«Инклюзия в познавательно-речевом развитии дошкольников с ЗПР и возрастной нормой»
проект по коррекционной педагогике ( группа) на тему
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Инклюзия в познавательно-речевом развитии дошкольников с ЗПР и возрастной нормой»
Актуальность проекта: Концепция модернизации российского образования требует от педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития каждого ребенка. Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида может организовать интегрированное воспитание и обучение детей, нормально развивающихся и детей с задержкой психического развития. Специалисты отмечают, что у дошкольников с ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития приходятся на недостаточность познавательных процессов. Также при ЗПР у детей выявляются нарушения всех сторон речевой деятельности: большинство детей страдают дефектами звукопроизношения; имеют ограниченный словарный запас; слабо владеют грамматическими обобщениями. Практика показала и основные (общие) проблемы у детей старшего дошкольного возраста с особыми потребностями и возрастной нормой: слабо развитые коммуникативные навыки, речемыслительная деятельность, затруднен перевод информации из второй сигнальной системы в первую и другие. Таким образом, возникла идея обновления содержания и форм организации познавательно-речевого развития воспитанников старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и возрастной нормой посредством межгруппового взаимодействия. Цель проекта – интеграция в единое образовательное пространство детей с ЗПР и возрастной нормой для улучшения качественного показателя познавательно-речевого развития. Задачи: 1. повысить профессиональную компетентность педагогов в сфере совместного обучения и воспитания детей с ЗПР и возрастной нормой; 2. создать систему ранней диагностики и коррекции нарушений познавательно-речевого развития у воспитанников; 3. разработать и обеспечить многообразие форм сопровождения взаимодействия детей с ОВЗ и возрастной нормой в деятельности познавательно-речевой направленности; 4. содействовать позитивным изменениям в сознании родителей и педагогов по отношению интеграции ребенка в ОВЗ в общество. Вид проекта: длительный Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста с ЗПР и возрастной нормой, воспитатели, специалисты ДОУ, родители. Этапы реализации, их содержание : 1 этап: - проведение экспертной оценки специальной педагогической литературы, анализ, целенаправленная выборка из них; – разработка учебно-методического материала для организации интегрированного толерантного образовательно-воспитательного процесса познавательно-речевой направленности; - научно-методическая оценка психолого-педагогических подходов, методов, форм, выбор наиболее актуальных; - организация, взаимопосещение, анализ специально организованных видов деятельности познавательно-речевой направленности. 2 этап: - разработка диагностического инструментария, методик познавательно-речевого развития воспитанников, способов психолого-педагогической коррекции детей с ОВЗ и возрастной нормой; - апробация новых технологий в образовательном процессе-интеграции детей с ОВЗ и возрастной нормой в деятельность познавательно-речевой направленности. На практике мы убедились, что содержание совместной интегрированной детской деятельности, кроме совершенствования познавательных процессов и речевого развития, должно быть интересным для обычных детей и детей с ЗПР; должно способствовать социальному развитию каждого ребенка; воспитывать культуру поведения и общения; должно быть направлено на достижение социальной адаптации и интеграции через обучение конкретным навыкам социального общения и взаимодействия в системе социального окружения, которое расширяет, обогащает жизненный опыт детей; должно определяться особенностям общественной системы ценностей; должно активизировать социально инициативную деятельность детей по оказанию помощи, поддержки сверстникам с ОВЗ. Интегрированный образовательный процесс организовали с учетом ряда приоритетов: а) расширение круга общения за счет вхождения во внешнюю социокультурную среду; б) создание условий для формирования у ребенка с ОВЗ собственного «Я», осознавая себя как активного субъекта деятельности. Создание данных условий способствовало активизации участия детей с ОВЗ в общественной жизни, формированию разнообразных интересов, развитию коммуникативных способностей. Результаты работы 1 этапа: * активное и системное использование специалистами ДОУ инновационных технологий, направленных на совершенствование интегрированной системы познавательно-речевой направленности: методов проектов, песочная терапия, средства ИКТ, ритмопластика, логоритмика и другие; * апробированы перспективное планирование и диагностические карты; создана картотека методической литературы; проведены обучающие встречи и занятия с участием МГГУ (кафедра специальной педагогики и психологии), преподавателей и родителей воспитанников. Отмечаем эффективность совместного обучения и воспитания в познавательно-речевой деятельности. Если в 2009-2010 учебном году ЦПРПК г. Мурманска рекомендовало 77% выпускников с ЗПР обучение по программе 1 класса общеобразовательной школы, то в 2010-2011 учебном году их число выросло до 90%. В 2011-2012, 2012-2013 учебных годах – показатели стабильно высокие. Дети, посещающие общеобразовательную группу, не только демонстрирую средний и высокий уровень освоения основной общеобразовательной программы по областям «познание», «коммуникация», но и отличаются большей ответственностью, доброжелательностью, толерантностью по отношению к «особым сверстникам». Ожидаемые результаты 2 этапа: * выработка единого подхода к реализации поставленных задач на основе взаимосотрудничества всех участников проекта; * подготовка комплексной программы, направленной на совершенствование познавательно-речевой интегративной деятельности детей с ЗПР и возрастной нормой; * сформирована концепция информационно-просветительской работы с семьями воспитанников. Творческой группой МБДОУ продолжается работа по интеграции детей с проблемами в развитии в систему образования, по совершенствованию деятельности познавательно-речевой направленности. Итоговый результат планируем подвести в конце 2012-2013 учебного года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные нормы развития речи
Памятка для родителей о развитие речи детей....
Возрастные нормы развития речи
Примерные возрастные нормы возникновения звуков у детей...
Возрастные нормы развития детей 6-7 лет
Информация поможет родителям будущих первокласников оценить детей к школе....
Возрастные нормы развития речи детей(консультация для педагогов)
развитие речи...
Возрастные нормы произношения звуков
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ.********************************************************************************Формирование звукопроизношения у детей происходит постепенно. Ребенок усваивает сна...
Возрастные нормы речевого развития детей
Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказан...
Консультация для родителей "Возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников"
В представленном материале дается краткая характеристика речи детей дошкольного возраста, возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников. Сообщение об особенностях речи детей разного возраста м...