«Cоциометрическое исследование и особенности поведения детей в старшей группе ДОУ»
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Кюла Ивита Евгеньевна
Уже в средней группе детского сада у ребят формируются достаточно прочные избирательные отношения друг к другу. В силу этого дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства своих товарищей, а другие – менее. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon na_rod.sobr_._sotsiometr.ppt1.92 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: педагог-психолог МБДОУ д/с «Ладушки» Кюла Ивита Евгеньевна « C оциометрическое исследование и особенности поведения детей в старшей группе ДОУ»

Слайд 2

Уже в средней группе детского сада у ребят формируются достаточно прочные избирательные отношения друг к другу. В силу этого дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства своих товарищей, а другие – менее. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека.

Слайд 3

Социометрия позволяет получить данные о том, как члены коллектива относятся друг к другу на основе взаимных симпатий и антипатий. Целями применения социометрической процедуры являются: 1. Измерение степени сплоченности разобщенности в группе; 2. Выявление “социометрических позиций”, то есть обозначения того, какое иерархическое место в группе занимают участники исследования; 3. Обнаружение внутригрупповых “союзов”.

Слайд 4

В работе с детьми используются различные варианты и модификации социометрического исследования. Наиболее распространенным является «Два домика».

Слайд 5

В начале исследования педагог-психолог показывает ребенку обе картинки и говорит: “Посмотри на эти домики. В красном – много разных игрушек, книжек, а в черном домике – игрушек нет. Скажи, с кем из ребят твоей группы ты хотел бы оказаться в красном домике? Кого бы ты поселил в черный дом?”. Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят расположены по алфавиту. № п/п Кто выбирает Кого выбирают Сделанные выборы положительно отрицательно 1 Банов Максим 2 Буркут Егор 3 Гончарова Юля

Слайд 6

Выделяют следующие типы социометрического статуса: 1. “Популярные” (“звезды”) – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов. 2. “Предпочитаемые” – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя “звезды”). 3. “Пренебрегаемые” – дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора. 4. “Изолированные” – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками). 5. “Отвергаемые” – дети, получившие только отрицательные выборы.

Слайд 7

В социограмме мальчики отмечаются треугольниками, а девочки – кругами. В соответствии с занимаемым статусом в группу детей распределяют по следующим областям социограммы: • центральный круг занимают “популярные”, “звезды”; • первый круг – “предпочитаемые”; • второй круг – “пренебрегаемые”; • третий круг – “изолированные” и “отвергаемые”. В нашем примере социограммы нет третьего круга, так как в ходе исследования не были обнаружены “изолированные” и “отвергаемые” дети .

Слайд 9

1 . Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой ярко выражены как “звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе. 2. Нередко понятие социометрической “звезды” смешивается с понятием лидера. Это неверно , так как здесь не учитывается, что “звездность” – показатель эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. К примеру, ребенок может стать социометрической “звездой”, потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).

Слайд 10

При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы: Коэфф. сплоченности (к.с.) =60% Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются.

Слайд 11

Помогайте! ребенку определить сферу его интересов. Действуя в той области, которая ему хорошо знакома, ребенок приобретает уверенность, а это основа лидерства. Подскажите! ребенку один из секретов лидера – быть приветливым. Учите поддерживать хорошие отношения не только с тем, с кем дружит, но и с другими детьми. Если ребенок встречается с препятствием, не спешите бросаться на помощь и делать что-то за него. Развивайте умение искать варианты и возможности для действия – это отличительная черта лидера.

Слайд 12

Таким образом, социометрическое исследование помогает воспитателю увидеть скрытую от непосредственного наблюдения картину межличностных взаимоотношений в группе, определить для себя круг детей , оставшихся со стороны сверстников без должного внимания и уважения, и которым необходима поддержка и помощь в психологической адаптации к детскому саду.

Слайд 13

Результаты социометрического исследования не должны разглашаться детям и родителям. Эта мера вызвана предупреждением конфликтности и эмоциональной напряженности в группе, которые могут возникнуть в случае огласки результатов социометрии. Педагог-психолог вправе предоставить информацию о характере межличностных отношений в группе только воспитателю детей, с которыми проводилось исследование.

Слайд 14

Подготовила: логопед МБДОУ д/с «Ладушки» Кюла Ивита Евгеньевна «Результаты работы логопеда с детьми старшей группы»

Слайд 15

На основании результатов углубленного логопедического обследования всех компонентов речи, на логопедический пункт зачислены 35 детей : 12 – воспитанники подготовительной группы и 23 – дети старшей группы, имеющих несовершенства звукопроизношения.

Слайд 16

По результатам логопедического обследования были сформированы 5 подгрупп от 3 до 4 человек в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей.

Слайд 18

Занятия проводились 2-3 раза в неделю с каждой подгруппой. Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т.д.)

Слайд 19

Итоговая диагностика в конце учебного года (май) для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей старшей группы:

Слайд 20

Количество детей, зачисленных на логопункт 23 ребенка со старшей группы: Количество детей старшей группы с нормальной речью 8 чел: Гончарова Ю., Шилович М., Дьяченко Д., Ефимович П., Потапова В. Тогошиева А., Иванова М. Малько Д. с улучшенной речью (звуки есть, требуют контроля со стороны взрослого, логопеда) – 12 чел. Дети оставленные для продолжения коррекционной работы – 3 чел.

Слайд 21

Сравнительный анализ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности поведения детей с речевым нарушением - дизартрия

Особенности поведения детей-дизартриков....

Особенности поведения детей с речевым нарушением - дизартрия

Особенности поведения детей-дизартриков....

«Индивидуальные особенности поведения детей в период адаптации» (стендовая консультация)

Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие их развитие, знать необходимо. Но не менее важно знать и индивидуальные особенности детей. В возрасте 2—3 лет ребенок уже имеет свой...

Особенности поведения детей в период адаптации.

Не все дети при поступлении в группу плачут. Многие приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие. Другие делают это с меньшей уверенностью, но...

Особенности поведения детей 5 лет

Особенности поведения детей 5 лет. Игры на переключения внимания.  формирующие положительную модель поведения....

«Особенности поведения детей в период адаптации в ДОУ»

Адаптация. Как ведут себя малыши при поступлении в ДОУ....

Особенности поведения детей летом в разновозрастной группе

Дети разного возраста - дети с различными возрастными особенностями реализации своих желаний, уровнями развития мотивационных потребностей и познавательных способностей. При организации общих игр и др...