Программа по профилактике и преодолению агрессивного поведения старших дошкольников
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Программа по профилактике и преодолению
агрессивного поведения старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preod_agress_poved.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 303»
Программа по профилактике и преодолению
агрессивного поведения старших дошкольников
педагог - психолог Дмитриева Л.Ю.
г. Нижний Новгород
Программа по профилактике и преодолению
агрессивного поведения старших дошкольников
Пояснительная записка
Как много негативного в современном мире! И всё это зачастую находит прямое-отражение в детях. Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивны, они становятся заложниками тех условий ,в которых растут и развиваются.
К сожалению агрессия, приобретённая в раннем детстве носит устойчивый характер, и сохраняется на протяжении жизни.
Всё чаще и чаще можно услышать фразы : «Какой агрессивный ребёнок! От куда в нём столько агрессии?» Что бы разобраться в этом, для начало важно узнать, что агрессивность является нарушением поведения ребёнка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности поведения детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития ( 1 год, 3 и 7 лет).И эти периоды в жизни ребёнка, несмотря на всю сложность ,свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника Кроме того, например, с точки зрения гештальт- психологии агрессия необходима для выживания и носит функции защиты и сохранения «своей среды» или конструктивного его изменения.
Агрессивный ребёнок, как и любой другой нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия это, прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящее во круг него события.
В процессе наблюдения за детьми старшей и подготовительной групп детского сада в количестве 48 человек, 6-7 лет , было выделено 7 человек, относящихся к категории агрессивных детей. Основанием для отнесения этих детей к категории агрессивных по наблюдению педагогов были: резкие перепады настроения, в споры со взрослыми, повышенная двигательная активность, неспособность быстро изменить своё поведение в ответ изменения ситуации, отказ выполнения правил в детском саду. Эти дети составили группу риска. У двух человек высокий показатель агрессивности, у остальных пяти средний.
Как видно стало необходимым проведение работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Один из способов оказания психолого-педагогической помощи детям по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально одобряемых форм поведения является реализация коррекционною- развевающей программы.
Цель программы: снизить проявление агрессивности в поведении детей на основе выстраивания конструктивного отношения к миру в противовес деструктивному.
Задачи:
- снять эмоциональное напряжение, возбуждение и аффективные реакции детей;
- формировать эмоциональное осознание своего поведения;
- обучить детей навыкам самоорганизации и саморегуляции действий поступков эмоциональных состояний;
- формировать социально приемлемые, адекватные способы выражения гнева и агрессивности;
- развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого человека;
- развивать коммуникативные способности, обогатить опыт общения навыками конструктивного, адекватного поведения;
-воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру .
Возраст детей
Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Она состоит из 24 занятий разбитых на шесть блоков и 7 самостоятельный блок – игровой комплекс для агрессивных детей. Рекомендуемая продолжительность занятий – 30 минут один раз в неделю в течении 6 месяцев.
Реализация программы представлена тремя направлениями (см.табл.):
1.Работа ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста.
2.Работа педагогов с семьёй.
3.Самообразование педагогов ДОУ.
Основные направления реализации программы по профилактике и преодолению агрессивного поведения дошкольников
Основные направления | Задачи | Ведущие формы, методы, средства |
1.Работа в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста | Профилактика нежелательных негативных агрессивных тенденций в поведении детей. Формирование умения регулировать свои поведенческие реакции; обучение социально приемлемым, адекватным способом выражения агрессии; обучение ауторелаксации; обучение навыкам управления эмоциональной сферой. | Формы: -сюжетно-ролевые игры; -игровые упражнения; -этюды; -инсценировки; --аутогенная тренировка; -психогимнастика; -танцевальные упражнения; -индивидуальные занятия. Методы: -диагностика; -наблюдение; -убеждение; -положительный пример; -чтение специальных рассказов; -беседы; -игровые методы; -рисование; -аромотерапия; Средства: -художественная литература; -музыкальные произведения; -игровое оборудование; -аромолампа, аромомасла. |
Основные направления | Задачи | Ведущие формы, методы, средства |
2.Работа педагогов с семьёй | Создание мотивации совместной работы с ДОУ по профилактике и преодолению агрессивного поведения детей. Ознакомление с явлением «детская агрессия» , её особенностями, причинами проявления. Создание представлений об основных приёмах саморасслабления и саморегуляции поведения. Создание представлений об основных методах работы с детской агрессивностью. Ознакомление с системой педагогической работы. Оказание помощи родителям в общении с детьми с агрессивным поведением.
| Формы: -беседы -консультации; -родительские собрания; -тренинги; -письменные рекомендации; -индивидуальная работа. Методы: -анкетирование; -беседа; -рассказ; -анализ педагогических ситуаций; -обсуждение результатов диагностики. Средства: -таблицы; -схемы; -видеозаписи; -аудиозаписи и др. |
3.Самообразование педагогов | Создание мотивации изучения дополнительной литературы по данной проблеме. Освоение основ саморегуляции поведения. Усвоение базовых положений при работе с детьми с агрессивным поведением. Ознакомление с системой педагогической работы. Создание мотивации практического применения предложенной системы. | Формы: -индивидуальное изучение теоретической и методической литературы; -беседы; -консультации со специалистами. Методы: -самоанализ; -анкетирование; -саморегуляция; -дискуссии; -обмен опытом с другими педагогами; -нетрадиционные методы (аромотерапия). Средства: -литературные источники; -видеозаписи; -интернет и другие информационные источники. |
Подробнее рассмотрим структуру каждого направления.
Содержание первого направления в системе работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в ДОУ представлено несколькими условными блоками, содержание которых может варьироваться и дополняться новыми упражнениями, заданиями в зависимости от поставленных целей и задач, а также от особенностей детского организма.
Блок 1.Снятие состояния эмоционального дискомфорта.
Развитие социальных эмоций детей.
Задачи:
снизить эмоциональное напряжение;
создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;
развивать способности, понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить своё;
обучить приёмами ауторелаксации и саморегуляции способам выражения эмоций.
Блок 2.Формирование социального доверия. Преодоление детской тревожности.
Задачи:
Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов:
- уменьшить тревожность;
-снизить эмоциональное напряжение;
-продолжить обучать приёмами ауторелаксации, саморегуляции, способам выражения эмоций.
Блок 3. Гармонизация противоречивости детской личности.
Задачи:
Учить распознавать эмоции по внешним сигналам:
-выражать эмоции с помощью пантомимики;
-формировать моральные представления о нормах поведения;
-тренировать психомоторные функции.
Блок 4.Повышение уровня самостоятельности в решении возникающих проблем. Коррекция зависимости от окружающих.
Задачи:
Прививать новые, адекватные формы поведения:
-учить самостоятельно принимать верные решения;
-продолжать учить навыкам саморегуляции, саморасслабления;
-формировать адекватные формы поведения.
Блок 5.Снижение враждебности, агрессивности в поведении, во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения.
Задачи:
Учить осознавать своё поведение:
- развивать дружеские взаимоотношения через игру;
-обучать выразительности движений.
Блок 6. Формирование социально приемлемых способов выражения гнева и агрессивности.
Задачи:
Снизить возбуждение и аффективные реакции:
-обогатить навыками конструктивного поведения;
-обучать адекватным способам выражения агрессивности.
Блок 7. Игровой комплекс для агрессивных детей « Марсиане» ( автор М.А. Панфилова).
Задачи:
Отражение негативных эмоций:
-активизация потребностей, снятие мышечных зажимов;
-свободная реализация вербальной активности;
-эмоциональная разрядка;
-разрядка общей агрессии.
На каждый блок задач отводиться 4 занятия, кроме седьмого блока – это специально разработанный комплекс занятий для снятия агрессивного поведения (М.А. Панфилова). Первое занятие каждого последующего блока – повторение пройденного – служит главным переходом к новой теме, связанном с актуальными для них проблемами.
- Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
- Разминка (психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, телесная терапия, пальчиковые игры). Выполняет важную функцию настройки на предстоящую деятельность, позволяет активизировать детей ,поднять их настроение, способствует снятию эмоционального возбуждения.
- Основное содержание (игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуации, этюды). Приоритет отдаётся многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Последовательность предъявления упражнений предполагает чередование деятельности; упражнения располагаются в порядке от сложного к простому.
- Расслабление. Позволяет снять напряжение детского организма. Рекомендуется проводить в сочетании с аромотерапией.
5. Рефлексия ( оценка ,арт-терапия ,беседы). Даются две оценки: эмоциональная (понравилось, не понравилось, было хорошо, плохо, почему) и смысловая ( почему это важно, зачем мы это делали).
Проводить занятия рекомендуется один раз в неделю, то есть в течение месяца проводятся 4 занятия и для изучения берётся один блок. Педагог в процессе работы с детьми может в свободное время применять отдельные части занятий (так же 1 занятие в неделю).
Блок 1
Занятие 1. «Знакомство»
Игры : « Моё имя», « Угадай», кого не стало», « Узнай по голосу».
Рисование « Я и моё имя».
Упражнение «Ласковое имя».
Расслабление « Путешествие на Голубую звезду».
Занятие 2. « Моё имя»
Игры: « Связующая нить», « Прогулка», « Волшебный кувшин», «Возьми и передай».
Рисование « я в трёх зеркалах».
Расслабление : см. занятие 1.
Занятие 3. «Я люблю»
Игры : « Переходы», « Разыщи радость» , « За стеклом».
Рисование « Я люблю больше всего».
Танцевальный этюд « Подари движение»
Расслабление «Путешествие дыхания».
Занятие 4. «Настроение»
Этюд «Солнечный зайчик».
Игра « Картина».
Упражнение «Тренируем эмоции».
Рисование « Моё настроение».
Расслабление: см. занятие 3.
Блок 2
Занятие 5. «Настроение» ( продолжение)
Игры: « На что похоже настроение», « Настроение и походка», « Колечко», « Угадай эмоции», « Встреча эмоций».
Рисование «Лицо Маши».
Расслабление « Полёт птицы».
Занятие 6. « Наши страхи»
Упражнение « Расскажи свой страх».
Релаксационный комплекс « Музыкальная мозаика».
Сценка « Тараканище».
Рисование « Нарисуй свой страх».
Расслабление: см. занятие 5.
Занятие 7. « Наши страхи» (продолжение)
Беседа о страхах. Этюды: «Котёнок по имени «Гав», « Стойкий оловянный солдатик».
Рисование « Я тебя больше не боюсь!».
Расслабление: см. занятия 5,
Занятия 8. « Я больше не боюсь»
Этюд « Смелые ребята».
Игры: « В тёмной норе», «Тень», « Слепой и поводырь».
Релаксационный комплекс «На лесной поляне».
Блок 3
Занятия 9. «Новичок»
Этюд « Три характера».
Игры: «Молчок», « Скучно , скучно так сидеть», « Дракон кусает свой хвост» , «Комплименты».
Рисование « Три характера».
Расслабление «Светлые мысли».
Занятия 10. «Ласка»
Игра « Назови и покажи».
Этюды: « Страшный зверь», « Ласка».
Рисование «Страшный зверь».
Расслабление « Волшебный сон».
Занятия 11. « Общая история»
Сочинение « Общая история».
Инсценировка « Общая история».
Игры: « Колдун» , «Иголка и нитка».
Коллективное рисование « Общая история».
Расслабление: см. занятие 9.
Занятие 12. « Волшебный лес».
Этюды: « Ёжик», « Ёжики смеются».
Игра « Тропинка».
Упражнение « Танец».
Рисование « Волшебный лес».
Расслабление: см. занятие 10.
Блок 4
Занятие 13. « Сказочная шкатулка»
Игра: « Сказочная шкатулка» , «Волшебное колечко». «Принц и принцесса».
Упражнение « Танец чувств».
Рисование « Волшебные зеркала».
Расслабление «Спаси птенца».
Расставание «Хоровод».
Занятие 14. « Доброта»
Этюды: « злодей», « Впереди всех».
Чтение рассказа Э. Шима «Не смей!»
Проигрывание ситуаций.
Расслабление: см.занятие 13.
Занятие 15. «Радость»
Этюды: « Утро» , «Радость», « Я всё люблю», « Шарик».
Расслабление: « Гора с плеч».
Рисование по темам этюдов.
Занятие 16. «Волшебники»
Игры6 « Взаимоотношения», « Передай по кругу».
Этюды: «Солидарность», « Цветок».
Расслабление: см. занятие 15.
Блок 5
Занятие 17.» Солнце в ладошках»
Игры: « Встреча сказочных героев», « Мальчик (девочка)- наоборот» , « Клеевой дождик».
Расслабление « Солнечный зайчик».
Этюды:» Солнце в ладошке» , « Просто так», « Идём за синей птицей!»
Занятие 19. « Помирились»
Этюды: « Поссорились и помирились», «Вежливый ребёнок».
Упражнение «Мирная считалка».
Беседа «Кого мы называем вежливым».
Разыгрывание ситуаций.
Расслабление «Улыбка».
Игра «Розовое слово ,,привет,,».
Занятия 20. « Правила дружбы».
Упражнение «Правила дружбы»
Игры: « Найди друга» , « Секрет», « Цветик-семицветик».
Рисование «Новоселье».
Расслабление : см. занятие 19.
Блок 6
Занятие 21. « Жужжа»
Упражнение « Танец пяти движений».
Игры: « Глаза в глаза» , « По кочкам» , « Жужжа».
Этюды: « Король Боровик не в духе», « Волшебный круг -злая кошка».
Рисование « Сказка про кляксу».
Расслабление « Путешествие в волшебный лес».
Занятие 22. « Джаз тела»
Упражнение «Бокс».
Игры: « Два барана», «Детский футбол», « Волшебный круг- каратист».
Этюд « Хмурый орёл».
Танец « Джаз тела».
Рисование « Я в детском саду, мои друзья».
Расслабление: см. занятие 21.
Занятия 23 «Турнир»
Игры: « Прогоняем злость» , «Турнир», « Газета», « Волшебный круг – капризный ребёнок».
Этюд «Гиена».
Танец « Весёлая зарядка».
Рисование «Дружба двух цветов».
Расслабление « Вузель».
Занятие 24. «Сражение»
Игры: « Сражение» , « Тигр на охоте», «Ругаемся овощами», « Клубочек», «Волшебный круг- боксёр», «Танец морских волн и танец огня».
Этюд «Разъярённая медведица».
Расслабление: см. занятие 23.
Блок 7
Игровой комплекс для агрессивных детей «Марсиане» ( Панфилова М.А.)
Игры и упражнения: « Прибытие», «Яблоко», «Минута разговора», « Первые слова»,
«Пугающая встреча», «Смешная газировка», «Добрые приветствия».
Второе направление программы по профилактике и преодолению агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста- работа ДОУ с семьёй- подразумевается знакомство родителей с явлением « агрессивности», « детская агрессия», « агрессивное поведение» ,ознакомление с основными методами работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения детей. Реализация данных задач осуществляется в последующей работе воспитателей с родителями.
Для ознакомления родителей с понятием « детская агрессия» предлагается проводить собрания на следующие темы: « Что такое детская агрессия», «Агрессия в семье», «Направления работы педагогов и родителей по преодолению агрессивного поведения детей», «Способы контроля агрессивного поведения ребёнка».
Всю логику и ход собрания педагогам рекомендуется разрабатывать самостоятельно, в соответствии с индивидуальными особенностями детей и родителей.
Лучшим залогом хорошего самообладания и адекватного поведения детей является умение родителей владеть собой. Многие взрослые пока не умеют управлять собственным гневом, а значит, их дети в процессе воспитания не усваивают навыки адекватного выражения гнева. Поэтому будет актуальной организация следующих консультаций, бесед, письменных рекомендаций: « Рекомендации для родителей и педагогов по преодолению собственных агрессивных проявлений в общении с ребёнком», « Как остановить карающего родителя в себе». « Способы выражения гнева», « Правильное общение». Однако следует дополнить и разнообразить имеющуюся информацию в соответствии с интересами, потребностями и возможностями родителей. В отличие от сформировавшейся личности ребёнок дошкольного возраста не владеет защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Именно поэтому родители должны внимательно относиться к своим словесным обращениям к нему, оценкам поступков и избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка. С целью ознакомления родителей с негативными установками, их последствиями, с позитивными установками рекомендуется провести консультацию «Родительские директивы, оценки и установки».
Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности или, наоборот, замкнутости, робости, агрессивности. Уравновешенный, радостный ребёнок вдруг становиться конфликтным и беспокойным. Всё это признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, следствие какой-то детской проблемы, в которой взрослые не разобрались. Главное в такой ситуации - научить ребёнка помогать самому себе, то есть познакомить его с методами саморегуляции. Некоторые упражнения ребёнок может выполнить самостоятельно, в других должны помочь взрослые и родители.
Кроме перечисленных форм и методов работы ,необходимо проводить индивидуальные беседы, обсуждение результатов диагностики детей, анализ педагогических ситуаций, целью которых будет как оказание помощи в общении с детьми с агрессивным поведением , так и создание мотивации совместной работы с ДОУ в данном направлении.
Третье направление- самообразование педагога дошкольного образования- предполагает прежде всего усвоение базовых положений при работе с детьми с агрессивным поведением. Кроме этого, педагогу необходимо самому освоить основы саморегуляции поведения, ауторелаксации.
Результатом внедрения нашей программы в воспитательный процесс ДОУ будут:
-сниженный уровень агрессии в поведении детей;
-знание и применение детьми педагогически приемлемых способов выражения агрессии;
-владение детьми основами саморегуляции эмоций, поведения, деятельности;
-владение детьми навыками конструктивного общения;
-наличие у детей развитых личностных качеств: доброжелательности, сочувствия, дружелюбия.
ЛИТЕРАТУРА
1 .Аникеева Н.П. Воспитание игрой .-М.: Просвещение, 1987.-144 с.
2. Берковиц Э.Агрессия: причины, последствия, контроль.- СПб.: Прайм-Еврознак,2002.-512 с.
3. Бютнер К.Жить с агрессивными детьми. Пео. С нем. – М.: Педагогика, 1991.-321 с.
4. Запорожец А.В.Эмоциональное развитие дошкольника. -М.: Просвещение, 1985.-135 с.
5. Захаров В.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка / Под ред. Кошелевой А.Д.-М.: Просвещение,1993.-115 с.
6 Калинина Р.Тренинг развития личности дошкольника: занятия,игры,упражнения.-СПб.: Речь, 2002.-86 с.
7.Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми. -М.: Просвещение, 1995.- 240 с.
8. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры.- М.: Гном- Пресс, ГНОМ и Д, 2005.-160с.
9. Панфилова М.А. Марсиане: игровой комплекс для агрессивных детей и подростков // Школьный психолог.-2001.- №18.- С.45.
10.Чистякова М.И. Психогимнастика.- М.: Владос, 1990.- 127 с.
11.Шиманская М.А. Агрессивный ребёнок : кто он и как ему помочь? // Дошкольная педагогика.- 2005.- №4.-С. 50.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая модифицированная программа по предупреждению и преодолению агрессивного поведения у дошкольников среднего и старшего возраста в условиях дошкольного учреждения.
Содержание 1. Пояснительная записка1.1 Актуальность проблемы детской агрессивности.1.2 Понятие «агрессивного поведения»1.3 Специф...
"Коррекция агрессивного поведения старших дошкольников с использованием игротерапии"
Методы психотерапевтического воздействия пелагога-психолога на детей....
Консультация для педагогов ДОУ. Тема: «Система коррекционно - развивающих занятий по профилактике и преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста».
В документе предоставлена система занятий по теме "Коррекционно - развивающие занятия по профилактики и преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Даны темы занятий, их...
Упражнения для профилактики и снятия агрессивного поведения у дошкольников
В этой статье комплексы игр и упражнений, направленные на профилактику и снятие агрессивного поведения у дошкольников....
Средства профилактики и преодоления агрессивного поведения детей.
Рекомендации по работе с агрессивными детьми....
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КВЕСТ-ИГРА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «ДОБРЫЙ ПУТЬ»
Игра-квест «Добрый путь» отличается многогранностью упражнений и заданий, направленных, в основном, на эмоционально-волевое развитие ребенка. Но, несмотря на это, дошкольников она уч...
Методические средства профилактики и преодоления агрессивного поведения дошкольников.
Агрессия присуща практически всем детям, как оборонительная реакция. Но если вспышки агрессии слишком часты и мешают ребенку взаимодействовать с окружающими, то ему необходима помощь. В противном случ...