Конспект индивидуального комплексного коррекционного занятия со слепым ребёнком старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Метельская Наталия Геннадьевна

Занятие проводится в игровой форме. Действия с игрушечным зайчиком помогают закрепить знание геометрических фигур, упражнять в количественном и порядковом счёте. Проводятся упражнения по подготовке к овладению шрифтом Брайля. Особое внимание уделено развитию психических процессов и остаточного зрения слепого ребёнка, ориентировке в пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №120»

Конспект индивидуального

комплексного коррекционного занятия

со слепым ребёнком

старшего дошкольного возраста

Учитель-дефектолог (тифлопедагог)

 Метельская Н. Г.

г. Рязань

2016 г.

Цели занятия:

Коррекционно-обучающие:

  • оречевлять действия ребёнка и побуждать его к оречевлению собственных действий;
  • закрепить знание объёмных геометрических фигур (шар, куб, конус, параллелепипед, цилиндр) и плоскостной фигуры - круга;
  • упражнять в количественном и порядковом счёте до шести;
  • готовить к овладению шрифтом Брайля, ориентировке в шеститочии Брайля;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать сохранные анализаторы, остаточное зрение (цветоощущение), внимание, память, логическое мышление ребёнка;
  • развивать общую и мелкую моторику, тактильное восприятие;
  • развивать ориентировку на микроплоскости, частях своего тела;

Коррекционно-воспитательные:

  • вызвать желание участвовать в игре-занятии, хорошее настроение;
  • побуждать к общению с окружающими, используя речевые и неречевые средства общения;
  • учить доводить начатое дело до конца.

Средства коррекции:

  • игрушечный заяц;
  • массажный шарик;
  • «Чудесный мешочек» с объёмными геометрическими фигурами, одна из которых (куб) мягкая;
  • индивидуальный фланелеграф на подставке;
  • 6 разноцветных кружков из бархатной бумаги;
  • пластилин, шаблон морковки для плоскостной лепки;

Предварительная работа: тактильное обследование мягких игрушек (медведя, зайца, кошки), геометрических объёмных и плоскостных фигур, ознакомление с расположением точек Брайля в ячейке-шеститочии (в увеличенном виде с помощью кружков на фланелеграфе), аппликационная лепка (морковка для зайчика).

Ход занятия:

       

       1. Организационный момент.

Учитель-дефектолог предлагает определить, кто пришёл на занятие. Девочка на ощупь узнаёт игрушечного зайца по длинным ушкам, гладит его голову и лапки.

       2. Массаж и самомассаж пальцев рук.

Тифлопедагог массирует руки и пальчики девочки, предлагая вспомнить их названия. Затем ребёнок самостоятельно массирует ладошки при помощи массажного шарика.

       3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Педагог рассказывает, что зайка нашёл в лесу мешок, но не знает, что в нём, и предлагает ребёнку определить на ощупь, что находится в мешочке. Девочка определяет объёмные геометрические фигуры, расставляет их по указанию на столе и определяет их количество (5). Находится лишняя фигура – это мягкий куб, остальные фигуры твёрдые, пластмассовые.

       4.  Физкультминутка.

Во время физкультминутки девочке предлагается попрыгать, как зайчик, спрятаться от лисы, показать части тела с правой и левой стороны.

       5. Дидактическое упражнение «Разложи кружки на фланелеграфе».

(Подготовка к овладению азбукой Брайля).

Тифлопедагог ставит индивидуальный фланелеграф с кружками на подставке. Короткие стороны расположены сверху и снизу, а длинные – по бокам (как в брайлевской ячейке). Кружки разложены по три с левой и правой стороны фланелеграфа, Тифлопедагог предлагает узнать геометрические фигуры. Ребёнок определяет, что это кружки. Учитель-дефектолог просит назвать порядковые номера кружков (первый, второй, третий – сверху вниз с левой стороны фланелеграфа, четвёртый, пятый и шестой – сверху вниз с правой стороны).

После того, как зайка пробежал, случайно сбил и разбросал кружки, ребёнок по указанию и при помощи тифлопедагога ещё раз раскладывает по порядку кружки на фланелеграфе, называя их цвет.  

       6. Пальчиковая гимнастика.

Ребёнку предлагается показать при помощи пальчиков заячьи уши, спеть песенку о зайчике.

       7. Продолжение аппликационной лепки – «Морковка для зайчика».  

Педагог напоминает, что девочка не долепила морковку для зайки. Ребёнок с помощью взрослого заканчивает работу и дарит зайчику.

       8. Гимнастика для глаз.

 Так как у зайчика устали и заболели глазки, девочка показывает ему, что можно сделать, чтобы глаза отдохнули – подержать их закрытыми, пока педагог досчитает до десяти, а затем быстро поморгать.

       9. Итог занятия.

Тифлопедагог хвалит ребёнка за игру с зайкой, предлагает попрощаться с ним и идти играть в группу с другими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста коррекционной группы № 4. Тема: "Наши руки не для скуки".

Тема: "Наши руки не для скуки"Интеграция: труд, социализация, коммуникация, познание, здоровье, художественное творчество.Оборудование и материал:- музыкальная картина (пение птиц, шум водопада);- пев...

Феоктистова В. А. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье

Феоктистова В. А. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье...

План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста коррекционной группы «Здравствуй, музей-тарелки»

Возрастная адресованность: 6 лет, коррекционная группа детского садаДлительность мероприятия: 25 минутЦель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, формирование познавательной мотивации ...

План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста коррекционной группы «Дед Мазай и зайцы»

Возрастная адресованность: 6 лет, коррекционная группа детского садаЦель: систематизировать представление детей о весенних явлениях в природе Предварительная работа:Чтение рассказа «Дед Мазай и ...

Конспект интегрированного занятия в коррекционной группе ЗПР старшего дошкольного возраста «Путешествие в математическое королевство»

Развивать познавательный интерес старших дошкольников к социальному окружению через интеграцию детских видов деятельности....

Основные (классические) методы работы коррекционного педагога с детьми дошкольного возраста. Структура коррекционного занятия.

Консультация для педагогов: "Основные (классические) методы работы коррекционного педагога с детьми дошкольного возраста. Структура коррекционного занятия."...