Работа с родителями агрессивного ребенка
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа) на тему

Альфимова Наталия Викторовна

В работе раскрываются понятие «агрессивности», причины и факторы ее возникновения у старших дошкольников, а также родители и воспитатели найдут ответ на вопрос «Какие существуют эффективные способы общения?». Описаны методы сопровождения агрессивного ребенка и разработаны рекомендации для родителей по данной проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami_agressivnogo_rebenka.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Работая с агрессивными детьми, необходимо наладить контакт с семьей. Работу с родителями целесообразно проводить в двух направлениях:

-информирование о проблеме (что такое агрессивность, каковы причины ее проявления, чем она опасна для ребенка и окружающих);

-обучение эффективным способам общения с ребенком.

Агрессия (от латинского «agressio» –нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе. Такое поведение  наносит  вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности) (Психологический словарь, 1997).

Причины и факторы, влияющие на проявление агрессии у детей.

-наследственно-характерологические (наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению; психопат подобное, эпилептоидное, аффективно-возбудимое, конституционально обусловленное поведение родителей или родственников);

-биологические факторы (агрессивное поведение связывают с установлением биохимических, гормональных механизмов, влияющих на развитие);

-некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга, органические поражения (минимальная мозговая дисфункция, травма головного мозга);

-влияние социального окружения.

Влияние социального фактора на агрессивную модель поведения

Рассмотрим фактор проявления агрессии у детей – влияние социального окружения.

Каким образом социальное окружение влияет на становление агрессивной модели поведения? Для дошкольника значимыми являются три фактора:

1.Семья.

2.Окружающие дети.

3.Средства массовой информации.

В дошкольном возрасте на появление агрессии самое большое влияние оказывает семейное воспитание ребенка, взаимоотношения между родителями, стиль отношений родителей и детей. На поведение детей, вне всякого сомнения, влияют те модели поведения, которые представляют им родители.

1.Родители систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку. Существует вероятность проявления у ребенка защитной агрессивности или подражания модели поведения родителей. Ребенок часто конфликтует, дерется, на занятиях выкрикивает, применяет агрессивную модель поведения в жизни.

2.Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания. Уровень агрессивности у ребенка повышается, возрастает готовность к агрессивным действиям. Вероятность реактивной (ответной) агрессивности в  старшем возрасте; проявления защитной агрессивности.

3.Родители игнорируют агрессивное поведение, вспыльчивость ребенка, не контролируют его поведение. Вседозволенность может привести в дальнейшем к проявлению агрессивности, как типичной поведенческой черты.

4.Родители не дают возможности ребенку проявить способность к самостоятельному выбору, не позволяют ребенку заявить о себе, запрещают любые формы проявления детского гнева. Ребенок избегает открытого проявления гнева, систематически подавляет свои эмоции. Возникает деструктивная агрессивность: насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство, внезапные вспышки гнева.

5.Родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребенка (например, отрицательно высказываются по поводу соседей или по поводу  педагогического стиля в детском саду). У ребенка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех их бед. Вероятно, что дошкольник возьмет эту модель поведения за основу своего дальнейшего поведения: проявления агрессии.

6.Конфликты между родителями, развод. Демонстративная агрессивность (привлечение внимания к своей персоне); формирование агрессивной модели «выяснения отношений».

«Дети, выбирая методы выяснения в отношениях с братьями и  сестрами, бездумно копируют их с методов разрешения семейных конфликтов, используемых  их родителям. Более того, когда дети вырастают и вступают в брак, они начинают использовать эти методы, ставшие неотъемлемой частью их поведенческого репертуара, для решения своих семейных проблем и, замыкая цикл, передают их своим детям посредством создания характерного стиля дисциплины» - подчеркивают в книге «Агрессия» Р. Бэрон, Д. Ричардсон.

Научаются агрессивному поведению дети и в ходе взаимодействия с другими детьми во время игр. К этим играм относятся те, в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся.  Многим детям нравятся шумные игры, и они хорошо относятся к партнерам по шумным играм.

В дошкольном возрасте наиболее характерна реактивность  или так называемая ответная агрессивность на действия сверстников. Часто агрессия может возникать как ответная реакция на неприемлемое поведение окружающих, то есть как акт возмездия за что-либо.

На становление агрессивного поведения дошкольника оказывает влияние семейное окружение  и особенности взаимодействия с другими детьми.

Особую озабоченность у родителей и педагогов вызывает фактор влияния средств массовой информации. В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих  тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют  повышению уровня агрессивности зрителей.

При воздействии социально-бытового фактора агрессивное поведение может появиться как реакция на фрустрацию. При чрезмерной интенсивности или длительности эмоционально-негативных состояний возникает потеря эмоционального контроля и снижается порог агрессивных поведенческих реакций.

Существуют также ситуационные, провоцирующие агрессивное поведение условия и факторы:

-реактивность или ответная агрессивность;

-введение жестких ограничений в поведение ребенка;

-новые незнакомые условия, увеличивающие тревогу ребенка;

-нарастание утомления и пресыщения у ребенка и другие.

Задача воспитателя - научить детей  выходить из конфликтных ситуаций, развить коммуникативные формы общения. И.Н. Агафонова разработала программу социально - психологического обучения детей, в которой выделены базовые коммуникативные умения:

-приветствие и прощание;

-обращение;

-просьба о поддержке, помощи, услуге;

-оказание поддержки, помощи, услуги;

-благодарность;

-отказ.

Процессуальные коммуникативные умения:

-говорить перед другими;

-слушать других;

-сотрудничать;

-управлять;

-подчиняться.

Используя модули программы И. Н. Агафоновой, можно решить проблемы общения агрессивных детей.

Ролевая игра – один из приемов работы с агрессивными детьми. Например, разыгрывается ситуация: в гости в детский сад пришли два игрушечных Лисенка. Они поссорились, потому, что один из них хотел играть с машиной, с которой уже играл его товарищ. Пока Лисята ссорились, воспитатель позвал всех на прогулку. Ни один из драчунов не поиграл с машинкой. Детям предлагается помирить Лисят. Проигрываются варианты и обсуждаются способы разрешения конфликта.

В гости приглашаются литературные герои. Например, Буратино и Мальвина, который поставил в тетради кляксу,  не хотел мыть руки. Дети советуют Мальвине, как помочь Буратино стать послушным. Порекомендуют Буратино, как отвечать Мальвине, чтобы не оказаться запертым в чулане.

Беседы о разрешении конфликтных ситуаций помогут расширить поведенческий репертуар. Иногда дети проявляют агрессию не потому,

что это им нравится, а потому, что не знают других способов реагирования.

Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к

Методы сопровождения агрессивного ребенка

1.Сказкотерапия  или психотерапевтические истории для детей.

Сказка или предлагаемая ребенку история – это замечательный материал для работы с эмоционально - волевыми нарушениями. Сказка помогает сформировать адекватную Я - концепцию ребенка с проблемами, систематизировать хаос, который находится внутри ребенка. Сказкотерапия может проводиться индивидуально и в группе с использованием разнообразных форм сказкотерапии (песочницы, куклы, волшебные краски, костюмы).

Для работы с агрессивными детьми можно использовать программу «Волшебная страна внутри нас» (Т. Грабенко, Т. Зинкевич- Евстигнеева, Д. Фролов), а также психотерапевтические истории для детей Дорис Бретт «Жила – Была девочка, похожая на тебя».

2.Игровая коррекция агрессивного поведения (игротерапия).

Наиболее эффективной для дошкольника является игровая коррекция агрессивного поведения. Игра является универсальным средством коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста.

В целях коррекции агрессивности следует использовать индивидуальную и групповую формы игровой коррекции.

Игры, предлагаемые для работы с агрессивными детьми.

«Гномики».

Цель: развитие чувства эмпатии, сочувствия и желания помочь.

Для игры нужны колокольчики по числу участников (5-6). Один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть).

Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого гномика есть волшебный колокольчик, и когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу – он может загадать любое желание, которое когда-нибудь исполнится. Дети получают колокольчики (одному из них достается испорченный колокольчик). «Давайте послушаем, как звенят наши колокольчики! Каждый из вас  по очереди будет звенеть, и загадывать свое желание, а мы будем слушать». Дети по кругу звенят своими колокольчиками, но вдруг оказывается, что один из них молчит. «Что же делать? У Коли не звенит колокольчик! Это такое несчастье для гномика! Он теперь не сможет загадать желание…  Может, мы его развеселим?  Или подарим что-нибудь вместо колокольчика? Или попробуем выполнить его желание?  (Дети предлагают свои решения). А может, кто-нибудь уступит на время свой колокольчик, чтобы Коля смог позвенеть им и загадать свое желание?». Кто-нибудь из детей предлагает свой колокольчик и получает благодарность товарища и одобрение взрослого.

«Да и нет».

Цель: игра направлена на снятие у детей состояния апатии и усталости, на побуждение их жизненных сил.

В игре задействован только голос. Разбейтесь  на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами. Решите, кто из вас будет говорить слово «да», а кто – «нет». Весь ваш спор будет состоять лишь из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться. Вы можете начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Услышав сигнал ведущего (например, колокольчик), остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов.  Обратите внимание, как приятно находиться в тишине после такого шума и гама.

Игра полезна для тех, детей, которые еще не открыли для себя свой собственный голос как важный способ самоутверждения в жизни.

Совместные настольные игры.

Для работы с агрессивными детьми могут использоваться различные настольные игры, которые предусматривают игру как поодиночке, так и совместно. Например, игра «Конструктор». Детям предлагается вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру из деталей «Конструктор». По ходу игры взрослый помогает детям решить возникающие конфликты и избежать их. После игры возможно проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей выхода из них.

В ходе совместных настольных игр дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения.

Тематическая беседа.

Агрессивных детей необходимо обучать понимать свои чувства. Это можно делать как при помощи игр, так и в процессе беседы. На чувстве гнева можно заострить особое внимание, поговорив с детьми о физических ощущениях, связанных с ним.

Взрослый задает вопросы: «Что чувствует твое лицо, когда ты злишься?», «Какое оно в этот момент?», «Что делают и чувствуют твои руки и спина?», «Какого цвета твоя злость?».

Дети учатся понимать свои чувства, эмоциональные состояния.

Проигрывание ситуаций с последующим их анализом.

Полезной формой работы с агрессивными детьми является проигрывание различных ситуаций. После проигрывание ролей задаются вопросы для анализа ситуации. Ситуация может быть такая:

-Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся  два незнакомых мальчика. Разними их.

Вопросы для анализа:

-Какие лица были у дерущихся мальчиков?

-Из-за чего они могли драться?

-Могли ли они разобраться по-другому? Как?

-Тебе было страшно, когда ты их разнимал? Что ты чувствовал?

Такая форма работы помогает научиться понимать не только свои чувства, но и чувства других.

Метод рисунка.

 В работе с агрессивными детьми дошкольного возраста  очень хорошо использовать арт-терапию. Она направлена на снижение эмоционального напряжения,  развитие способности понимать и адекватно выражать свое эмоциональное состояние.

Для снижения эмоционального напряжения возможно рисование пальцами, ладошками, локтями и даже пятками. Подобная деятельность расслабляет детей, дает им положительный эмоциональный заряд. Необходимо создать такие условия, чтобы ребенок мог творить свободно. Для обучения детей понимать собственные чувства, а также эмоциональные состояния другого человека ребенку предлагают нарисовать себя счастливым, обиженным. Можно заранее подготовить листы с фигурками детей  с не прорисованными деталями лица. Попросить ребенка изобразить на лице чувство, которое он сейчас испытывает и назвать его.

Цели и задачи сказкотерапии.

Сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, увидеть различные пути их решения, дает ребенку возможность идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжелые эмоции, внутри личностные конфликты и успешно разрешить их.

Следующими  приемами снятия агрессивности у детей через сказку являются:

прорисовывание, лепка, аппликация, конструирование сказки. Они дают возможность выразить свои чувства с помощью образов, т.е. освободиться от гнетущих эмоций.

Рассказывание сказки по кругу, драматизация сказки, рассказывание сказки наоборот помогают корректировать проявление негативных поведенческих реакций, помогают ребенку встать на позицию, противоположную своему обыденному поведению, формируют новый опыт поведения, помогают выразить свои чувства, мысли, умения выслушивать собеседника.

Разыгрывание сказочных проблемных ситуаций помогает ребенку встать на позицию обиженного героя, почувствовать себя в роли слабого.

Методические приемы в сказкотерапии.

Коррекционные занятия включают в себя ряд методических приемов, способствующих  преодолению ребенком агрессивных проявлений.

1.Чтение сказки или художественного произведения

2.Беседа по содержанию.

3.Проигрывание проблемных ситуаций.

4.Тренинг эмоций.

5.Установление правил поведения.

6.Психогимнастика.

7.Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.

8.Проигрывание своего эмоционального состояния в прорисовывании,

драматизации, играх, лепке, конструировании и др.

Цель: коррекция агрессивных проявлений у детей старшего дошкольного возраста, снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи занятий:

1.Знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку.

2.Учить детей определять разные эмоциональные состояния у себя и окружающих его людей и соотносить эти состояния с реальной ситуацией.

3.Развивать эмоциональную произвольность.

4.Развивать эмпатию, чувство ответственности за себя и  других людей.

5.Учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от негативных эмоций, разрешать конфликтные ситуации).

В занятие включены методические приемы:

рисунок, лепка, конструирование, цель - моделирование ситуации успеха и ощущение удовольствия. В ходе занятия используется приятная музыка, знакомые детям песни, которые способствуют фиксированию положительных эмоций и поддержанию интереса к занятиям.

Принципы работы в сказкотерапии.

Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения педагогом на занятиях не допускаются. Каждое занятие строится на уважении и доверии, взаимопонимании ребенка и взрослого, взаимопомощи.

Прогноз результативности проведения занятий.

исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности;

преобладание положительных эмоций;

способность сдерживать негативные эмоции;

изменение характера общения с использованием конструктивных приемов;

изменение в продуктивной деятельности детей: появление ярких красочных рисунков, выбор позитивных ролей в играх, изменения в речевых высказываниях.

Песочная терапия.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок обладает свойством пропускать воду. Он поглощает негативную психическую энергию, стабилизирует эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для профилактики и коррекции агрессивных проявлений ребенка.

В основе реализации плана работы с агрессивными детьми используется  программа под редакцией Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко «Песочная терапия».

Песочная терапия в системе здоровье сберегающих технологий обладает колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук ребенок учится прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Работа с мягким материалом.

Снятию агрессивных состояний способствует работа с мягкими, податливыми материалами: тестом, пластилином, глиной. Ребенок, как правило, сам знает, что ему делать: лепить, или мять, стучать по глине кулачком. Все это пойдет ему на пользу и поможет избавиться от лишнего напряжения. Работа с пластилином бывает для детей привычной и обыденной, поэтому желательно чаще давать детям для работы и другой материал. Работа с тестом доставит удовольствие не только от процесса, но результата.

Использование воды.

В целях снятия агрессивности и излишнего напряжения у детей можно использовать воду. Игры, предложенные в книгах Е. К. Лютовой и Г.Б.Мониной, имеют психотерапевтический характер:

1.Одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие в воде.

2.Сдувать из дудочки кораблик.

3.Сначала топить, а затем наблюдать, как  «выплывает» из воды легкая пластмассовая фигурка.

4.Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде.

Используя воду, как успокоительное средство, надо помнить, что вода на разных детей воздействует по-разному: одних успокаивает, других возбуждает. Один ребенок перед сном, купаясь в ванне перед сном, успокаивается и снимает напряжение, а другого вода может возбуждать. Чтоб не получить бессонную ночь, важно понаблюдать и выяснить, как же вода действует на малыша.

Консультирование родителей может проходить:

-в индивидуальных беседах,

- в виде лекций;

-в виде сообщений на родительских собраниях;

-на встречах в «Семейном клубе» и т.д.;

-в виде наглядной информации.

Обучение родителей эффективным способам взаимодействия с детьми может проходить через тренинги детско-родительских отношений. «Тренинг эффективного взаимодействия родителей с детьми» (Марковская И. М., Е. К. Лютова, Г.Б. Монина).

В процессе этой работы решаются следующие задачи:

-переосмысление роли и позиции родителя;

-Развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;

-снижение тревожности и приобретение уверенности в себе;

-формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье;

-выработка стиля эффективного взаимодействия с детьми.

Педагог и психолог знакомят родителей с доступными для них техниками и приемами работы над агрессивным поведением их ребенка. Родители дома могут играть, рисовать, лепить со своим ребенком.  Для домашнего чтения можно порекомендовать книги Элизабет Крейри из серии «Учимся владеть чувствами». Эти книги помогут детям разобраться в своих чувствах и решить, как правильно на них реагировать.

Рекомендации родителям.

-первым делом нащупать все болевые точки в семье;

-нормализовать семейные отношения;

-ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких людей, помня, что ребенок, подражая, видит все;

-принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками.

-попытайтесь погасить конфликт  еще в  зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло;

-дать понять ему, что он любим, даже если в семье появился новорожденный;

-научить его общению со сверстниками, уделяя максимум внимания при поступлении в детский сад;

-при драчливости ребенка, главное – не разъяснить, а предотвратить удар;

-будьте последовательны в воспитании ребенка;

-старайтесь быть внимательными к нуждам ребенка;

-не вводите много запретов  и не повышайте голос на ребенка, помните, что это самые не эффективные способы преодоления агрессивности;

-все вводимые запреты должны высказываться в тактичной форме;

-давайте возможность ребенку выплескивать свой гнев, смещайте его на другие объекты;

-показывай те ребенку личный пример эффективного поведения;

-не допускайте при ребенке вспышек вашего собственного гнева;

- если вы в гневе – старайтесь не  прикасаться к ребенку, лучше уйдите в другую комнату;

-наказывайте ребенка только за конкретные проступки, наказания не должны унижать ребенка;

-не стесняйтесь ребенка приласкать, пожалеть, он должен чувствовать, что вы любите и принимаете его;

-понимать ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для работы с детьми "Агрессивный ребенок".

Данное методическое пособие разработано в помощь педагогам и родителям для работы с детьми, имеющими склонность к агрессивному поведению. В пособии представлены психолого-педагогические рекомендации, ...

Сообщение из опыта работы на тему: "Агрессивный ребенок"

В сообщении даны советы родителям, что делать, если вы обнаружили у своего ребенка признаки агрессивного поведения...

Консультация для воспитателей на тему: «Работа с родителями агрессивного ребенка»

Главная цель подобной информации показать родителям, что одной из причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожида...

Консультация для педагогов "Работа с родителями агрессивного ребенка"

Способы работы с родителями агрессивного ребенка....