Развитие тактильно-двигательного восприятия детей ОВЗ
статья по коррекционной педагогике на тему

Значение в развитии детей тактильно-двигательного восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_takt._vospriyatie.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие тактильного восприятия и мелкой моторики рук

у детей с особыми возможностями здоровья»

 

Тактильно-двигательное и кинестетическое восприятие являются необходимыми

факторами для развития ощущений своего тела и формирования пространственной

сферы представлений. В основном это происходит во время двигательных игр, во

время поиска предметов, тактильной стимуляции различных частей тела – в том числе

и во время раздевания, одевания, а также в процессе других видов деятельности.

Важно создание условий для тактильно-двигательного обследования

(пересыпание, ощупывание, игры с водой, перекладывание, разминание пластилина

или глины и т.д.). Необходимо обращать внимание детей на ощущения

прикосновения, веса, температуры, качества поверхности (твердый-мягкий, мокрый-

сухой, гладкий-шершавый и т.д.). Нужно стараться учить различать на ощупь

знакомые предметы, их форму, величину (игры типа «Чудесный мешочек», по образцу

и по слову). Движения ребенка через использование в играх сначала одной руки или ноги,

затем другой, затем обеих руки или ног одновременно и потом каждой руки или ноги

поочередно способствуют развитию межполушарного взаимодействия.

Тактильно-двигательное и кинестетическое восприятие можно развивать через

использование разнообразных видов продуктивной деятельности: рисование,

аппликация, коллаж, конструирование, лепка и т.д. Развитие сенсомоторной координации движений рук, и в частности, мелкой моторики связано с развитием мышления и речи.

В работе очень важно учить ребенка совершать различные виды предметной

деятельности, такие как: пересыпание, перекладывание, сортировку, вкладывание,

откручивание, закручивание, опускание и проталкивание предметов в отверстия,

открывание и закрывание различных коробочек, использование инструментов –

ложки, молоточка, пинцета и т.д. При этом формируется работа руки и глаза, а также

обеих рук, приобретаются навыки пинцетного захвата с помощью большого и

указательного пальцев, навыки манипуляции с мелкими предметами с помощью

пальцев, точные движения кисти, вращательные движения кисти и пальцев.

Замечательными упражнениями для развития мелкой моторики считаются

разного рода пальчиковые гимнастики, а также задания по типу «Расскажи стихи

руками»

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Дошкольный возраст - период активного роста и развития ребенка, стремящегося все потрогать

руками, рассмотреть, даже попробовать на вкус. Это доказывает, что дети познают мир чувственно. Нейрофизиологами доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей коры головного мозга.   Обогатить сенсомоторный опыт ребенка скорректировать двигательные нарушения, улучшить память, внимание, включить компенсаторные механизмы, помогут игры с разнообразными предметами.

Сенсорные дорожки - мягкие и теплые из пряжи « травка» гладкие и холодные из оберточной бумаги, ребристые из деревянной соломки.

Губки шершавые - для массажа кистей рук, тактильных ощущений, улучшения кровообращения, активизации мышечного тонуса.

Шишки сосновые и ольховые - для массажа кистей рук.

Мячи - гладкие пластмассовые, резиновые с шипами и без, теннисные мячи – для массажа кистей рук.

Щетки с длинным жестким ворсом - для улучшения кровообращения.

Прищепки - для массажа пальцев рук (они не должны быть слишком тугими и доставлять болевые ощущения).

Мелкие игрушки от киндер-сюрприза - для развития тонких дифференцированных движений пальцев рук.

Игрушки для пальчикового театра - для развития изолированных движений пальцев рук, выразительной речи, артистических способностей, умение голосом передавать характер и настроение героев.

Пирамидки - для развития точных координированных движений, умение соотносить детали по размеру и цвету.

Кубики - для развития зрительного восприятия, аналитико-синтетической деятельности.


Набор «Веселые бусинки» - для развития тонких координированных движений пальцев рук.

Пуговицы - для нормализации мышечного тонуса, звукового и слогового анализа слов.

Мозаика - для развития координированных движений пальцев рук, закреплений знаний о цвете.

Материал для ручного труда - крупы, нитки, засушенные листья,  соломка, ивовые прутики, сосновые и еловые шишки.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья: Развитие тактильно-двигательной активности у детей дошкольного возраста

         « Развитие тактильно-двигательной активности у детей...

Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей с нарушением зрения

Рекомендации воспитателям по развитию тактильно-двигательного восприятия у детей с нарушением зрения, требования к наглядности, игры...

Конспект занятия на тему: «Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей II младшей группы»

Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей II младшей группы. Обогатить тактильный (чувственный) опыт детей. ...

Конспект занятия на тему: «Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей II младшей группы»

Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей II младшей группы. Обогатить тактильный (чувственный) опыт детей. ...

О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно- двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей( из опыта работы)

В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что по...

О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно-двигательного восприятия как составляющей сенсорного развития детей ( из опыта работы).

   В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка.Сенсорное развитие служит основанием успешного...

« Развитие тактильно-двигательной активности у детей дошкольного возраста».

laquo; Развитие тактильно-двигательной активности у детей                        дош...