Формирование навыков ориентировки у детей с нарушением зрения
консультация по коррекционной педагогике по теме
Формирование навыков ориентировки у детей с нарушением зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_orientirovki_u_detey_s_narusheniem_zreniya.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков ориентировки у детей с нарушением зрения.
"Чем лучше слепой ориентируется, тем меньше он слеп"
Биллей.
Когда говорят об ориентировке лиц с нарушением зрения, обычно имеют в виду именно пространственную ориентировку, притом ориентировку в большом пространстве, среди крупных предметов: улиц и зданий населённого пункта. Однако не следует забывать и о том, что человеку, в данном случае ребенку с нарушением зрения, приходится ориентироваться и на небольшом пространстве, например, на пространстве рабочего места, измеряемом квадратными дециметрами, среди мелких предметов и даже в самих предметах, пространство которых может быть ничтожно малым.
Ориентировка в пространстве это умение оценивать форму, величину, местоположение предметов в пространстве, расстояние между ними, их расположение относительно друг друга и субъекта и, на основе этого — умение ориентироваться на местности.
Дошкольники с косоглазием и амблиопией представляют самую
многочисленную популяцию в числе детей с нарушением зрения. Такие дети отличаются невысокой моторной активностью, повышенной утомляемостью, отставанием в развитии мелкой моторики. Им трудно ориентироваться в схеме тела, выполнять движения по образцу, запоминать последовательность двигательных действий. У них часто нарушено координированное действие рук и ног, наблюдается неуверенность в движениях и, как следствие, мышечный гипертонус. Эти дети испытывают трудности в соблюдении общего темпа и ритма занятия, в ориентировке в замкнутом пространстве, в соотнесении своих действий с действиями других детей, в выполнении задания на ограниченной площади опоры, в техническом выполнении основных видов движений и общеразвивающих упражнений. Зрительная
ориентация детей данной категории отличается значительным своеобразием, обусловленным трудностями зрительно-пространственного восприятия.
Многочисленные исследования показали, что дети с нарушениями зрения (особенно с глубокими) спонтанно, самостоятельно не могут овладевать навыками пространственного ориентирования, а нуждаются в систематическом целенаправленном обучении.
Успешное овладение детьми пространственной ориентировкой возможно в условиях специально организованного коррекционного обучения.
Содержание и методики специальных занятий, направленных на формирование пространственных представлений и навыков практической предметно-пространственной ориентировки у данной группы детей должны учитывать особенности их ориентации в пространстве на уровне предметно-практической деятельности. Это особенно актуально применительно к специфике характера зрения у детей с косоглазием и амблиопией, т.к. монокулярное видение не позволяет воспринимать глубину,
удаленность, протяженность и объемность пространства. Кроме того, при монокулярном зрении, как известно из офтальмологических исследований, возникают сложности фиксации истинного положения объекта в пространстве.
Установлено, что специфическая выраженность зрительной патологии (монокулярность зрения) у детей не только обусловливает трудности их ориентирования в микро- и макропространстве, но и отрицательно сказывается на объективации представлений о форме, величине предметов, на формировании адекватных представлений, опосредованных словом.
Основные задачи обучения пространственной ориентировке дошкольников со зрительной патологией:
- формирование потребности в самостоятельной ориентировке.
- преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах
- овладение ориентировкой на своем теле.
- обучение способам и приемам ориентировки в микропространстве (за столом, на листе бумаги, в книге).
- формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нем.
Рассматривая особенности развития пространственной ориентировки у
дошкольников, исследователи выделили два ее вида:
- на собственном теле;
- в окружающем пространстве.
Тесная взаимосвязь этих двух видов ориентировки обусловлена тем, что первый вид ориентировки развивается раньше второго, и тем, что ориентировка на собственном теле лежит в основе сложной ориентировки человека в окружающем пространстве.
Различение детьми частей своего тела и определение парно-противоположных сторон "на себе" является основой для развития понимания детьми "схемы собственного тела", которая является, в свою очередь, чувственной основой системы отсчета при ориентировке в окружающем пространстве. С развитием практической пространственной ориентировки изменяется, совершенствуется и характер отражения ребенком
воспринимаемого пространства. Ориентировка на собственном теле, среди
окружающих предметов и на местности не существует раздельно. Эти виды
ориентировки взаимосвязаны и дополняют друг друга
Движения ребенка с самого момента его рождения развиваются при ведущей роли зрения. Накопление ребенком зрительного опыта играет большую роль при освоении им пространства и различении объектов в нем.
Взаимодействие зрения, слуха и осязания в формировании сенсорной системы ребенка обеспечивает развитие его предметной деятельности, которая, в свою очередь, является основой развития активного осязания ребенка.
Уже в первые месяцы жизни маленького ребенка ориентировочный рефлекс на звук расширяет поле ого зрения и играет значительную роль в пространственной ориентировке.
В формировании представлений человека о пространстве важную роль играют также ощущения равновесия и кожно-мышечные ощущения, дополняющие друг друга.
Исследование особенностей формирования ориентировки в пространстве у детей 6-го и 7-го года жизни в процессе обучения их подвижным играм позволило выявить тесную взаимосвязь и одновременность развития у детей двигательных навыков и пространственной ориентировки.
Справедливо подчеркивается, что сочетание выполняемого ребенком действия с речевым обозначением пространственных отношений является обязательным условием успешности формирования у детей навыков ориентировки в пространстве. Указывается также на большое значение осознанности ребенком своих действий.
Таким образом, исследования показали, что овладение детьми пространственной ориентировкой идет от практической дифференцировки различных направлений пространства к словесной интерпретации, к появлению обобщенных представлений о пространстве.
К концу дошкольного возраста дети овладевают словесной системой отсчета, и это дает им возможность ориентироваться не только в знакомом, но и в незнакомом пространстве. Вместе с тем, дошкольники испытывают трудности при словесном
обозначении пространственных отношений.
Поэтому на первых этапах обучения детей умениям ориентироваться в
пространстве следует побуждать их к самостоятельному обозначению различных пространственных признаков и отношений соответствующими
терминами. Важно, чтобы дети оперировали ими осмысленно и
самостоятельно. Это ускоряет процесс освоения детьми пространства.
В то же время, умение детей обозначать в речи пространственные отношения дает им возможность переносить их в практику и использовать в различных видах деятельности.
С развитием речи становится возможным переход ребенка от освоения "пространства-пути" к освоению более сложного "пространства-карты".
Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований позволяет говорить о том, что дошкольный возраст является периодом освоения предметно-практического ориентирования и словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям.
Неоспорима взаимосвязь и взаимообусловленность умения ориентироваться в пространстве и умственного развития ребенка. Процесс
и формирования пространственных представлений у дошкольников неразрывно связан со всем ходом их умственного развития.
Сформированные адекватные представления о пространстве и умение
ориентироваться в нем способствуют более осмысленному восприятию детьми окружающего мира, а это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на овладение ими различными знаниями, Отставание в области пространственных ориентировок у части детей,
поступающих в первый класс, является следствием недостаточного внимания к их развитию в дошкольном возрасте. В связи с этим в период
начального школьного обучения дети испытывают трудности при освоении знаний по отдельным предметам
Пространственная ориентировка представляет собой сложное образование, основанное на взаимодействии различных анализаторов и включающее систему высших психических функций в процесс овладения и практического ориентирования в конкретных признаках и свойствах пространства.
Начальные стадии формирования пространственной ориентировки связаны с предметно-практическим освоением детьми пространственных направлений, начиная с собственного тела и ближайшего пространственного окружения, а затем и словесной системы отсчета. Причем важное значение имеет активная предметно-практическая деятельность детей: манипуляции с предметами, передвижение в пространстве, позволяющие детям конкретно знакомиться с окружающим пространством и его признаками.
Систематическое целенаправленное обучение способствует успешности овладения детьми пространственными ориентировками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения
Данная работа представляет интерес в плане обселдования уровня развития активности и самостоятельности дошкольников в овладении пространством, что обеспечивает всокий уровень мобильности, контактности...
Игры и упражнения, направленные на развитие навыков ориентировки у детей с нарушением зрения
В статье подобраны игры и упражнения, позволяющие родителям организовать занятия со своим ребёнком в увлекательной форме по формированию навыков ориентировки в пространстве....
Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения с использованием занимательного математического материала».
Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения»Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зре...
совместная интгрированная деятельность тифлопедагога и инструктора по ФВ по формированию пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения
деятельность направлена на ознакомление родителей детей с нарушениями зрения со способами формирования у них пространственных представлений. ход деятельности основывается на игровом материале и имеет ...
Взаимодействие специалистов в процессе формирования навыков пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в дошкольной образовательной организации
Статья посвящена актуальной проблеме взаимосвязи специалистов дошкольного образовательного учреждения в обучении пространственному ориентированию детей с нарушением зрения. Даная тема актуальна,...
Формирование навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения
Родители должны понимать, что в отличие от нормально видящих сверстников, ребенок с нарушением зрения не может овладеть многими навыками спонтанно, т.е. самостоятельно, без участия взрослых. Самообслу...
Методическая разработка «Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»
laquo;Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»...