки в сухой морской соли. Контактируя с кожей рук ребенка, кристаллы соли массируют ее, происходит дополнительное раздражение нервных окончаний, улучшается кровоток в мышцах, а значит, более успешно развивается мелкая моторика руки. Нахождение морской соли в помещении наделяет воздух полезными свойствами, что благотворно влияет на органы дыхания.

Упражнения выполнятся в игровой форме в специальных контейнерах, наполненных морской солью. Каждое упражнение имеет свое название и сопровождается стихотворением. Игры в морской соли способствуют развитию воображения ребенка и формированию связной речи, так как сопровождая речью свои действия, воспитанники активизируют свой словарный запас, продолжают овладевать навыками правильного построения своих высказываний.

Игры для пальцев рук.

«Ловим рыбку».

В емкости с солью дети отыскивают крупные пуговицы, ракушки, пробки от пластиковых бутылок и т.д.

«Построим замок»

С использование различных мелких предметов в емкости с солью делаются различные постройки.

«Художники»

Указательным пальцем на соляной поверхности дети рисуют различные предметы.

«Угадай-ка»

Найти по заданию педагога спрятанный в соли предмет (в емкости находятся разные предметы).

«Кладоискатели»

Одна ладонь с расставленными в стороны пальцами погружается в соль. Другой рукой осторожно освобождаем от соли поочередно все пальцы в области ногтевых пластин.

Использование необычного сочетания пальчиковой гимнастики и морской соли с одной стороны, несложный и доступный вид деятельности для ребенка, с другой стороны очень интересный и увлекательный. Дети с удовольствием им занимаются, что дает возможность рекомендовать его использование в непосредственной образовательной деятельности в группах детского сада, а также родителям для домашней организации досуга детей, их оздоровления, укрепления и развития мелкой моторики руки.

Валеологический подход к решению задач по воспитанию правильной речи предполагает использование технологий, направленных на общую гармонизацию и повышение уровня здоровья. Примеры использования таких технологий я нашла, знакомясь с образовательным проектом «Речь. Развитие. Здоровье.», который предлагают педагоги и ученые г. С-Петербурга. Примером может служить использование даосского комплекса «Шесть целительных звуков». В этих упражнениях каждый звук (сочетание звуков) и цвет подобраны для снятия напряжения в определенной группе органов.

  1. С-с-с-с легкие белый сухой холод
  2. Чу – у-у-у почки голубой влажная прохлада
  3. Ш-ш-ш-ш печень зеленый свежий ветер
  4. Ха-а-а-а сердце красный жара
  5. Ху-у-у-у селезенка желтый теплая влага
  6. Хи-и-и-и «тройной обогреватель» — система, связывающая работу органов тела, расположенных на трех разных вертикалях тела: верхний — сердце, легкие; средний – селезенка и желудок; нижний – почки, печень, тонкий и толстый кишечник, мочевой пузырь. Связи с определенным цветом не имеет.

Чем полезна эта технология для речевого развития? Прежде всего тем, что формирует правильное речевое дыхание, на основе которого развивается мелодико-интонационная сторона речи. Закрепляем так же правильное звукопроизношение. Так как при произнесении звука рекомендуется вызвать в памяти определенный цвет, для воспитанников в помощь использую изготовленный мною наглядный материал — иллюстрации, изображающие белое облако, голубые незабудки, зеленые камыши, красный мак, желтый подсолнух.

Применение вышеизложенных технологий имеет положительное воздействие на речь ребенка и его здоровье, сохранять которое в современном, компьютеризированном мире становится все труднее.

Технический прогресс входит в жизнь детей с раннего возраста, и является неотъемлемой частью образовательного процесса. В своей работе я также использую информационную технологию обучения, которая включает в себя работу с мультимедийным оборудованием и говорящей ручкой «Знаток», которая озвучивает детскую познавательную, художественную литературу, а так же, позволяющее самому ребенку с помощью встроенного в нее диктофона озвучивать иллюстрации, собственные поделки и т.д. Ручка предназначена для детей дошкольного возраста, удобна и проста в использовании.

Использование инновационных технологий вызывает у детей интерес в нашей с ними совместной деятельности, снижает утомляемость, повышает познавательную активность, что приводит к хорошим результатам по устранению недостатков речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой"

Овладение диалогической речью - это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речев...

Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Цель проекта  - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...

Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Цель проекта  - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...

Педагогический проект «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию диалогической речи. Одним из таких недос...

МАСТЕР-КЛАСС ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ с использованием инновационных технологий к заседанию методического объединения воспитателей ДО

МАСТЕР-КЛАСС ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ с использованием инновационных технологий(к заседанию методического объединения воспитателей ДО №2) ...

"Развитие речи дошкольников с использованием инновационных технологий.» «Кейс- технология.»

quot;Что такое "кейс-технологии" и как применять методы "кейс-технологии" на практике с дошкольниками"...