Возможности коррекции вербальной жестокости у дошкольников с речевым недоразвитием
статья по коррекционной педагогике ( группа) на тему
Доклад на тему: "Возможности коррекции вербальной жестокости у дошкольников с речевым недоразвитием"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_vozmozhnosti_korrektsii_word.docx | 29.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Горбовая С.Г. учитель-логопед
МБДОУ д/с №15 «Снегирёк»
Возможности коррекции вербальной жестокости у дошкольников
с речевым недоразвитием
В семье, где растет ребенок с теми или иными недостатками развития речи создается специфическая ситуация, так как внутрисемейные отношения часто зависят от вида и тяжести речевого дефекта ребенка. В большинстве случаев, родители, имеющие детей с недостатками развития речи, чувствуют себя неудовлетворенными, подавленными и задают себе вопрос: «Почему именно мой ребенок такой?». Многие родители не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. Некоторые считают, что ребенок ленив, не желает заниматься, упрямится. С досады подсмеиваются над ним или называют его «тупицей», «лентяем» и т.д. Такое поведение самых близкий людей воспитывает в ребенке комплекс неполноценности и другие негативные проявления. Часто причинами такого жестокого поведения родителей по отношению к своим детям является то, что родители ожидают от своего ребенка поведение, которое не соответствует возрасту ребенка. Часто ребенок не может дать родителям то, чего они хотят, тем самым эгоцентричное поведение ребенка сталкивается с неоправданными ожиданиями родителей.
Часто мы, не задумываясь, используем слова, которые на самом деле очень ранят ребёнка. Но есть так же слова и выражения, которые лечат и помогают. Говоря о насилии по отношению к детям, часто употребляют два основных понятия: собственно насилие над детьми и жестокое обращение с детьми. Насилие над ребенком подразумевает нанесение серьезных травм и увечий ребенку от обидчиков, которыми в большинстве случаев являются родители ребенка.
Обычно выделяется 4 общих категории насилия: отсутствие заботы; физическое насилие; сексуальное насилие; вербальное или эмоциональное давление.
Что подразумевает «вербальное насилие над ребенком»? Форма вербального насилия над ребенком, как отдельный вид, встречается реже всего. Считается, что о такой форме насилия чаще всего не сообщается из-за недоказанности и неподтвержденности данных.
Однако вербальное и эмоциональное насилие является самой распространенной среди всех форм насилия над ребенком. Существует несколько категорий эмоционального насилия над ребенком, которые могут возникать как отдельно, так и вместе с физическим насилием, т.е. сопутствовать ему:
1. Отталкивание
- Взрослые не принимают во внимание присутствие ребёнка, не осознают его ценность.
- Различными способами дают ребёнку понять, что он не желанен.
- Постоянно прогоняют его.
- Говорят ему, что от него никакого толку.
- Обзывают.
- Не разговаривают с ним.
- Не обнимают, не целуют.
- В семье, группе или дворе ребёнка считают «козлом отпущения», винят во всех проблемах, держатся с ним иначе, чем с другими детьми.
2. Игнорирование
- Взрослые, чьи эмоциональные потребности не удовлетворены, как правило не способны адекватно реагировать на эмоциональные потребности ребёнка.
- Они не интересуются ребёнком, не могут или не умеют выразить свои эмоции по отношению к нему, часто вообще не обращают на него внимания.
- Часто ребёнок ощущает только физическое присутствие родителей, но не эмоциональное.
- Взрослый ставит себя в позицию, в которой он эмоционально не доступен для ребёнка.
- Игнорирование не даёт ребёнку достаточного взаимодействия и стимулирования для успешного эмоционального, интеллектуального и социального развития.
3. Изолирование
- Физическая изоляция – физическое ограничение свободы ребёнка в его собственной среде, например, ребёнка закрывают в шкафу, оставляют одного в комнате.
- Взрослые не разрешают ребёнку общаться, играть со сверстниками.
- Ребёнок постоянно находится в одних и тех же помещениях, ему не обеспечивается приток новых впечатлений, стимулирующих развитие.
- Ребёнок лишён возможности получить соответствующий опыт социального общения, ему запрещают самому строить отношения, дружить, что часто приводит к депрессии.
- Изоляция очень часто связана с другими видами насилия, особенно физическим.
4. Терроризирование
- Родители (опекуны) выбирают одного ребёнка, которого критикуют и наказывают.
- Ребёнка высмеивают за проявление эмоций.
- Предъявляют к ребёнку требования, не соответствующие его уровню развития или не понятные ему.
- Ребёнку угрожают, что его бросят, побьют, изуродуют ит.п.
- Ребёнка воспитывают на страшных историях с плохим концом.
- Заставляют что-либо делать с помощью запугивания.
- Ребёнок находится в небезопасной, угрожающей среде, где он, к примеру, становится свидетелем насилия или жестокости по отношению к близким.
5. Безразличие, равнодушие
- Родители не реагируют на проявление ребёнком жестокости, насилия по отношению к другим людям, животным. Позволяют быть свидетелем сцен насилия.
- Безразлично относятся к употреблению ребёнком алкоголя, наркотиков.
- Допускают просмотр ребёнком порнографических материалов, участие в антисоциальной деятельности ( азартные игры, воровство, проституция ).
6. Эксплуатация
- Взрослые используют ребёнка для реализации своих, а не его потребностей (например, перекладывание на ребёнка ведения домашнего хозяйства, присмотр за младшими детьми)
- Использование детей для зарабатывания денег в своих интересах.
7. Несоответствующее контролирование может выражаться в трёх различных вариантах
- Недостаточный контроль – ребёнок подвергается риску навредить себе или другим.
- Чрезмерный контроль лишает ребёнка возможности самоутвердиться и нормально развиваться, исследуя среду и себя.
- Неадекватный контроль (то слишком много, то мало) приводит к проблемам в поведении ребёнка, т.к. вызывает растерянность и непонимание ситуации, беспокойство. Страдает также интеллектуальное развитие.
8. Унижение
- Ребёнок чувствует себя так, как о нём отзываются взрослые, а не соответственно истинному положению вещей. Это ограничивает ребёнка, занижает его самооценку, не позволяет реализовать свой потенциал.
9. Безжалостность
- Ребёнок должен ощущать себя в безопасности и любви, чтобы познать мир и построить с ним гармоничные взаимоотношения.
- При безжалостном отношении мир для него становится непонятен, и страдают все сферы обучения – социальная, эмоциональная, интеллектуальная.
10. Непоследовательность
- В основу обучения кладутся отношения между взрослым и ребёнком.
- Если во взаимоотношениях с ребёнком взрослый последователен, ребёнок легко усваивает, что у каждого действия есть определённые последствия.
- Последовательность позволяет ребёнку быть уверенным, что его потребности будут удовлетворены.
- Если воспитатель непоследователен по отношению к ребёнку, ребёнок не способен учиться, при чём страдают все сферы обучения.
11. Холодность в отношении к ребёнку
- Дети строят отношения с окружающим миром через свои самые ранние отношения с родителями.
- Если отношения с родителями строятся на тепле и любви, то и мир дети воспринимают, как безопасное место, которое стоит познавать и исследовать.
- Если родители относятся к ребёнку холодно, дети видят окружающий мир ненадёжным и не доверяют ему.
- Ощущая холодность со стороны родителей и воспринимая мир злым и ненадёжным, у детей появляются проблемы в построении отношений с людьми. Дети чувствуют себя недостаточно уверенно, чтобы успешно учиться, исследовать и познавать новое.
12. Деградация
- Обвинения
- Высмеивание
- Обзывательства
Вербальное насилие является, пожалуй, самым тяжёлым его видом, т.к. чаще всего остаётся нераспознанным, и поэтому ни ребёнок, ни родители не получают своевременной профессиональной помощи. Другие виды насилия можно распознать по физическим следам (синяки, раны), по рассказам ребёнка. Вербальное же насилие диагностировать особенно трудно. Ребёнок может долго не проявлять никаких признаков-индикаторов, характерных для пострадавшего. Тем не менее, на психике ребёнка остаются крайне глубокие следы, разрушается идентификация и самооценка, он становится замкнутым и неуверенным.
Неуверенные в себе дети боятся, сто не смогут выполнить задания хорошо, и от этого приступают к ним в состоянии беспокойства и тревоги. Считая себя хуже остальных и боясь быть отвергнутыми, они с трудом находят общий язык со сверстниками.
Итак, для того чтобы наши дети ставили себе достойные цели, с радостью и без особых затруднений прилагали достаточно усилий для их достижения и в результате добивались успеха во многих видах деятельности, следует воспитывать у них чувство самоуважения и уверенности в себе. Для воспитания этих качеств у ребенка можно задействовать различные источники и механизмы.
И в первую очередь, это обратные связи со стороны других людей — те мнения, отношения и оценки, которые другие люди дают ребенку. Они могут быть в виде позитивных или негативных слов, либо в виде взгляда (внимательного и одобряющего либо невнимательного и равнодушного), в виде движения (радостного, навстречу ребенку либо равнодушного прохода мимо него), в виде ласкового касания либо удара. Другими словами, направленные ребенку слова, взгляды, жесты, движения, интонации — все это обратная связь. Ребенок впитывает, присваивает (интериоризирует) эти обратные связи. Используя их, он строит свое самоуважение. Если обратные связи позитивны, то они обеспечивают формирование высокого самоуважения, если негативны — низкого. Из всех людей, окружающих дошкольника, особое значение для формирования его самоуважения имеют родители, особенно мать, и люди, с кем он часто общается, в т. ч. воспитатель и другие дети из группы детского сада.
Следует помнить, что позитивные связи с ребенком должны подчиняться трем условиям. Они должны быть конкретными, искренними и правдивыми. Это может быть обозначено как правило, которым следует пользоваться для воспитания у ребенка здорового самоуважения. Хвалить искренне за то конкретное, что получилось действительно хорошо. Например: "Хорошо рассказал стихотворение, ты уже научился рассказывать с выражением, показывать голосом то, о чем рассказываешь. Такие оценки побуждают ребенка к анализу своей деятельности, показывают ему, что мы видим и ценим его успехи. Вместе с тем они готовят его к адекватному восприятию неизбежных отрицательных оценок, что будет стимулировать дошкольника к совершенствованию своих умений.
Именно самоанализ и самонаблюдение являются еще одним источником развития самоуважения. Анализируя результаты собственной деятельности, ребенок выносит им оценку, на основании которой его самоуважение растет или, наоборот, падает. Например, рисунок, нравящийся ему самому, поднимет и уровень уважения к себе, тогда как неудавшийся прыжок через ручеек, напротив, снизит его.
Очевидно, что взрослый может регулировать этот процесс. Для этого нужно лишь по чаще обращать внимание ребенка на его удачи, но не прямо, а задавая наводящие вопросы.
Работая над формированием уверенной в себе личности, педагогу также важно учитывать два принципа — принцип меры и принцип системы. В основе принципа меры лежит тот факт, что любое личностное качество хорошо в определенной степени развития. А принцип системы основан на том, что ребенок должен уважать не только себя, но и других людей.
Уважайте чувства и мысли своего ребёнка. Ребёнок такой же человек, как и взрослые, и так же заслуживает уважения и позитивного отношения к себе.
Приложение 1
Игры, способствующие развитию коммуникативных навыков и
социальной уверенности
«Наши помощники»
Сегодня нам очень нужны будут глаза и уши, руки и нос. Не забыли ли вы о них? Проверим все ли на месте:
Рот, нос, голова, руки, уши и глаза.
Плечико, плечико, шея, грудь и про животик не забудь.
Дети показывают их указательными поглаживающими движениями.
«Приветствие»
Приветствуем друг друга ладошками. Разминка для ладошек: жили - были две ладошки, две сестрички – правая и левая. Они любили вместе бегать по траве. Танцевать, играть. Иногда они обнимались, потому что очень любили друг друга.
Показываем ладони, сгибаем руки в запястье. Потираем ладони, прикасаемся поочередно кончиками парных пальцев правой и левой руки, растираем кулачком одной руки ладонь другой по часовой стрелке. Прижимаем ладони друг к другу и делаем «замок».
«Солнышко»
Дети стоят или сидят по кругу, под пение передают друг другу двумя руками мягкий желтый мячик.
Ходит солнышко по кругу,
Дарит деточкам свой свет,
А со светом к нам приходит
Дружбы солнечный привет!
«Кто же это был?»
Водящие (2-4 человека) выходят из комнаты. Остальные дети сидят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга, закрыв глаза. Воспитатель за пределами круга. Он прикасается к спине одного ребенка, который выходит в центр, садится на пол на пятки, округлив спину, руки кладет на колени, опускает голову. Воспитатель накрывает его шалью. Дети зовут водящих словами: «Угадай поскорей кто там из твоих друзей?» Водящие ощупывают ребенка и отгадывают кто это. Важно обратить внимание детей на то, что прикосновение к ребенку, который находится под платком, должны быть мягкими, приятными. У ребенка можно спросить, догадался ли он, кто к нему прикасался.
«Ласковый платок»
Дети на полу, сидя на пятках друг за другом, воспитатель с платком сзади. Он укрывает платком плечи сидящего впереди ребенка, ласково прикасаясь к нему, и шепчет «пожелание» платка, например: «Погладь по плечам, по спине, по голове». Ребенок должен накинуть платок сидящему впереди и выполнить «пожелание» платка – погладить по плечам. Когда платок доходит до конца ряда и возвращается к воспитателю, вид пожелания меняется.
«Олененок»
Водящий сидит в центре круга с закрытыми глазами. Олененок подходит к нему, прикасается пальчиками (взрослый говорит ребенку-олененку, сколько пальчиков должно дотронуться до ведущего) и возвращается в круг. Водящий отгадывает, сколько пальчиков прикоснулись к нему. Остальные поют песню:
Вот олень копытом бьет.
И рогами он трясет.
Угадай-ка поскорей,
Сколько на рогах ветвей.
Перед игрой необходимо поговорить с детьми о характере прикосновения: силе нажима пальчиком, постепенности движения.
«Моргалки»
Дети стоят в кругу. Ведущий моргает определенное количество раз. Тот, кто стоит рядом со мной, поворачивается и моргает столько же раз. Так «моргалку» предают по кругу. Важно внимательно смотреть на своего соседа и не ошибиться: моргнуть столько же раз.
Раз, два, три – начни!
«Акула»
Все играющие плавают в «море». По сигналу: «Акула!», дети объединяются в группы по два-три человека. Акула ест только одиночек. Акула – водящий выводит такого игрока на сушу, и игра продолжается.
«Здравствуй, носик»
Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает им поздороваться друг с другом различными частями тела, лица: носиками, щечками, ушками, локтями и т.д. Каждый ребенок здоровается с двумя ближайшими соседями – слева и справа.
«Кто у нас хороший»
Дети выбирают одного ребенка, который встает в центр круга, и приговаривают:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
(Имя ребенка) хороший.
……………… пригожий.
…………….... подойди,
Мое имя назови!
Ребенок подходит к кому-либо из детей, называет его по имени. Тот, чье имя он назовет, становится в центр круга. Игра повторяется.
«Фотографии друзей»
На столе разложены фотографии детей группы. Ребенку предлагается взять 2-3 из них и объяснить, почему он выбрал их, описать, в какой момент запечатлен сверстник, какое у него настроение, с чем оно связано, рассказать о свеем друге и почему он с ним дружит.
«Комплименты»
Детям предлагается игра, в которой каждый услышит от сверстников самые лучшие слова о своей внешности, характере, поведении. Ребенок садится в центре круга на красивый стульчик. Дети по очереди говорят комплименты. Затем ребенок высказывает благодарность. Дети обмениваются опытом о том, как приятно им было слушать комплименты сверстников.
«Кто я?»
Ребенку предлагается ситуация, когда он очутился в другой галактике. Его окружили инопланетяне и с интересом рассматривают, хотят узнать: «Кто ты?» Ребенок должен ответить как можно полнее.
«Магазин подарков»
Ребенок представляет, что он попал в магазин подарков. Ему предлагают выбрать подарки всем, кому он захочет, и рассказать, какой кому подарок он сделает и почему. Следует помочь детям выбирать подарки, ориентируясь не только на свое желание, но и на ожидание тех, кому подарки предназначены.
Литература:
- http://m.nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/02/21/konsultatsiya-dlya-vospitateley-vospitanie-u-doshkolnikov
- http://www.resobr.ru/article/4662-vospitanie-u-doshkolnikov-samouvajeniya-i-uverennosti-v-sebe
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/02/21/konsultatsiya-dlya-vospitateley-vospitanie-u-doshkolnikov
- http://www.lvrach.ru/2006/05/4533858/
- http://www.tvoyrebenok.ru/speech_infringements.shtml
- http://cyberleninka.ru/article/n/rol-semi-v-obuchenii-i-vospitanii-rebenka-s-obschim-nedorazvitiem-rechi
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство коррекции психо-речевого недоразвития детей с ЗПР.
Данный материал раскрывает роль театрализованной деятельности в развитии детей с психо-речевыми недостатками....
Интерактивная доска как инновационное средство коррекции речевого недоразвития.
Интерактивная доска как инновационное средство коррекции речевого недоразвития...
Использование элементов сказкотерапии в коррекции речевого недоразвития
Использование элементов сказкотерапии в коррекции речевого недоразвития...
Коррекция устной речи детей при общем недоразвитии речи II-III уровня речевого развития
Логопедическая работа по формированию у ребенка грамотного произношения звука Ч на лексическом материале....
«Интерактивная доска как инновационное средство коррекции речевого недоразвития»
Сегодня все педагоги озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС.С его введением изменился подход...
Дневник взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по коррекции речи детей 4-го года жизни с речевым недоразвитием.
В Дневнике взаимодействия учителя-логопеда обобщен опыт работы автора с детьми трех— четырех лет, страдающими задержкой речевого развития....
Дневник взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по коррекции речи детей 5-го года жизни с речевым недоразвитием.
Эффективность коррекционно-речевого процесса в группах для детей с нарушениями речи значительно повышается в том случае, когда работа по закреплению правильных речев...