Технология ТРИЗ: цели и задачи, методы и приемы.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Дудкина Татьяна Викторовна

Главная задача ТРИЗ – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. ТРИЗ - хороший инструмент для развития всех  интегративных качеств у ребенка- дошкольника.ТРИЗ в дошкольном детстве – это определенная система воспитания и развития человека, которая подразумевает активное и одновременное развитие у детей процессов мышления, речи и воображения, памяти, внимания, расширение знаний детей об окружающем мире посредством использования элементов ТРИЗ и методов развития творческого воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре для педагогов ДОУ

Технология ТРИЗ: цели и задачи, методы и приемы

                                                                                Учитель-логопед

                                                                                Дудкина Т.В.

Методика ТРИЗ была разработана более 60 лет назад. Изначально она создавалась для  помощи в нахождении решений технических задач и способствовала развитию мышления, его гибкости, системности, логическому построению и оригинальности.

ОсновоположникТРИЗ – российский ученый- практик, писатель- фантаст, педагог Генрих Саулович Альтшуллер. В 1946 году в Баку началась работа над созданием научной технологии творчества, которая со временем получила название Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). В 1989 году была образована международная Ассоциация ТРИЗ.

Более десяти лет технология ТРИЗ использовалась в образовании для развития мышления у детей разного возраста.

                В дошкольной педагогике этот метод получил распространения благодаря вкладу доктора педагогических наук, профессора Академии педагогики МЭГУ, а некогда методиста детского сада Анны Михайловны Страунинг. Она является автором многочисленных пособий и разработок для педагогов детских садов и одним их авторов программы «Росток». В свое время она проводила многочисленные семинары по всей стране, обучая педагогов.

Этот процесс очень органично вписался вдеятельность детских садов. Каким образом?

                С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая. Каждый ответ педагога, родителей на детский вопрос рождает новые вопросы. Дошкольный возраст недаром называют возрастом «почемучек». Поисковое поведение является естественным для детей.

Поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазии, творчество в условиях неопределенности (определение В. Ротенберга 2001)

Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего может развиться пассивная позиция в будущем, когда при каждом столкновении с трудностями человек не будет стремиться искать пути решения, а капитулирует. В последнее время увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу, успеваемость детей падает, снижается положительная мотивация к учению.

Вот почему важно не упустить момент, поддержать интерес ребенка, укрепить его веру в свои возможности уже на этом этапе жизни. Самостоятельно дошкольник еще не может найти  ответы на интересующие его вопросы, ему помогают взрослые.

Задача родителя, педагога - таким образом организовать процесс познания, чтобы он был полон живости, притягательности.

Государственная политика в области образования тоже требует изменения подходов к содержанию образования и организации воспитательно - образовательной работы в ДОУ. С 2011 года школы перешли на стандарты нового поколения, а соответственно изменились требования и к выпускнику дошкольного учреждения.

 В связи с этим разработаны ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы  дошкольного образования.

В документе определены качества ребенка - дошкольника, которые он сможет приобрести в результате освоения новых программ. Вот некоторые из них:

•        Способный решить интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослыми, так и им самим.

•        Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

                Педагоги детского сада должны быть вооружены специальным инструментарием, т.е. владеть технологиями, которые позволяют формировать у детей определенные знания и компетенции.

(Компетентность - это усвоенный ребенком в процессе обучения способ действия (знаю, умею и применяю на практике)).

 А какие технологии выбрать? Наверное, те, которые формируют у детей качества, необходимые человеку будущего. И тогда вопрос стоит об инновационных технологиях, которые являются основой инновационного образования.

 (Инновационное образование - модель образования, ориентированная на максимальное развитие творческих способностей и создание сильной мотивации к саморазвитию индивида на основе избранной образовательной траектории и области профессиональной деятельности).  

Особенности инновационного образования:

•        обучение предвидению (развитие воображения, умение разрешать противоречия, эффективно действовать в критических ситуациях);

•        включенность обучающегося в сотрудничество и участие в процессе принятия важных решений.

        Таким образом, технология ТРИЗ:

•        Хорошо соотносится с природой ребенка-дошкольника и важно не упустить момент, когда познавательный интерес высок.

•        Её использование политически правильно, т.к. поддерживается государственная политика в области образования.

•        Это хороший инструмент для развития всех  интегративных качеств у ребенка- дошкольника.

Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

В основе ее лежит принцип, что новые знания дети должны приобретать не в процессе урока, а приходить к ним как к конечному результату.

ТРИЗ в дошкольном детстве – это определенная система воспитания и развития человека, которая подразумевает активное и одновременное развитие у детей процессов мышления, речи и воображения, памяти, внимания, расширение знаний детей об окружающем мире посредством использования элементов ТРИЗ и методов развития творческого воображения, компьютерных обучающих программ и постепенное использование полученных знаний и умений в разных видах самостоятельной деятельности: художественной, речевой, игровой, исследовательской, коммуникативной  и др.

Сущность ТРИЗ состоит в следующем:

•        ТРИЗ основывается на знании законов развития систем. Т.е. любой объект сушествует не просто сам по себе, а находится во взаимодействии с другими объектами и явлениями (в определенной системе взаимодействия), и эта система находится в постоянном развитии.

•        Использование рационально организованной информации. (Не всю информацию вываливать на ребенка, а с помощью определенных методов, приемов, в определенной последовательности, в зависимости от той цели, которую вы ставите перед ребенком)

•        Управление мышлением в процессе решения задачи.(Педагог не просто тренирует мышление (думай, думай) и дает готовые ответы, а направляет мыслительный процесс ребенка опять же с помощью определенных приемов, методов к достижению поставленной цели.)

Методов активизации мышления и развития творческого воображения   много.

•        Словесные методы (рассказ, беседа, дискуссия, объяснение)

•        Наглядные методы (демонстрация, иллюстрация).

•        Игровые методы (дидактические, игры-инсценировки, симуляционные игры, когда ребенок погружается в сказочную или и иную ситуацию))

•        Практические  методы (упражнение, исследования)

В программу по ТРИЗ для детей дошкольного возраста входят различные коллективные игры и занятия, которые являются уникальным средством обучения детей нахождению противоречивых свойств предметов и явлений, а также способов их разрешения. Все предлагаемые игры и занятия ставят перед ребенком цель самостоятельно выбрать тему, материал и вид деятельности.

Изначально в основу концепции обучения по этой  технологии были заложены четыре основные  стадии.

На первой стадии подразумевается поиск сути и истины. Именно в этот период ребенок начинает учиться осознавать, что любой из предметов, которые его окружают, может использоваться совершенно по-разному.

Вторая стадия полностью посвящена этапу поиска противоречий в самом предмете. На этой стадии анализируется, что в нем полезно и хорошо, а что является и вовсе лишним.

На третьей стадии перед ребенком ставится задача разрешить противоречия. Этот этап является самым интересным, так как именно для него  была разработана целая система развивающих задач и игр. Весь этот комплекс направлен на то, чтобы ребенок учился самостоятельно выдумывать нестандартные пути решения поставленных проблем, уходя от обычно навязываемых стереотипных решений.

Последняя, четвертая стадия, направлена на развитие творческого воображения и мышления. Теперь ребенок должен самостоятельно придумать не выполнявшиеся ранее упражнения, а также сказки, где присутствуют противоречия. Именно для этой стадии  были разработаны различные специализированные методики, в состав которых входит рисование, конструирование, лепка и игра.

Главной особенностью процесса обучения по этой методике является выполнение ребенком всех этапов работы самостоятельно, без подсказок воспитателя. Каждый ребенок, который прошел все четыре стадии обучения, после этого становится самостоятельной творческой личностью, у которой широкий диапазон мышления и способности к непосредственному анализу окружающей действительности.

Главная заслуга ТРИЗ - развитие нестандартного мышления у ребенка. Именно нестандартность является первым шагом к гениальности.

В настоящее время разработан комплекс упражнений на основе ТРИЗ, развивающих творческое мышление и его основной компонент - воображение.

Творческое мышление уже в дошкольном возрасте начинает носить системный характер. Наибольшее влияние на его формирование оказывает уровень развития творческого воображения и сформированность интеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей и др.).

Основным педагогическим средством развития творческого (системного) мышления правомерно считаются дидактические игры, которые необходимо проводить как в разнообразных видах занятий, так и в свободное время.

За основу построения комплекса взято понятие системности, разработанное Г.С. Альтшуллером. Системное мышление по отношению к объекту - это умение осуществлять в комплексе следующие мыслительные операции:

•        выбрать объект и определить его функцию;

•        определить линию развития как собственно объекта, так и его функции;

•        выявить составляющие объекта;

•        определить основания под построение классификационной структуры, в которой находится объект;

•        осуществить сравнение объекта с другими объектами по разнообразным признакам

Исходя из этих мыслительных шагов, работа с ребенком строиться с учетом формирования каждого составляющего:

  • объект - функция (ресурсы);
  • объект - подсистема;
  • объект - надсистема;
  • развитие объекта во времени;
  • сравнение систем по ряду признаков.

Итогом обучения является умение ребенка старшего дошкольного возраста описывать все системные связи любого объекта материального мира.

 Положительные результаты дает работа по развитию высокого уровня воображения. Организовывать ее целесообразнее в процессе проведения каждой игры, но с условием деления картин мира на фантастические и реальные.

ТРИЗ представляет собой совокупность методов, которые позволяют решать эти самые изобретательские задачи.

Решение изобретательской задачи – это выявление, анализ и разрешение противоречий.

        Техническим противоречием называют взаимодействие в системе, состоящее, например, в том, что полезное действие вызывает одновременно и вредное действие.(Г.С.Альтшуллер)

 Обучение детей мыслить противоречиями начинается с обучения различным играм.

 Далее рекомендуется освоение методов ТРИЗ.

 Они делятся на

Методы, основанные на системном подходе .

•        Системный оператор

•        Метод снежного кома

•        Метод золотой рыбки.

•        Ступенчатый  эвроритм.

Методы психологической активизации мышления.

•        Мозговой штурм.

•        Синектика

•        Метод контрольных вопросов.

•        Морфологический анализ.

Методы, основанные на математическом подходе.

•        Бином фантазии

•        Фантастическое вычитание.

•        Фантастическое умножение.

•        Метод « Наоборот»

•        Оператор РВС.

•        Простые приемы фантазирования.

Методы, основанные на перемене мест.

•        Перемена мест.

•        Метод фокальных объектов.

•        Метод изменения оценки.

•        Метод взаимного обмена.

•        Фантограмма.

        Для того, чтобы начать работу по овладению технологией, требуется самому педагогу избавиться от психологической инерции, стереотипов, поработать над развитием собственного воображения, научиться управлять своим мышлением. Не овладев данным арсеналом качеств, педагог не сможет достичь положительных результатов в работе по технологии ТРИЗ, которая заставляет человека по-новому взглянуть на себя, свою деятельность, на окружающий мир.

Что же необходимо педагогу для организации  работы по ТРИЗ?( к вопросу как, когда и где)

Первое.

 Усвоить, как закон, 10 заповедей творческой личности.

1.        Будьте хозяином своей судьбы.

2.        Достигайте успеха в том, что Вы любите.

3.        Вносите свой конструктивный вклад в общее дело.

4.        Стройте свои отношения с людьми на доверии.

5.        Развивайте свои творческие способности.

6.         Культивируйте в себе смелость.

7.        Заботьтесь о своем здоровье

8.         Не теряйте веру в себя.

9.        Старайтесь мыслить позитивно.

10.        Сочетайте материальное благополучие с духовным удовлетворением.

Второе.

Каждый день работы с детьми – поиск. Педагог не должен раскрывать детям истину, он должен находить ее вместе с детьми.

Третье.        

Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, в каждом веществе, событии, факте..«Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то полезно,а что-то вредно.

Четвертое.

 Учить детей  выявлять противоречия  и решать их, используя различные приемы.

Пятое.

 Игры- каждый день! А чтобы арсенал игр не иссякал, пользуйтесь пособием А.М. Страунинг. Вы научитесь сами придумывать игры и упражнения.

 Целесообразно составлять картотеки, каталоги, банки таких игр, задач- шуток, изобретательских, сказочных задач на каждый прием разрешения противоречий.

 Шестое.

Беседы с детьми на исторические темы: история изобретения карандаша, история изобретения стола, колеса и.т.д.  Рассматривая объект в его временном развитии, мы видим историю постоянных усовершенствований. Пусть дети увидят, что изобретать- значит решать противоречия.

Седьмое.

Чудеса прогулок. Используя приемы фантазирования (оживление, увеличение, уменьшение и т.д.), можно решать вопросы развития и вопросы воспитания.  Прогулка- то место и то время, которое необходимо использовать для развития воображения детей.

Восьмое.

Наступает  вечер. Какие таинства таит он в себе? Это время сказок, время любимых занятий. Со сказкой можно работать. Пусть это время станет для малышей  встречей со сказкой.

Что может дать ТРИЗ педагогу и учреждению в целом?

•        Технология творчества позволит перестроить процесс воспитания и образования в группе, развить качества творческой личности в себе, в своих воспитанниках.

•        «Оживит» знания, «оживит» процесс, что позволит получить удовольствие от работы, ау воспитанников - от пребывания в группе детского сада. Легче добиться хорошего результата.

•        Заставит задуматься о стиле жизни.

        

Каковы качества творческой личности.

•        Достойная цель (новизна, общественная полезность, конкретность, перспективность, еретичность, индивидуальность, масштабность, непосильность)

•        Планы достижения цели (умение планировать)

•        Высокая работоспособность

•        Результативность

•        Способность отстаивать идеи (способность держать удар)

•        Хорошая техника решения творческих задач.

Все эти качества необходимы и в деятельности, и в  обыденной жизни каждого человека, у нас с вами есть возможность овладеть основами технологии, что будет способствовать и профессиональному и личностному росту каждого педагога.

Основные задачи программы «Росток»

1.Воспитывать качества творческой личности.

2.Развивать у детей способность грамотно действовать во всех сферах человеческой действительности.

3.Воспитывать элементарную лексическую грамотность, умение понять инструкцию, проблему и решить еес максимальной степеньюидеальности, соблюдая при этом правила безопасности и нормы общественного поведения.

4.Развивать чувство уверенности, базирующееся на сознании самоценности с пониманием достоинств и недостатков в себе самом и окружающих.

5.Формировать навыки творческой работы, включающие следующие компоненты:

        - развитое воображение в двух основных его формах: порождение идеи и возникновение плана ее реализации;

        - оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения;

        - беглость мышления – богатство и разнообразие ассоциаций, количество образовавшихся связей в пределах ограниченного времени;

        - широта категоризации – отдаленность ассоциаций, неожиданность использования предметов, обобщение явлений, не имеющих очевидных связей;

        - гибкость – способность приспосабливаться к неожиданным изменениям  ситуации.

Игры по технологии ТРИЗ.

1.  Игры на формирование умения выявлять функции объекта

 2. Игры на определение линии развития объекта

 3. Игры на выявление над-системных связей.

 4. Игры на определение под-системных связей объекта

 5. Игры на объединение над- и под- системы объекта

 6. Игры на умение выявлять ресурсы объекта

7. Игры на сравнение систем

 8. Игры на классификацию объекта

 9. Универсальные системные игры.

1. Игры на формирование умения выявлять функции объекта

- "Что умеет делать?"(с 3 лет)

Что может мяч?

 Вежливый человек - это какой и что умеет делать?(Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или собаке, он может уступать место в автобусе или трамвае старушке, а еще сумку донести.Выручить из беды другого человека.)

- «Мои друзья»(с 4лет)

 Я - ковер - самолет. Мои друзья - это то, что умеет летать.

( К воспитателю подходят дети, взявшие на себя образ самолета, птицы, комара, космической ракеты, листочка, перышка).

Мои друзья - это то, что умеет превращаться в газообразное состояние

 К воспитателю подходят дети, взявшие образ воды в чайнике, в самоваре.

- "Дразнилка" (с 5 лет)

 Дети, не называя функцию объекта вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще  - Кошка. (Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка)

-  Пылесос.(Шумелочка, всасывалка, выдувалочка, убиралка, тарахтелочка, сломалище…)

2. Игры на определение линии развития объекта

-"Раньше-позже» (с 3 лет)

 Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия).

 В: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?

В: А до этого?

 В: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?

- «Чем был - чем стал?» (с 4-х лет)

 Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют.

При уточнении понятия относительности размера

 В: Это было раньше маленьким, а стало большим.

 Д: Человек был маленьким ребенком, а стал взрослым и высоким.

В: Это было раньше большим, а стало маленьким.

 Д: Конфета, когда ее едят становиться маленькой; самолет, когда рядом стоит, кажется очень большим, а когда улетает - становится все меньше и меньше.

- «Где живет?»

-  Где живет радость? (У нас в группе, во мне, в моей любимой кошке, в маме, в телевизоре).

-  Где живет зло? ( В сказке про Бабу-Ягу, про мачеху… в милиционере, в злом человеке)

- Методика маленьких человечков.

 В: Где живут жидкие человечки?

 Д: В стакане с водой, в человеке, в крови его. В аквариуме. В луже. В реке.

 В: А где могут жить газообразные человечки?

Д: В воздухе, в нашей группе, в резиновой игрушке, в бутылке с лимонадом, в  человеке.

 Задачу можно усложнять.

В: Где одновременно живут твердые и жидкие человечки?

 Д: В арбузе, в чайнике…

В: В каких предметах одновременно могут жить газообразные и твердые человечки?

Д: В мяче резиновом. В надувном шаре. В резиновой игрушке, в телевизоре, в почтовом ящике.

4. Игры на определение под-системных связей объектов.

-"Что можно сказать о предмете, если там есть…"

В: Что можно сказать о системе, в которой нет света?

 Д: Это может быть темное помещение, почва, черный ящик, шкаф закрытый.

В: Что можно сказать об объекте, от которого вкусно пахнет?

 Д: Это живой объект?

 В: Да.

Д: Это может быть парикмахер (от него пахнет одеколоном), кулинар и повар (от них пахнет булочками, пирогами, ванилином, пряностями всякими.

 В: А если это неживой объект, но от него тоже вкусно пахнет. Что это?

 Д: Магазин парфюмерный, кухня в детском саду.

5. Игры на объединение над- и под- системы объекта

-  "Хорошо-плохо".

Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.

 В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

 Д: Потому, что она сладкая.

 В: Съесть конфету - плохо. Почему?

 Д: Могут заболеть зубы.

-"Волшебный светофор»

У "Волшебного светофора" красный цвет означает подсистему объекта, желтый - систему, зеленый - надсистему.  Воспитатель вывешивает предметную картинку машины (в старшем дошкольном возрасте - схему машины).

В: Если я подниму кружочек красного цвета, вы мне скажете, из чего состоит машина. Если я подниму круг зеленого цвета,  вы мне скажете, частью чего является машина. Если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажете: для чего она; нарисуете в воздухе этот предмет, изобразите этот предмет

6. Игры на умение выявлять ресурсы объекта

- "Робинзон Крузо"  (для детей старшего дошкольного возраста)

 Цель: Учить детей выделять ресурсы предмета; используя их, создавать фантастические ситуации.

 Правила игры: Воспитатель рассказывает историю о корабле, потерпевшем крушение и о том, что у спасшихся людей из множества предметов остался только один какой-то предмет, но его много. После этого начинается игра, в ходе которой детям надо придумать выход из создавшейся проблемной ситуации (построить жилище, защититься от врагов, найти и добыть пищу и так далее). Ведущий метод - мозговой штурм. Принимаются все без исключения предложения, но педагог выделяет самые "сильные" детские решения. В конце занятия детям можно предложить реализовать и воплотить свой вариант в рисунке, в лепке, придумать сказку или рассказ и рассказать родителям. Важно, чтобы была какая-то продуктивная деятельность.

7. Игры на сравнение систем

- "На что похоже"

 Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

 Правила игры: Ведущий  называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.

 Похожими объекты могут быть по назначению, по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу.

 - На что похож звук "Р"?( На шум мотора, пылесоса, на рычание льва или собаки)

-  На что похожа мелодия вальса?( На распускание цветка, на легкий шелест

листьев дерева, пробуждение животных от зимней спячки, на смешение красок)

- "Давай поменяемся " (5-7 лет)

 Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она) умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавшими объект.

 Р1: Я - лед. Я прозрачный и состою из твердых человечков.

Р2: Я - вода. Я состою из жидких человечков.

Р3: Я - пар. Я состою из газообразных человечков.

 Затем идет обмен функциями: лед (ребенок 1) неожиданно стал состоять из жидких человечков, а пар (ребенок 3) стал твердым. Когда это бывает.

8. Игры на классификацию объекта

-"Все в мире перепуталось"

.Примечание: Для игры используется "модель мира", которая на первом этапе ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира

9. Универсальные системные игры.

Основания игр - логика системного мышления (Г.С. Альтшуллер).

В качестве средства системного мышления выступает девятиэкранная модель ("чудесный экран" или "девятиэкранка").

- место функционирования объекта и его класс

- прошлое объекта или его функции объект и его функция будущее объекта или его функции

- части объекта (составляющие элементы)

 "Если мы рассмотрим САМОЛЕТ, этот самолет для быстрой перевозки пассажиров по воздуху (функция), состоит он из мотора, двигателя с горючим, системы управления и корпуса с разными удобствами для пассажиров (подсистема). Самолет свое дело выполняет в воздухе, но ему надо быть еще в аэропорту для заправки, ремонта и посадки пассажиров (надсистема). Самолет относится к воздушному транспорту (классификация). Раньше были не такие самолеты. Они были менее удобные, летали недолго и низко над землей. Скорость у них была много меньше (первый вариант объекта в прошлом). В далеком прошлом люди только мечтали взлететь и были неудачные попытки сделать это с помощью крыльев, которые привязывали к рукам прыгающих с высоты смельчаков (второй вариант прошлого). Самолеты в будущем будут еще лучше, чем сейчас. Для того, чтобы они не разбивались их будут делать, например, резиновыми или со специальными парашютами... Самолеты будут

более надежные, скоростные и удобные для пассажиров (будущее объекта

первого варианта)... Придет время, и люди откажутся от строительства самолетов, люди научатся перемещаться по воздуху на большой скорости с помощью индивидуальных летательных приспособлений (будущее второго варианта)..."


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: учитель-логопед Дудкина Т.В. Технология ТРИЗ: Цели и задачи Методы и приемы

Слайд 2

История создания Основоположник научной технологии творчества (впоследствии – Теория Решения Изобретательских Задач ) – российский ученый-практик, писатель-фантаст, педагог Генрих Саулович Альтшуллер (1946 год, г. Баку). ТРИЗ способствует развитию мышления, его гибкости, системности, логическому построению и оригинальности. Более десяти лет технология ТРИЗ используется в образовании для развития мышления у детей разного возраста.

Слайд 3

Качества выпускника ДОУ В результате освоения инновационных программ дошкольник овладеет интегративными качествами и компетенциями: Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослыми, так и им самим. Любознательный , активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Слайд 4

Технология ТРИЗ Хорошо соотносится с природой ребенка-дошкольника, удовлетворяет его высокий познавательный интерес. Отвечает требованиям государственной политики в области образования. Является хорошим инструментом для развития всех интегративных качеств у ребенка- дошкольника.

Слайд 5

Сущность ТРИЗ • ТРИЗ основывается на знании законов развития систем (любой объект находится во взаимодействии с другими объектами и явлениями, и эта система находится в постоянном развитии. • Использование рационально организованной информации (с помощью определенных методов, приемов, в определенной последовательности, в зависимости от цели). • Управление мышлением в процессе решения задачи (педагог направляет мыслительный процесс ребенка с помощью определенных приемов, методов к достижению поставленной цели).

Слайд 6

Главная задача ТРИЗ – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения . ТРИЗ в дошкольном детстве – это определенная система воспитания и развития человека, которая подразумевает: активное и одновременное развитие у детей процессов мышления, речи и воображения, памяти, внимания; расширение знаний детей об окружающем мире посредством использования элементов ТРИЗ и методов развития творческого воображения, компьютерных обучающих программ; постепенное использование полученных знаний и умений в разных видах самостоятельной деятельности: художественной, речевой, игровой, исследовательской, коммуникативной и др.

Слайд 7

Творческое мышление зависит от: уровня развития творческого воображения; с формированности интеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей и др.). Средство развития творческого (системного) мышления - дидактические игры.

Слайд 8

Системное мышление по отношению к объекту – - это умение осуществлять в комплексе следующие мыслительные операции: • выбрать объект и определить его функцию; • определить линию развития как собственно объекта, так и его функции; • выявить составляющие объекта; • определить основания под построение классификационной структуры, в которой находится объект; • осуществить сравнение объекта с другими объектами по разнообразным признакам

Слайд 9

Методы ТРИЗ Методы, основанные на системном подходе: •Системный оператор •Метод снежного кома •Метод золотой рыбки. •Ступенчатый эвроритм . Методы психологической активизации мышления. Мозговой штурм. Синектика Метод контрольных вопросов. Морфологический анализ. Методы, основанные на математическом подходе. • Бином фантазии • Фантастическое вычитание. • Фантастическое умножение. • Метод « Наоборот» • Оператор РВС. • Простые приемы фантазирования. Методы, основанные на перемене мест . • Перемена мест. • Метод фокальных объектов. • Метод изменения оценки. • Метод взаимного обмена. • Фантограмма .

Слайд 10

Этапы ТРИЗ. , 1 этап - поиск сути и истины . Ребенок учится осознавать, что любой из окружающих предметов может использоваться совершенно по-разному . 2 этап - поиск противоречий в предмете . А нализ «хорошо – плохо». 3 этап - разрешение противоречий. Поиск нестандартных путей решения поставленных проблем через систему развивающих задач и игр. 4 этап - развитие творческого воображения и мышления. Самостоятельное придумывание не выполнявшиеся ранее упражнений и сказок с противоречиями. Специализированные методики ТРИЗ (рисование , конструирование, лепка и игра).

Слайд 11

Что необходимо педагогу для организации работы по ТРИЗ? Первое: Усвоить 10 заповедей творческой личности. 1. Будьте хозяином своей судьбы. 2. Достигайте успеха в том, что Вы любите. 3. Вносите свой конструктивный вклад в общее дело. 4. Стройте свои отношения с людьми на доверии. 5. Развивайте свои творческие способности. 6. Культивируйте в себе смелость. 7. Заботьтесь о своем здоровье 8. Не теряйте веру в себя. 9. Старайтесь мыслить позитивно. 10. Сочетайте материальное благополучие с духовным удовлетворением

Слайд 12

Второе.: Каждый день работы с детьми – поиск. Педагог не должен раскрывать детям истину, он должен находить ее вместе с детьми. Третье : Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, событии, факте..«Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте. Четвертое: Учить детей выявлять противоречия и решать их, используя различные приемы. Пятое: Игры - каждый день! Научитесь сами придумывать игры и упражнения. Составляйте сами картотеки, каталоги игр! Шестое: Беседуйте с детьми об истории изобретения вещей. Пусть дети увидят, что изобретать - значит решать противоречия. Седьмое: Чудеса прогулок. Прогулка- то место и то время, которое необходимо использовать для развития воображения детей. Восьмое: Вечер – время таинств, время сказок, время любимых занятий .

Слайд 13

Качества творческой личности. • Достойная цель (новизна, общественная полезность, конкретность, перспективность, индивидуальность, масштабность, непосильность ) • Планы достижения цели (умение планировать) • Высокая работоспособность • Результативность • Способность отстаивать идеи (способность держать удар) • Хорошая техника решения творческих задач.

Слайд 14

Основные задачи программы «Росток» 1. Воспитывать качества творческой личности. 2. Развивать у детей способность грамотно действовать во всех сферах человеческой действительности. 3. Воспитывать элементарную лексическую грамотность, умение понять инструкцию, проблему и решить ее с максимальной степенью идеальности, соблюдая при этом правила безопасности и нормы общественного поведения. 4. Развивать чувство уверенности, базирующееся на сознании самоценности с пониманием достоинств и недостатков в себе самом и окружающих. 5.Формировать навыки творческой работы, включающие следующие компоненты: развитое воображение в двух основных его формах: порождение идеи и возникновение плана ее реализации; оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения; беглость мышления – богатство и разнообразие ассоциаций, количество образовавшихся связей в пределах ограниченного времени; широта категоризации – отдаленность ассоциаций, неожиданность использования предметов, обобщение явлений, не имеющих очевидных связей; гибкость – способность приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации.

Слайд 15

Игры по технологии ТРИЗ. 1. Игры на формирование умения выявлять функции объекта 2. Игры на определение линии развития объекта 3. Игры на выявление над-системных связей 4. Игры на определение под-системных связей объекта 5. Игры на объединение над- и под- системы объекта 6. Игры на умение выявлять ресурсы объекта 7. Игры на сравнение систем 8. Игры на классификацию объекта 9. Универсальные системные игры.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ ИГРОТРЕНИНГА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ ИГРОТРЕНИНГА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ...

Консультация "Основные цели и задачи метода проектов"

Проектная деятельность - инновационная форма работы....

Использование методов ТРИЗ-технологий для реализации программных задач по ознакомлению дошкольников с элементами астрономии

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «...

Мастер-класс "Технологии ТРИЗ в детском саду. Метод мозгового штурма"

МАСТЕР-КЛАСС «ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ. МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА»...

Технология постановки цели и задач к НОД в ДОУ

Из опыта работы могу сказать, что самым сложным этапом в подготовке конспекта к проведению НОД является постановка цели и задач. Типичными ошибкми является постановка нескольких целей, несоответствие...

Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи.

Статья о здоровьесберегающих технологиях предназначена для воспитатаелей. В данной статье описаны понятие, цель и задачи здоровьесберегающих технологий....

Основные цели и задачи метода проектов

консультация для родителей...