Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи.
рабочие листы

Юшкова Наталья Юрьевна

Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи

 

     Технологии: - это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально – педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают конктретность и четкость цели и задач, наличие этапов:

  1. Первичной диагностики;
  2. Отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;
  3. Использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели;
  4. Итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

 

     Что такое здоровьесберегающие технологии?

     Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи своевременного дошкольного образования, здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

     Цель здоровьесберегающих технологий  в дошкольном образовании, применительно к ребенку  - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,  знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической помощи  себе и другим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи

 

     Технологии: - это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально – педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают конктретность и четкость цели и задач, наличие этапов:

  1. Первичной диагностики;
  1. Отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;
  1. Использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели;
  1. Итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

 

     Что такое здоровьесберегающие технологии?

     Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи своевременного дошкольного образования, здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

     Цель здоровьесберегающих технологий  в дошкольном образовании, применительно к ребенку  - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,  знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической помощи  себе и другим.

     Применительно к взрослым – содействию становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и  валеогическому просвещению родителей.

     Задачи «технология здоровьесбережения» :

  1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использование доступных для детского сада средств физического воспитание, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе;
  2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;
  3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей укрепление их здоровья, развитии творческого потенциала.

     Здоровьесберегающая деятельность в детском саду осуществляется в следующих формах.

 

 

 

1.Медико – профилактические технологии

     Медико – профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами и использованием медицинских средств.

Задачи это деятельности организовать:

  1. мониторинг здоровья детей;
  1. разработку рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  1. контроль за питание детей, физическим развитием, закаливание;
  1. профилактические мероприятия, способствующие резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т.д.);
  2. помощь в обеспечении требований СанПин;
  1. здоровьесберегающую среду в ДОУ.

     Мониторинг за состояние здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинским работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям медицинским работникам иметь четкую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребенка в отдельности.    

 

 

 

2.Физкультурно – оздоровительная технология

     Физкультурно – оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

Задачи этой деятельности:

  1. развить физические качества;
  1. контролировать двигательную активность и состояние физической культуры дошкольников;
  1. формировать правильную осанку;
  1. осуществлять профилактику нарушений опорно - двигательного аппарата;
  2. прививать привычку повседневной физической  активности;
  1. оздоравливать при помощи средств закаливания.

   Физкультурно – оздоровительная деятельность осуществляется инструктором  по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию,  а также педагогами в виде различных гимнастик, физкульт-минуток, динамических пауз и пр.

 

3.Технологии обеспечения социально психологического благополучия ребенка

     Задачи этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье;  обеспечение социально – эмоционального благополучие, дошкольника, так как эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей важных для их здоровья.

     В своей деятельности «служба сопровождения» руководствуется Положением о медико – психолого – педагогической службе и ставит своей целью создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детейс учетом возрастных и индивидуальных особенностей, остояния соматического и психологического здоровья. В данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно – развивающее, лечебно – профилактическое и социальное направление.

 

4.Технологии здоровьесбережения и

 здоровьеобогащение педагов

     На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое внимание в нашем ДОУ уделяется побору и расстановке кадров на группы с учетом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости. Помня о том, что результаты физического развития зависят, прежде всего, от профессиональной подготовки педагогов, их педагогических знний, продуманна система всесторонний методической работы по совершенствованию мастерства.

     Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего, сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.

5.Технология валеологического просвещения

 родителей

     Главным воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяюродители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляется, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

     Информационно – просветительская деятельность выражаемая в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребенка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

     В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового  образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, конференции, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, семейный клуб, папки – передвижки,  беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, пактические показы (практикумы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные понятия, цели и задачи экологического образования дошкольников

Основные понятия, цели и задачи экологического образования детей дошкольного возраста...

Технология ТРИЗ: цели и задачи, методы и приемы.

Главная задача ТРИЗ – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. ТРИЗ - хороший инструмент для развития всех  интегративных качеств у ребенка- дошкольника.ТРИЗ в дошкольн...

Использование здоровьесберегающих технологий с целью повышения эффективности логопедических занятий

Обобщение опыта по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий с целью повышения эффективности логопедических занятий"...

Здоровьесберегающие технологии: понятие,виды и их использование

Статья, больше для родителей . В ней расскрыты виды и технологии, расшифровано странное для них понятие "здоровьесберезающие технологии"...

Сущность здоровьесберегающих технологий: понятия, критерии, технологии

Здоровьесберегающий  педагогический  процесс  ДУ - процесс  воспитания  и  обучения  детей  дошкольного  возраста  в  режиме  здоровьесбереж...

Технология постановки цели и задач к НОД в ДОУ

Из опыта работы могу сказать, что самым сложным этапом в подготовке конспекта к проведению НОД является постановка цели и задач. Типичными ошибкми является постановка нескольких целей, несоответствие...

Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи.

Статья о здоровьесберегающих технологиях предназначена для воспитатаелей. В данной статье описаны понятие, цель и задачи здоровьесберегающих технологий....