Конспект занятия "Незнайка в гостях у детей" (развитие сенсорного восприятия)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Киселева Алевтина Гавриловна

Занятие по развитию сенсорного восприятия у детей с интеллектуальным недоразвитием. Работа на занятии ведется по развитию восприятия времен года, геометрических форм, направления движения в пространстве (налево - направо). Задания объединены в индивидуальных альбомах для работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o._z._neznayka_sensorika_16g.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по развитию сенсорного восприятия «Незнайка в гостях у детей»

(подгруппа старшего возраста)

Тема: Время, форма, пространство.

Цель: Развитие восприятия времен года, соотнесение предмета с геометрической формой, определение направления движения (налево – направо).

Задачи:

Образовательные: 

  • Учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации
  • Закрепить умение различать и называть времена года
  • Учить видеть форму предметов и соотносить её с названиями геометрических фигур
  • Закреплять умение различать и называть пространственные направления (направо, налево)
  • Продолжать развивать связную речь через составление предложения по результату игрового действия по образцу педагога, добиваться от детей полных ответов.

Коррекционные:

  • Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать.
  • Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук;
  •  Продолжать развивать психические процессы: логическое мышление, память

Воспитательные:

  •  Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, культуру поведения и общения.
  • Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру ( людям, предметам).

Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, изобразительная, игровая.

Методы и приемы: Наглядные, словесные, практические: показ, рассказ, художественное слово, игры, использование ИКТ,

Оборудование: математический альбом (лист № 16), цветные кружки, пособие Нищевой Н.В. «Новые разноцветные сказки», дид. игра «Времена года», дид. игра «Предмет и форма», дид. игра «Кто куда движется?», кукла Незнайка, ИКТ – презентация к игре «Пройди по дорожке», «Физминутка с Незнайкой»

Ход занятия:  Организационный момент. В гости к детям приходит грустный Незнайка. Как вы думаете, ребята, почему его так назвали, «Незнайка»? (ответы детей) Да, он грустит, потому что никто не хочет с ним дружить. Все говорят, что он ничего не знает. Вот он и пришел к нам на занятие, чтобы узнать много интересного и полезного.

  1. Мы сегодня работаем в наших альбомах. Задания в альбоме разделены на 3 части. Сегодня мы будем учиться различать времена года, вспомним о формах разных предметов и поучимся различать правую и левую сторону пространства. Вот такие  у нас сегодня трудные задания. Я думаю, что вы со всеми заданиями справитесь и научите Незнайку.

Незнайка, а ты знаешь, какое сейчас время года? (Нет) А вы, ребята, скажете, какое сейчас на улице время года? (Зима)

Дидактическая игра «Подбери нужный цвет»

А вы знаете, что для каждого времени года можно подобрать подходящий цвет. Давайте попробуем. А поможет нам девочка Ариша, которая побывала в разноцветных сказках. Послушайте, как Ариша попала в белую сказку. (приложение «Сказки») (педагог читает сказку, дети рассматривают демонстрационную картину, ищут у себя на подносе белый кружок и кладут его в альбоме под зимней картинкой).

Аналогичная работа проходит по другим временам года.

Дидактическая игра «Покажи нужную картинку». (у детей на столах 4 картинки о временах года)

Педагог: Дети, мы с вами подобрали подходящие цвета к временам года, а сейчас попробуем подобрать картинки к ним. Я назову время года, а вы покажите картинку и назовите, когда это бывает.

  1. А сейчас мы выполним второе задание в альбоме: соединить дорожкой нарисованный предмет с геометрической фигурой, на которую он похож.

Проверка выполнения: педагог называет фигуру, а дети называют предмет, который на эту фигуру похож.

Закрепление: Дидактическая настольная игра «Предмет и форма»(пазлы)

(дети переходят за общий стол, у каждого из детей лежит геометрическая фигура. Дети подбирают подходящие к ней предметы. По окончании дети произносят фразу: У меня все предметы похожи на круг (квадрат…)

Физкультминутка: Ребята, Незнайка приготовил для вас веселую разминку. Смотрите на экран и повторяйте движения, которые показывают друзья Незнайки.

(видеопрезентация «Физминутка с Незнайкой»)

  1. Продолжим работу в наших альбомах и поучимся определять направление движения: налево – направо.

Поднимите вверх левую руку, опустите её в сторону, куда показывает левая рука? (налево) Что у нас находится слева? (окно) (педагог показывает стрелку, поворачивает ей налево) Посмотрите в альбом,  какого цвета рыбки у вас плывут налево, к окну? (ответы детей)

Поднимите вверх правую руку, опустите её в сторону, куда показывает правая рука? (направо) Что у нас находится справа? (дверь) (педагог показывает стрелку, поворачивает ей направо)Посмотрите в альбом,  какого цвета рыбки у вас плывут направо, к двери? ответы детей)  По сколько рыбок разного цвета у вас в альбоме? (по3)

Закрепление: дидактическая игра «Кто куда движется?». У детей на столах карточка, разделенная на 2 части, внизу нарисованы стрелки, показывающие направо и налево и 8 предметных картинок. Дети распределяют картинки  на 2 части.

  1. Дидактическая игра «Найди фигуры»

Незнайка приготовил для вас подарки, но ему так понравились упражнения со стрелками, что он придумал  игру. (Презентация – игра «Найди фигуры»). На панно – мольберте оборудовано игровое поле с дорожками и ориентирами. Под елочками спрятаны геометрические фигуры. На экране показывается путь, по которому надо пройти до елки. Если ребенок проходит правильно, то фигура на экране и панно совпадают. Педагог просит запомнить найденную фигуру.

По окончании Незнайка угощает детей печеньем, дети должны взять печенье такой формы, какую они нашли. А также Незнайка просит вспомнить, по сколько рыбок плавали у них в альбоме налево и направо. (по 3) Взять по 3 печенины.

  1. Итог занятия: Ребята, мы сегодня научили Незнайку различать времена года, подбирать к ним подходящий цвет; вместе с Незнайкой учились выделять в разных предметах геометрическую форму; потренировались в определении направления налево – направо.

  1. Задание на дом на листке: рассмотреть картинки с изображениями животных. Под каждым животным нарисовать стрелку, куда оно смотрит.

Приложение :

Белая сказка

Утром Аришка увидела, что в комнате необыкновенно светло. Она побежала к окну и ахнула. За окном все было БЕЛЫМ. Ночью вапал снег и покрасил все вокруг в белый цвет. Аришка быстро оделась и побежала во двор. Ей показалось, что она попала в белую сказку. Белый ковер лежал на земле, деревья нахлобучили свои пушистые белые шапки, белыми платками покрылись крыши домов, а в воздухе кружились белые снежинки, а посреди двора на белом снегу сидел пушистый белый кот. Как тебя зовут? – спросила девочка. «Снежок» - ответил кот. Скажи, Снежок, почему сегодня все такое белое? Потому что пришла зима. Значит, зима белое время года. Конечно, - сказал кот.

 Голубая сказка

Дома хорошо, но если за окном снег весь растаял, небо голубое-голубое, а солнышко теплое, ласковое, то так и тянет на улицу. Аришка надела голубые джинсы, голубую футболку и побежала к голубому ручейку, который протекал за забором.  В кармане у неё лежала голубая бумажная лодочка, которую она решила отправить в плавание. Ей показалось, что она попала в голубую сказку. Голубая вода весело журчала по голубым камушкам, а берега были голубыми от первых голубых незабудок. Наверное, весна – голубое время года – подумала девочка. И голубая рыбка с ней согласилась.

 Зеленая сказка.

Утром Ариша проснулась и увидела, что вся комната зеленая. Под окном комнаты росли кусты сирени, солнышко светило сквозь зеленые листья и окрашивало все в зеленый цвет. Аришка надела зеленый сарафанчик и выбежала на крыльцо. Ей показалось, что она попала в зеленую сказку. Двор был покрыт зеленой шелковой травой, под окном дома шелестели зеленые ветки сирени, вдоль забора качались на ветру зеленые вишневые деревья. И тут Аришка увидела зеленого кузнечика. «Ты не знаешь, спросила она, почему все такое зеленое? – просто наступило лето – ответил кузнечик. А лето – зеленое время? – Конечно. – посмотри на деревья у забора. Видишь, ягоды на них еще зеленые. Загляни в теплицу. Там на кустиках висят зеленые помидоры и зеленый перец. Да, я вижу, что лето – зеленое время года. – сказала Ариша.

Желтая сказка.

Мама купила Арине желтый плащ, желтую шапочку и желтые сапожки. Арина надела свои обновки и отправилась на прогулку. Она вышла во двор и ахнула. Ей показалось, что она попала в желтую сказку. В небе висело желтое солнышко. За одну ночь березы за окном пожелтели. Казалось, что они накинули желтые платочки. Желтые листья ложились на землю и покрывали её желтым ковром. Над дорожкой склонили головки красивые желтые цветы. «Мы золотые шары, осенние цветы» - сказали они. «Я поняла, - сказала Ариша – вас называют золотыми, потому что вы желтые. И осень тоже золотая, потому что все вокруг желтое. Осень – желтое время года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к разделу "Развитие зрительного восприятия"(Сенсорное восприятие цвета, формы, величины)

Содержание требований программы по разделу«Развитие зрительного восприятия» ФОРМИРОВАНИЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ   О   СИСТЕМЕ   ЭТАЛОНОВ   ВЕЛИЧИНЫ I год...

НОД Конспект совместной деятельности взрослых и детей: "Развитие способности моделирования у детей дошкольного возраста через кодирование, декодирование ( расшифровывания информации) о свойствах предметов по их знаково - символическим обозначениям"

НОД Конспект совместной деятельности взрослых и детей: " Развитие способности моделирования у детей дошкольного возраста через кодирование, декодирование ( расшифровывания информации) о свойствах пред...

Взаимодействие с родителями. «Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с сенсорной алалией (из опыта учителя-логопеда)»

МАСТЕР - КЛАССВзаимодействие с родителями.«Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с сенсорной алалией (из опыта учителя-логопеда)»3 мая 2016 года учитель-логопед старшей группы Матвиенко Е.Н. б...

Программа работы по развитию сенсорного восприятия детей дошкольного возраста с ОВЗ "Волшебный луч" в условиях сенсорной комнаты

Программа представляет систему специально разработанных занятий, направленных на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной сферы, с учетом особенностей детей дошкольного возраста с ОВЗ...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ТЕМНОЙ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний - восприятия. Формирование сенсорного восприятия у детей с нарушениями в развит...

Конспект совместной деятельности по речевому развитию и сенсорному восприятию в младшей группе «Тётушка Сказочница»

Цель:  активизировать речь детей.Образовательные  задачи: закреплять умение отвечать на вопросы по сюжету русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Колобок», «З...