Особенности общения и организация игр и занятий в домашних условиях для детей ограниченными возможностями по слуху
консультация по коррекционной педагогике по теме

Оксана Леонидовна Чуркина

Рекомендации для родителей по организации игр и занятий с детьми  с ограниченными возможностями по слуху в домашних условиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности общения и организация игр и занятий

 в домашних условиях

для детей ограниченными возможностями по слуху

    Главная задача всех взрослых – создать теплые, доверительные отношения с ребенком и установить близкий контакт. Если ребенок чувствует себя комфортно с окружающими его людьми, если ему приятно и спокойно в присутствии нового взрослого, то он с удовольствием воспримет и поддержит любую предложенную ему игру

Эмоциональность и мотивация.

    При формировании положительной мотивации необходимо учитывать все потребности ребенка. Мотивация направлена на желание активно общаться, выполнять упражнения – слушать, говорить, носить аппарат.

Закрепляет положительные навыки и привычки поощрение. Действие поощрения основано на побуждении положительных эмоций. Оно создает уверенность, приятный настрой, повышает ответственность. В тоже время неумелое и неуместное поощрение может приносить вред обучению. Следовательно необходим индивидуальный  и личностный подход.

Способы поощрения:

- Похвала, одобрение, ободрение

 Одобрение  - простейший вид поощрения. Его можно выразить жестом, мимикой. Хвалить следует за приложенные усилия, а не за то, что дано ему от природы. В таком случае ребенок будет стремиться закреплять успех и повторять упражнения.

- Соревнование.

Метод соревнования основан на том, что детям присуще стремление к соперничеств, первенству. т. е.  – утверждение себя среди окружающих – врожденная потребность человека.

- Награждение

Выбрать награждения остается за взрослым. Это может быть игрушка, наклейка, угощение, игра или на ваш выбор.

Совместная деятельность

Взрослый приветливой улыбкой, выразительной мимикой, характерными естественными жестами лучше настроит ребенка на выполнения упражнений, чем специфическое навязчивое изучение правил. Совместные занятия взрослого с ребенком рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием развивают моторику и помогает закрепить новую лексику посредсвом  включения различных тем.    

   Необходимо помнит, что слухоречевое развитие ребенка заключается не только в проведении специальных занятий, но и закрепление материала в течении всего дня., во время обычных домашних делах, играх с ребенком. Важно использовать любой момент для закрепления материла и развития ребенка.

Используйте весь день каждый день.

    Устная речь звучит постоянно во время ежедневных режимных моментах: одевание, мытье рук, уборка комнаты, прием пищи и т.п. речь взрослого и ребенка должна звучать всегда. Так язык будет усваиваться ребенком естественным образом. Даже очень короткое занятие – это помощь в слухоречевом развитии ребенка

Длительность занятий разная для детей по возрасту. Постепенно длительность занятия увеличиваются.

Важно занятия продолжать проводить во время выходных и на каникулах. Лучший результат достигается при ежедневных занятиях. Необходимо регулярно повторять ранее изученный материал. Важно во время проведения занятий создать ребенку положительный настрой у ребенка и не допускать переутомления. Лучше дать отдохнуть ему и затем продолжить.

Развивающая среда

Известно, что бессознательно дошкольник воспринимает информацию гораздо больше, чем осознано. Эта особенность детей, когда информация, не анализируя, как на пленку записывается  называется «впитывающим сознанием».  Это касается информации об окружающем мире, людях, моделях поведения и прочее. Именно эти знания образуют основу будущих знаний и сознательного опыта ребенка.

    Важно организовать среду вокруг ребенка так, чтобы она максимально обеспечивала условия для его полноценного слухоречевого развития во всех видах детской деятельности. Создать «среду обитания», обогащенную развивающим материалом – важнейшая часть реабилитации.

Это могут быть: природа и ее объекты, культурное развитие, физкультурно – развивающее оборудование, игры и игрушки по видам, музыкальные атрибуты…..

Частая смена  деятельности и многократность повторений.

Для лучшего слухоречевого развития важна многократность повторений (действий и речи). Сами занятия должны включать многократные повторения материала.

    За одно занятие, необходимо выполнять с ребенком несколько упражнений. Частая смена деятельности на одном занятии способствуют активной и плодотворной работе во время занятия. При этом рекомендуется подбирать упражнения, которые сменялись в разных видах деятельности. (Сидение за столом должно сменяться двигательной активностью и наоборот).

Самое главное в жизни ребенка то, что обеспечивает поддержание его адекватного соматического и психического здоровья – это режим дня. Организация подъема, питания, проведения культурно- гигиенических навыков, занятий – ребенок знает последовательность  - это минимизирует процесс при возникновении непредвиденной для ребенка ситуации, помогает ему организоваться  жизни и во времени. По этому, рекомендуется организовывать занятия в строго определенное время.

Составлено по материалам статьи из журнала «Я слышу мир»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности общения педагога с детьми на разных возрастных этапах. "Трудные дети". Пути взаимодействия.

Что такое общение? Какие мотивы стоят за этим понятием? Почему  взрослому нужно учитывать возраст ребёнка при общении сним? Как самостоятельно определить возрастные нормы в общении с ребёнком?Учи...

Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей ограниченными возможностями здоровья.

Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение.Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм умственно отсталого ребе...

"ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Люди на свет рождаются разными:Непохожими, своеобразными.Чтобы других ты смог понимать,Нужно терпенье в себе воспитать.Нужно с добром к людям в дом приходить,Дружбу, любовь в своем сердце хранить!...

Выступление с докладом на тему: "Особенности работы инструктора по физической культуре в ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС"

Необходимым условием эффективного развития детей с ограниченными возможностями здоровья является их физическое развитие. Основной целью проведения физкультурных занятий с детьми с ОВЗ является фо...