Программа коррекционно - развивающий занятий "Сказка по ролям"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Программа коррекционно - развивающих занятий "Сказка по ролям"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_skazka_po_rolyam.docx | 37.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
«СКАЗКИ ПО РОЛЯМ»
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №368»
Иванюта И. А.
Введение
На Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию в докладе «Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения» А. В. Запорожец указывал, что «первые шаги, которые делает ребенок на пути понимания художественного произведения, могут оказать существенное влияние на формирование его личности, на его нравственное развитие» [8; 76]. Он утверждал, что «художественная литература приводит ребенка к осознанию нравственного смысла человеческих поступков, помогает принять более высокие общественные мотивы героев художественных произведений» [8; 76].
При изучении художественного воздействия литературных произведений особое внимание уделяется анализу их понимания детьми дошкольного возраста.
В работе «Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником» А.В. Запорожец обратил внимание на то, что, «хотя маленького ребенка очень увлекает красочность описаний, занятность внешних положений, в которые попадают действующие лица, его очень рано начинает занимать и внутренняя, смысловая сторона повествования и «постепенно ему открывается идейное содержание художественного произведения» [7; 39].
Рассматривая механизм восприятия и понимания, А. В. Запорожец утверждал, что «слушание сказки выполняет важнейшую роль в формировании вида внутренней психической активности — умения мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, без чего невозможна никакая творческая деятельность» [7;36].
Ребенок не пассивный объект воздействия — он активно вмешивается в ход событий, буквально внешне и внутренне содействует одним
действующим лицам и противодействует сказке другим. Ребенок не хочет и не умеет занять позицию стороннего наблюдателя по отношению к описываемым в событиях. «Он пытается вмешиваться в события, принять сторону того или иного действующего лица, стремится к реализации целей положительного персонажа не только мысленно, но и действенно» [7; 37].
Ребенок прерывает ход повествования, вмешивается в события, задает вопросы, пытается помочь героям. А. В. Запорожец видит условие понимания, условие художественного воздействия литературы на ребенка.
Причину этого А.В. Запорожец видит в том, что, «сказка имеет ряд особенностей композиции и сюжета: своеобразие экспозиции, завязки, драматическое изложение событий, характеристики героев и действенность финала, так же, как и взаимодействие между этими моментами, и создают благоприятные условия для выявления специфической активности ребенка».
Это — специфическая активность ребенка, очень близкая по своему характеру к ранее возникающим у него формам практической и игровой деятельности.
Новую форму активности, которая представляет собой как бы первую ступень в развитии эстетического восприятия, он назвал содействием, по аналогии с известным термином «сопереживание». Осуществляя эту своеобразную деятельность, ребенок мысленно становится на позицию героя, прослеживает ход его действий, сочувствует его успехам и неудачам, вместе с героем он стремится достигнуть определенных целей» [6; 190]. На этом фундаменте развиваются этические нормы и оценки.
Программа имеет социальную значимость: это обогащение эмоционального опыта детей с ЗПР посредствами приобщения к позитивному опыту человеческих отношений.
Практическая значимость заключается в том, что программа имеет практике- ориентированную направленность, содержит систему практических занятий с дошкольниками по развитию саморегуляции дошкольника.
Целью данной программы является совершенствование аффективномотивационного компонента саморегуляции - снятие эмоционального напряжения у детей, развитие уверенности в себе, формирование мотивации достижения поставленной цели, осознание и понимание своих действий и поступков через действия персонажей сказок.
Задачи работы:
Коррекционно-развивающие:
- Формировать у детей представление об эмоциях, учить их различать и называть.
- Способствовать созданию ситуаций для переживания детьми разнообразных эмоций.
- Формировать у детей умение стабилизировать свое эмоциональное состояние
- Формирование у детей активности инициативности, самостоятельности, выдержки.
Воспитательные:
- Развивать чувство уверенности в себе.
- Формировать навыки совладения с проблемными ситуациями в повседневной жизни детей.
Образовательные:
- Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и свое собственное, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей.
- Учить испытывать радость от возможности поделиться с друзьями, помочь другу,
- Учить эмоционально-чувственному восприятию, сотрудничеству.
Коррекционно-развивающая программа делится на три этапа.
Каждый этап имеет свою цель:
1 этап.
Цель: учить детей различать эмоциональное состояние героев сказок по их поступкам.
2 этап.
Цель: формировать умение детей осмысливать и осознавать проблемную ситуацию сказки и решать ее, используя эмоциональный опыт ребенка.
З этап.
Цель: побуждать желание детей проявлять инициативу в проигрывании сказок, используя эмоциональное состояние героев сказок и свое собственное.
Методические рекомендации.
Структура занятая содержи!' обязательный: ритуал «входа в сказку», основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Таким образом, создается особая атмосфера «сказочного мира».
Занятия «Сказки по ролям» проводятся один раз в неделю продолжительностью 25 - 30 минут. Основной дидактический материал, необходимый для реализации программы: разнообразные виды кукольного театра, дидактические игры по сказкам, ткань «паутинка», магнитофон, «волшебный сундучок», диски со сказками.
Используемая литература:
Грабенко Т.М. Зачем читать детям сказки? «Колобок»,
«Ружье и сердце». СПб., 2006.
Грабенко Т.М. Зачем читать детям сказки? «О курочке Рябе» и «Рождестве зверей». СПб.,2009.
Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. Москва - Воронеж, 1998.
Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком - дошкольником. Психология дошкольника. Хрестоматия. Сост. Г.А.Урунтаева. М., 1997.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. СПб., 2001.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. СПб., 2005.
Молоднякова А.В. «Путешествие в сказку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программы «Коррекционно – развивающая программа по развитию эмоционально – личностной сферы у детей из семей группы «риска» «Ладонь в ладонь»
Разработана для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми по формированию эмоционально – личностной сферы у дошкольников...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда Алексенко Н.В. с воспитанниками средней группы №12 коррекционной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)...
Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению.
Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению....
Рабочая программа воспитателя по реализации адаптированной образовательной программы коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе (6 - 7 лет) общей направленности
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 23 комбинированного видаМосковского районаСанкт-Петербурга Рабочая программа воспитателяпо реализации адапт...
Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»
Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму. Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ САВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯСАВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )...