Как успокоить тревожного ребенка
консультация по коррекционной педагогике на тему

Грицюк Ирина Петровна

Рекомендации для родителей и педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_uspokoit_trevozhnogo_rebenka.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Как успокоить тревожного ребенка

Для напряжённого ребёнка нет иного способа развить глубокую концентрацию внимания, кроме как через практическую жизнь и сенсорные занятия.

Есть причина, по которой даже в традиционной терапии, внимание фокусируется на рисовании, рукоделии и музыке и по которой этим занимались с самого начала человеческого существования. Эти занятия устанавливают связь с чем-то первородным и дают нам свободу выражать себя так, как мы не можем в письме и речи. Работа руками – идеальное успокоение для души; она буквально заставляет ребёнка соприкасаться с окружающим миром.

Почему практические занятия успокаивают душу?

Рисование и рукоделие успокаивают нас по многим причинам. Выполняя эти монотонные занятия, дети совершенствуют координацию «глаз-рука» и оттачивают мелкую моторику, учатся следовать инструкции и исполнять задания в правильной последовательности. Также выбор того, когда и как выполнять работу, вызывает ощущение контроля и самостоятельности.

Как бы странно это ни звучало, язык имеет свои пределы, когда дело доходит до общения. Дети могут быть не в состоянии словесно выразить свои эмоции, им может не хватать словарного запаса для описания того, что они чувствуют. Практические занятия воздействуют не на кору головного мозга, а на подкорковое образование – амигдалу – эмоциональный стержень всего бытия. Когда амигдала успокоена, может начаться глубокая концентрация внимания.

Практические виды деятельности имеют много общего:

  1. Им легко научиться и их может выполнить ребёнок-новичок в Монтессори-классе без большого количества интенсивных уроков.
  2. Обычно это индивидуальные занятия, и благодаря этой индивидуальной беспрерывной работе ребёнок может по-настоящему сосредоточиться, когда никто не отвлекает.
  3. Обычно они повторяются без усложнений, что создаёт приятный ритм.
  4. Обычно они завершаются чем-то осязаемым, что даёт чувство завершённости и радость от вклада в жизнь общества.
  5. Занятия можно на какое-то время отложить и вернуться к ним позже; зачастую у них нет конкретного начала и конца.

Если у вас дома или в школе есть ребёнок, по той или иной причине нуждающийся в помощи, есть определённые виды деятельности, которые нужно сделать для него постоянно доступными. Необходимо внимательно наблюдать за ребёнком, ожидая, когда он начнёт сосредотачиваться и входить в состояние «потока», то есть не замечать течения времени и происходящих вокруг него дел. Заметив такое состояние, вы будете знать, что ребёнок нашёл свою «Великую работу»!

Вот некоторые идеи занятий для успокоения души:

– рукоделие: шитьё, вязание спицами и крючком, ткачество, плетение кружев и фенечек;

– рисование по пунктирным линиям и прокалывание: рисовать пунктиром фигуры на бумаге (например, с «металлическими вкладками Монтессори») и затем прокалывать их металлическим штырьком или большой кнопкой. То же самое можно сделать с отдельными материками из «карты континентов»;

– занятия с водой: чистить щёткой (всё что угодно: от стула и старой покрышки, до тыквы и красивой морской раковины), переливать (при помощи различных сочетаний чашек и кувшинов), выжимать воду из спринцовок и пипеток;

– глина и пластилин: возможно, вам захочется предложить деревянные инструменты для работы с глиной: стеки, резцы, скалки. Сжимать настоящую глину очень полезно для здоровья;

– раскрашивание: темперой, маркерами, цветными карандашами, восковыми мелками и масляной пастелью;

– работа с нитью и шнурками: шнуровать, нанизывать бусины разных размеров, делать бусы из макарон, плести ожерелья из ремешков;

– полировка: при помощи мягкой тряпицы и безопасной для ребёнка полироли (или даже детского лосьона), ребёнок может полировать столовое серебро, супницы, подсвечники и другие металлические предметы.

Концентрация – это ключ к прогрессу

Дать ребёнку шанс сосредоточиться – вот ключ к его прогрессу в любой области: эмоциональной, духовной, учебной и физической. Дети не могут учиться, если они не умеют сосредотачиваться. Тщетно заставлять их заниматься учёбой, когда они не достигли такого состояния. Дети сами поймут, когда они готовы к сложным урокам, а до тех пор мы должны обеспечивать их безопасным пространством, поддержкой, чёткой структурой и практической работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

25 фраз, чтобы успокоить тревожного ребенка

25 ФРАЗ, ЧТОБЫ УСПОКОИТЬ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКАКакие слова могут помочь ребенку справиться со стрессом и страхом?1. «Что ты чувствуешь? Можешь нарисовать это?»Дети часто не могут выразить свое...

25 фраз, чтобы успокоить тревожного ребенка

Тревожным расстройством страдает каждый десятый ребенок. Такие дети особенно остро нуждаются в поддержке близких. Какие слова могут помочь ребенку справиться со стрессом и страхом?...

25 фраз, чтоб успокоить тревожного ребенка

25 фраз, чтоб успокоить тревожного ребенка ребенка...

25 ФРАЗ, ЧТОБЫ УСПОКОИТЬ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА

Рекомендации для родителей...

Рекомендации педагога-психолога для родителей "25 способов успокоить тревожного ребёнка"

Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к это...