Адаптированная образовательная программа для ребёнка с ОВЗ.
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Татьяна Николаевна Тимофеева

Адаптированная образовательная программа по развитию речи ребёнка старшего дошкольного возраста (5-6 лет) составлена в соответствии с современной нормативно правовой базой в области образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_programma_dlya_rebyonka_s_ovz.docx45.6 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная образовательная программа

для ребёнка с ОВЗ

Ф.И. ребёнка    

на 2015 - 2016 учебный год

                                                                  Разработчик:

                                                                  Т.Н. Тимофеева,

                                                                  учитель-логопед

                                                                 

2015г.

Пояснительная записка

Адаптационная образовательная программа по развитию речи ребёнка старшего дошкольного возраста (5-6 лет) составлена в соответствии с современной нормативно правовой базой в области образования:

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Декларация прав ребенка;

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 года № 124-ФЗ);

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от  30.08.2013г.  № 1014);

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155);

- Комментарий к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования от 28.02.2014 № 08-249;

- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015г. № 2/15;

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций  (СанПиН 2.4.1.3049-13), утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26;

- Постановление правительства ХМАО-Югры от 05.09.2013 №359-п «О порядке предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в своем развитии, социальной адаптации»;

- Постановление Администрации города Сургута от 26.12.2013 № 9545 «Об обеспечении предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в своем развитии, социальной адаптации»;

- Постановление Администрации города Сургута от 06.02.2014 №867 «Об утверждении состава и порядка работы территориальных психолого-медико-педагогических комиссий»;

- Рекомендации, изложенные  в Письме Министерства образования России от 27.03. 2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».  

Основные понятия и положения, используемые при составлении АОП

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных  ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.                                                     Обучение – целенаправленный процесс организации по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применению знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.                                                                                                                          Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию: к структуре Программы  и её объему; условиям реализации Программы; результатам освоения Программы.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получения образования без создания специальных условий. Дети с тяжелыми  нарушениями  речи – дети с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики, формирование навыков общения, социальную адаптацию. Для устранения тяжелых нарушений речи необходима система  коррекции и воспитания. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц, а также направленная на разносторонне развитие, достижение ими  уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения  образовательных программ начального общего образования на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.  

Реализация АОП предполагает развитие у ребёнка с ОВЗ лексики, развитие грамматического строя речи, развитие слоговой структуры речи, развитие мелкой и общей моторики, развитие навыков звукового анализа и синтеза, связной речи, развитие общих речевых навыков, развитие ВПФ.

 Данная программа индивидуального сопровождения составлена с опорой на программу дошкольного отделения гимназии имени Ф.К. Салманова Н.Е. Вераксы «От рождения до школы», учитывает рекомендации данные в программе, разработанной Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, включает элементы программы Н.В. Нищевой, рабочие тетради Н.Э. Теремковой, Е.М. Косиновой и т.д.                      

В планировании использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых из года в год лексических тем.

Раздел «Звукопроизношение» вынесен на индивидуальные занятия с логопедом. Разделы «Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений» и «Художественно-творческая деятельность» вынесены на занятия с воспитателем. Раздел «Физическое развитие» вынесен на занятия с преподавателем физической культуры. Раздел «Музыкальное воспитание» вынесен на занятия с музыкальным руководителем.

Реализация АОП предполагает ведение коррекционной деятельности с ребёнком дошкольного возраста, имеющим нарушение устной речи и статус ОВЗ, после прохождения ТПММК.

Очень важно именно в дошкольном возрасте проводить работу по коррекции и профилактике нарушений речи. Многолетние исследования показывают, что причина неуспеваемости обучающихся начальных классов, кроется в несвоевременной коррекции устной речи дошкольников. Тяжёлая речевая патология требует  длительной и систематической коррекционной работы в специализированных учреждениях. Но не желание родителей осознавать серьёзность проблемы, и отказ от перевода ребёнка в специализированные  логопедические сады и группы, отсутствие мест в речевых садах вынуждает  проводить не только  профилактическую, но и коррекционно-логопедическую работу в условиях дошкольного учреждения.

Изучив большое количество программ таких авторов как Нищева Н.В., Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Павлова Л.Н., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. и др. и проанализировав свой опыт работы, пришла к выводу, что успешное преодоление речевого дефекта возможно лишь при условии своевременной помощи детям и их родителям.

Данная  программа позволяет сделать занятия в виде игры. Известно, что игра это основной вид деятельности дошкольников, она  активизирует способности к общению, учит преодолевать различные конфликты, развивать не только моторику речевого аппарата, но и формировать правильное звукопроизношение, развивать функции фонематического слуха и навыки звукового анализа и синтеза, развивать произвольную моторику пальцев рук, общую моторику, зрительно пространственную ориентацию, развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь, обучать грамоте, развивать высшие психические функции.  А самое главное игра позволяет разумно распределять время занятий, тем самым повысить уровень доступности и соответственно усвоения предложенного материала.

В нашей программе широко применяются современные компьютерные разработки: «Учимся говорить правильно», «РазвивайКа», «Маленький гений», «Раннее развитие детей по системе Монтессори», «Чудо малыш», программы С. И Е. Железновых, программы Л.А. Яртовой, используем элементы методики Домана-Маниченко и т.д. Это позволяет  процессу развития становится более интересным и познавательным, а так же радостным, ярким и эмоциональным.

Накопленный опыт позволил разработать систему занятий по тематическому циклу, ребёнок получает систематические домашние задания (что позволяет в тесном контакте, любящем родителям закрепить с их крохой знания, полученные на логопедических занятиях).  

Цель курса -  создание оптимальных социально-психологических условий для проведения успешной коррекционной работы по устранению недостатков в устной речи дошкольника.  

Задачи курса:

- диагностика уровня психического и физического развития  ребёнка;
- организация профилактической работы, в том числе    коррекция всех компонентов речи, их  высших  психических  функций, эмоционально-волевой сферы и поведения, развитие моторно-двигательных навыков;

- охрана и укрепление психофизического здоровья ребенка;
- формирование творческой личности ребенка через  различные  виды деятельности в зависимости от  здоровья и способностей ребенка;

- использование инновационных форм и методов в работе с детьми.

В основу АОП положены следующие принципы:

  1. Системность. Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребёнка.
  2. Комплексность (взаимонаполняемость). Развитие ребёнка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
  3. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная работа  с ребёнком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учётом фактора риска.
  4. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятия, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и даёт опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном «подтягивании» дефицитарных функций.
  5. Постепенность и системность, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным. 

Методологическую основу программы составляют следующие положения: диалектическая концепция о всеобщей связи и развитии явлений действительности; философское понимание единства «язык - мышление - речь», которое определяет творческий характер усвоения языка.

Теоретической основой программы являются теория речевой деятельности, исследования психофизиологических механизмов формирования связной речи (А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, АЛ. Леонтьев, А.Н, Леонтьев, П.Л. Гальперин, К.К . Жинкин, А.В. Запорожец, И,А. Зимняя, Т.М. Дридзе).

 Актуальность программы 

Развитие детей в раннем возрасте имеет огромное значение и во многом определяет то, как ребёнок будет расти и воспринимать информацию в дальнейшем. Большинство родителей задумываются, как лучше развить способность малыша, как правильно подготовить его не только к школе, но и к жизни в целом. И наверняка, все родители мечтают, чтобы их детям учёба давалась легко. Но лишь немногие мамы и папы могут похвастаться тем, что их школьники с лёгкостью справляются с программой и учиться им действительно интересно.

    Современные нейропсихологи считают, что очень важно не упустить ни одного дня в самом благоприятном для обучения периоде жизни ребёнка, если заниматься всесторонним развитием малыша, его интеллектуальным развитием, то он без труда приобретёт знания, которые помогут ему легче обучаться в будущем.  Самое лучшее время для усвоения подобных знаний – первые годы жизни, когда нейроны мозга наиболее активны. Здесь можно провести аналогию с физическими упражнениями, которые влияют на рост мышц. То же самое делает и усиленная умственная деятельность, которая заставляет мозг работать более продуктивно.

Основные закономерности психического развития дошкольника

Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности, которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза. Говоря о закономерностях психического развития, имеют в виду описание и объяснение не случайных фактов, а главных, существенных тенденций, определяющих ход этого процесса.

Во-первых, для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы «идут» впереди остальных, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Например, в первые месяцы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее на их основе формируются предметные действия. В раннем детстве действия с предметами превращаются в особый вид деятельности - предметно-манипулятивную, в ходе которой развиваются активная речь, наглядно-действенное мышление и гордость за собственные достижения.

        Периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействиям, называются сензитивными. Функции развиваются наиболее успешно и интенсивно. Таковым для овладения родным языком является возраст с 2 до 5 лет, когда малыш активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, переходя в итоге к связной речи.

        Во-вторых, психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не совпадающим с темпом и ритмом времени и изменяющимся в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве по своему объективному значению и происходящим преобразованиям не равен году жизни в отрочестве. Наиболее быстро психическое развитие происходит в раннем детстве - с рождения до 3 лет.

        Стадии психического развития определенным образом следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике.  Их последовательность нельзя перестроить или изменить по желанию взрослого. Любая возрастная стадия вносит свой неповторимый вклад, а поэтому имеет свое непреходящее значение для психического развития ребенка, имеет собственную ценность. Поэтому важно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять, как подчеркивал А.В.Запорожец, возможности ребенка в присущих данному возрасту видах жизнедеятельности. Ведь только реализация всех возможностей данного возраста обеспечивает переход к новой стадии развития. Ребенок определенного возраста занимает особое место в системе общественных отношений. И переход от одного этапа развития к другому есть прежде всего переход к новой, качественно более высокой и глубокой связи ребенка и общества, частью которого он является и без связи с которым не может жить (А.В.Запорожец).

        Характеристиками стадий психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования и ведущая деятельность. Под социальной ситуацией развития понимается соотношение внешних и внутренних условий развития психики (Л.С.Выготский). Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, созданным человечеством, и к самому себе. В качестве возрастных новообразований выступают новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Это те позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития. Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период (А.Н.Леонтьев). В ней наиболее полно представлены типичные для данного возраста отношения ребенка со взрослым, а через это и его отношение к действительности.         Ведущая деятельность связывает детей с элементами окружающей действительности, которые в данный период являются источниками психического развития. В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности. Так, например, в предметной деятельности в раннем возрасте формируются «гордость за собственные достижения», активная речь, складываются предпосылки для возникновения игровой и продуктивных видов деятельности, возникают элементы наглядных форм мышления и знаково-символической функции.

        Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающими формами психики и новыми нарождающимися (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Внутренние противоречия выступают движущими силами психического развития. Они отличаются в каждом возрасте и в то же время протекают в рамках одного, главного противоречия, между потребностью ребенка быть взрослым, жить вместе с ним общей жизнью, занимать определенное место в жизни общества, проявлять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлетворения. На уровне сознания ребенка оно выступает как несоответствие между «хочу» и «могу». Данное противоречие ведет к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расшириться границам самостоятельности и возрасти уровню

возможностей. В свою очередь расширение границ возможностей приводит ребенка к «открытию» все новых и новых областей жизни взрослых, которые пока ему недоступны, но куда он стремится «войти».

        Таким образом, разрешение одних противоречий приводит к появлению других. В

результате ребенок устанавливает все более разнообразные и широкие связи с миром, преобразуются формы действенного и познавательного отражения им действительности. Основной закон психического развития Л.С.Выготский формулировал следующим образом: «Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени».

        В-третьих, в ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Дифференциация состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятельной мнемической деятельностью. Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Так, познавательные процессы, пройдя период дифференциации, устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком, качественно новом уровне. В частности, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализацию.

        Следовательно, эти две противоположные тенденции взаимосвязаны и не существуют друг без друга. С дифференциацией и интеграцией связана кумуляция, предполагающая накопление отдельных показателей, подготавливающих качественные изменения в разных областях психики ребенка.

        В-четвертых, на протяжении психического развития происходит смена детерминант - причин, которые его определяют. С одной стороны, меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант. С другой, становится иным и соотношение разных социальных детерминант. На каждом возрастном этапе подготавливаются условия для освоения ребенком определенных видов деятельности, складываются особые взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. В частности, по мере взросления контакты с товарищами все больше начинают влиять на психическое развитие дошкольника.

        В-пятых, психика отличается пластичностью, что дает возможность для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта. Так, родившийся ребенок может овладеть любым языком, независимо от своей национальности, а в соответствии с той речевой средой, в которой он будет воспитываться. Одно из проявлений пластичности состоит в компенсации психических или физических функций, в случае их отсутствия или недоразвития, например при недостатках зрения, слуха, двигательных функций. Другое проявление пластичности - подражание. В последнее время оно рассматривается как своеобразная форма ориентировки ребенка в мире специфически человеческих видов деятельности, способов общения и личных качеств путем уподобления, моделирования их в собственной деятельности (Л.Ф.Обухова, И.В.Шаповаленко).

Психическое развитие дошкольника

 как усвоение общественно-исторического опыта

        В отечественной психологии психическое развитие рассматривается как усвоение общественно-исторического опыта (А.Н.Леонтьев), в процессе чего происходит очеловечивание психики ребенка. У животных существуют механизмы поведения двух типов. Во-первых, врожденные, наследственные механизмы, в которых зафиксировано само поведение, сам врожденный, видовой опыт. Во-вторых, механизмы приобретенного поведения, в которых зафиксированы способности к приобретению индивидуального опыта. У человека есть особый опыт, которого нет у животных, - это опыт общественно- исторический, который определяет в значительной мере развитие ребенка. Дети рождаются разными по индивидуальным особенностям в строении и функционировании организма и отдельных его систем. Для полноценного психического развития необходима нормальная работа коры головного мозга и высшей нервной деятельности. В случае недоразвития или мозговой травмы нарушается нормальный ход психического развития. Но биологический фактор, включающий наследственные и врожденные особенности, составляет лишь предпосылку для психического развития. Врожденные особенности ребенок приобретает в процессе своей внутриутробной жизни. Изменения в функциональном и даже анатомическом строении зародыша могут быть вызваны характером питания матери, режимом ее труда и отдыха, заболеваниями, нервными потрясениями и пр.

        Наследственные особенности передаются в виде определенной физико-биологической организации. Так, к ним относятся тип нервной системы, задатки будущих способностей, особенности строения анализаторов и отдельных участков коры головного мозга. Как наследственные, так и врожденные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности. Психическое развитие зависит во многом от того, в какую систему взаимоотношений будет включена та или иная унаследованная особенность, как будут к ней относиться воспитывающие его взрослые и сам ребенок.

        Главную, определяющую роль в психическом развитии ребенка играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов, знаковых систем. Его он не наследует, а присваивает. Психическое развитие ребенка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества. Поэтому дети в разные исторические эпохи развиваются по-разному.

        Таким образом, формы и уровни психического развития заданы не биологически, а социально. А биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, опосредованно, преломляясь через особенности социальных условий жизни. При таком понимании развития складывается и иное понимание социальной среды. Она выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное, например некоторые асоциальные формы поведения. Причем социальная среда не складывается только из непосредственного окружения ребенка. Она представляет собой взаимосвязь трех компонентов. Макросреду составляет общество, как определенную социально-экономическую, социально-политическую и идеологическую систему. В ее рамках протекает вся жизнедеятельность личности. Мезосреда включает национально- культурные и социально-демографические особенности региона, в котором проживает ребенок. Микросреда - это непосредственная среда его жизнедеятельности (семья, соседи, группы сверстников, культурные, воспитательно-образовательные учреждения, которые он посещает). Причем в разные периоды детства каждый из компонентов социальной среды неодинаково влияет на психическое развитие.

        Условиями усвоения социального опыта выступают активная деятельность ребенка и его общение со взрослым. Благодаря деятельности ребенка процесс воздействия на него социальной среды превращается в сложное двустороннее взаимодействие. Не только окружающее воздействует на ребенка, но и он преобразует мир, проявляя творчество. Предметы, находящиеся вокруг ребенка, способствуют формированию его представлений (ручкой можно писать, иголкой шить, на пианино играть). Результатом освоения опыта выступает овладение этими предметами, а значит, формирование человеческих способностей и функций (письмо, шитье, музицирование). В самих предметах зафиксирован способ их употребления, который ребенок самостоятельно открыть не может. Ведь функции вещей не даны непосредственно, как некоторые физические свойства: цвет, форма и пр. Назначением предмета владеет взрослый, и только он может научить малыша его использованию. Ребенок и взрослый не противостоят друг другу. Ребенок является изначально социальным существом, поскольку с первых дней рождения попадает в социальную среду. Взрослый, обеспечивая его жизнь и деятельность, использует при этом общественно выработанные предметы. Он выступает как посредник между ребенком и миром предметов, как носитель способов их употребления, направляя процесс освоения предметной деятельности. При этом деятельность ребенка становится адекватной назначению предмета. Взрослый организует и направляет деятельность ребенка в соответствующие формы, с помощью которых он усваивает общественно-исторический опыт. С помощью предметной, бытовой, игровой,  трудовой, продуктивной деятельности ребенок посредством общения со взрослым осваивает разные сферы деятельности. Происходит становление двух ее важнейших компонентов - мотивационно-целевого («Ради чего, зачем осуществлять действия?») и операционно-технического («Как делать, с помощью каких средств, способов?»). Носителем обоих компонентов выступает взрослый.

        В процессе психического развития происходит овладение ребенком той или иной стороной деятельности (Д.Б.Эльконин). Так, в младенчестве ребенок осваивает мотивационную сторону деятельности взрослого, в раннем возрасте способы действия с предметами, а в дошкольном вновь начинает получать ориентацию в более широкой сфере жизни и деятельности взрослых. Главным механизмом психического развития человека является механизм усвоения социальных, исторически сложившихся видов и форм деятельности. Освоенные во внешней форме протекания, процессы преобразуются во внутренние, умственные (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.В.Гальперин и др.).

        Общество специально организует процесс передачи ребенку общественно-исторического опыта, контролирует его ход, создавая специальные воспитательно-образовательные учреждения: детские сады, школы, вузы и пр.

        Обучение - это процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков. Подчеркнем, что обучаться ребенок начинает с момента рождения, когда попадает в социальную среду и взрослый организует его жизнь и воздействует на малыша с помощью созданных человечеством предметов. Детская деятельность бывает различной в зависимости от обстоятельств, применяемых педагогических воздействий и возраста, но во всех случаях имеет место обучение в широком смысле слова (А.В.Запорожец). Если же взрослый ставит перед собой сознательную цель научить ребенка чему-либо, отбирает для этого методы и приемы, то обучение приобретает организованный, систематический и целенаправленный характер. При соответствующем обучении меняется характер отдельных психических процессов или функций, разрешаются одни противоречия и создаются новые.

        Воспитание предполагает формирование определенных установок, нравственных суждений и оценок, ценностных ориентаций, то есть формирование всех сторон личности. Так же как и обучение, воспитание начинается сразу после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития. Воспитывают ребенка образ жизни родителей, их внешний вид, привычки, а не только специально составленные беседы и упражнения. Поэтому огромное значение имеет каждый момент общения со старшими, каждый, пусть даже самый незначительный, с точки зрения взрослого, элемент их взаимодействия.

        В то же время, хотя психическое развитие определяется условиями жизни и воспитания, оно, как уже отмечалось, имеет свою собственную внутреннюю логику. Ребенок не подвергается механически любым внешним воздействиям, они усваиваются избирательно, преломляясь через уже сложившиеся формы мышления, в связи с преобладающими в данном возрасте интересами и потребностями. То есть всякое внешнее воздействие всегда действует через внутренние психические условия (С.Л.Рубинштейн). Особенностями психического развития определяются условия для оптимальных сроков обучения, усвоения определенных знаний, формирования тех или иных личностных качеств. Поэтому содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка.

        Развитие, воспитание и обучение тесно взаимосвязаны и выступают как звенья единого процесса. С.Л.Рубинштейн писал: «Ребенок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается, т. е. под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало человечество; ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь, т. е. самое созревание и развитие ребенка в ходе обучения и воспитания не только проявляется, но и совершается».

Основные направления коррекционной деятельности

(содержание деятельности)

  1. Развитие моторики речевого аппарата.
  2. Формирование правильного звукопроизношения.
  3. Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза.
  4. Развитие произвольной моторики пальцев рук.
  5. Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентации.
  6. Развитие ВПФ.
  7. Развитие лексико-грамматической стороны речи.
  8. Развитие связной речи.

Учебный план курса

№п/п

Наименование разделов программы

Количество часов

1

Диагностическая работа.

2 часа

2

Коррекционно -  развивающая работа.

68 часа

3

Аналитическая работа

2 час

Итого

72 часа

Аппарат контроля

Осуществление контроля за ходом коррекционной деятельности возможно по следующему механизму:

Входной контроль

- Позволяет выявить уровень речевого развития ребёнка:

- обследование лексического строя речи детей при зачислении (пассивный словарь);

- обследование лексического строя речи детей при зачислении (активный словарь);

- обследование грамматического строя речи детей при зачислении (обследуется при наличии фразовой речи);

- провести анализ биографической информации, медицинской документации. Обследование детей осуществляется с помощью наблюдений, бесед, выявление речевых нарушений и неврологической симптоматики.

Текущий контроль

Осуществляется в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Воспитанникам предоставляется возможность самооценки, как в ходе разучивания лексического материала, так и в ходе введения его в речевую практику.

        Используются методы наблюдения, собеседования, поощрения.    

  Итоговый контроль

Проводиться в конце учебного курса, позволяет выявить уровень овладения предложенным материалом.

Повторное обследование, сравнительный анализ результатов первичного и повторного обследования.

- обследование лексического строя речи детей при завершение коррекционной работы (пассивный словарь);

- обследование лексического строя речи детей при завершение коррекционной работы (активный словарь);

- обследование грамматического строя речи детей при завершение коррекционной работы;

- результаты обследования лексико-грамматического строя речи детей при завершение коррекционной работы.  

Используемые методы наблюдения, собеседования, показ открытых занятий для родителей.

Ожидаемые результаты

Своевременное проведение профилактической и коррекционной работы; тесное сотрудничество с родителями, педагогами оказание консультативной помощи.

ребёнок

родители

педагоги

- развитие моторики речевого аппарата;

- формирование правильного звукопроизношения;

- развитие функции фонематического слуха и навыков звукового анализа, синтеза;

- развитие произвольной моторики пальцев рук;

- развитие общей моторики, зрительно пространственной ориентации;

- развитие лексико-грамматический стороны речи;

- развитие связной речь;

- развивать высших психических функций.  

- получение консультативной помощи;

- отслеживание результатов развития ребёнка;

- всестороннее развитие малыша;

- тесный контакт c ребёнком, взаимосвязь при выполнении домашнего задания.

- получение консультативной помощи;

- отслеживание результатов развития ребёнка;

- всестороннее развитие дошкольника.


Методическое обеспечение программы

Нормативно - правовая база: Законы РФ; Положение и документы регламентирующие работу логопеда; Функциональные обязанности логопеда; паспорт логопедического кабинета; календарно-тематическое планирование; табель учёта посещаемости логопедических занятий; речевая карта; программа логопедического сопровождения; расписание работы; индивидуальная тетрадь.

     В ходе реализации АОП используются разнообразные методы обучения:

- организационные: сравнительный, комплексный;

- эмпирические: наблюдение, тесты, беседы, рассказ, демонстрация.

    - методы  мотивации и стимулирования;

     - обучающего  самоконтроля;  

     -  игровые.  

        Использование данных методов обучения позволяет  педагогу  своевременно осуществлять как обучающую, так и воспитывающую, развивающую функцию занятия, проводить своевременную коррекционную, профилактическую работу.

       Основной формой организации логопедической работы является индивидуальное занятие.

Данный курс рассчитан на 1учебный год (9 месяцев: с сентября по май) 76 занятий. Режим занятий  2 раза в неделю, продолжительность 20 минут.

Условия реализации программы

Целью АОП является: коррекция и профилактика речевых нарушений у ребёнка дошкольного возраста; повышение уровня компетенции родителей и педагогов в вопросах логопедии.

Данная программа может быть востребована образовательными дошкольными учреждениями  города в качестве руководства по проведению профилактики и коррекции речевых нарушений у детей с ТНР. Темы данной программы затрагивает интересы большого количества людей (родителей, детей, педагогов) и имеет специфику, которая заключается в том, что цели намечаются и должны корректироваться по мере достижения результатов.

Структура участников образовательного процесса


Список литературы

  1. Агранович З.Е.  Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. С.-П.: «Детство-пресс», 2004.
  2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образованного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – Спб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2002.  
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, 2003
  4. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В.Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «ЗИМА» в подготовительной группе для детей с ОНР+ картинный материал.
  5. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В.Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «ВЕСНА» в подготовительной группе для детей с ОНР+ картинный материал.
  6. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В.Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «ОСЕНЬ» в подготовительной группе для детей с ОНР+ картинный материал.
  7. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В.Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «ЛЕТО» в подготовительной группе для детей с ОНР + картинный материал.
  8. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы программно-методического обеспечения / Под ред. Л.С. Сековец. – М.: АРКТИ, 2005.
  9.  Нищева Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. 2-е изд., доп. И перераб. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
  10.  Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
  11.  Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вох¬мянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  12. Репина З.А.. Поле речевых чудес. Учебное пособие по коррекции ОНР у детей с ТНР.  Екатеринбург, 1996
  13. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова.
  14.  Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника: Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (глубокое нарушение физического и психического развития)

laquo;Программа» обеспечивает деятельность по развитию ребёнка на дому, с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений разв...

Адаптированная образовательная программа на ребёнка с ОВЗ

Адаптированная программа определяет индивидуальный маршрут коррекционной образовательной деятельности с воспитанником с ОВЗ...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Сопровождения ребёнка - инвалида подготовительной к школе группе комбинированной направленности на 2020 - 2021 учебный год

Пояснительная записка Индивидуальная программа сопровождения ребенка - инвалида разработана на основании следующих нормативно-правовых документах: - Закон «Об образовании в Российской ...

Адаптированная образовательная программа для ребёнка с ОВЗ (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа для ребёнка с ОВЗ (ЗПР)...