Развитие сенсомоторной координации у детей с нарушением зрения
материал по коррекционной педагогике на тему
С целью повышения педагогического мастерства воспитателей по созданию условий для развития сенсомоторной координации детей со зрительной патологией, педагог-психолог предлагает мастер-класс на тему "Развитие сенсомоторной координации у детей с нарушением зрения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие сенсомоторной координации у детей с нарушением зрения»
Цель: Повышение педагогического мастерства воспитателя по созданию условий для развития сенсомоторной координации детей со зрительной патологией.
Оборудование: видеопроектор, видеоролик «Книжка – малышка», экспресс-скульптор, игрушка с полипропиленовыми гранулами, вкладыши, миска с прищепками, пробки от бутылок, шнуровки, счетные палочки, носовой платок, шары су-джок, воздушные шары, наполненные крупой, разносы с манной крупой.
Ход:
1. Приветствие.
2. Практическая часть
« Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. Значение сенсомоторного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. У детей с нарушением зрения отмечается некоторая сенсомоторная слабость:
- несформированность знаний об определенных сенсорных эталонах;
- трудности в графическом воспроизведении фигур;
- дети не обладают рациональными приемами обследования (присутствует поверхностное, фрагментарное обследование форм);
- дети не дают полного отчета о воспринимаемых свойствах и соотношениях.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Человек появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями он должен научиться, а детей с нарушением зрения мы должны научить. И здесь очень важна роль педагогов. Чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка со зрительной патологией, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Технологизация современной жизни создает дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами. Именно поэтому сегодня рекомендуется создание сенсорных уголков в группе детского сада.
Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:
- для стимуляции сенсорных функций
- для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
- снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
- создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
- активизации когнитивных процессов
- повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Основные принципы организации сенсомоторного уголка
- доступность;
- безопасность;
- креативность;
- разнообразие объектов.
Организация сенсорного уголка в группе детского сада требует серьезного и грамотного подхода. Я повторюсь, что одним из направлений сенсорного развития у детей является развитие тактильных ощущений и развитие мелкой моторики. Сегодня есть огромное количество игр и пособий, призванных развивать у детей сенсомоторную координацию (демонстрация игр и пособий: шары су-джок, вкладыши, конструктор, экспресс – скульптор, игрушки с полипропиленовыми гранулами, шнуровки). Их можно разместить в сенсорном уголке и дети могут использовать их самостоятельно. Предлагая ребенку с нарушением зрения шары су-джок, проговорите потешку, а с экспресс-скульптором хорошо «творить» под музыку. С конструктором и шнуровками интересно заниматься группой.
Однако имеют право на использование и альтернативные игры и пособия, изготовленные своими руками.
Вот их примерный перечень и способ использования:
- Шары с наполнителем.
Педагогам демонстрируется алгоритм изготовления пособия.
- Хорошее упражнения для развития координации движений - складывание салфеток по размеченным линиям. И вообще работа с бумагой.
- Можно нарвать вместе с детьми в ящик бумагу и спрятать маленькую игрушку. Ее нужно будет найти на ощупь. Нужно учить детей складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять бумагу.
- Подвесьте в сенсорном уголке пучок вискозных или шерстяных ниток и научите детей с нарушением зрения заплетать косы.
- Нарежьте кусочки поролона (размер кусочка сахара) и наломайте пробки (чтобы у кусочков специально были неровные края). Все это сложите в тарелочку, рядом поставьте другую. Дети будут все это перекладывать при помощи пинцета. Предварительно научите их правильно держать пинцет.
- На края мисочки нацепите обыкновенные прищепки. Их нужно будет снять и опять одеть на край.
- Приготовьте разные по размеру полиэтиленовые бутылки из-под воды, шампуня, пузырьков, духов и др., и пусть ребенок отвинчивает и навинчивает пробки, подбирая по диаметру.
- Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно, поочередно каждой рукой.
- Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно
- Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
- Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно).
- Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
- Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.
- Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
-Ребенок катает грецкий орех между ладонями
- Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы
Очень полезно для решения задач, направленных на сенсомоторное развитие использовать воду и песок. Об этом более подробно мы поговорим на следующей встрече.
- В сенсомоторный уголок можно поместить чудо - книжку, изготовленную своими руками. Предлагаю Вам посмотреть ролик, где показана эта книга.
После просмотра видеоролика, педагог-психолог демонстрирует алгоритм изготовления «Книжки-малышки»
Итог:
Создание сенсорного уголка в группе детского сада для детей с нарушением зрения - необходимое условие для полноценного сенсомоторное развития. Все предложенные игры и упражнения легки в изготовлении и использовании. Запомните очень важное правило: полезно выполнять движения двумя руками (бимануальные движения). Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга. Тогда активно включаются и левое и правое полушария нашего мозга, стимулируя развитие логического, отвечающего за речевое развитие левого полушария и интуитивного, эмоционального правого полушария»
3. Заключительный этап. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование графического планшета с целью развития зрительно-моторной координации у детей с нарушениями зрения.
В данной статье описывается система использования графических планшетов в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения в детском саду компенсирующего вида № 37 «Хрусталик» г. Таганрога....
статья "Практические рекомендации педагогам для занятий по развитию зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения".
В этой статье я хочу дать несколько практических рекомендаций для развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения на занятиях по ручному труду....
Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей с нарушениями зрения
В статье описываются трудности развития зрительно-двигательной координации и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения, возрастные особенности развития зрительно-двигательной координации, перечисле...
Исследование развития зрительно – моторной координации у детей с нарушением зрения.
Материал для учителей-дефектологов...
мастер - класс "Развитие зрительно - моторной координации у детей с нарушением зрения"
мастер - класс "Развитие зрительно - моторной координации у детей с нарушением зрения дошкольного возраста"...
Развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения в процессе групповой и индивидуальной деятельности
Развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения в процессе групповой и индивидуальной деятельности...
Развитие зрительно- моторной координации у детей с нарушением зрения 4-5 лет.
Данный материал может использоваться как статья для педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования, так и как консультация для родителей....