Психокоррекционная программа графических навыков и умений у детей 5-6л с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Забабурина Юлия Владимировна

Психокоррекционная программа графических навыков и умений

у детей 5-6л с ЗПР

Пояснительная записка

Дошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей. Именно в этот период формируются те качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития, а также служат базисом для его дальнейшего развития и школьного обучения.

К сожалению, в настоящее время у многих детей дошкольного возраста наблюдаются отклонения в здоровье, психомоторном и психическом развитии. Наиболее частым проявлением этого является задержка психического развития (ЗПР). Подобные нарушения характеризуются отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением у ребенка знаний и представлений об окружающем мире. В ряде исследований (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, И.И. Мамайчук, Е.А. Екжанова и др.), посвященных изучению особенностей развития детей с ЗПР (особенно церебрально-органического генеза), отмечаются специфические особенности развития, которые затрудняют формирование изобразительной деятельности и письма. Среди таких особенностей можно выделить:

 - специфические особенности гностических процессов (замедление приема и переработки сенсорной информации) и нарушение зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве;

 - специфические особенности психомоторного развития (импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость и истощаемость);

 - нарушение сенсорного восприятия и координации в пространстве затрудняет узнавание предметов и соединение отдельных частей предмета в единое целое, отдельных деталей рисунка в единый смысловой образ;

 - отставание в моторном развитии из-за нарушений мышечного тонуса, несформированности техники движений, нарушения регуляции произвольных движений;

 - снижение объема кратковременной и долговременной памяти, зрительного и слухового внимания, моторной памяти;

 - специфические особенности  произвольной сферы (трудности сосредоточения, переключения внимания, удержания задания, работы по образцу и инструкции);

 - снижение мотивации деятельности.

Именно поэтому работа по формированию графических навыков и умений является одной из важнейших задач коррекционно-образовательной работы с детьми с ЗПР, так как графические умения являются важной составляющей при обучении ребенка рисованию и письму. Именно поэтому и была разработан данный психокоррекционный маршрут формирования графических навыков. При формировании графических умений по данной программе была поставлена следующая цель и решались следующие задачи.

Цель: Формирование графических навыков и умений у детей 5-6 лет с ЗПР.

1)    Коррекционные задачи:

·        Формирование познавательной активности и создание мотивации к рисованию;

·        Формирование сенсорных эталонов (восприятия формы, величины и цвета);

·        Развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения и речи);

·        Формирование понятий «цифры», «буквы», «символы».

·        Развитие умения ориентироваться на листе бумаги.

2)    Специфические задачи:

·        Развитие мелкой моторики;

·        Развитие зрительно-двигательной координации;

·        Формирование оптико-пространственного восприятия.

Форма работы: индивидуальная.

При составлении данного психокоррекционного маршрута учитывались следующие принципы:

1)Принцип единства диагностики и коррекции.

2)Принцип коррекции «снизу – вверх».

3)Принцип системности развития психической деятельности.

4)Деятельностный принцип коррекции.

Данный психокоррекционный маршрут проводится в три этапа:

-подготовительный,

-основной,

-заключительный.

На подготовительном этапе решаются следующие задачи:

-изучить теоретическую литературу по проблеме.

- подобрать методики для проведения изучения графических навыков у детей с ЗПР.

-изучить уровень развития графических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

-разработать систему коррекционно-педагогической работы по формированию графических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

На основном этапе  апробируется система коррекционно-педагогической работы по формированию графических умений и навыков у детей 5-6л с ЗПР. И решаются следующие задачи:

1)    Формирование базы предметно-практических образов, отражающих разнообразные явления действительности.

2)    Развитие навыка рисования вертикальных и горизонтальных линий.

3)    Развитие навыка рисования прямых линий в разных направлениях.

4)    Развитие навыка рисования кривых и спиралеобразных линий.

5)    Развитие навыка рисования ритмичных циклических линий: ломаных, волнистых, дугообразных и петлевидных линий.

6)    Развитие навыка рисования параллельных линий.

7)    Формирование умения наносить штриховку в разных направлениях.

8)    Развитие ориентирования на листе бумаги.

9)    Развитие тонкой моторики кисти руки и зрительно-двигательной координации.

10)           Формирование у детей интереса к рисованию.

11)           Развитие творческих способностей.

12)           Воспитание усидчивости, желание доводить дело до логического конца.

На заключительном этапе  проводится повторное диагностическое обследование с целью выявить уровень сформированности графических умений и навыков у детей 5-6л с ЗПР.

Психокоррекционная программа графических умений и навыков состоит из трех блоков:

1)    Специально организованные коррекционные занятия по развитию графических навыков и умений.

2)    Комплекс графических упражнений, используемых воспитателями на общеразвивающих занятиях и в свободной деятельности.

3)    Комплекс графических упражнений для родителей.

В первый блок вошел комплекс занятий (32 занятия), включающий в себя игры и упражнения на формирование графических навыков. Занятия проводились один раз в неделю. Продолжительность одного занятия от 20 до 25 минут. Форма работы: индивидуальная. Все игры и упражнения подобраны так, чтобы формировать у детей графические навыки и психические процессы. Занятия проводились в первой половине дня в 900. Каждое занятие состоит из вводной части, основной и заключительной части. При проведении занятий учитывались возрастные и индивидуальные возможности детей, рекомендации к организации рабочего места Л.А.Григорян и Б.К.Тупоногова: мебель была подобрана по росту и размерам детей; общая освещенность рабочего места составляла 1000 Лк.

В связи с тем, что у наших детей среди сопутствующих диагнозов наблюдаются нарушения зрения (гиперметропический астигматизм, ангиопатия сетчатки и др.), то при подборе графических заданий учитывались следующие требования к проведению занятий:

-допустимая продолжительность непрерывной зрительной нагрузки при проведении занятия должна составлять не более 10 минут.

-при организации занятия необходима частая смена видов деятельности.

-иллюстрационный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму.

-после проведения занятий необходимо провести зрительную гимнастику.

Данный блок состоит из 5 этапов:

I этап «УРОКИ ПРОФЕССОРА ПРЯМИЛКИ».

Задачи:

·        Учить рисовать вертикальные линии.

·        Учить рисовать горизонтальные линии.

·        Учить рисовать прямые линии в разных направлениях.

·        Учить тонировать лист, нанося размашистые линии во взаимообратном направлении с легким продвижением вниз или в сторону.

·        Учить рисовать прямые линии необходимой длины и направления.

II этап «УРОКИ ПРОФЕССОРА КРИВИЛКИ».

Задачи:

·        Учить рисовать кривые линии.

·        Учить раскрашивать изображения, ограниченные контуром.

III этап «УРОКИ ПРОФЕССОРА СПИРАЛЬКИ».

Задачи:

·        Учить изображать круглую и овальную форму.

·        Учить изображать спиралеобразную линию.

·        Продолжать учить раскрашивать изображения, ограниченные контуром.

·        Развивать творчество и воображение, применяя изобразительные умения.

IV этап «УРОКИ ПРОФЕССОРА ЦИКЛИКА».

Задачи:

·        Учить проводить ритмичные циклические линии: ломаные, волнистые, дугообразные, петлевидные в направлении письма.

·        Синхронизировать словесную инструкцию и изображение, развивать пространственные представления.

V этап «УРОКИ ПРОФЕССОРА ШИТРИКА».

Задачи:

·        Учить рисовать параллельные линии, стараясь как можно ближе проводить их друг к другу.

·        Учить наносить штриховку в разных направлениях.

Во второй блок вошел комплекс графических упражнений (32 занятия), созданный для воспитателей. Данный комплекс состоит из трех этапов. На первом этапе дети учились:

-проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии по опорным точкам.

-рисовать уголков и квадратов по опорным точкам.

-штриховать прямыми и косыми линиями.

-рисовать дуг, кругов, овалов по опорным точкам.

На втором этапе дети учились:

-рисовать узоры из горизонтальных и вертикальных линий.

-штриховать.

-обводить.

-ориентироваться на листе бумаги.

На третьем этапе дети учились:

-рисовать круги, полуовалы, овалы, петли, спирали.

В третий блок вошел комплекс графических упражнений (32 занятия), разработанный для родителей. В данный комплекс вошли следующие графические задания:

-рисование горизонтальных и вертикальных линий.

-рисование пересеченных линий.

-рисование наклонных линий.

-рисование волнистых линий.

-рисование петлевидных, параллельных и спиралеобразных линий.

-рисование ломаных линий.

-рисование кругов и овалов.

-рисование треугольников, квадратов, прямоугольников и ромбов.

-обведение по контуру, штрихование.

-рисование по точкам и цифрам.

Перед началом работы по данному маршруту была организована специальная предметно-развивающая среда (в дефектологический кабинет были приобретены пазлы, кубики, мозаика, наборы бус, деревянный конструктор, шнуровки, были также сделаны своими руками дидактические игры, штриховки и обводки и т.д.). Так как, в специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях. Занятия данного маршрута состоят из графических упражнений и дидактических игр, направленных на формирование графических навыков и умений и развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения и речи), ориентирование на листе бумаги.

 

Месяц

№ занятия

№  игры, упражнения

         Структура занятия

         Цель

Оборудование

Октябрь

1

1

Граф. упр. «Возвращение с прогулки»

Продемонстрировать изобразительные возможности разных инструментов.

Чистый лист бумаги, мелки, фломастеры, простые карандаши разной жесткости, цветные карандаши, краски, кисть.

2

Игра «Раскрась предметы»

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.

Картинка, цветные карандаши.

3

Лото «Цвет и форма»

Развивать зрительное восприятие, внимание, восприятие формы.

Картинки, геометрические фигуры.

2

1

Граф. упр. «Ниточки»

Учить рисовать «каляки-маляки», видеть в них линии.

Альбом, фломастер.

2

Лабиринт «Кому звонит мальчик?»

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

Картинка, простой карандаш.

 

 

3

Игра «Найди пару»

Развивать внимание, память, мышление, логику.

Парные картинки.

3

1

Граф. упр. «Тонкие и толстые нитки»

Учить изображать линии разной толщины, изменяя нажим на карандаш; учить ориентироваться на листе бумаги (верх-низ); учить слушать и запоминать инструкцию.

Альбом, простой карандаш.

2

Игра «Найди половинку»

Учить узнавать предмет по одному из его изображений, развивать внимание, память, мышление.

Наборы парных изображений предметов.

3

Игра «Найди пару каждой рукавичке»

Развивать внимание, память, мышление.

Картинка, простой карандаш, цветные карандаши.

4

1

Граф. упр. «Раскрасим игрушки»

Учить закрашивать лист без ограничения поверхности. Закреплять представления о сенсорных признаках предметов (цвете). Расширять словарь по теме «Игрушки». Учить отделять игрушки от других предметов. Создавать эмоционально-положительное настроение от результатов своей работы.

Чистый лист бумаги; листы с прорезными изображениями игрушек; игрушки (пирамидка, мяч, юла), яблоко (натуральное или муляж), мелки, фломастеры и цветные карандаши.

2

Игра «Аквариум»

Закрепить основные цвета спектра, количественный счет, развивать зрительное восприятие, память, внимание, мелкую моторику.

Карточки с аквариумом, фломастеры или цветные карандаши.

3

Игра «Найди точно такой же самолет»

Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

Рисунок, цветные карандаши.

Ноябрь

1

1

Граф. упр. «Украсим одежду»

Продолжать учить закрашивать лист без ограничения поверхности. Закреплять представления о сенсорных признаков предметов (цвете). Расширять словарь по теме «Одежда». Развивать внимание, память.

Чистый лист бумаги; листы с прорезными изображениями одежды; мелки, фломастеры и цветные карандаши.

 

 

2

Игра «Собери бусы»

Закрепить основные цвета спектра, геометрические фигуры; развивать зрительное восприятие формы, память внимание, мелкую моторику.

Наборы бус, нитки.

3

Игра «Флажки»

Формировать зрительную ориентировку на величину без учета других свойств предмета. Развивать зрительное восприятие, память, внимание, мышление.

Флажки разного цвета, формы, величины для каждого ребенка.

2

1

Граф. упр. «Звезды на небе»

Познакомить детей на практике с графическим термином «точка». Учить наносить точки равномерно по поверхности листа. Учить понимать вопрос «Сколько…?», закреплять математические понятия «по одному», «один-много».

Рисунок, синий карандаш.

2

Игра «Найди всех бабочек и сосчитай»

Развивать внимание, память, мышление.

Рисунок, цветные карандаши.

3

Игра «Найди выделенные фрагменты и обведи их»

Развивать зрительное восприятие, зрительно-двигательную координацию, память, мышление.

Рисунок, цветные карандаши.

3

1

Граф. упр. «Покормим птиц»

Учить наносить точки необходимой яркости, изображая размер. Закреплять представления о размере в слове: «большой», «маленький». Развивать способность устанавливать простые причинно-следственные связи. Расширять представления об окружающем мире. Воспитывать отзывчивость.

Рисунок, черный карандаш.

 

 

2

Игра «Найди лишний предмет»

Развивать внимание, память, мышление, зрительное и цветовое восприятие.

Рисунок, цветные карандаши.

3

Игра «Дорисуй предметы»

Развивать внимание, память, зрительно-двигательную координацию.

Рисунок, цветные карандаши.

4

1

Граф. упр. «Чайный сервиз»

Учить наносить точки на поверхность, ограниченную контуром предмета. Расширить словарь по теме «Посуда»: чайный сервиз, чашка, блюдце, чайник, сахарница; части предметов: крышка, носик, ручка, донышко. Учить сравнивать предметы. Развивать психические процессы.

Рисунок, цветные карандаши.

2

Игра «Найди закономерность и дорисуй картинки»

Развитие внимания, памяти, мышления, логики, восприятия.

Рисунок, цветные карандаши.

3

Игра «Перенеси рисунки в нижнюю таблицу в таком же порядке»

Развивать психические процессы, зрительное восприятие.

Рисунок, фломастеры или цветные карандаши.

Декабрь

1

1

Граф. упр. «Дождик»

Учить проводить вертикальные линии (рисование по зрительным опорам в виде точек). Расширять представления о природных явлениях (жара, дождь).

Рисунок, синий карандаш.

2

Игра «Найди фрагмент рисунка»

Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

Рисунок, фломастеры, цветные карандаши.

3

Игра «Найди отличия»

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, логику.

Рисунок, простой карандаш.

 

2

1

Граф. упр. «Поможем зайчикам»

Продолжать учить проводить вертикальные линии (изображение линий по зрительным опорам). Развивать ориентировку на листе бумаги (Изображение линий сверху вниз). Расширять глагольный словарь: лететь, бросать, плыть, грызть. Воспитывать отзывчивость, стремление помочь.

Рисунок, цветные карандаши

2

Игра «Раскрась картинку»

Развитие внимания, памяти, мышления.

Рисунок, цветные карандаши.

3

Игра «Найди предмет на картинке»

Развитие внимания, памяти, мышления.

Рисунок, цветные карандаши.

3

1

Граф. упр. «Праздничные шары»

Учить проводить вертикальные линии снизу вверх (рисование по зрительным опорам в виде точек). Закреплять представления о форме и величине предмета.

Рисунок, цветные карандаши.

2

Игра «На каких карточках части этих фигур складываются в целое?»

Развивать внимание, память, мышление, логику.

Рисунок, цветные карандаши.

3

Игра «Нарисуй по клеточкам»

Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

Рисунок, простой карандаш.

4

1

Граф. упр. «Запуск ракет»

Продолжать учить проводить вертикальные линии снизу вверх (изображение линий на ограниченной поверхности).

Рисунок, цветные карандаши.

2

Игра «Обведи по точкам предметы, которые спрятаны на этих картинках»

Развивать внимание, память, зрительно-двигательную координацию.

Рисунок, цветные карандаши.

3

Игра «Найди на полках такие же горшочки, как на столе»

Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

Рисунок, простой карандаш.

Январь

2

1

Граф. упр. «Игра в кегли»

Учить проводить горизонтальные линии слева направо (рисование по опорам).

Рисунок, цветной карандаш.

 

 

2

Игра «Дорисуй картинки так, чтобы они стали одинаковыми»

Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

Рисунок, цветные карандаши

3

Игра «Раскрась цветы одинаково»

Развивать психические процессы, зрительное восприятие.

Рисунок, цветные карандаши.

3

1

Граф. упр. «Соревнование»

Продолжать учить проводить горизонтальные линии слева направо (изображение линий на ограниченной поверхности).

Рисунок, карандаши красного, синего и желтого цвета, игрушки: гоночная и грузовая машина, трактор.

2

Игра «Дорисуй картинки»

Развитие внимания, памяти, мышления.

Рисунок, цветные карандаши.

3

Лабиринт «Какой из электроприборов включен в розетку»

Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

Рисунок, цветные карандаши.

4

1

Граф. упр. «Полянка»

Учить тонировать лист, нанося размашистыми движениями линии во взаимообратных направлениях с легким продвижением руки вниз. Закрепить представления о верхней и нижней части листа.

Чистый лист, зеленая гуашь, кисть.

2

Игра «Дорисуй картинку»

Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

Рисунок, цветные карандаши.

3

Игра «Раскрась одинаковые фигурки одним цветом»

Развивать внимание, память, мышление, зрит.-двиг. координацию.

Рисунок, цветные карандаши.

Февраль

1

1

Граф. упр. «Игра в мяч»

Тренировать в изображении горизонтальных линий слева направо и справа налево (рисование на ограниченной поверхности). Расширять глагольный словарь.

Рисунок, фломастеры.

2

Игра «Найди одинаковые воздушные шары»

Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

Рисунок, цветные карандаши.

3

Игра «Дорисуй картинки так, чтобы они были одинаковыми»

Развитие психических процессов, восприятия.

Рисунок, цветные карандаши.

 

2

1

Граф. упр. «Тренировка»

Тренировать в умении рисовать вертикальные и горизонтальные прямые. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги.

Рисунок, простой и три цветных карандаша (красный и синий, желтый).

2

Граф. упр. «Купание гнома»

Продолжать учить проводить прямые линии в разных направлениях.

Рисунок, простой карандаш.

3

Игра «Какие предметы спрятались на картинке?»

Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

Рисунок, простой карандаш.

3

1

Граф. упр. «Стрельба из лука»

Учить рисовать прямые линии в разных направлениях.

Рисунок, цветные карандаши.

2

Граф. упр. «На озере»

Продолжать учить рисовать прямые линии в разных направлениях. Тренировать в раскрашивании.

Рисунок, простой карандаш.

3

Игра «Дорисуй картинки»

Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Рисунок, цветные карандаши.

4

1

Граф. упр. «Угостим мышек зерном»

Учить рисовать кривые линии по опорам.

Рисунок, простой карандаш.

2

Граф. упр. «Отважный водитель»

Продолжать учить рисовать кривые линии на ограниченной поверхности. Расширять  пассивный словарь.

Рисунок, цветные карандаши.

3

Игра «Дорисуй елочке ствол, а солнышку лучики»

Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

Рисунок, цветные карандаши.

Март

1

1

Граф. упр. «Веселый щенок»

Продолжать учить рисовать кривые линии на ограниченной поверхности. Развивать мышление, расширять объем слухового внимания и памяти.

Рисунок, цветные карандаши.

2

Игра «Какие предметы есть на обеих картинках?»

Развивать внимание, память мышление, логику.

Рисунок, цветные карандаши.

3

Игра «Дорисуй картинки»

Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

Рисунок, цветные карандаши.

2

1

Граф. упр. «В лес за грибами»

Закреплять навык решения практических задач графическим способом. Учить раскрашивать изображения, ограниченные контуром, регулируя нажим на карандаш. Развивать восприятие и наблюдательность.

Рисунок, простой и зеленый карандаши.

 

 

2

Игра «Раскрась листочки в соответствии с образцом»

Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

Рисунок, цветные карандаши.

3

Лабиринт

Развитие внимания, памяти, мышления.

Рисунок, простой карандаш.

3

1

Граф. упр. «Апельсины»

Учить рисовать круги. Учить группировать предметы. Учить соотносить предметы по цвету (оранжевый апельсин – оранжевый карандаш). Учить обследовать и сравнивать предметы. Закреплять представления о рядах (верхний ряд, средний ряд, нижний ряд).

Рисунок, цветные карандаши.

2

Игра «Дорисуй картинки»

Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

Рисунок, цветные карандаши.

3

Игра «Зачеркни все буквы А»

Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

Рисунок, простой карандаш.

4

1

Граф. упр. «Мыльные пузыри»

Продолжать учить изображать круги. Учить закрашивать круглую поверхность круговыми движениями. Закрепить умение изображать прямые линии в разных направлениях. Закрепить понятия «большой» и «маленький».

Рисунок, голубой и желтый карандаши.

2

Игра «Найди одинаковые предметы и раскрась их одним цветом»

Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

Рисунок, цветные карандаши.

3

Игра «Дорисуй картинки»

Развитие внимания, памяти, воображения, восприятия.

Рисунок, цветные карандаши.

Апрель

1

1

Граф. упр. «Воздушное путешествие»

Учить рисовать овальную форму. Закрепить умение изображать прямую линию, ограниченную по длине. Закрепить представление о правой стороне листа.

Рисунок, цветные карандаши.

2

Игра «Из каких цветов составлен букет?»

Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

Рисунок, цветные карандаши.

3

Игра «Дорисуй недостающие детали»

Развитие внимания, зрительного восприятия, мышления, зрительно-двигательной координации.

Рисунок, цветные карандаши.

2

1

Граф. упр. «Бусы»

Закрепить навык изображения круглых и овальных форм. Закрепить умение сравнивать предметы по количеству методом их попарного соединения. Развивать мышление, память, внимание.

Рисунок, цветные карандаши.

2

Игра «Дорисуй картинки»

Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

Рисунок, цветные карандаши.

3

Игра «Найди подходящие по форме части»

Развитие внимания, мышления, памяти, восприятия.

Рисунок, цветные карандаши.

3

1

Граф. упр. «Подарок»

Закрепить умение рисовать круги и овалы. Продолжать учить раскрашивать предметы. Развивать внимание, воображение.

Рисунок, цветные карандаши.

2

Игра «Дорисуй картинку»

Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

Рисунок, цветные карандаши.

3

Игра «Раскрась домик желтым цветом, а листочки – зеленым»

Развитие внимания, памяти, зрительного и цветового восприятия.

Рисунок, цветные карандаши.

4

1

Граф. упр. «Прогулка в лесу»

Закрепить умение проводить вертикальные и горизонтальные линии необходимой длины, изменять направление линии. Закрепить представление о мире природы. Расширять словарь по теме «Лесные животные». Тренировать в словоизменении существительных.

Рисунок, простой карандаш.

 

 

2

Игра «Сколько на рисунке треугольников, кругов и квадратов?»

Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

Рисунок, цветные карандаши.

3

Игра «Дорисуй картинки»

Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

Рисунок, цветные карандаши.

Май

1

1

Граф. упр. «Домой в норку»

Закрепить умение изображать точки и прямые.

Рисунок, цветные карандаши.

2

Игра «Дорисуй недостающие детали»

Развитие внимания, памяти восприятия, мышления.

Рисунок, цветные карандаши.

3

Игра «Какие из выделенных предметов есть на полках?»

Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

Рисунок, цветные карандаши.

2

1

Граф. упр. «Две болтливые рыбки»

Закрепить умение изображать круги и раскрашивать предметы.

Рисунок, цветные карандаши.

2

Игра «Дорисуй недостающие детали»

Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

Рисунок, цветные карандаши.

3

Игра «Найди в таблице выделенные фигурки»

Развитие внимания, памяти, мышления.

Рисунок, цветные карандаши.

3

1

Граф. упр. «Гномики заблудились»

Закреплять умение обводить кривые линии. Развивать мышление, память.

Рисунок, цветные карандаши.

2

Игра «Дорисуй картинки»

Развитие внимания, памяти, зрительного восприятия.

Рисунок, цветные карандаши.

3

Игра «Нарисуй справа в пустых клеточках мячики в зеркальном отражении»

Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

Рисунок, цветные карандаши.

4

1

Граф. упр. «Поиграем»

Закрепить умение рисовать прямые линии в необходимом направлении. Развивать слуховое внимание, память.

Рисунок, цветные карандаши.

2

Игра «Выполни задание по образцу»

Развитие внимание, памяти, мышления, зрительного восприятия. Закрепить знания цифр.

Рисунок, простой карандаш.

 

 

3

Игра «Раскрась мячики красным цветом, цветы – желтым, а яблоки – зеленым».

Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

Рисунок, цветные карандаши.

 

Перспективы развития:

На следующий год я планирую продолжать работу по данному направлению. И в связи с тем, что в наших группах появились дети с другими диагнозами, обучающиеся у нас инклюзивно, я планирую включить их в данную систему работы. Поэтому мною были разработаны методические рекомендации для воспитателей, родителей и специалистов по обучению графическим умениям и навыкам детей 5-6л с ЗПР на следующий год:

-перед выполнением графического задания у детей необходимо сформировать положительное эмоциональное отношение к деятельности.

-перед выполнением графического задания необходимо провести пальчиковую гимнастику и дидактические игры для активизации внимания.

- при выполнении графических заданий необходимо следить за тем, чтобы дети соблюдали правильную позу, сидя за столами, положение рук, правильный захват карандаша.

-при выполнении графического задания необходимо следить за правильным движением руки, кисти и пальцев.

-длительность графического упражнения не должна превышать 4-5 минут.

-при формировании нового графического навыка нужно соблюдать определенную последовательность действий (мотивация, пассивные движения, имитационные движения в воздухе, самостоятельное выполнение графического упражнения, беседа по результатам работы).

-после выполнения графического упражнения необходимо провести физминутку, дыхательную гимнастику и релаксационное упражнение.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психокоррекционная программа графических навыков и умений у детей 3-5л с ЗПР

Психокоррекционная программа графических навыков и уменийу детей 3-5л с ЗПРПояснительная запискаДошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей. Именно ...

Психокоррекционная программа графических навыков и умений у детей 6-7л с ЗПР

Психокоррекционная программа графических навыков и уменийу детей 6-7л с ЗПРПояснительная запискаДошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей. Именно ...

Искусствоведческая и педагогическая литература о формировании графических навыков и умений у детей дошкольного возраста

Детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей: искусствоведов, психологов, физиологов, педагогов. Представители различных наук подходят к изучению детского рисования с разных сторон...

Формирование изобразительных навыков и умений у детей 2-4 лет с ограниченными возможностями с использованием нетрадиционных художественно-графических техник

Формирование изобразительных навыков и умений  у детей 2-4 лет с ограниченными возможностямис использованием нетрадиционных художественно-графических техник....

Самообразование Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего  дошкольного возраста...

«Формирование графических навыков и умений у детей дошкольного возраста в процессе речевого развития».

Обучение детей письму - задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет учебная задача - учиться писать. И тогда обучен...

самообразование Тема: Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-8 лет 2023-2024 (учебный год)

Поодготовка к школе . Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости. Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями. Формировать у...