Адаптированная образовательная программа для ребёнка с ОВЗ (ЗПР)
материал
Адаптированная образовательная программа для ребёнка с ОВЗ (ЗПР)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aop_dlya_rebenka_ovz_zpr.docx | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Горный детский сад»
УТВЕРЖДЕНО
приказом
заведующего МБДОУ «Горный ДС»
от « » _________ 2021 г.
№ ________
Адаптированная образовательная программа (АОП)
для ребенка с ОВЗ (ЗПР),
МБДОУ «Горный ДС» на 2021-2022 учебный год (второй год обучения)
Составители: - старший воспитатель Н.В. Суравешкина - учитель-логопед Е.В. Франц - педагог-психолог А.И. Высотская - воспитатель Т.В. Достовалова - воспитатель О. Ф.Герман |
Согласовано с родителем (законным представителем)
Подпись____________________________
Ф.И.О______________________________Дата «______»________________20______г.
- Общие данные
Ф.И.О. ребенка | Федор Б. |
Дата рождения | 27.05.2017г. |
Дата поступления в учреждение |
|
Сведения о семье: | |
Мать (ФИО, образование, место работы, доп. сведения) | |
Отец (ФИО, образование, место работы, доп.сведения) | |
Дом. адрес: | |
Воспитатели (ФИО): | Т.В.Достовалова О.Ф.Герман |
Специалисты: Учитель-логопед: Педагог-психолог, учитель-дефектолог:
| Франц Елена Валерьевна Высотская Анна Ивановна |
Группа здоровья | I |
Режим пребывания ребёнка в ДОУ | Полный день (12 часов), пятидневная неделя. |
Заключение ПМПК от 12.11.2019г. №10/15-19(1) | Ребенок имеет особенности в физическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. |
Рекомендации ПМПК | Форма получения образования: в образовательной организации Образовательная программа: адаптированная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Специальные условия для получения образования: не нуждается Организация психолого-медико-педагогической помощи: Учитель-логопед: коррекция устной речи Педагог-психолог: - развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающим; развитие основных свойств внимания; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций. |
Цель на 2020-2021 учебный год | Обеспечение коррекции нарушений развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, оказание ему квалифицированной помощи в освоении Программы. |
Задачи: | 1. Создание благоприятных условий развития ребенка с ОВЗ (ТНР) в соответствии с его возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром. 2. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка с ТНР. 3. Формирование у ребенка способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности, развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка; преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности в целом; формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у детей целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований. 4. Формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям ребенка с ТНР. |
- Создание специальных условий
Направление | Содержание | Ответственный |
Специальные условия для получения образования | Соблюдение охранительно-педагогического режима: - обеспечение здоровьесберегающих условий (укрепление физического и психического здоровья); - создание климата психологического комфорта (доброжелательность, педагогический такт при оценивании, поощрение дружелюбия к ребенку со стороны детей и т.д.); - предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов (смена видов деятельности, творческие задания, красочный иллюстративный материал, занимательная форма изложения учебного материала и т.д.); - отдых не менее 10 минут между НОД; - особое оформление, которое должно учитывать специфику восприятия и работоспособности ребенка с ОВЗ (не перегружать обилием иллюстративного материала; выдерживать единую цветовую гамму; располагать иллюстративный материал на уровне доступном восприятию; своевременно менять материал, утративший эстетический вид); - соблюдение норм СанПиНа 2.4.4.3048-13 (для ДОО); норм СанПиНа 2.4.2.2821 - 10 (температурный, световой режимы; соответствие мебели росту). | Воспитатели, все специалисты |
Специальные методы и приемы обучения: - учет индивидуального темпа работы и объема предлагаемых заданий; - чередование видов деятельности; - использовать коротко и четко сформулированные задания; - при переходе от одного задания к другому предлагать упражнения, переключающие внимание ребенка на новый вид работы; - дозированная помощь; - пошаговость в предъявлении материала; - использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности; - опора на субъективный опыт ребенка; - использование методов, активизирующих познавательную деятельность ребенка: игровые ситуации, вызывающие яркие впечатления, дидактические игры, использование игровых сказочных персонажей, экспериментирование (организация игр с водой, песком, глиной, снегом; экспериментирование с магнитом, лупой и пр.); организация наблюдений за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега; движение различных видов транспорта и т. п.). | ||
Методическое обеспечение | Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР Н.В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи ФиличеваТ. Б.,Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., 2007 | |
Оценка особенностей развития ребенка с ТНР с целью определения индивидуальных планируемых результатов Заключение по результатам комплексной диагностики воспитателя, педагога-психолога, логопеда, дефектолога | ||
Воспитатель | Федор поступил в младшую группу 17.09.2018г. Адаптация прошла удовлетворительно. На данный момент мальчик заходит в группу самостоятельно. За прошедший год у ребенка произошли большие изменения. Повысился уровень развития. Социально-бытовые навыки сформированы согласно возрасту. Ребенок аккуратен, следит за своим внешним видом, самостоятельно одевается, раздевается. У ребенка наблюдаются проблемы в общении со сверстниками. Игра с ребятами направлена на то чтобы, побегать, покричать, столкнуться. Чаще всего Федор играет один. Стал проявлять интерес к настольным играм, но только совместно со взрослым. Стал реагировать на замечания, выполняет мелкие поручения, игрушки за собой убирает только под контролем. Основная проблема мальчика, не умеет работать в коллективе. В речевом развитии произошли изменения. Федор стал говорить предложениям, обращается к воспитателю по имени, отчеству, к детям по имени, что ранее не наблюдалось. Отвечает на вопросы. Но по-прежнему имеются трудности в звуковой культуре речи, ребенок выговаривает не все звуки. Не может описать предмет, составить рассказ по картине, пересказать отрывок из сказки. Мальчик различает и называет все цвета, знает геометрические фигуры, определяет форму предмета (большой-маленький). С помощью взрослого и наводящего вопроса объединяет предметы одинакового цвета, размера, формы. Федор знает порядковый счет до пяти, но числительное с одним предметом не соотносит. Проявляет интерес к познавательно – исследовательской деятельности, очень любит опыты и эксперименты, с увлечением в них учувствует. Ребенок любит играть с различным строительным материалом. Федор называет и различает животных, но не всегда правильно их классифицирует. Называет времена года, но не называет их последовательно и их признаки. В художественно – эстетической деятельности работает по- прежнему индивидуально. Карандаш держит правильно, чувствует силу нажима, стал раскрашивать раскраски. Отдельные предметы рисовать не может, не создает композиции. Федор стал самостоятельно лепить заданные предметы, сам подбирает цвет, может пользоваться не которыми приемами лепки. Ребенок плохо владеет ножницами. Физически ребенок развит хорошо. На физкультурных занятиях и утренней гимнастики ребенок старается правильно выполнять основные виды движений, слышит словесные инструкции. Мальчик воспитывается в полной семье, где есть младшая сестра. Родители отзывчивые, очень внимательные по отношению к ребенку. | |
Педагог-психолог | 1. Моторика 1.1. Развитие крупной моторики: характеризуется достаточной скоординированностью движений, уверенным выполнением основных движений (прыжки, приседания, пролезание и т.д.) 1.2. Развитие мелкой моторки: характеризуется скоординированностью движений рук. Может достаточно хорошо держать ручку в руках, рисовать не сложные схематичные вещи. Отмечается средний уровень графической деятельности и зрительно-моторной координации. 2. Речевое развитие 2.1. Пассивный словарный запас: ребенок хорошо понимает речевую инструкцию (задания выполняет после обучения, иногда по личному выбору (что легче)). Обладает достаточным объемом понимаемых слов, обозначающих: предметы быта, одежды, игрушек, транспорта (существительные); качественные характеристики (прилагательные) и действия (глагол). 2.2. Активный словарный запас: ребенок сопровождает свои действия речью, но не всегда может ответить на вопросы (Что ты сейчас делаешь, что будешь делать?). 3. Познавательные процессы 3.1. Внимание. Федор может сосредоточиться на предмете достаточно продолжительное время, но если отсутствуют внешние раздражители, интерес чаще всего поверхностный. 3.2 Память. Запоминает 1-3 предмета, может назвать их через некоторое время (не всегда, может сказать, какой картинки не стало). 3.3 Мышление. Ребенок понимает инструкции взрослого, но задания выполняет только после обучения (не всегда), самостоятельно не может приступить к выполнению заданий. Требуется постоянная направляющая помощь близкого взрослого. Проявляет интерес к действиям с игрушками, но самостоятельно организовать сюжетную игру не может. При выполнении практических заданий пользуется практической ориентировкой (методом проб). Задания, выявляющие способность ребенка соотносить предметы по форме, размеру, цвету, иногда вызывают затруднения. Уровень осведомленности на бытовом уровне, ребенок знает названия окружающих предметов. Федор знает свое имя, имя мамы и папы, но не всегда может ответить на вопросы: сколько тебе лет, во что ты любишь играть, что ты любишь кушать; что ты будешь делать, когда захочешь спать (гулять, есть. и т.д.). Знает названия объемных и плоскостных фигур (кирпич, кубик и шар; треугольник, квадрат и т.д.). Знает основные цвета. Может соединить две-три части в целое (иногда только по образцу). Чаще всего выполняет задания по личному выбору. 3.4. Воображение. Ребенок не способен придумать рассказ используя предметы (картинки), а также не может дорисовать изображение до целого. 4. Эмоциональное развитие и половозрастная идентификация Федор стремится к эмоциональному контакту с детьми и взрослыми. Выделяет образ «Я», понимает, что он мальчик – ребенок. Может строить партнерские отношения с детьми. Не конфликтен. Эмоционально уравновешен на протяжении всего обследования. Общение активное. Произвольная регуляция собственной деятельности снижена, необходим внешний контроль, поддержка со стороны взрослого. Способность к волевому усилию недостаточная, не проявляет настойчивости при встречающихся трудностях. Деятельность ребенка активная и целенаправленная. Начинает самостоятельно выполнять задания, иногда нужна стимулирующая помощь взрослого. Деятельность носит стабильный характер, темп преимущественно умеренный при выполнении всего задания. Стойкий интерес к выполнению заданий. Инструкцию понимает, но не всегда сохраняет до конца задания. Нормальная работоспособность сохраняется до конца задания. Заключение педагога-психолога: Актуальный уровень развития психических процессов ниже нормы возрастного развития. | |
Учитель-логопед | Просодика: голос громкий, неэмоциональный. Общая и мелкая моторика Общая моторика в пределах возрастной нормы. Мальчик подвижен, мелкая моторика развита недостаточно. При выполнении упражнений на динамическую организацию движений наблюдаются неточности (синхронные движения пальцев правой и левой руки). Рисуя карандашом, мальчик держит его не правильно. Нажим карандаша слабый. Преобладает чирканье. Ведущая рука правая. Состояние артикуляционного аппарата: без анатомических особенностей, объем движений артикуляционного аппарата ограничен. По показу логопеда смог повторить упражнение «трубочка-улыбка». Произвольные движения языком: удержание позы, переход от движения к движению затруднены. Фонематическое восприятие: Фонематический слух недостаточно сформирован: испытывает затруднения в дифференциации слов, близких по звучанию, но разных по смыслу, не повторяет цепочки из трёх слогов с оппозиционными звуками, не выделяет заданный звук из ряда других звуков. Формы простого звукового анализа не сформированы. Словарный запас: Объем пассивного словаря соответствует возрастной норме, мальчик показывает называемые предметы, времена года, понимает и показывает действия, изображенные на картинках, слова обозначающие признаки: большой мяч – маленький мяч, длинный шарф – короткий шарф, высокий забор - низкий забор. Понимает обращённую к нему речь в рамках повседневного бытового общения. Запоминает и выполняет простую инструкцию «Сложи кубики в коробку», инструкцию из двух действий, сформулированную в одной просьбе «Возьми полотенце, вытри руки». Понимает обобщающие слова: игрушки, посуда, одежда, птицы, рыбы, мебель, обувь, ягоды. Соотносит предметы с их функциональным значением. Федор дифференцирует по предметным картинкам единственное и множественное число существительных, предложно-падежные конструкции (на, в, под, за, над), существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами с небольшими недочетами. Экспрессивная речь. Активный словарный запас ребенка расширяется. Мальчик называет предметы одежды, обуви, посуды, игрушек, мебели и др. Различает и называет существенные детали и части предметов: у машины - колеса, кузов, кабина; у чайника – крышка, ручка. Называет домашних животных, но испытывает затруднения в назывании их детенышей. Называет звукоподражательные слова, обозначающие крики животных (хрю-хрю, кря-кря, «му-му», “мяу - мяу”, «ав-ав”) . Грамматический строй речи. Наблюдаются множественные аграмматизмы. Ребенок допускает ошибки в согласовании прилагательных с существительными ( печенье квадратный, яйцо овальный). Может правильно употреблять некоторые падежные окончания единственного числа существительных. Согласует числительные от 1-3 с существительными мужского рода. Называя количество предметов, ребёнок употребляет слова один, много. Неверно согласовывает существительные со словом «много» ( «утёнков» - утят, «окнов» - окон). В самостоятельных высказываниях у ребенка уже есть простые нераспространенные (Девочка прыгает, Ест суп ложкой), предлоги в предложениях опускаются. Навыки словообразования не сформированы. Связная речь. Разговорная речь на стадии формирования. Во время рассматривания предметных картинок, иллюстраций, предметов Федор вступает в диалог с педагогом: слышит и понимает заданный вопрос, задает простые вопросы взрослому. При пересказывании сказки «Колобок» связное высказывание Федора представляет собой перечисление действий и предметов с помощью наводящих вопросов. |
- Психолого-педагогическое сопровождение
Ответственный: Воспитатели
Область | Задача | Содержание | Целевые ориентиры |
Речевое развитие | Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, деталей, материалов из которых они изготовлены. Вводить в словарь существительные, обозначающие профессии; глаголы характеризующие трудовые действия, движение. Продолжать учить определять и называть местоположение предмета, время суток. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определённый звук. Продолжать учить согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи. Учить описывать предмет, картину; упражнять в составлениирассказов по картине. Упражнять в пересказывании отрывков из сказок. | Чтение и рассказывание художественных произведений. Заучивание стихотворений наизусть. Пересказы. Рассказывание без опоры на наглядный материал. Дидактические игры: «Профессии», «Чей детёныш» и т.д. Игры – драматизации. Инсценировки знакомых произведений или отрывков из них. Дидактические упражнения. Хороводные игры с текстовым сопровождением. | Употребляет в речи названия предметов, их частей, деталей. Определяет из чего они изготовлены. Знает профессии и их трудовые действия. Называет местоположение предмета, последовательно называет время суток. Правильно называет гласные и согласные звуки. Называет сова на определённый звук. Составляет сложные предложения с использованием предлогов. Описывает предмет, картину. Составляет рассказ по картине из 2-3 предложений. Пересказывает отрывок из сказки. |
Художественно-эстетическое | Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук. Учить рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции. Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер; использовать их при создании изображений. Учить закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении, не выходя за контур. Закреплять приёмы лепки и учить прищипыванию с лёгким оттягиванием. Учить приёмам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Учить правильно, держать ножницы и пользоваться ими. Обучать вырезыванию. Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов из готовых форм. Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы. Побуждать создавать постройки разной конструктивной сложности из крупного и мелкого строительного материала. | Образовательные ситуации: «Детали в картине», «У природы нет плохой погоды». Игровые упражнения. Обследование предметов. Решение проблемных ситуаций. Дидактические игры. С.-р. Игры. Наблюдения. Рассматривание Сбор материала для детского декоративного творчества. Ситуативные беседы. Просмотр видео. Рассматривание произведений искусства. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Экскурсии. Рассматривание объектов реального и рукотворного мира, их обследование. Виртуальные путешествия. Дидактические игры. Рассматривание альбомов фотографий, иллюстраций, репродукций.коллекций Опыты Проблемные ситуации: «Как раскрасить пластилин?», «Какого цвета снег?». | Умеет рассматривать предметы и обследовать их с помощью рук. Рисует отдельные предметы и создаёт несложные композиции. Правильно держит карандаш, кисть, фломастер использует их при создании изображений. Раскрашивает рисунки нанося штрих в одном направлении, не выходя за контур. Владеет приёмами лепки: прищипывание, оттягивание, вдавливание середины шара, цилиндра для получения полой формы. Умеет пользоваться ножницами. Умеет вырезывать различные предметы. Сгибает прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы. Создаёт постройки различной сложности, используя разный строительный материал. |
Познавательное развитие | Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, овал), с цветами. Учить составлять целое из частей. Учить соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы. Учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?», «На котором месте?». Учить уравнивать неравные группы двумя способами. Учить сравнивать два предмета по величине. Познакомить с прямоугольником. Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении. Продолжать расширять представления о частях суток, их характерных особенностях. Продолжать знакомить с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес, из чего сделаны. Расширять знания о транспорте. Дать представления о первичной классификации: водный, воздушный, наземный. Расширять представления о погодных явлениях. Расширять представления о классификации растений. Формировать умение группировать животных по разным признакам. | Развивающие игры. Исследовательская деятельность. Конструирование. Проблемные ситуации. Ситуативный разговор. Игры – эксперименты. Дидактические игры. | Знает основные геометрические фигуры. Составляет целое из частей. Овладел порядковым и количественным счётом в пределах 5, отвечает на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?», «На котором месте?». Уравнивает неравные группы двумя способами. Сравнивает два предмета по величине. Показывает и называет прямоугольник. Определяет пространственное направление от себя, двигается в заданном направлении. Знает части суток и их характерные особенности. Знает признаки предметов, определяет их цвет, форму, величину, вес, из чего сделаны. Называет транспорт, классифицирует его. Имеет представления о погодных явлениях, называет их. Классифицирует растения: цветы, ягоды, деревья. Формирует животных по разным признакам: домашние животные, дикие животные, птицы. |
Социально-коммуникативное развитие | Формировать личное отношение ребёнка к соблюдению моральных норм. Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, любовь и уважение к родителям. Продолжать учить доброжелательно общаться со сверстниками. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. Развивать интерес к сюжетно – ролевым играм. Приучать аккуратно, складывать вещи. Приучать самостоятельно, готовить своё рабочее место и убирать его после окончания занятий. Формировать ответственное отношение к порученному заданию. Продолжать формировать навыки безопасного поведения на дорогах: продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекрёсток». | Беседы: "Наши добрые дела", "Что такое хорошо и что такое плохо", "Наш друг светофор", "Опасные предметы дома и на улице", "Осторожно гололед", "Нельзя разговаривать с незнакомцем. Чтение художественной литературы: В. Осеева "Волшебное слово", С Маршак "Урок вежливости", В. Маяковский "Что такое хорошо и что такое плохо?»,"Сказка о глупом мышонке" С. Михалков,К. Чуковский "Мойдодыр", А. Барто "Девочка чумазая». Дидактические игры и упражнения: "Вежливый ручеек", "У меня зазвонил телефон", "Кто кому уступит место», "Если возник пожар", "Опасные предметы", "Собери светофор", "Лучший пешеход". Рассматривание картин и иллюстраций на тему "Хорошие и плохие поступки". Театрализация сказок, игры-инсценировки. Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Парикмахерская», «Почта», «Семья», «Дом», «Магазин», «Зоопарк» и т. д. | Соблюдает моральные нормы: приходит на помощь, сочувствует обиженному и не согласен с действиями обидчика, одобряет того кто поступил справедливо. Относится с уважением к своей семье. Доброжелательно общается со сверстниками. Соблюдает правила поведения в общественных местах. Берёт на себя роль в сюжетно – ролевых играх. Аккуратно складывает вещи. Самостоятельно готовит своё рабочее место и убирает его после окончания занятия. Выполняет несложные поручения. Знает и соблюдает правила дорожного движения. |
Физическое развитие | Формировать представления о значении частей тела и органов чувств, для жизни и здоровья человека. Учить бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь ногами. Учить ползать, пролезать, подлезать, перелазить через предметы. Учить энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперёд, ориентироваться в пространстве. Учить прыжкам через короткую скакалку. Закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук. Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры. | Беседы. Бег в различных направлениях, в рассыпную. Челночный бег. Ползание на четвереньках по прямой, между предметами, по наклонной доске. Пролезание в обручь, перелезание через бревно, гимнастическую скамейку. Подвижные игры: -с бегом:» Самолёты», «Найди себе пару», «Ловишки» и т.д.. - с прыжками: «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике» и т.д.. - с ползанием и лазаньем: «Пастух и стадо», «Перелёт птиц» ит.д.. - с бросанием и ловлей: «Подбрось – поймай», «Сбей кеглю» и т.д.. - на ориентировку в пространстве, на внимание: «Найди где спрятано», «Кто ушёл», «Прятки» и т.д.. | Знает о значении частей тела и органов чувств, для жизни и здоровья человека. Бегает легко, ритмично. Энергично отталкивается ногами. Умеет ползать, пролазить, подлазить, перелазить через предметы. Старается энергично отталкиваться и правильно приземляется в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперёд. Прыгает через короткую скакалку. Отбивает и метает мяч правой и левой рукой. Выполняет ведущую роль в подвижной игре, выполняя правила игры. |
Ответственный: педагог-психолог
Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие | - обучение ребенка средствам коммуникации, в том числе, при необходимости, средствам альтернативной коммуникации; - формирование разнообразных моделей общения. | На этом этапе используются такие методические приемы, как повторение по речевому образцу. | Владеет средствами коммуникации, в том числе, средствам альтернативной коммуникации. Осознанное подражание. Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами. выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер; Участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий. Пытается соблюдать в игре элементарные правила. Проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать. Ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками). Может заниматься, не отвлекаясь в течение 5-10 минут. Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека. Выполняет элементарные орудийные действия в процессе самообслуживания. |
Сенсорное развитие | - обогащение чувственного опыта через постепенное расширение спектра воспринимаемых ребенком сенсорных, тактильных стимулов; - формирование способности обследовать окружающие предметы адекватным способом; - формирование и расширение набора доступных бытовых навыков и произвольных практических действий; - формирование навыков предметно-практической и познавательной деятельности. | Игра «Шнуровка» Игры с прищепками. Бусы. «Найди окошко для фигуры» Совместные игры с песком и водой. Дидактические игры: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок», «Волшебное стеклышко», «Украсим елочку» и т. д. «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д. Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии). Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д. Мозаика: настольная и напольная. Настольно-печатные дидактические игры. Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок. | Ориентируется в цветах. Владеет навыком рассматривания иллюстраций. Собирает несложные постройки по образцу и представлению. Сформированы начальные представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, |
Познавательное развитие | - учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона по просьбе взрослого; - учить соотносить предметы с их изображением; - учить сличать парные предметы и картинки; - учить воспринимать величину предметов (большой, маленький); - учить сличать основные цвета; - учить складывать разрезную предметную картинку; - учить группировать предметы по одному заданному признаку (цвет, форма, величина); - формировать простые целенаправленные действия с предметами. | Игры и упражнения со строительными наборами. «Найди такой же» «Каждую фигуру на свое место» «Подберем пирамидки по цвету» «Найди цветок для бабочки» «Цветные шары» «Найди мышкин домик» «Найди такой же кружок» «Мозаика» Аппликация «Собираем яблоки» Лепка «Шустрые мячики» Конструирование | Показывает правильно четыре основных цвета, находит по образцу, по просьбе взрослого. Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре). Сформированы умения подбирать плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат). Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Находит и может показать большой, маленький предмет. Составляет картинку из двух и более частей (на занятии). Подбирает мозаику к несложному рисунку. Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре). Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик). Выполняет несложную аппликацию из готовых форм. |
Развитие психических процессов | Развивать зрительное внимания и память («найти фигуру по подобию», «кто больше увидит?», «что изменилось?») Развивать слуховое внимание и память (игры на развитие слухового восприятия) Учить выполнять классификацию предметов по образцу - формировать восприятие формы и пространственных отношений на основе зрительного соотнесения фигур; - развивать умение понимать инструкцию, устойчивость, концентрацию и объем внимания. | «Найди окошко для фигуры» («Коробка форм») «Разбери матрешку» «Собери матрешку» «Поставь матрешек по росту» (Матрешка 4-составная) «Покажи и назови» «Чудесный мешочек» «Один – много» «Собери картинку» «Какой это формы?» | Умеет действовать по речевой инструкции. Сформировано зрительное и слуховое внимание и память. Частично классифицирует предметы по образцу. |
Ответственный: учитель-логопед
Формирование целеноправленной воздушной струи. | Постановка диафрагмального дыхания Тренировка носового дыхания Тренировка ротового дыхания Дифференциация ротового и носового дыхания Выработка направленной воздушной струи, проходящей через рот. | «Осенние листочки», «Задуй свечу», «Подуй на снежинку” «Приятный запах» | Продолжительность речевого выдоха увеличена |
Развитие мелкой моторики |
| Пальчиковая гимнастика, использование массажных упражнений. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой. Игры с мелкими предметами (использование прищепок, шнуровки нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п). Лепка, аппликация, нетрадиционные техники рисования. | Тонкие движения пальцев рук более скоординированы при выполнении заданий, в самообслуживании |
Развитие артикуляционной моторики | Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики. — артикуляционные упражнения; — самомассаж языка, губ - укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ; - развивать мышечную силу и подвижность губ; - отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность; - способствовать растяжке подъязычной связки; - развивать произвольные движения языка, укреплять мускулатуру языка и щёк; - расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами), учить удерживать язык распластанным, широким; - вырабатывать умение дуть по середине языка, спокойно лежащего на нижней губе; - учить попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка. | «Окошко», «Улыбка» «Трубочка», «Заборчик» , «Лопатка» "Птенчики", Часики», "Качели", "Вкусное варенье" | Статические и динамические упражнения выполняет |
Развитие слухового и зрительного внимания. | Учить внимательно вслушиваться в речь взрослых Формирование слухового внимания к речевым и неречевым звукам, умение дифференцировать их на слух. Развитие дифференциации громкого и тихого звучания Формирование зрительного внимания и восприятия | игра «Звучащие игрушки»: бубен, погремушка, колокольчик; игра «Звучащие предметы»: льется вода, поворот ключа в замке, рвется бумага), («Эхо»). «Чего не стало?», «Что лишнее?») | слуховое и зрительное внимание в пределах возрастного развития. |
Развитие словаря | Обогащение словаря ребенка новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе Уточнение и расширение словарного запаса проводится с опорой на тематические циклы («Игрушки», «Продукты питания», «Транспорт» и т.д.) - Активизация словаря. Важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено в речи. | рассматривание и обследование предметов, дидактические игры и упражнения. | Понимает конкретные существительные, обобщающие понятия существительных, |
Формирование связной речи | - Учить ребенка составлять простые предложения по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!); преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит.) - Формирование у ребенка навыка употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они). - Учить составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений по вопросному плану или с использованием пиктограмм, опираясь на лексические темы: «Одежда», «Посуда», «Фрукты», «Осень», «Зима» и т.д. - Учить: составлению рассказа по картине (серии картин), рассказа-описания, пересказу. | Составление высказывания (с помощью пиктограмм и идеограмм); составлять рассказ по картине; составлять рассказ по серии картин; составлять пересказ; - составлять рассказ – описание | Составляет простые предложения, употребляет в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они). Составляет рассказ по картине (серии картин), рассказ-описание. |
Развитие фонематического слуха | Учить ребенка различать речевые и неречевые звуки и их направление, дифференцировать звуки далеки и близкие по звучанию (мишка – миска, бочка – почка, крыша - крыса, осел – козел, газон - вагон). - Учить ребенка отхлопывать предложенный ритмический рисунок. | постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, звуки бубна, звуки металлофона и т. д.; | Различает речевые и неречевые звуки и их направление, дифференцирует звуки далекие и близкие по звучанию |
Развитие звукопроизношения и формирование слоговой структуры. | Уточнение правильного произношения звуков, имеющихся в экспрессивной речи детей (согласные раннего онтогенеза и гласные звуки); - Постановка отсутствующих звуков. - Закрепление навыков правильного, четкого воспроизведения 3-4 сложных слов различной звуконаполняемости; - Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, доступных фразах; Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной структуры (кот, мак, муха, ваза, лопата, молоко). - Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т.д.) - Учить ребенка запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов («па-па-па» с разным ударением, силой голоса, интонацией); воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пу) и из разных согласных и гласных звуков (па-то-ку); воспроизводить слога со стечением согласных (та-кта, по-пто). | Д/и «Уложи куклу спать» Д/и «Песенка ветра» Д/и «Злой мишка» Д/и «Раздувайся пузырь» Ситуация «Постучим молоточком | Звуки поставлены и автоматизированы |
IV«Мониторинг индивидуального развития ребенка с ОВЗ»
Исследуемые параметры | Первичная диагностика | Промежуточная диагностика | Итоговая диагностика | ||
Уровень освоения | Уровень освоения | Характеристика динамики развития ребенка | Уровень освоения | Характеристика динамики развития ребенка | |
Познавательное развитие | |||||
Речевое развитие | |||||
Художественно-эстетическое развитие | |||||
Социально-коммуникативное развитие | |||||
Физическое развитие |
Приложение 1
Индивидуальный учебный план
образовательно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы на 2021/2022 учебный год
Образовательная область | Базовый вид деятельности (НОД) | Периодичность в неделю |
Физическое развитие | Физическая культура в помещении | 2 |
Физическая культура на воздухе | 1 | |
Познавательное развитие | Познавательное развитие (ООМ/ ФЦКМ) | 1 |
Познавательное развитие (ФЭМП) | 1 | |
Развитие речи | Развитие речи | 1 |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование | 2 |
Лепка | 0,5 | |
Аппликация | 0,5 | |
Музыка | 2 | |
Социально-коммуникативное развитие | В режимных моментах, в привитии навыков самообслуживания, совместной деятельности взрослых и ребенка, самостоятельной деятельности ребенка, в игровой деятельности | Ежедневно |
ОБЪЕМ НОД В НЕДЕЛЮ: - количество - количество времени | 10 3 ч 20 мин | |
Коррекционно-развивающее направление | Учитель-логопед | 2 |
Учитель-дефектолог | 2 | |
Педагог-психолог | 2 | |
ОБЪЕМ В НЕДЕЛЮ: - количество - количество времени | 6 2 ч |
Взаимодействие взрослого и ребенка в различных видах деятельности (ежедневно):
- Чтение художественной литературы.
- Конструктивно-модельная деятельность.
- Игровая деятельность.
- Общение при проведении режимных моментов.
- Прогулки.
Самостоятельная деятельность воспитанника в центрах развития и играх (ежедневно).
Оздоровительная работа (ежедневно):
- Утренняя гимнастика.
- Комплексы закаливающих процедур.
- Гигиенические процедуры.
Приложение 2
Расписание занятий
(в групповой и индивидуальной форме)
на 2021/2022 учебный год
№ | Время | Понедельник | Вторник | Время | Среда | Время | Четверг | Время | Пятница | |
1 | 08:10- 08:30 | Учитель-логопед | 15:45- 16:05 | Педагог-психолог | 15:40- 16:00 | Учитель-логопед | 08:10- 08:30 | Педагог-психолог | ||
2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа для ребёнка с ОВЗ.
Адаптированная образовательная программа по развитию речи ребёнка старшего дошкольного возраста (5-6 лет) составлена в соответствии с современной нормативно правовой базой в области образования....
Адаптированная образовательная программа для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (глубокое нарушение физического и психического развития)
laquo;Программа» обеспечивает деятельность по развитию ребёнка на дому, с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений разв...
Адаптированная образовательная программа на ребёнка с ОВЗ
Адаптированная программа определяет индивидуальный маршрут коррекционной образовательной деятельности с воспитанником с ОВЗ...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Сопровождения ребёнка - инвалида подготовительной к школе группе комбинированной направленности на 2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка Индивидуальная программа сопровождения ребенка - инвалида разработана на основании следующих нормативно-правовых документах: - Закон «Об образовании в Российской ...