Программа "Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста"
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Программа "Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_formirovanie_kommunikativ._osobennostey.docx | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 компенсирующего вида»
---------------------------------------------------------------------------
660130, г. Красноярск, ул. Гусарова 31, тел. 246-47-79
Программа
Психологического сопровождения дошкольников
Возраст детей 6 – 7лет Срок реализации 1 год Ф.И.О. педагога-психолога Иванова Татьяна Николаевна |
«Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста».
Красноярск 2014
I. Пояснительная записка.
Дошкольное детство, являясь возрастом первоначального становления личности ребенка, чрезвычайно важный период развития человека.
В настоящее время, по мнению Б.С. Волкова коммуникативные способности, основанные на человеческих отношениях, связаны с дефицитом воспитанности доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании детей. Отсутствие положительного опыта общения детей приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступить в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговорный этикет, слушать партнера [1].
Дети, имеющие речевые нарушения испытывают трудности в установлении коммуникации, причиной этому служат различные факторы: неумение слушать и слышать педагога, взрослого, ребенка; сложности в удержании словесной инструкции; неумение работать в паре (группе). Указанные трудности могут привести к снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.
Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем будет у него в будущей жизни.
Вопросом «общения и развития коммуникативных способностей» детей дошкольного возраста занимались наши отечественные педагоги и психологи, такие как: А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Г. Арушанова, В.С. Мухина, Т.А. Федосеева, В.С. Селиванов, Я.Л. Коломенский, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.А. Репина.
Наши современные специалисты в области общения детей со взрослыми и сверстниками - Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова рассматривали формы и методы развития коммуникативных способностей у дошкольников.
На сегодняшний день одним их ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность педагогического процесса.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему трактует, что программа должна быть направлена на: «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития… на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» [4].
Таким образом, в современных условиях реформирования системы образования проблема формирования коммуникативных способностей выходит на уровень актуальной социально-педагогической проблемы, так как от ее решения во многом зависит успешность межличностного взаимодействия с взрослыми и сверстниками, и в целом – успешность социальной адаптации детей.
Цель программы- развитие коммуникативных способностей у детей подготовительной группы.
Задачи:
1. Развитие произвольного внимания у детей 6-7 лет.
2. Развитие умения слышать и слушать инструкцию педагога.
3. Развитие умения работать в паре, подгруппе, группе.
4. Развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми, творческих способностей, доверия, группового сотрудничества
Алгоритм работы по программе.
Программа включает в себя несколько этапов:
1. Подготовительный этап.
На данном этапе осуществляется:
- формирование диагностического инструментария;
- диагностика детей 6-7 лет
- выявление детей, испытывающих трудности в коммуникации.
2. Основной этап.
Данный этап включает в себя организацию и проведение занятий с детьми. Каждое занятие проводится в игровой форме, дети работают либо в паре, либо в подгруппах. Особое внимание на данных занятиях уделяется оречевление своей деятельности, навыкам сотрудничества.
3. Заключительный этап.
Данный этап включает в себя итоговую диагностику уровня сформированности коммуникативных умений у детей 6-7 лет.
Занятия с детьми проводятся раз в неделю, продолжительность занятия 30 минут. Каждое занятие имеет определенную структуру:
- вводная часть (ритуал приветствия);
- основная часть (задания на развитие коммуникативных умений);
- заключительная часть (рефлексия деятельности; релаксационные мероприятия).
В занятиях используются этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка Основные элементы:
- элементы сказкотерапии с импровизацией;
- элементы психодрамы;
- игры на развитие навыков общения;
- игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
- рисование, кляксография.
Ожидаемые результаты:
- развитие произвольного внимания;
- развитие умения слушать и слышать инструкцию педагога;
- формирование желания вступать в контакт,
- развитие умения организовать общение,
- развития умения продуктивно работать в паре, группе;
- развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
- психокоррекция поведения ребенка;
- формирование навыков общения, правильного поведения.
Тематическое планирование программы занятий
№ п/п | Тема | Цель | Кол-во часов |
1 | Входящая диагностика | Диагностика сформированности коммуникативных умений. Используемые методики: "Рукавички" модифицированный вариант Г.А. Цукерман, социометрия, методика диагностики форм общения (по М.И. Лисиной) | 1 |
1 | Давайте познакомимся! | Установление положительного контакта. Введение в групповой процесс. Развитие умения вступать в процесс общения и умения внимательно слушать собеседника. | 3 |
2 | Дружные ребята | Развитие умения эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя жесты, мимику. Развитие умения благодарить взрослого, ребенка. Учить доверять и помогать ребятам. | 4 |
4 | Путешествие в сказку | Учить оценивать эмоциональное поведение партнеров по общению. Развитие умения выполнять различные роли. | 6 |
8 | В стране эмоций | Знакомство с различными эмоциями (радость, печать, гнев) и способами их выражения. Развитие умения соотносить средства вербального и невербального общения. Выполнение упражнений на снятие агрессивных проявлений | 8 |
9 | В гостях у гномов | Развитие умения доверять, помогать и поддерживать тем, с кем общаешься, делиться своими чувствами, переживаниями. Развитие умения проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание. | 7 |
10 | Итоговая диагностика | Диагностика сформированности коммуникативных умений. Используемые методики: "Рукавички" модифицированный вариант Г.А. Цукерман, социометрия, методика диагностики форм общения (по М.И. Лисиной) | 1 |
Итого: 30 часов |
Список литературы:
- Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. СПб., 2005.
- Волков Б. С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте [Текст]: практическое пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. –СПб. : Питер, 2008. –272 с.
- Давайте познакомимся! Тренинговые занятия. Автор-составитель И.А. Пазухина. Спб, “Детство-Пресс”, 2004.
- Ежова Н.С. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционального компонента // Дошкольное воспитание №8, 2004 стр. 16.
- Мазурова Н.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки. Томск., 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая технология Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, ...
Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.
Материал для педагогов по развитию коммуникативных навыков....
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для детей дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и соответственно недоста...
Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста
Теория и практический материал по развитию коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста...