Инновационные технологии в работе с детьми с патологией зрения-сенсорная комната
методическая разработка по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Подшивалова Мария Михайловна

Авторы статьи и фото: Коскина М. М., Фомина М. М.

Мы искали идеи, как сделать пребывание детей в нашем учреждении полезным и комфортным. Наиболее подходящие и интересные находки старались воплотить в развивающей среде нашего учреждения.

Одно из направлений – работа с малышом в сенсорной комнате.

Сенсорная комната помогает нашим детям проявить свои зрительные возможности.

Темная сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие.

В сенсорной комнате мы учимся видеть, различать цвета и формы светящихся предметов и изображений.

Среда темной сенсорной комнаты определяется как интерактивная среда, погружающей человека в реальное и интерактивное пространство.

Создаем иллюзию космической Вселенной. Космос – это целостность мира, его упорядоченность, функциональная гармония.

От источника света идет передача объемного изображения. Малыш хочет прикоснуться к ней, попасть в этот мир.

От целого восприятия мира переходим к частному.

Когда ребенок начинает различать изображения, появляется желание потрогать - ощутить вибрацию аквариума. Рассмотреть (труба с водой и подсветкой) .

Разноцветные светящиеся пузырьки привлекают внимание. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок - это вода. Здесь он может ее увидеть!

Игры с водой мы сопровождаем прослушиванием записей - шума дождя, водопада, журчания ручейка, рокота прибоя.

Игры с водой создают у детей радостное настроение, дают детям массу приятных и полезных впечатлений.

Мы используем песочную и водную терапию.

Используются разные виды световой стимуляции.

Сигнальные фонарики стимулируют зрительные реакции у детей со светоощущением.

Учат следить за передвижением объекта в пространстве.

Неоновая подсветка – стимулирует ребенка ползти к увиденным объектам, чтобы лучше их рассмотреть, потрогать, изучить, найти такие же. При этом концентрируется внимание, совершенствуется координация и точность движений.

Некоторые пособия изготовлены нашими коллегами.

Ящик с подсветкой и зеркалом: Использование зеркала, светодиодной ленты и внутреннего объема коробки стимулирует глубину зрительного пространства. Вызывает желание у ребенка дотронуться до изображения, которое он видит.

Световая гирлянда так же подходит для зрительной стимуляции в сенсорной комнате. Малыш следит за изменением цвета фонариков, которые можно взять в ручки, рассмотреть их, наложить, сравнить.

Такие игры способствуют формированию фиксации взора, зрительно-моторной координации.

Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности.

Темная сенсорная комната – это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, помогает забыть страхи, успокаивает. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека.

Лежа на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, вдыхая ароматы лечебных трав, ребенок сам становится героем сказки.

Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ним и специалистом.

На фото - мальчик с остаточным зрением, с тяжелыми двигательными нарушениями.

Любое движение дается ему с трудом.

Благодаря зрительной стимуляции – перекатыванию трубы, мальчик старается доползти, дотянуться до предмета, покатать трубочку.

Мы используем в нашей работе игры с природными материалами.

Игры с песком – одно из любимых занятий наших детей.

Сама структура песка притягивает малышей вступить с ним во взаимодействие.

Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, из которых можно создавать все, что угодно и быть Мастером своего мира.

Песком можно рисовать, его можно пересыпать. В нем можно прятать и находить.

В песок можно добавить зерна, орехи, камешки, которые интересно просеивать через сито или воронку и таким образом тренировать сенсомоторные навыки.

Все эти «упражнения практической жизни» помогают ребенку в освоении навыков самообслуживания и элементарных действий.

Стабильная обстановка и принимающее поведение взрослого способствует уменьшению у малыша тревожности и напряжения.

Ребенок с большим доверием начинает относиться к себе и своему окружению, решается на изучение нового.

При этом развиваются речь, устойчивость и концентрация внимания, совершенствуется координация и точность движений.

Игры с водой - наверное, самое любимое занятие наших ребят. И самый приятный способ обучения.

Вода дает ребенку приятные ощущения, и предоставляет практически неограниченные возможности познавать Мир и себя в нем.

«Упражнения практической жизни»:

Переливание воды ложкой.

Мальчик, который с трудом удерживает предмет в руках, здесь удерживает ложку и очень старается перелить водичку в емкость.

Такие упражнения способствуют:

- развитию мелкой моторики рук,

- зрительной и двигательной координации

- Ребенок осваивает пространственные представления (под водой, слева, справа, в центре) .

- Знакомится с математическими понятиями:

Полный - пустой,

Далеко - близко.

- Знакомится со свойствами воды!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование инновационных технологий в работе с детьми с проблемами в речевом развитии».

Доклад подготовлен к педагогическому часу по теме:« Использование инновационных технологий в работе с детьми с проблемами в речевом развитии». Цель: Довести до сведения педагогов о современ...

« Использование инновационных технологий в работе с детьми с проблемами в речевом развитии».

Доклад подготовлен к педагогическому часу по теме:« Использование инновационных технологий в работе с детьми с проблемами в речевом развитии». Цель: Довести до сведения педагогов о современ...

Использование инновационных технологий в работе с детьми – логопатами среднего возраста

Проект – инсценировка по мотивам русских народных сказок о животных в рамках темы «Использование инновационных технологий в работе с детьми – логопатами среднего возраста» Занятие имеет целью развити...

Тема самообразования: "Инновационные технологии при работе с детьми с ОВЗ в условиях детской дошкольной организации". План работы на 2020 - 2023 уч.год

Цель: создание модели комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации.Задачи:Организовать работу по созданию инновационной образовательной среды, обеспечивающе...

Применение инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы педагога-психолога ДОУ)

Проблема воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Важнейшее условие совершенствования системы дошкольного образова...

Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...

МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Использование интерактивной песочницы, как инновационную технологию в работе с детьми инвалидами и детьми ОВЗ»

laquo;Лучшая игрушка – это кучка песка»К.Д. Ушинский Цель: познакомить педагогов с инновационной технологией использования интерактивной песочницы в работе с детьми инвалидами и...