Психокоррекционная программа графических навыков и умений у детей 5-6л с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Психокоррекционная программа графических навыков и умений
у детей 5-6л с ЗПР
Пояснительная записка
Дошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей. Именно в этот период формируются те качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития, а также служат базисом для его дальнейшего развития и школьного обучения.
К сожалению, в настоящее время у многих детей дошкольного возраста наблюдаются отклонения в здоровье, психомоторном и психическом развитии. Наиболее частым проявлением этого является задержка психического развития (ЗПР). Подобные нарушения характеризуются отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением у ребенка знаний и представлений об окружающем мире. В ряде исследований (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, И.И. Мамайчук, Е.А. Екжанова и др.), посвященных изучению особенностей развития детей с ЗПР (особенно церебрально-органического генеза), отмечаются специфические особенности развития, которые затрудняют формирование изобразительной деятельности и письма. Среди таких особенностей можно выделить:
- специфические особенности гностических процессов (замедление приема и переработки сенсорной информации) и нарушение зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве;
- специфические особенности психомоторного развития (импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость и истощаемость);
- нарушение сенсорного восприятия и координации в пространстве затрудняет узнавание предметов и соединение отдельных частей предмета в единое целое, отдельных деталей рисунка в единый смысловой образ;
- отставание в моторном развитии из-за нарушений мышечного тонуса, несформированности техники движений, нарушения регуляции произвольных движений;
- снижение объема кратковременной и долговременной памяти, зрительного и слухового внимания, моторной памяти;
- специфические особенности произвольной сферы (трудности сосредоточения, переключения внимания, удержания задания, работы по образцу и инструкции);
- снижение мотивации деятельности.
Именно поэтому работа по формированию графических навыков и умений является одной из важнейших задач коррекционно-образовательной работы с детьми с ЗПР, так как графические умения являются важной составляющей при обучении ребенка рисованию и письму. Именно поэтому и была разработан данный психокоррекционный маршрут формирования графических навыков. При формировании графических умений по данной программе была поставлена следующая цель и решались следующие задачи.
Цель: Формирование графических навыков и умений у детей 5-6 лет с ЗПР.
1) Коррекционные задачи:
· Формирование познавательной активности и создание мотивации к рисованию;
· Формирование сенсорных эталонов (восприятия формы, величины и цвета);
· Развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения и речи);
· Формирование понятий «цифры», «буквы», «символы».
· Развитие умения ориентироваться на листе бумаги.
2) Специфические задачи:
· Развитие мелкой моторики;
· Развитие зрительно-двигательной координации;
· Формирование оптико-пространственного восприятия.
Форма работы: индивидуальная.
При составлении данного психокоррекционного маршрута учитывались следующие принципы:
1)Принцип единства диагностики и коррекции.
2)Принцип коррекции «снизу – вверх».
3)Принцип системности развития психической деятельности.
4)Деятельностный принцип коррекции.
Данный психокоррекционный маршрут проводится в три этапа:
-подготовительный,
-основной,
-заключительный.
На подготовительном этапе решаются следующие задачи:
-изучить теоретическую литературу по проблеме.
- подобрать методики для проведения изучения графических навыков у детей с ЗПР.
-изучить уровень развития графических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
-разработать систему коррекционно-педагогической работы по формированию графических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
На основном этапе апробируется система коррекционно-педагогической работы по формированию графических умений и навыков у детей 5-6л с ЗПР. И решаются следующие задачи:
1) Формирование базы предметно-практических образов, отражающих разнообразные явления действительности.
2) Развитие навыка рисования вертикальных и горизонтальных линий.
3) Развитие навыка рисования прямых линий в разных направлениях.
4) Развитие навыка рисования кривых и спиралеобразных линий.
5) Развитие навыка рисования ритмичных циклических линий: ломаных, волнистых, дугообразных и петлевидных линий.
6) Развитие навыка рисования параллельных линий.
7) Формирование умения наносить штриховку в разных направлениях.
8) Развитие ориентирования на листе бумаги.
9) Развитие тонкой моторики кисти руки и зрительно-двигательной координации.
10) Формирование у детей интереса к рисованию.
11) Развитие творческих способностей.
12) Воспитание усидчивости, желание доводить дело до логического конца.
На заключительном этапе проводится повторное диагностическое обследование с целью выявить уровень сформированности графических умений и навыков у детей 5-6л с ЗПР.
Психокоррекционная программа графических умений и навыков состоит из трех блоков:
1) Специально организованные коррекционные занятия по развитию графических навыков и умений.
2) Комплекс графических упражнений, используемых воспитателями на общеразвивающих занятиях и в свободной деятельности.
3) Комплекс графических упражнений для родителей.
В первый блок вошел комплекс занятий (32 занятия), включающий в себя игры и упражнения на формирование графических навыков. Занятия проводились один раз в неделю. Продолжительность одного занятия от 20 до 25 минут. Форма работы: индивидуальная. Все игры и упражнения подобраны так, чтобы формировать у детей графические навыки и психические процессы. Занятия проводились в первой половине дня в 900. Каждое занятие состоит из вводной части, основной и заключительной части. При проведении занятий учитывались возрастные и индивидуальные возможности детей, рекомендации к организации рабочего места Л.А.Григорян и Б.К.Тупоногова: мебель была подобрана по росту и размерам детей; общая освещенность рабочего места составляла 1000 Лк.
В связи с тем, что у наших детей среди сопутствующих диагнозов наблюдаются нарушения зрения (гиперметропический астигматизм, ангиопатия сетчатки и др.), то при подборе графических заданий учитывались следующие требования к проведению занятий:
-допустимая продолжительность непрерывной зрительной нагрузки при проведении занятия должна составлять не более 10 минут.
-при организации занятия необходима частая смена видов деятельности.
-иллюстрационный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму.
-после проведения занятий необходимо провести зрительную гимнастику.
Данный блок состоит из 5 этапов:
I этап «УРОКИ ПРОФЕССОРА ПРЯМИЛКИ».
Задачи:
· Учить рисовать вертикальные линии.
· Учить рисовать горизонтальные линии.
· Учить рисовать прямые линии в разных направлениях.
· Учить тонировать лист, нанося размашистые линии во взаимообратном направлении с легким продвижением вниз или в сторону.
· Учить рисовать прямые линии необходимой длины и направления.
II этап «УРОКИ ПРОФЕССОРА КРИВИЛКИ».
Задачи:
· Учить рисовать кривые линии.
· Учить раскрашивать изображения, ограниченные контуром.
III этап «УРОКИ ПРОФЕССОРА СПИРАЛЬКИ».
Задачи:
· Учить изображать круглую и овальную форму.
· Учить изображать спиралеобразную линию.
· Продолжать учить раскрашивать изображения, ограниченные контуром.
· Развивать творчество и воображение, применяя изобразительные умения.
IV этап «УРОКИ ПРОФЕССОРА ЦИКЛИКА».
Задачи:
· Учить проводить ритмичные циклические линии: ломаные, волнистые, дугообразные, петлевидные в направлении письма.
· Синхронизировать словесную инструкцию и изображение, развивать пространственные представления.
V этап «УРОКИ ПРОФЕССОРА ШИТРИКА».
Задачи:
· Учить рисовать параллельные линии, стараясь как можно ближе проводить их друг к другу.
· Учить наносить штриховку в разных направлениях.
Во второй блок вошел комплекс графических упражнений (32 занятия), созданный для воспитателей. Данный комплекс состоит из трех этапов. На первом этапе дети учились:
-проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии по опорным точкам.
-рисовать уголков и квадратов по опорным точкам.
-штриховать прямыми и косыми линиями.
-рисовать дуг, кругов, овалов по опорным точкам.
На втором этапе дети учились:
-рисовать узоры из горизонтальных и вертикальных линий.
-штриховать.
-обводить.
-ориентироваться на листе бумаги.
На третьем этапе дети учились:
-рисовать круги, полуовалы, овалы, петли, спирали.
В третий блок вошел комплекс графических упражнений (32 занятия), разработанный для родителей. В данный комплекс вошли следующие графические задания:
-рисование горизонтальных и вертикальных линий.
-рисование пересеченных линий.
-рисование наклонных линий.
-рисование волнистых линий.
-рисование петлевидных, параллельных и спиралеобразных линий.
-рисование ломаных линий.
-рисование кругов и овалов.
-рисование треугольников, квадратов, прямоугольников и ромбов.
-обведение по контуру, штрихование.
-рисование по точкам и цифрам.
Перед началом работы по данному маршруту была организована специальная предметно-развивающая среда (в дефектологический кабинет были приобретены пазлы, кубики, мозаика, наборы бус, деревянный конструктор, шнуровки, были также сделаны своими руками дидактические игры, штриховки и обводки и т.д.). Так как, в специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях. Занятия данного маршрута состоят из графических упражнений и дидактических игр, направленных на формирование графических навыков и умений и развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения и речи), ориентирование на листе бумаги.
Месяц | № занятия | № игры, упражнения | Структура занятия | Цель | Оборудование |
Октябрь | 1 | 1 | Граф. упр. «Возвращение с прогулки» | Продемонстрировать изобразительные возможности разных инструментов. | Чистый лист бумаги, мелки, фломастеры, простые карандаши разной жесткости, цветные карандаши, краски, кисть. |
2 | Игра «Раскрась предметы» | Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук. | Картинка, цветные карандаши. | ||
3 | Лото «Цвет и форма» | Развивать зрительное восприятие, внимание, восприятие формы. | Картинки, геометрические фигуры. | ||
2 | 1 | Граф. упр. «Ниточки» | Учить рисовать «каляки-маляки», видеть в них линии. | Альбом, фломастер. | |
2 | Лабиринт «Кому звонит мальчик?» | Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление. | Картинка, простой карандаш. | ||
|
| 3 | Игра «Найди пару» | Развивать внимание, память, мышление, логику. | Парные картинки. |
3 | 1 | Граф. упр. «Тонкие и толстые нитки» | Учить изображать линии разной толщины, изменяя нажим на карандаш; учить ориентироваться на листе бумаги (верх-низ); учить слушать и запоминать инструкцию. | Альбом, простой карандаш. | |
2 | Игра «Найди половинку» | Учить узнавать предмет по одному из его изображений, развивать внимание, память, мышление. | Наборы парных изображений предметов. | ||
3 | Игра «Найди пару каждой рукавичке» | Развивать внимание, память, мышление. | Картинка, простой карандаш, цветные карандаши. | ||
4 | 1 | Граф. упр. «Раскрасим игрушки» | Учить закрашивать лист без ограничения поверхности. Закреплять представления о сенсорных признаках предметов (цвете). Расширять словарь по теме «Игрушки». Учить отделять игрушки от других предметов. Создавать эмоционально-положительное настроение от результатов своей работы. | Чистый лист бумаги; листы с прорезными изображениями игрушек; игрушки (пирамидка, мяч, юла), яблоко (натуральное или муляж), мелки, фломастеры и цветные карандаши. | |
2 | Игра «Аквариум» | Закрепить основные цвета спектра, количественный счет, развивать зрительное восприятие, память, внимание, мелкую моторику. | Карточки с аквариумом, фломастеры или цветные карандаши. | ||
3 | Игра «Найди точно такой же самолет» | Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
Ноябрь | 1 | 1 | Граф. упр. «Украсим одежду» | Продолжать учить закрашивать лист без ограничения поверхности. Закреплять представления о сенсорных признаков предметов (цвете). Расширять словарь по теме «Одежда». Развивать внимание, память. | Чистый лист бумаги; листы с прорезными изображениями одежды; мелки, фломастеры и цветные карандаши. |
|
| 2 | Игра «Собери бусы» | Закрепить основные цвета спектра, геометрические фигуры; развивать зрительное восприятие формы, память внимание, мелкую моторику. | Наборы бус, нитки. |
3 | Игра «Флажки» | Формировать зрительную ориентировку на величину без учета других свойств предмета. Развивать зрительное восприятие, память, внимание, мышление. | Флажки разного цвета, формы, величины для каждого ребенка. | ||
2 | 1 | Граф. упр. «Звезды на небе» | Познакомить детей на практике с графическим термином «точка». Учить наносить точки равномерно по поверхности листа. Учить понимать вопрос «Сколько…?», закреплять математические понятия «по одному», «один-много». | Рисунок, синий карандаш. | |
2 | Игра «Найди всех бабочек и сосчитай» | Развивать внимание, память, мышление. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
3 | Игра «Найди выделенные фрагменты и обведи их» | Развивать зрительное восприятие, зрительно-двигательную координацию, память, мышление. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
3 | 1 | Граф. упр. «Покормим птиц» | Учить наносить точки необходимой яркости, изображая размер. Закреплять представления о размере в слове: «большой», «маленький». Развивать способность устанавливать простые причинно-следственные связи. Расширять представления об окружающем мире. Воспитывать отзывчивость. | Рисунок, черный карандаш. | |
|
| 2 | Игра «Найди лишний предмет» | Развивать внимание, память, мышление, зрительное и цветовое восприятие. | Рисунок, цветные карандаши. |
3 | Игра «Дорисуй предметы» | Развивать внимание, память, зрительно-двигательную координацию. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
4 | 1 | Граф. упр. «Чайный сервиз» | Учить наносить точки на поверхность, ограниченную контуром предмета. Расширить словарь по теме «Посуда»: чайный сервиз, чашка, блюдце, чайник, сахарница; части предметов: крышка, носик, ручка, донышко. Учить сравнивать предметы. Развивать психические процессы. | Рисунок, цветные карандаши. | |
2 | Игра «Найди закономерность и дорисуй картинки» | Развитие внимания, памяти, мышления, логики, восприятия. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
3 | Игра «Перенеси рисунки в нижнюю таблицу в таком же порядке» | Развивать психические процессы, зрительное восприятие. | Рисунок, фломастеры или цветные карандаши. | ||
Декабрь | 1 | 1 | Граф. упр. «Дождик» | Учить проводить вертикальные линии (рисование по зрительным опорам в виде точек). Расширять представления о природных явлениях (жара, дождь). | Рисунок, синий карандаш. |
2 | Игра «Найди фрагмент рисунка» | Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие. | Рисунок, фломастеры, цветные карандаши. | ||
3 | Игра «Найди отличия» | Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, логику. | Рисунок, простой карандаш. | ||
| 2 | 1 | Граф. упр. «Поможем зайчикам» | Продолжать учить проводить вертикальные линии (изображение линий по зрительным опорам). Развивать ориентировку на листе бумаги (Изображение линий сверху вниз). Расширять глагольный словарь: лететь, бросать, плыть, грызть. Воспитывать отзывчивость, стремление помочь. | Рисунок, цветные карандаши |
2 | Игра «Раскрась картинку» | Развитие внимания, памяти, мышления. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
3 | Игра «Найди предмет на картинке» | Развитие внимания, памяти, мышления. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
3 | 1 | Граф. упр. «Праздничные шары» | Учить проводить вертикальные линии снизу вверх (рисование по зрительным опорам в виде точек). Закреплять представления о форме и величине предмета. | Рисунок, цветные карандаши. | |
2 | Игра «На каких карточках части этих фигур складываются в целое?» | Развивать внимание, память, мышление, логику. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
3 | Игра «Нарисуй по клеточкам» | Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия. | Рисунок, простой карандаш. | ||
4 | 1 | Граф. упр. «Запуск ракет» | Продолжать учить проводить вертикальные линии снизу вверх (изображение линий на ограниченной поверхности). | Рисунок, цветные карандаши. | |
2 | Игра «Обведи по точкам предметы, которые спрятаны на этих картинках» | Развивать внимание, память, зрительно-двигательную координацию. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
3 | Игра «Найди на полках такие же горшочки, как на столе» | Развивать внимание, память, мышление, восприятие. | Рисунок, простой карандаш. | ||
Январь | 2 | 1 | Граф. упр. «Игра в кегли» | Учить проводить горизонтальные линии слева направо (рисование по опорам). | Рисунок, цветной карандаш. |
|
| 2 | Игра «Дорисуй картинки так, чтобы они стали одинаковыми» | Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие. | Рисунок, цветные карандаши |
3 | Игра «Раскрась цветы одинаково» | Развивать психические процессы, зрительное восприятие. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
3 | 1 | Граф. упр. «Соревнование» | Продолжать учить проводить горизонтальные линии слева направо (изображение линий на ограниченной поверхности). | Рисунок, карандаши красного, синего и желтого цвета, игрушки: гоночная и грузовая машина, трактор. | |
2 | Игра «Дорисуй картинки» | Развитие внимания, памяти, мышления. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
3 | Лабиринт «Какой из электроприборов включен в розетку» | Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
4 | 1 | Граф. упр. «Полянка» | Учить тонировать лист, нанося размашистыми движениями линии во взаимообратных направлениях с легким продвижением руки вниз. Закрепить представления о верхней и нижней части листа. | Чистый лист, зеленая гуашь, кисть. | |
2 | Игра «Дорисуй картинку» | Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
3 | Игра «Раскрась одинаковые фигурки одним цветом» | Развивать внимание, память, мышление, зрит.-двиг. координацию. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
Февраль | 1 | 1 | Граф. упр. «Игра в мяч» | Тренировать в изображении горизонтальных линий слева направо и справа налево (рисование на ограниченной поверхности). Расширять глагольный словарь. | Рисунок, фломастеры. |
2 | Игра «Найди одинаковые воздушные шары» | Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
3 | Игра «Дорисуй картинки так, чтобы они были одинаковыми» | Развитие психических процессов, восприятия. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
| 2 | 1 | Граф. упр. «Тренировка» | Тренировать в умении рисовать вертикальные и горизонтальные прямые. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги. | Рисунок, простой и три цветных карандаша (красный и синий, желтый). |
2 | Граф. упр. «Купание гнома» | Продолжать учить проводить прямые линии в разных направлениях. | Рисунок, простой карандаш. | ||
3 | Игра «Какие предметы спрятались на картинке?» | Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия. | Рисунок, простой карандаш. | ||
3 | 1 | Граф. упр. «Стрельба из лука» | Учить рисовать прямые линии в разных направлениях. | Рисунок, цветные карандаши. | |
2 | Граф. упр. «На озере» | Продолжать учить рисовать прямые линии в разных направлениях. Тренировать в раскрашивании. | Рисунок, простой карандаш. | ||
3 | Игра «Дорисуй картинки» | Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
4 | 1 | Граф. упр. «Угостим мышек зерном» | Учить рисовать кривые линии по опорам. | Рисунок, простой карандаш. | |
2 | Граф. упр. «Отважный водитель» | Продолжать учить рисовать кривые линии на ограниченной поверхности. Расширять пассивный словарь. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
3 | Игра «Дорисуй елочке ствол, а солнышку лучики» | Развивать внимание, память, мышление, восприятие. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
Март | 1 | 1 | Граф. упр. «Веселый щенок» | Продолжать учить рисовать кривые линии на ограниченной поверхности. Развивать мышление, расширять объем слухового внимания и памяти. | Рисунок, цветные карандаши. |
2 | Игра «Какие предметы есть на обеих картинках?» | Развивать внимание, память мышление, логику. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
3 | Игра «Дорисуй картинки» | Развивать внимание, память, мышление, восприятие. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
2 | 1 | Граф. упр. «В лес за грибами» | Закреплять навык решения практических задач графическим способом. Учить раскрашивать изображения, ограниченные контуром, регулируя нажим на карандаш. Развивать восприятие и наблюдательность. | Рисунок, простой и зеленый карандаши. | |
|
| 2 | Игра «Раскрась листочки в соответствии с образцом» | Развивать внимание, память, мышление, восприятие. | Рисунок, цветные карандаши. |
3 | Лабиринт | Развитие внимания, памяти, мышления. | Рисунок, простой карандаш. | ||
3 | 1 | Граф. упр. «Апельсины» | Учить рисовать круги. Учить группировать предметы. Учить соотносить предметы по цвету (оранжевый апельсин – оранжевый карандаш). Учить обследовать и сравнивать предметы. Закреплять представления о рядах (верхний ряд, средний ряд, нижний ряд). | Рисунок, цветные карандаши. | |
2 | Игра «Дорисуй картинки» | Развивать внимание, память, мышление, восприятие. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
3 | Игра «Зачеркни все буквы А» | Развивать внимание, память, мышление, восприятие. | Рисунок, простой карандаш. | ||
4 | 1 | Граф. упр. «Мыльные пузыри» | Продолжать учить изображать круги. Учить закрашивать круглую поверхность круговыми движениями. Закрепить умение изображать прямые линии в разных направлениях. Закрепить понятия «большой» и «маленький». | Рисунок, голубой и желтый карандаши. | |
2 | Игра «Найди одинаковые предметы и раскрась их одним цветом» | Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
3 | Игра «Дорисуй картинки» | Развитие внимания, памяти, воображения, восприятия. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
Апрель | 1 | 1 | Граф. упр. «Воздушное путешествие» | Учить рисовать овальную форму. Закрепить умение изображать прямую линию, ограниченную по длине. Закрепить представление о правой стороне листа. | Рисунок, цветные карандаши. |
2 | Игра «Из каких цветов составлен букет?» | Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
3 | Игра «Дорисуй недостающие детали» | Развитие внимания, зрительного восприятия, мышления, зрительно-двигательной координации. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
2 | 1 | Граф. упр. «Бусы» | Закрепить навык изображения круглых и овальных форм. Закрепить умение сравнивать предметы по количеству методом их попарного соединения. Развивать мышление, память, внимание. | Рисунок, цветные карандаши. | |
2 | Игра «Дорисуй картинки» | Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
3 | Игра «Найди подходящие по форме части» | Развитие внимания, мышления, памяти, восприятия. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
3 | 1 | Граф. упр. «Подарок» | Закрепить умение рисовать круги и овалы. Продолжать учить раскрашивать предметы. Развивать внимание, воображение. | Рисунок, цветные карандаши. | |
2 | Игра «Дорисуй картинку» | Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
3 | Игра «Раскрась домик желтым цветом, а листочки – зеленым» | Развитие внимания, памяти, зрительного и цветового восприятия. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
4 | 1 | Граф. упр. «Прогулка в лесу» | Закрепить умение проводить вертикальные и горизонтальные линии необходимой длины, изменять направление линии. Закрепить представление о мире природы. Расширять словарь по теме «Лесные животные». Тренировать в словоизменении существительных. | Рисунок, простой карандаш. | |
|
| 2 | Игра «Сколько на рисунке треугольников, кругов и квадратов?» | Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия. | Рисунок, цветные карандаши. |
3 | Игра «Дорисуй картинки» | Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
Май | 1 | 1 | Граф. упр. «Домой в норку» | Закрепить умение изображать точки и прямые. | Рисунок, цветные карандаши. |
2 | Игра «Дорисуй недостающие детали» | Развитие внимания, памяти восприятия, мышления. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
3 | Игра «Какие из выделенных предметов есть на полках?» | Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
2 | 1 | Граф. упр. «Две болтливые рыбки» | Закрепить умение изображать круги и раскрашивать предметы. | Рисунок, цветные карандаши. | |
2 | Игра «Дорисуй недостающие детали» | Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
3 | Игра «Найди в таблице выделенные фигурки» | Развитие внимания, памяти, мышления. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
3 | 1 | Граф. упр. «Гномики заблудились» | Закреплять умение обводить кривые линии. Развивать мышление, память. | Рисунок, цветные карандаши. | |
2 | Игра «Дорисуй картинки» | Развитие внимания, памяти, зрительного восприятия. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
3 | Игра «Нарисуй справа в пустых клеточках мячики в зеркальном отражении» | Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
4 | 1 | Граф. упр. «Поиграем» | Закрепить умение рисовать прямые линии в необходимом направлении. Развивать слуховое внимание, память. | Рисунок, цветные карандаши. | |
2 | Игра «Выполни задание по образцу» | Развитие внимание, памяти, мышления, зрительного восприятия. Закрепить знания цифр. | Рисунок, простой карандаш. | ||
|
| 3 | Игра «Раскрась мячики красным цветом, цветы – желтым, а яблоки – зеленым». | Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия. | Рисунок, цветные карандаши. |
Перспективы развития:
На следующий год я планирую продолжать работу по данному направлению. И в связи с тем, что в наших группах появились дети с другими диагнозами, обучающиеся у нас инклюзивно, я планирую включить их в данную систему работы. Поэтому мною были разработаны методические рекомендации для воспитателей, родителей и специалистов по обучению графическим умениям и навыкам детей 5-6л с ЗПР на следующий год:
-перед выполнением графического задания у детей необходимо сформировать положительное эмоциональное отношение к деятельности.
-перед выполнением графического задания необходимо провести пальчиковую гимнастику и дидактические игры для активизации внимания.
- при выполнении графических заданий необходимо следить за тем, чтобы дети соблюдали правильную позу, сидя за столами, положение рук, правильный захват карандаша.
-при выполнении графического задания необходимо следить за правильным движением руки, кисти и пальцев.
-длительность графического упражнения не должна превышать 4-5 минут.
-при формировании нового графического навыка нужно соблюдать определенную последовательность действий (мотивация, пассивные движения, имитационные движения в воздухе, самостоятельное выполнение графического упражнения, беседа по результатам работы).
-после выполнения графического упражнения необходимо провести физминутку, дыхательную гимнастику и релаксационное упражнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психокоррекционная программа графических навыков и умений у детей 3-5л с ЗПР
Психокоррекционная программа графических навыков и уменийу детей 3-5л с ЗПРПояснительная запискаДошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей. Именно ...
Психокоррекционная программа графических навыков и умений у детей 6-7л с ЗПР
Психокоррекционная программа графических навыков и уменийу детей 6-7л с ЗПРПояснительная запискаДошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей. Именно ...
Искусствоведческая и педагогическая литература о формировании графических навыков и умений у детей дошкольного возраста
Детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей: искусствоведов, психологов, физиологов, педагогов. Представители различных наук подходят к изучению детского рисования с разных сторон...
Формирование изобразительных навыков и умений у детей 2-4 лет с ограниченными возможностями с использованием нетрадиционных художественно-графических техник
Формирование изобразительных навыков и умений у детей 2-4 лет с ограниченными возможностямис использованием нетрадиционных художественно-графических техник....
Самообразование Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста...
«Формирование графических навыков и умений у детей дошкольного возраста в процессе речевого развития».
Обучение детей письму - задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет учебная задача - учиться писать. И тогда обучен...
самообразование Тема: Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-8 лет 2023-2024 (учебный год)
Поодготовка к школе . Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости. Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями. Формировать у...