Серия игр "Угадай-ка"
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Игра «Угадай кто? »
Цель. Побуждать детей вспоминать признаки предметов без опоры на образец.
Описание упражнения. Воспитатель вспоминает: «Однажды в детский сад пришел гость. Он одет был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник? » Ребята отгадывают, кто это, а потом сами повторяют, во что был одет гость. Такие разговоры-загадки можно проводить о разных предметах.
Игра «Угадай, что мы загадали»
Цель. Учить классифицировать предметы по различным признакам.
Игровой материал. Карточки с изображением разных предметов (чашка, кукла, теплоход, паровоз и др.)
Ход игры. Перед группой детей воспитатель выкладывает несколько карточек с изображениями разных предметов. Водящий загадывает один из них. Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии предмета. Чтобы дети лучше поняли правила игры, воспитатель сам пробует несколько раз отгадать, что загадала команда детей.
Игра «Какое время года?»
Цель. Учить детей слушать описание природы в стихах. Прозе и соотносить его с определенным временем года.
Игровой материал. Короткие тексты о временах года.
Описание упражнения. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемежку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает? » - и, открывая карточку, читает текст. Дети отгадывают.
Игра «Когда это бывает?»
Цель. Тренировать в классификации по различным основаниям.
Игровой материал: 4 карточки с изображением времен года, карточки с картинками природы в разное время года, карточки на темы «Труд людей в разные времена года», «Игры детей», «Одежда».
Ход игры. Каждый ребенок выбирает карточку с изображением какого-либо сезона. Воспитатель дает детям разные задания. Одним предлагает собирать картинки по теме «Труд людей», другим – картинки по теме «Одежда» и т. д. После этого игра проводится аналогично игре «Лото».
Игра «Отгадай-ка»
Цель. Обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки: по описанию узнавать предмет.
Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они на занятии рассказывали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит, Каждый из вас будет выполнять роль какого-либо предмета. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате». После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовится к ответу) воспитатель дает палочку кому-то. Ребенок встает и описывает предмет, а затем передает палочку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, тот описывает свой предмет и передает палочку другому игроку. Во время игры воспитатель следит за тем, чтобы дети при описании предметов называли их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет. Он может задать вопросы загадывающему: «Где этот предмет находится? » или «Для чего нужен этот предмет? » Но спешить с наводящими вопросами не следует. Надо дать ребенку возможность самому припомнить предмет, его основные признаки и рассказать о них.
Игра «Похож – не похож»
Цель. Учить детей сравнивать предметы, находить в них различные признаки, различия, сходства, узнавать по описанию.
Ход игры. Воспитатель, усадив детей в кружок или за столы, предлагает им поиграть в новую игру. Обращаясь к ним он говорит: «Помните, мы с вами учились описывать два предмета, рассказывать, чем они похожи и чем они отличаются? Сегодня мы поиграем так. Каждый задумает два предмета, вспомнит, чем они отличаются друг от друга и чем похожи, и расскажет нам, а мы отгадаем. Вспоминайте. У меня в руках палочка, кому я ее положу, тот и будет загадывать». Ребенок, получивший палочку, загадывает: «Две птицы, одна большая, черная, с толстым клювом, а другая маленькая, с желтой грудкой». Загадывающий после небольшой паузы передает палочку любому из играющих. Тот должен быстро ответить и загадать свою загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который выкупает в конце игры.
В следующий раз воспитатель предлагает выбирать для сравнения предметы с менее заметными признаками различия. Дети понимают задание и дают описание, например, скамейки и дивана, кошки и котенка, сосны и ели.
Игра «Что кому нужно?»
Цель. Продолжать упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.
Ход игры. Воспитатель: «Сегодня мы поиграем в игру, где вы должны вспомнить, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что нужно для этой работы». Можно предложить другой вариант: воспитатель называет предметы труда людей определенной профессии, а дети называют профессию.
Игра «Вершки и корешки»
Цель. Упражнять детей в квалификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле)
Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что «вершки», а что – «Корешки»: «Съедобный корень овоща будем называть «корешки», а съедобный плод на стебле – «вершки». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь». Дети отвечают: «Корешки», «Помидор» - «Вершки». «Лук» - «Вершки и корешки».
Игра «Наоборот»
Цель. Воспитывать у детей быстроту мышления.
Игровой материал. Мяч
Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель объясняет правила игры: «Я произнесу слово и брошу кому-нибудь мяч, тот должен сказать слово, противоположное по смыслу.
Игра «Придумай предложение»
Цель. Развивать речевую активность, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель объясняет правила игры: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы придумаете с ним предложение. Придумывание предложения происходит с передачей палочки друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с картиной В.М.Васнецова "Иван-царевич на сером волке"
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе....
cоставление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин
1. Обучение составлению и рассказыванию рассказа по серии сюжетных картинок.2. Закрепление представлений о ранней весне.3....
Конспект занятия в "Музыкальной гостиной" по сказке "Серая шейка"
Занятие для детей и их родителей, которое знакомит их с творчеством Д. Мамина - Сибиряка...
Серия анкет для родителей: "Беспокоит ли Вас состояние речи ребенка?"
Использование данных анкет поможет родителям оценить речевое развитие ребенка указанного возраста, представит учителю-логопеду более полные сведения о развитии речи дошкольников....
Сценарий для постановки русской народной сказки "Лисичка-сестричка и серый волк"
Театр в логопедической работе....
Рассказывание по серии картинок
Презентация. Рассказывание по серии картинок. Средняя группа. "Как помочь птичке зимой?"...
Конспект ООД по обучению рассказыванию по серии картинок в старшей группе Тема: «составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин»
Программные задачи:Цель: учить детей составлению последовательного рассказа по серии сюжетных картин.Задачи:образовательные:- обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;- формир...