Конспект индивидуального комплексного коррекционного занятия со слепым ребёнком старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Занятие проводится в игровой форме. Действия с игрушечным зайчиком помогают закрепить знание геометрических фигур, упражнять в количественном и порядковом счёте. Проводятся упражнения по подготовке к овладению шрифтом Брайля. Особое внимание уделено развитию психических процессов и остаточного зрения слепого ребёнка, ориентировке в пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №120»
Конспект индивидуального
комплексного коррекционного занятия
со слепым ребёнком
старшего дошкольного возраста
Учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Метельская Н. Г.
г. Рязань
2016 г.
Цели занятия:
Коррекционно-обучающие:
- оречевлять действия ребёнка и побуждать его к оречевлению собственных действий;
- закрепить знание объёмных геометрических фигур (шар, куб, конус, параллелепипед, цилиндр) и плоскостной фигуры - круга;
- упражнять в количественном и порядковом счёте до шести;
- готовить к овладению шрифтом Брайля, ориентировке в шеститочии Брайля;
Коррекционно-развивающие:
- развивать сохранные анализаторы, остаточное зрение (цветоощущение), внимание, память, логическое мышление ребёнка;
- развивать общую и мелкую моторику, тактильное восприятие;
- развивать ориентировку на микроплоскости, частях своего тела;
Коррекционно-воспитательные:
- вызвать желание участвовать в игре-занятии, хорошее настроение;
- побуждать к общению с окружающими, используя речевые и неречевые средства общения;
- учить доводить начатое дело до конца.
Средства коррекции:
- игрушечный заяц;
- массажный шарик;
- «Чудесный мешочек» с объёмными геометрическими фигурами, одна из которых (куб) мягкая;
- индивидуальный фланелеграф на подставке;
- 6 разноцветных кружков из бархатной бумаги;
- пластилин, шаблон морковки для плоскостной лепки;
Предварительная работа: тактильное обследование мягких игрушек (медведя, зайца, кошки), геометрических объёмных и плоскостных фигур, ознакомление с расположением точек Брайля в ячейке-шеститочии (в увеличенном виде с помощью кружков на фланелеграфе), аппликационная лепка (морковка для зайчика).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Учитель-дефектолог предлагает определить, кто пришёл на занятие. Девочка на ощупь узнаёт игрушечного зайца по длинным ушкам, гладит его голову и лапки.
2. Массаж и самомассаж пальцев рук.
Тифлопедагог массирует руки и пальчики девочки, предлагая вспомнить их названия. Затем ребёнок самостоятельно массирует ладошки при помощи массажного шарика.
3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Педагог рассказывает, что зайка нашёл в лесу мешок, но не знает, что в нём, и предлагает ребёнку определить на ощупь, что находится в мешочке. Девочка определяет объёмные геометрические фигуры, расставляет их по указанию на столе и определяет их количество (5). Находится лишняя фигура – это мягкий куб, остальные фигуры твёрдые, пластмассовые.
4. Физкультминутка.
Во время физкультминутки девочке предлагается попрыгать, как зайчик, спрятаться от лисы, показать части тела с правой и левой стороны.
5. Дидактическое упражнение «Разложи кружки на фланелеграфе».
(Подготовка к овладению азбукой Брайля).
Тифлопедагог ставит индивидуальный фланелеграф с кружками на подставке. Короткие стороны расположены сверху и снизу, а длинные – по бокам (как в брайлевской ячейке). Кружки разложены по три с левой и правой стороны фланелеграфа, Тифлопедагог предлагает узнать геометрические фигуры. Ребёнок определяет, что это кружки. Учитель-дефектолог просит назвать порядковые номера кружков (первый, второй, третий – сверху вниз с левой стороны фланелеграфа, четвёртый, пятый и шестой – сверху вниз с правой стороны).
После того, как зайка пробежал, случайно сбил и разбросал кружки, ребёнок по указанию и при помощи тифлопедагога ещё раз раскладывает по порядку кружки на фланелеграфе, называя их цвет.
6. Пальчиковая гимнастика.
Ребёнку предлагается показать при помощи пальчиков заячьи уши, спеть песенку о зайчике.
7. Продолжение аппликационной лепки – «Морковка для зайчика».
Педагог напоминает, что девочка не долепила морковку для зайки. Ребёнок с помощью взрослого заканчивает работу и дарит зайчику.
8. Гимнастика для глаз.
Так как у зайчика устали и заболели глазки, девочка показывает ему, что можно сделать, чтобы глаза отдохнули – подержать их закрытыми, пока педагог досчитает до десяти, а затем быстро поморгать.
9. Итог занятия.
Тифлопедагог хвалит ребёнка за игру с зайкой, предлагает попрощаться с ним и идти играть в группу с другими детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение правильной речи заикающихся детей дошкольного возраста (план-программа коррекционной работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет)
Составлен учителями-логопедами ГБДОУ №116 Фрунзенского района Санкт-Петербурга...
План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста коррекционной группы № 4. Тема: "Наши руки не для скуки".
Тема: "Наши руки не для скуки"Интеграция: труд, социализация, коммуникация, познание, здоровье, художественное творчество.Оборудование и материал:- музыкальная картина (пение птиц, шум водопада);- пев...
Феоктистова В. А. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье
Феоктистова В. А. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье...
План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста коррекционной группы «Здравствуй, музей-тарелки»
Возрастная адресованность: 6 лет, коррекционная группа детского садаДлительность мероприятия: 25 минутЦель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, формирование познавательной мотивации ...
План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста коррекционной группы «Дед Мазай и зайцы»
Возрастная адресованность: 6 лет, коррекционная группа детского садаЦель: систематизировать представление детей о весенних явлениях в природе Предварительная работа:Чтение рассказа «Дед Мазай и ...
Конспект интегрированного занятия в коррекционной группе ЗПР старшего дошкольного возраста «Путешествие в математическое королевство»
Развивать познавательный интерес старших дошкольников к социальному окружению через интеграцию детских видов деятельности....
Основные (классические) методы работы коррекционного педагога с детьми дошкольного возраста. Структура коррекционного занятия.
Консультация для педагогов: "Основные (классические) методы работы коррекционного педагога с детьми дошкольного возраста. Структура коррекционного занятия."...