Инновационные технологии в работе с детьми с патологией зрения-сенсорная комната
методическая разработка по коррекционной педагогике ( группа) на тему
Авторы статьи и фото: Коскина М. М., Фомина М. М.
Мы искали идеи, как сделать пребывание детей в нашем учреждении полезным и комфортным. Наиболее подходящие и интересные находки старались воплотить в развивающей среде нашего учреждения.
Одно из направлений – работа с малышом в сенсорной комнате.
Сенсорная комната помогает нашим детям проявить свои зрительные возможности.
Темная сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие.
В сенсорной комнате мы учимся видеть, различать цвета и формы светящихся предметов и изображений.
Среда темной сенсорной комнаты определяется как интерактивная среда, погружающей человека в реальное и интерактивное пространство.
Создаем иллюзию космической Вселенной. Космос – это целостность мира, его упорядоченность, функциональная гармония.
От источника света идет передача объемного изображения. Малыш хочет прикоснуться к ней, попасть в этот мир.
От целого восприятия мира переходим к частному.
Когда ребенок начинает различать изображения, появляется желание потрогать - ощутить вибрацию аквариума. Рассмотреть (труба с водой и подсветкой) .
Разноцветные светящиеся пузырьки привлекают внимание. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок - это вода. Здесь он может ее увидеть!
Игры с водой мы сопровождаем прослушиванием записей - шума дождя, водопада, журчания ручейка, рокота прибоя.
Игры с водой создают у детей радостное настроение, дают детям массу приятных и полезных впечатлений.
Мы используем песочную и водную терапию.
Используются разные виды световой стимуляции.
Сигнальные фонарики стимулируют зрительные реакции у детей со светоощущением.
Учат следить за передвижением объекта в пространстве.
Неоновая подсветка – стимулирует ребенка ползти к увиденным объектам, чтобы лучше их рассмотреть, потрогать, изучить, найти такие же. При этом концентрируется внимание, совершенствуется координация и точность движений.
Некоторые пособия изготовлены нашими коллегами.
Ящик с подсветкой и зеркалом: Использование зеркала, светодиодной ленты и внутреннего объема коробки стимулирует глубину зрительного пространства. Вызывает желание у ребенка дотронуться до изображения, которое он видит.
Световая гирлянда так же подходит для зрительной стимуляции в сенсорной комнате. Малыш следит за изменением цвета фонариков, которые можно взять в ручки, рассмотреть их, наложить, сравнить.
Такие игры способствуют формированию фиксации взора, зрительно-моторной координации.
Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности.
Темная сенсорная комната – это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, помогает забыть страхи, успокаивает. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека.
Лежа на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, вдыхая ароматы лечебных трав, ребенок сам становится героем сказки.
Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ним и специалистом.
На фото - мальчик с остаточным зрением, с тяжелыми двигательными нарушениями.
Любое движение дается ему с трудом.
Благодаря зрительной стимуляции – перекатыванию трубы, мальчик старается доползти, дотянуться до предмета, покатать трубочку.
Мы используем в нашей работе игры с природными материалами.
Игры с песком – одно из любимых занятий наших детей.
Сама структура песка притягивает малышей вступить с ним во взаимодействие.
Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, из которых можно создавать все, что угодно и быть Мастером своего мира.
Песком можно рисовать, его можно пересыпать. В нем можно прятать и находить.
В песок можно добавить зерна, орехи, камешки, которые интересно просеивать через сито или воронку и таким образом тренировать сенсомоторные навыки.
Все эти «упражнения практической жизни» помогают ребенку в освоении навыков самообслуживания и элементарных действий.
Стабильная обстановка и принимающее поведение взрослого способствует уменьшению у малыша тревожности и напряжения.
Ребенок с большим доверием начинает относиться к себе и своему окружению, решается на изучение нового.
При этом развиваются речь, устойчивость и концентрация внимания, совершенствуется координация и точность движений.
Игры с водой - наверное, самое любимое занятие наших ребят. И самый приятный способ обучения.
Вода дает ребенку приятные ощущения, и предоставляет практически неограниченные возможности познавать Мир и себя в нем.
«Упражнения практической жизни»:
Переливание воды ложкой.
Мальчик, который с трудом удерживает предмет в руках, здесь удерживает ложку и очень старается перелить водичку в емкость.
Такие упражнения способствуют:
- развитию мелкой моторики рук,
- зрительной и двигательной координации
- Ребенок осваивает пространственные представления (под водой, слева, справа, в центре) .
- Знакомится с математическими понятиями:
Полный - пустой,
Далеко - близко.
- Знакомится со свойствами воды!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование инновационных технологий в работе с детьми с проблемами в речевом развитии».
Доклад подготовлен к педагогическому часу по теме:« Использование инновационных технологий в работе с детьми с проблемами в речевом развитии». Цель: Довести до сведения педагогов о современ...
« Использование инновационных технологий в работе с детьми с проблемами в речевом развитии».
Доклад подготовлен к педагогическому часу по теме:« Использование инновационных технологий в работе с детьми с проблемами в речевом развитии». Цель: Довести до сведения педагогов о современ...
Использование инновационных технологий в работе с детьми – логопатами среднего возраста
Проект – инсценировка по мотивам русских народных сказок о животных в рамках темы «Использование инновационных технологий в работе с детьми – логопатами среднего возраста» Занятие имеет целью развити...
Тема самообразования: "Инновационные технологии при работе с детьми с ОВЗ в условиях детской дошкольной организации". План работы на 2020 - 2023 уч.год
Цель: создание модели комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации.Задачи:Организовать работу по созданию инновационной образовательной среды, обеспечивающе...
Применение инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы педагога-психолога ДОУ)
Проблема воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Важнейшее условие совершенствования системы дошкольного образова...
Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...
МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Использование интерактивной песочницы, как инновационную технологию в работе с детьми инвалидами и детьми ОВЗ»
laquo;Лучшая игрушка – это кучка песка»К.Д. Ушинский Цель: познакомить педагогов с инновационной технологией использования интерактивной песочницы в работе с детьми инвалидами и...