Развитие тактильно-двигательного восприятия детей ОВЗ
статья по коррекционной педагогике на тему
Значение в развитии детей тактильно-двигательного восприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_takt._vospriyatie.docx | 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие тактильного восприятия и мелкой моторики рук
у детей с особыми возможностями здоровья»
Тактильно-двигательное и кинестетическое восприятие являются необходимыми
факторами для развития ощущений своего тела и формирования пространственной
сферы представлений. В основном это происходит во время двигательных игр, во
время поиска предметов, тактильной стимуляции различных частей тела – в том числе
и во время раздевания, одевания, а также в процессе других видов деятельности.
Важно создание условий для тактильно-двигательного обследования
(пересыпание, ощупывание, игры с водой, перекладывание, разминание пластилина
или глины и т.д.). Необходимо обращать внимание детей на ощущения
прикосновения, веса, температуры, качества поверхности (твердый-мягкий, мокрый-
сухой, гладкий-шершавый и т.д.). Нужно стараться учить различать на ощупь
знакомые предметы, их форму, величину (игры типа «Чудесный мешочек», по образцу
и по слову). Движения ребенка через использование в играх сначала одной руки или ноги,
затем другой, затем обеих руки или ног одновременно и потом каждой руки или ноги
поочередно способствуют развитию межполушарного взаимодействия.
Тактильно-двигательное и кинестетическое восприятие можно развивать через
использование разнообразных видов продуктивной деятельности: рисование,
аппликация, коллаж, конструирование, лепка и т.д. Развитие сенсомоторной координации движений рук, и в частности, мелкой моторики связано с развитием мышления и речи.
В работе очень важно учить ребенка совершать различные виды предметной
деятельности, такие как: пересыпание, перекладывание, сортировку, вкладывание,
откручивание, закручивание, опускание и проталкивание предметов в отверстия,
открывание и закрывание различных коробочек, использование инструментов –
ложки, молоточка, пинцета и т.д. При этом формируется работа руки и глаза, а также
обеих рук, приобретаются навыки пинцетного захвата с помощью большого и
указательного пальцев, навыки манипуляции с мелкими предметами с помощью
пальцев, точные движения кисти, вращательные движения кисти и пальцев.
Замечательными упражнениями для развития мелкой моторики считаются
разного рода пальчиковые гимнастики, а также задания по типу «Расскажи стихи
руками»
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Дошкольный возраст - период активного роста и развития ребенка, стремящегося все потрогать
руками, рассмотреть, даже попробовать на вкус. Это доказывает, что дети познают мир чувственно. Нейрофизиологами доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей коры головного мозга. Обогатить сенсомоторный опыт ребенка скорректировать двигательные нарушения, улучшить память, внимание, включить компенсаторные механизмы, помогут игры с разнообразными предметами.
Сенсорные дорожки - мягкие и теплые из пряжи « травка» гладкие и холодные из оберточной бумаги, ребристые из деревянной соломки.
Губки шершавые - для массажа кистей рук, тактильных ощущений, улучшения кровообращения, активизации мышечного тонуса.
Шишки сосновые и ольховые - для массажа кистей рук.
Мячи - гладкие пластмассовые, резиновые с шипами и без, теннисные мячи – для массажа кистей рук.
Щетки с длинным жестким ворсом - для улучшения кровообращения.
Прищепки - для массажа пальцев рук (они не должны быть слишком тугими и доставлять болевые ощущения).
Мелкие игрушки от киндер-сюрприза - для развития тонких дифференцированных движений пальцев рук.
Игрушки для пальчикового театра - для развития изолированных движений пальцев рук, выразительной речи, артистических способностей, умение голосом передавать характер и настроение героев.
Пирамидки - для развития точных координированных движений, умение соотносить детали по размеру и цвету.
Кубики - для развития зрительного восприятия, аналитико-синтетической деятельности.
Набор «Веселые бусинки» - для развития тонких координированных движений пальцев рук.
Пуговицы - для нормализации мышечного тонуса, звукового и слогового анализа слов.
Мозаика - для развития координированных движений пальцев рук, закреплений знаний о цвете.
Материал для ручного труда - крупы, нитки, засушенные листья, соломка, ивовые прутики, сосновые и еловые шишки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья: Развитие тактильно-двигательной активности у детей дошкольного возраста
« Развитие тактильно-двигательной активности у детей...
Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей с нарушением зрения
Рекомендации воспитателям по развитию тактильно-двигательного восприятия у детей с нарушением зрения, требования к наглядности, игры...
Конспект занятия на тему: «Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей II младшей группы»
Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей II младшей группы. Обогатить тактильный (чувственный) опыт детей. ...
Конспект занятия на тему: «Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей II младшей группы»
Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей II младшей группы. Обогатить тактильный (чувственный) опыт детей. ...
О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно- двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей( из опыта работы)
В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что по...
О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно-двигательного восприятия как составляющей сенсорного развития детей ( из опыта работы).
В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка.Сенсорное развитие служит основанием успешного...
« Развитие тактильно-двигательной активности у детей дошкольного возраста».
laquo; Развитие тактильно-двигательной активности у детей дош...