Особенности развития детей дошкольного возраста с СДВГ
консультация по коррекционной педагогике на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_korrektsii_sdvg_v_starshem_doshkolnom_vozraste.docx | 40.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития детей дошкольного возраста с СДВГ
В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом резко увеличилось количество детей с такими диагнозами, как гиперактивность (гиперкинетический синдром ГКС или гиперактивное расстройство ГР ), минимальная мозговая дисфункция (ММД), психоорганический синдром (ПОС), синдром дефицита внимания (СДВ). Многообразие понятий и теорий вносит путаницу в понимание сущности данных проявлений и затрудняет диагностику детей. Вокруг этих понятий и связанных с ними теорий идут многочисленные споры. Чтобы разграничить все эти понятия обратимся к истории развития СДВГ [8].
Автор статьи, Н. А. Горлова, дает четкое и последовательное описание истории изучения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью различными специалистами [8].
«Первые публикации о детской гиперактивности были сделаны в медицинской литературе психиатрами и неврологами в 19-ом столетии: например, Генрих Гофманн (1845), В. Ирлэнд (1877), Е. Боурнвилл (1897), Т. Клоустон (1899).
Известный английский педиатр Г. Ф. Стилл (1868-1941) считал основными механизмами поведения гиперактивных детей недостаточную «волевую сдержанность» и «дефект морального контроля». Причины нарушений в поведении гиперактивных детей он связывал с биологическим дефектом (наследственностью, темпераментом ребенка) и с поражениями центральной нервной системы (ЦНС).
Синдром гиперактивности стали рассматривать на фоне «органического повреждения головного мозга» ребенка (например, после перенесенных тяжелых инфекционных заболеваний). Врачи пришли к выводу о том, что среди детей со стойкими расстройствами поведения после эпидемии оказались те, кто перенес более тяжелые формы заболевания, закончившиеся формированием выраженных нарушений функций мозга. В 1934 году Е. Кан и Л. Коен описали проявления гиперактивности у детей (избыточная подвижность, неуклюжесть, непредсказуемый и взрывчатый характер в движениях и поступках) и указали, что она формируется (как врожденный дефект) в результате структурно-функциональных изменений в стволе головного мозга, регулирующих уровень активности ребенка.
В нашей стране (20-30 годы 20 века) также проводились исследования в области детской психиатрии. Наряду с описанием симптомов проявления гиперактивности у детей и её вариантов, они пришли к заключению о необходимости разграничивать такие диагнозы как психопатия и гиперактивность.
В 30-60 годы прошлого века врачи стали изучать гиперактивность на фоне «минимальных мозговых повреждений» и «минимальной мозговой дисфункции».
Г. Бирх и Ш. Рапин поставили под сомнение концепцию мозгового повреждения как единственную причину гиперактивного поведения ребенка. В 1963 году Оксфордская международная исследовательская группа по детской неврологии рекомендовала заменить термин «минимальное мозговое повреждение» на термин «минимальная мозговая дисфункция» (ММД), указывая на то, что гиперактивность не связана с выраженными нарушениями интеллектуального развития ребенка.
Применение нейропсихологических методов (Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. 1978, Глезерман Т. Б. 1983) при изучении проявляющихся у детей с ММД поведенческих, познавательных и речевых расстройств, позволило установить определенную взаимосвязь между характером нарушений и локализацией очагового поражения центральной нервной системы (ЦНС).
Дальнейшее всестороннее изучение минимальной мозговой дисфункции (ММД) потребовало разработки диагностических критериев для ряда состояний, которые раньше рассматривались в рамках этого диагноза. Был пересмотрен Международный классификатор болезней (МКБ -10, 1994), рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ)» [8 с. 57].
В МКБ-10 СДВГ относится к категории гиперпиретических расстройств (рубрика F90) в разделе «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте». Основной дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля, гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений [12].
Гиперкинетические расстройства – это группа, которая характеризуется: ранним началом; сочетанием чрезмерно активного, слабо модулируемого поведения с выраженной невнимательностью и отсутствием упорства при выполнении задач; тем, что эти поведенческие характеристики проявляются во всех ситуациях и обнаруживают постоянство во времени (МКБ-10).
Эти нарушения получили более точную классификацию « синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Этот термин на сегодняшний день является основным, не смотря на то, что в некоторых источниках может встречаться как минимальная мозговая дисфункция.
Автор пишет, что в этиологии и патогенезе СДВГ наибольшую роль играю три группы факторов, которые могут проявляться во взаимодействии:
- генетический фактор;
- морфофункциональное повреждение головного мозга в перинатальном периоде развития и раннем возрасте (связанное с недоношенностью, хронической внутриутробной гипоксией плода, гипоксически – ишемической перинатальной энцефалопатией и т.д.);
- психосоциальные факторы (недостаточное взаимопонимание между родителями, агрессивные отношения, частые конфликты в семье, неадекватные подходы к воспитанию и др.) [12].
Анализ литературы показывает единое мнение, что указанные факторы могут реализовываться во взаимодействии, усиливая друг друга.
Многие авторы в своих исследования указывают, что наличие социальных факторов (педагогическая запущенность, разносторонняя депривация, неадекватные стили воспитания, неблагоприятный социально-психологический климат в семье, низкий уровень образования родителей, семейный алкоголизм) способствуют развитию СДВГ [5, 12, 14, 27].
В патогенезе СДВГ ведущая роль отводится:
- нейроморфологическим изменениям лобной и сенсомоторной коры, базальных ганглиев головного мозга;
- нарушению функционирования нейромедиаторных систем, в особенности, норадреналиновой и дофаминовой.
«Опосредующим звеном реализации этих нарушений является минимальная мозговая дисфункция (Э. Голдберг, 2003). Этим термином наиболее часто обозначают состояния непрогредиентного характера с наличием легких, минимальных повреждений мозга на ранних этапах развития (до 3 лет) и проявляющихся в парциальных или общих нарушениях психической деятельности за исключением общего психического недоразвития (Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова, 1980). Наиболее характерными проявлениями при этом считаются моторная недостаточность, нарушения речи, восприятия, поведения, трудности в обучении» [12].
В последние годы этому заболеванию уделяют все больше внимания во всех странах, в том числе и России. Об этом свидетельствует ежегодное увеличение публикаций и книг по данной проблеме. И.П. Брязгунов приводит пример: в 1960 – 1975гг. – 2000, в 1977 – 1980 – 7000 публикаций. В настоящее время ежегодно более 2000 статей и книг уделяют внимание СДВГ. Это говорит об увеличении динамики распространения данного заболевания [5, с.15]. В детской популяции распространенность СДВГ колеблется от 20% во всем мире. От 10 % – 50% сохраняется во взрослой жизни. Все исследователи подчеркивают более высокую распространенность среди мальчиков от 2:1 до 9:1, в зависимости от возраста, групп исследования, методов исследования [5, с.44].
Многие авторы выделяют следующие особенности развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Первые признаки СДВГ могут проявляться уже на первом году жизни. К их числу относят чрезмерную чувствительность к раздражителям (свету, шуму, температуре), чрезмерно громкий плач, нарушения сна, возбуждение, и высокую подвижность.
Анализ статьи [12], и анализ некоторых первоисточников указанных в статье позволяет нам согласиться с точкой зрения автора, об особенностях развития детей с СДВГ.
«Функция внимания является при СДВГ закономерно нарушенной. Это выражается, прежде всего, в трудностях сосредоточения и удержания внимания, что объясняется как повышенной отвлекаемостью (в том числе на незначительные стимулы), так и истощаемостью вследствие церебральной астении и отсутствием достаточной мотивации. Так, Э. Голдберг (2003) указывает, что указанные проблемы наиболее ярко проявляются при субъективно «неинтересных» занятиях, но отсутствует при интересных, когда ребенка увлекает задача и он получает от ее выполнения удовольствие (в особенности, когда за успешным решением следует немедленное вознаграждение). Автор утверждает, что в некоторых случаях дефицит внимания может парадоксально сосуществовать со способностью к планированию. Это требует создания положительной мотивации, обязательной постановки цели, которую ребенок должен достичь, поощрения и анализа успешности ее достижения со стороны взрослых (И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова, 2001; Л.М. Шипицына и соавт., 2003). Тем более что тенденция к ухудшению внимания актуализируется в непривычных условиях, когда ребенок вынужден действовать самостоятельно.
Страдает переключаемость внимания, поэтому быстро сменяющие друг друга виды деятельности осуществляются редуцированно, некачественно и фрагментарно. Важно отметить, что при указании на ошибки дети с СДВГ стараются их исправить (И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова, 2001)
Как указывает автор О.И. Политика, «выраженные нарушения в сфере познавательных процессов у детей с СДВГ связаны с расстройствами слухового гнозиса. Эти нарушения проявляются в неспособности правильно оценить звуковые комплексы из серии последовательных звуков, невозможностью их воспроизведения (Т.Н. Осипенко, 1996) и недостатками зрительного восприятия, на которое влияют сиюминутные импульсы»[27,с. 23]
Память может соответствовать возрастной норме. Однако, вследствие неустойчивости внимания, наблюдаются пробелы в усвоенном материале. Возможны нарушения кратковременной памяти, выражающиеся в недостаточном объеме запоминания, повышенной тормозимости следов памяти, замедленном запоминании. При этом положительная мотивация и соответствующая возможностям ребенка организация материала дает компенсаторный эффект, что свидетельствует о сохранности корковой функции памяти [12; 27,с. 23].
Интеллектуальная деятельность ребенка с СДВГ циклична: произвольная продуктивная работа не превышает 5-15 минут, после чего теряется контроль над дальнейшей умственной активностью, когда в течение 3-7 минут мозг накапливает энергию для следующего рабочего цикла (Л.А. Ясюкова, 2000). В период восстановления ребенок перестает понимать, осмысливать и перерабатывать информацию, поэтому ребенок может не помнить, что он в это время делал, и не замечать таких перерывов. Умственная утомляемость в большей степени свойственна девочкам, в то время как у мальчиков она проявляется к семи годам (О.И. Политика, 2005). У девочек также снижен уровень словесно-логического мышления (Н.Н. Заваденко, 2000). Значительное влияние на мышление оказывают нарушения речи (задержка ее развития, моторная артикуляционная, недостаточность, нарушение речевого дыхания и др.), в особенности, ее регулирующей функции, что затрудняет последовательное выполнение интеллектуальных операций. Ребенок не замечает своих ошибок, забывает поставленную задачу, легко переключается на побочные, несущественные раздражители (Е.М. Мастюкова, 2002). О.И. Политика (2005) указывает на то, что среди детей с СДВГ встречаются действительно талантливые дети, но и случаи задержки психического развития не являются редкостью. Отставание в формировании высших психических функций не позволяет им нормально переносить интеллектуальные нагрузки (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, 2000).
Эмоциональное развитие отстает от нормальных показателей возрастной группы (О.В. Халецкая, В.Д. Трошин, 1998). Настроение неустойчиво и быстро изменяется в диапазоне от приподнятого до депрессивного. Встречаются беспричинные приступы злости, ярости, гнева по отношению к окружающим и самим себе. Занижена самооценка (Б.В. Лебедев и соавт., 1981). Недостаточен самоконтроль и произвольная регуляции, а также повышенный уровень тревожности (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, 2000, И.П. Брязгунов, Е.Б. Касатикова, 2001).
Спокойная обстановка, усилия взрослых приводят к тому, что деятельность становится успешной. Эмоции оказывают исключительно сильное влияние на этих детей. Эмоции средней интенсивности могут ее активизировать, однако при дальнейшем повышении эмоционального фона деятельность может быть полностью дезорганизована, а все только что усвоенное – разрушено (В.В. Лебединский, О.С. Никольская, 1990).
Характерно нарушение социальной адаптации. Уровень социальной зрелости ниже характерного для возрастного периода развития ребенка. Аффективная напряженность, трудности в общении со сверстниками и взрослыми, постоянные упреки со стороны старших, переживания своей не успешности в разных видах деятельности приводят к формированию заниженной самооценки, враждебности, неврозоподобных и психопатоподобных проявлений. Резко реагируют на запреты, замечания, демонстрируя нежелательные поведенческие реакции. Попытки сдержать ребенка могут привести к обратному эффекту, отчего страдает и сам ребенок, понимающий, что даже при желании оказывается неспособным сдержать свои обещания (Д.Н. Исаев, 1982; О.В. Халецкая, В.Д. Трошин, 1995).
Дети с СДВГ склонны к деструктивным играм, с трудом принимают правила. Испытывая трудности сосредоточения в игровой деятельности, проявляют конфликтность (И.П. Брязгунов, 1992). Амбивалентность форм поведения часто проявляется агрессией, жестокостью, плаксивостью, истероидностью, чувственной тупостью (Б.Р. Яременко и соавт., 2002). В силу социальной незрелости предпочитают играть с детьми младшего возраста. Игнорируют воздействия взрослых – и поощрения, и наказания. Похвала не имеет существенно значения в регуляции поведения, однако, как указывают Е.К. Лютова, Г.Б. Монина (2000) похвала и одобрение взрослых все же необходимы для укрепления уверенности в себе.
Импульсивность является основной причиной неряшливости в выполнении заданий, несдержанности в словах, поступках и действиях, неумении проигрывать, излишней настойчивости в исполнении окружающими своих желаний. Причем, с возрастом импульсивность имеет тенденцию к усилению (Н.Н. Заваденко, 2000). Присутствие взрослых не сдерживает ребенка.
Повышенная переключаемость с одного вида деятельности на другой происходит непроизвольно, без настройки и последующего контроля (А.В. Семенович, 2002).
Импульсивность, возбудимость, не целенаправленность часто сочетаются с трудностями усвоения школьных навыков, что ведет к выраженной школьной дезадаптации (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, 2000).
Возбудимость является причиной затруднений в освоении социальных навыков. Даже при соблюдении режима дети плохо засыпают, едят медленно, все роняют и разливают (Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова, 1980).
Повышенная тревожность, беспокойство, напряженность, страхи. Дети подвержены депрессивному состоянию, легко расстраиваются при неудачах (А.Д. Кошелева, Л.С. Алексеева, 1997).
Поведение отличается недостаточностью самоконтроля. Стремление к самостоятельным действиям оказывается более сильным мотивом, чем соблюдение правил, знание которых не выступает значимым мотивом действий (Е.О. Смирнова, 2000)» [12].
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов (МКБ-10).
Как указывает автор, Н. Н. Заваденко [14 с. 25] основным диагностическим критериям СДВГ относятся следующие симптомы (признаки).
- Несоответствующие нормальным возрастным характеристикам и свидетельствующие о недостаточных адаптационных возможностях:
- нарушения внимания;
- гиперактивность и импульсивность;
- Первые симптомы развиваются в возрасте до 7 лет;
- Симптомы постоянно сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптации ребенка;
- Недостаточная адаптация проявляется в различных ситуациях и видах окружающей обстановки (дома и в образовательном учреждении), несмотря на соответствие уровня интеллектуального развития нормальным возрастным показателям.
Невнимательность
- Не может удерживать внимание на деталях, из-за небрежности допускает ошибки в школьных заданиях, при выполнении другой работы.
- С трудом сохраняет внимание в ходе выполнения заданий или во время игры.
- Обычно складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь.
- Не может следовать инструкции и выполнить её, доводить до конца задание (при этом он понимает само задание).
- Испытывает трудности при самостоятельном выполнении задания в разных видах деятельности.
- Проявляет недовольство, сопротивляется, старается избежать те задания, которые требуют длительного умственного напряжения.
- Часто теряет вещи, как в школе, так и дома (игрушки, карандаши, книги и пр.)
- Легко отвлекается на посторонние стимулы.
- Проявляет забывчивость.
Гиперактивность
- Наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; не может спокойно сидеть на стуле, крутится, вертится.
- Во время уроков часто встает со своего места, ходит по классу.
- Проявляет бесцельную двигательную активность, бегает, крутится, пытается куда-то залезть.
- Не может тихо играть или спокойно заниматься каким-то делом.
- Находится в постоянном движении и ведет себя так, как будто к нему «привязали мотор».
- Часто бывает болтливым.
Импульсивность
- Отвечает на вопрос, не выслушав его до конца и не задумываясь.
- С трудом дожидается своей очереди (в различных ситуациях).
- Пристает к окружающим и мешает другим.
Чтобы поставить диагноз, достаточно выделить не менее шести показателей невнимательности, гиперактивности, импульсивности, которые проявляются на протяжении шести месяцев.
Согласно принципам классификации МКБ-10 выделяют три основных формы СДВГ:
- Сочетанная форма СДВГ,
- СДВГ с преимущественным нарушением внимания,
- СДВГ с преобладанием гиперактивности [14].
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать выводы:
- В настоящее время СДВГ рассматривается как нейробиологическое нарушение, этиология и патогенез которого носят комбинированный характер.
- Симптомокомплекс включает в себя невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
- Особенностью детей с СДВГ является: общее двигательное беспокойство, неусидчивость, недостаточная регуляция поведения, нарушения целенаправленности и концентрации активного внимания, импульсивность и инфантильность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, заниженная самооценка. И как следствие это ведет к школьной и социальной дезадаптации.
Список использованных источников и литературы
- Алексеев О. Л. Комплексный подход к коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью / О. Л. Алексеев, А. А. Королева // Специальное образование. – 2010. – № 3. С. 5-13.
- Баранов А.А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): этиология, патогенез, клиника, течение, прогноз, терапия, организация помощи / А. А. Баранов [и др.] // Экспертный доклад. [Текст] – Москва: 2007. - 170 с
- Баранова И. СДВГ: беседа с психологом [Электронный ресурс] / И. Баранова, О. Алисова. – Режим доступа: http://lib.komarovskiy.net/sdvg-beseda-s-psixologom.html.
- Бондаренко У.Н Психолого – педагогические особенности коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / У. Н. Бондаренко, Ю. А. Мичурина / / Международный журнал экспериментального образования – 2014. №7. – С. 8 – 11.
- Брязгунов И. П. Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях [Текст] / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Психотерапия, 2008. – 208 с.
- Габдракипова В. И. Психологическая коррекция детей с синдромом дефецита внимания и гиперактивностью (с учетом их половых различений) [Текст]: программа, мет. рекомендации /В. И. Габдракипова, Э. Г. Эйдемиллер. – Москва: УЦ Перспектива, 2009. – 44 с.
- Гарипова Ф. Н. Программа педагогической коррекции гиперактивных детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Ф. Н. Гарипова / Исследовательская работа – Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/
- Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития [Текст]: учебное пособие / П. Альтхерр [и др.]; под ред. М. Пассольта; пер. с нем. В. Т. Алтухова; науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. – Москва: Академия, 2004. – 160 с.
- Горлова Н. Гиперактивность современного ребёнка: норма или патология? / Н. Горлова / / Коррекционно – развивающее образование. 2009 №1. – С. 53 – 60.
- Грибанов А.В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей [Текст] / А. В. Грибанов [и др.]. – Москва: Академический Проект, 2004. – 176 с.
- Губанова Л. Какой ключик подобрать к шустрику?: из опыта работы психолога с гиперактивными детьми / Л. Губанова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 6. – С. 99-102.
- Демьянчук Р. В. Особенности детей с СДВГ [Электронный ресурс] / Р. В. Демьянчук. – Режим доступа: http//autism-center.ucoz.ru/publ/sdvg_sindrom_deficita_vnimanija_s_giperaktivnostju/osobennosti_detej_s_sdvg/3-1-0-4
- Дробинская А. О. Гиперактивный ребёнок. Как ему помочь? [Текст] / А. О. Дробинская / / Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2004. №2. – С. 67 – 73.
- Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Н. Заваденко. – Москва: Академия, 2005. – 256 с.
- Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дифицитом внимания [Текст] / Н. Н. Заваденко // Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу Дефектология. – 2000.№5 – 112с.
- Заломихина И.Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей / И. Ю Заломихина // Логопед, 2007 № 3 с.33-39
- Кошелева А. Диагностика и коррекция поведения гиперактивного ребенка [Электронный ресурс] / А. Кошелева, Л. Алексеева – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200201107
- Лебедева И. М. Взаимодействие с гиперактивными детьми [Электронный ресурс] / И.М. Лебедева. – Режим доступа: http://lebedeva.razvitie.edusite.ru/vzaimodeistvie-s-giperaktivnimi-detmi.pdf
- Лютова Е.К. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина – Москва: Генезис – 2000. – 192 с.
- Монина Г. Б. Гиперактивные дети: психолого – педагогическая помощь[Текст]: моногр. / Г.Б. Монина, Е. К. Лютова – Робертс, Л. С. Чутко. – Санкт – Петербург: Речь – 2007. – 186 с.
- Мостюкова Е. М. Воспитание в семье ребенка с нарушением внимания и гиперактивным поведением [Текст] / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московина / / Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2002. №2. – С. 41 – 51.
- Мухина С. Двигательная расторможенность детей и способы её коррекции / С. Мухина / / Коррекционно – развивающее образование. 2011 №1. – С. 32 – 39.
- Наумеко Ю. В. Особенности обучения детей с ММД [Текст] / Ю. В. Науменко / / Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2006. №5. – С. 3 – 11.
- Осипова А. А. Общая психокоррекция [Текст]: учебное пособие для вузов / А.А.Осипова. – Москва: Сфера, 2007. – 512 с.
- Осипова О. А. Программа по коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) / О. А. Осипова, О. М. Иванова // Практическая психология и логопедия. – 2007. – №3. – С. 4 - 18.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст]: учебное пособие / под ред. И. В. Дубровиной. – Москва: Академия, 1998. – 160 с.
- Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью [Текст] / О. И. Политика. Санкт – Петербург: Речь, 2005. – 208 с.
- Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам / А. Л. Сиротюк. – Москва: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
- Слюсарева Е.С. Методы психологической коррекции [Текст]: учеб. пособие / Е.С Слюсарева, Г. Ю. Козловская. – Ставрополь, 2008 – 240 с.
- Халецкая О. В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности в детском возрасте [Электронный ресурс] / О. В.Халецкая – Режим доступа: http://www.nmclinika.ru/content/sindrom_defitcita_vnimaniia.html.
- Шарапановская Е. В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП [Текст] / Е. В. Шарапановская. – Москва: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
- Шипицина Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / Л. М. Шипицина [и др.]. – Санкт – Петербург: Речь, 2003. – 240 с.
- Яскова О. Гиперактивность как психологический диагноз: особенности гиперактивного ребенка / О. Яскова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 8. – С. 108 – 113.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка особенностей развития детей дошкольного возраста
Вам предлагается оценить выраженность признака развития ребёнка. Это поможет эффективно организовать психологическое сопровождение....
Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста
Материал предоставлен в виде таблицы, где наиболее полно отражены возрастные особенности развития детей, начиная с 2-хлетнего возраста и заканчивая 7-летним возрастом...
Психологические особенности развития детей дошкольного возраста
Особенности развития детей дошкольного возраста...
Презентация на тему: Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста
В презентации представлена информация об особенностях возрастных кризисов, которые приходятся на период дошкольного детства. Описываются рекомендации по преодолению проблем, которые могут возникнуть в...
Психологические особенности развития детей дошкольного возраста
Психологические особенности развития детей дошкольного возраста...
Особенности развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
В статье подробно описаны особенности развития детей дошкольнго возраста с задержкой психического развития....