Программа "Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста"
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Иванова Татьяна Николаевна

Программа "Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_formirovanie_kommunikativ._osobennostey.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 компенсирующего вида»

---------------------------------------------------------------------------

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова 31, тел. 246-47-79

Программа

Психологического сопровождения дошкольников

Возраст детей  6 – 7лет

Срок реализации   1 год

Ф.И.О. педагога-психолога

Иванова Татьяна Николаевна

«Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста».

Красноярск 2014

I. Пояснительная записка.

Дошкольное детство, являясь возрастом первоначального становления личности ребенка, чрезвычайно важный период развития человека.

В настоящее время, по мнению Б.С. Волкова коммуникативные способности, основанные на человеческих отношениях, связаны с дефицитом воспитанности доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании детей. Отсутствие положительного опыта общения детей приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступить в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговорный этикет, слушать партнера [1].

Дети, имеющие речевые нарушения испытывают трудности в установлении коммуникации, причиной этому служат различные факторы: неумение слушать и слышать педагога, взрослого, ребенка; сложности в удержании словесной инструкции; неумение работать в паре (группе). Указанные трудности могут привести к снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем будет у него в будущей жизни.

Вопросом «общения и развития коммуникативных способностей» детей дошкольного возраста занимались наши отечественные педагоги и психологи, такие как: А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Г. Арушанова, В.С. Мухина, Т.А. Федосеева, В.С. Селиванов, Я.Л. Коломенский, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.А. Репина.

Наши современные специалисты в области общения детей со взрослыми и сверстниками - Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова рассматривали формы и методы развития коммуникативных способностей у дошкольников.

На сегодняшний день одним их ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность педагогического процесса.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему трактует, что программа должна быть направлена на: «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития… на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» [4].

Таким образом, в современных условиях реформирования системы образования проблема формирования коммуникативных способностей выходит на уровень актуальной социально-педагогической проблемы, так как от ее решения во многом зависит успешность межличностного взаимодействия с взрослыми и сверстниками, и в целом – успешность социальной адаптации детей.

Цель программы- развитие коммуникативных способностей у детей подготовительной группы.

Задачи:

1. Развитие произвольного внимания у детей 6-7 лет.

2. Развитие умения слышать и слушать инструкцию педагога.

3. Развитие умения работать в паре, подгруппе, группе.

4. Развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми, творческих способностей, доверия, группового сотрудничества

Алгоритм работы по программе.

Программа включает в себя несколько этапов:

1. Подготовительный этап.

На данном этапе осуществляется:

  • формирование диагностического инструментария;
  • диагностика детей 6-7 лет
  • выявление детей, испытывающих трудности в коммуникации.

2. Основной этап.

Данный этап включает в себя организацию и проведение занятий с детьми. Каждое занятие проводится в игровой форме, дети работают либо в паре, либо в подгруппах. Особое внимание на данных занятиях уделяется оречевление своей деятельности, навыкам сотрудничества.

3. Заключительный этап.

Данный этап включает в себя итоговую диагностику уровня сформированности коммуникативных умений у детей 6-7 лет.

Занятия с детьми проводятся раз в неделю, продолжительность занятия 30 минут. Каждое занятие имеет определенную структуру:

- вводная часть (ритуал приветствия);

- основная часть (задания на развитие коммуникативных умений);

- заключительная часть (рефлексия деятельности; релаксационные мероприятия).

В занятиях используются этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка Основные элементы:

  • элементы сказкотерапии с импровизацией;
  • элементы психодрамы;
  • игры на развитие навыков общения;
  • игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
  • рисование, кляксография.

Ожидаемые результаты:

  • развитие произвольного внимания;
  • развитие умения слушать и слышать инструкцию педагога;
  • формирование желания вступать в контакт,
  • развитие умения организовать общение,
  • развития умения продуктивно работать в паре, группе;
  • развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
  • психокоррекция поведения ребенка;
  • формирование навыков общения, правильного поведения.

Тематическое планирование программы занятий

№ п/п

Тема

Цель

Кол-во часов

1

Входящая диагностика

Диагностика сформированности коммуникативных умений.

Используемые методики: "Рукавички" модифицированный вариант Г.А. Цукерман, социометрия, методика диагностики форм общения (по М.И. Лисиной)

1

1

Давайте познакомимся!

Установление положительного контакта. Введение в групповой процесс. Развитие умения вступать в процесс общения и умения внимательно слушать собеседника.

3

2

Дружные ребята

Развитие умения эмоционально и содержательно выражать  свои мысли, используя жесты, мимику. Развитие умения благодарить взрослого, ребенка. Учить доверять и помогать ребятам.

4

4

Путешествие в сказку

Учить оценивать эмоциональное поведение партнеров по общению. Развитие умения выполнять различные роли.

6

8

В стране эмоций

Знакомство с различными эмоциями (радость, печать, гнев) и способами их выражения. Развитие умения соотносить средства вербального и невербального общения. Выполнение упражнений на снятие агрессивных проявлений

8

9

В гостях у гномов

Развитие умения доверять, помогать и поддерживать тем, с кем общаешься, делиться своими чувствами, переживаниями. Развитие умения проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание.

7

10

Итоговая диагностика

Диагностика сформированности коммуникативных умений.

Используемые методики: "Рукавички" модифицированный вариант Г.А. Цукерман, социометрия, методика диагностики форм общения (по М.И. Лисиной)

1

Итого: 30 часов

Список литературы:

  1. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. СПб., 2005.
  2. Волков Б. С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте [Текст]: практическое пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. –СПб. : Питер, 2008. –272 с.
  3. Давайте познакомимся! Тренинговые занятия. Автор-составитель И.А. Пазухина. Спб, “Детство-Пресс”, 2004.
  4. Ежова Н.С. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционального компонента // Дошкольное воспитание №8, 2004 стр. 16.
  5. Мазурова Н.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки. Томск., 2004

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

        На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, ...

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.

Материал для педагогов по развитию коммуникативных навыков....

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для детей дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и соответственно недоста...

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

Теория и практический материал по развитию коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста...